Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


15.09.08.
Выпуск 227

«Я могу рассказать вам факт из собственной моей жизни, когда я неминуемо должен был заразиться болотной лихорадкой и только решительным усилием воли отогнал от себя болезнь» - ГЁТЕ И.В. (1749-1832 гг.)

 

СКРЯБИН Александр Николаевич (1872-1915)

Русский композитор и пианист

 

Пусть лучше приподнятость, но не обыденщина. Искусство должно преображать жизнь.А. Н. Скрябин

Родился 25 декабря 1871 года в Москве в семье, принадле­жавшей к московской дворянской интеллигенции. Многие представители рода Скрябиных были военными: прадед, дед, дядья. Но отец композитора, Н. А. Скрябин, посвятил себя сначала юриспруденции, а затем дипломатии. Мать была про­фессиональной пианисткой, блестяще закончившей Петер­бургскую консерваторию. Она умерла, когда мальчику было всего 2 года. Отец, позднее женившись на итальянке, лишь изредка приезжал в Россию и эпизодически встречался с сы­ном. Все воспитание мальчика взяли на себя мать отца Елиза­вета Ивановна и ее сестра Мария Ивановна, а также сестра отца Любовь Александровна, заменившая умершую мать.

Будущий композитор в детстве был спокойным, хрупким, любознательным мальчиком. К семи годам он умел хорошо читать и писать. Незаурядная музыкальная одаренность проявилась уже в раннем возрасте: по слуху легко воспроизво­дил один раз услышанную мелодию, подбирая ее на рояле или других инструментах; с пяти лет мальчика стали брать в опер­ный театр. Летом на даче он даже организовал собственный «оркестр», а сам «выступал» в качестве дирижера. Из музы­кальных инструментов особо выделял рояль, буквально про­тирал педалями подошвы на обуви, часами играя на нем. Кро­ме игры на рояле он заинтересовался и его устройством, смастерив самостоятельно миниатюрную модель.

По семейной традиции, да и по собственному желанию, он был определен в Кадетский корпус (1882-1889) и оказался первым по успеваемости учеником» От ряда специальностей он был освобожден, но с увлечением занимался гимнастикой, сознавая свое недостаточное физическое развитие. Его музы­кальное дарование заметили и в Кадетском корпусе, за что Скрябин снискал уважение не столько учителей, сколько со­товарищей. В возрасте 11-12 лет появились его первые сочи­нения.

Первыми музыкальными педагогами Скрябина были Г. Конюс и Н. Зверев, а уроки теории музыки он брал сначала у Танеева. Еще учась в Кадетском корпусе, он без экзаменов в 1888 году был принят в Московскую консерваторию в класс контрапункта к Танееву и одновременно в класс фортепиано к В. Сафонову. Пытаясь в совершенстве овладеть техникой игры на фортепиано, он переиграл правую руку, и врачи ка­тегорически заявили, что это непоправимо. Но Скрябин не сдался: он поехал лечиться кумысом в самарские степи, по­том начал делать специальные упражнения для руки и посте­пенно смог снова вернуться к пианистической деятельности. Уже в этот период времени он выступал с концертами в ряде городов России. Выдающиеся способности пианиста были отмечены по окончании в 1892 г. Московской консерва­тории золотой медалью. Только учась в консерватории он со­здал более 50 различных пьес для фортепиано. Были изданы некоторые его произведения, вызвавшие интерес в музыкаль­ном мире.

В 1894 году Скрябин знакомится с М. Беляевым — бога­тым лесопромышленником, страстным любителем музыки и меценатом, владеющим собственным музыкальным издатель­ством. Отныне произведения Скрябина выходили только в беляевском издательстве и особо оплачивались высокими го­норарами. Благодаря Беляеву Скрябин познакомился с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым.

В 1895-1896 годах именно Беляев организовал гастроль­ную поездку Скрябина по городам России, а затем и по стра­нам Европы — Бельгии, Германии, Швейцарии, Италии, Франции.

В Париже он бывал неоднократно, а в 1898 году выступил там уже со своей женой — пианисткой Верой Ивановной Скря­биной (урожденной Исакович), на которой женился незадол­го до этого.

Чтобы поправить материальное положение, Скрябин при­нимает предложение руководить фортепианным классом в Московской консерватории (1898—1903). Его тяготила педа­гогическая деятельность, но, если у ученика проявлялись ка­кие-либо дарования или особая чуткость к музыке, он был незаменимым учителем. В этот период он сочиняет множество миниатюрных произведений для фортепиано, из крупных — три сонаты, Концерт для фортепиано с оркестром. В 1899-1901 годах сочиняет Первую (названную Сафоновым «новой библией») и Вторую симфонии.

На художественные взгляды композитора повлияло увле­чение философией и вступление в члены московского Философ­ского общества. В итоге сформировались довольно сложные взаимоотношения между общим мировоззрением Скрябина и его музыкальным творчеством. Задумав оперу «Мистерия», постоянно расширяя и углубляя ее замысел, он до конца жиз­ни откладывал ее музыкальное воплощение, понимая в глуби­не души ее реальную неосуществимость. В ней объединились бы музыка, слово, танец, краски, даже ароматы. Исполнение этого произведения должно было, по его мысли, изменить лицо мира, способствовать исчезновению зла, страдания и воцарению светлой, праздничной жизни людей. Это была, конечно, утопия 1903 год ознаменовался изменениями внешних условий жизни: Скрябин уходит из консерватории. Благодаря ежегод­ной денежной субсидии, выплачиваемой М. Морозовой — ме­ценаткой и почитательницей таланта композитора, он полно­стью отдается творческой работе и в феврале 1904 года на несколько лет уезжает за границу.

1903-1908 гг. — период творческого расцвета композито­ра. Он живет в Швейцарии, посещает Францию, Италию и Бельгию, Голландию, Америку. Выступления проходят с грандиозным успехом. Здесь он создал важнейшие произве­дения — три симфонии и несколько одночастных симфони­ческих произведений. В этот период он расстается с В. Исако­вич и женится на Татьяне Федоровне Шлецер — племяннице профессора Московской консерватории.

В Швейцарии, куда он переехал вместе с женой и первым ребенком — дочерью Ариадной, он не мог не реагировать на революционные события в России. Здесь же он знакомится с Г. Плехановым (1906).

Смерть издателя Беляева значительно сократила матери­альные доходы семьи, и Скрябин был вынужден вновь занять­ся исполнительской деятельностью. С концертами на три ме­сяца он едет в Америку.

С возвращения Скрябина на родину начался новый, за­ключительный, этап его творчества. Его известность во вре­мя отсутствия возросла. Особо публика отмечала исполнение «Поэмы экстаза», написанной за границей: она вызвала рез­кое расслоение среди слушателей, не всегда способных понять новизну в творчестве композитора. Главное же внимание ком­позитор уделяет созданию грандиозного сочинения, призван­ного изменить мир, преобразить человечество. Так возникла синтетическая поэма «Прометей» с участием громадного ор­кестра, органа и с использованием световых эффектов. В пар­титуру «Прометея» (1910) впервые в истории музыки была введена световая строка, предназначенная для придуманной Скрябиным световой клавиатуры.

С 1910 г. Скрябин поселился в Москве, выезжая с концер­тами в Нидерланды (1912) и Великобританию (1914) и испол­няя только свои произведения.

Петроградский концерт 1915 года стал последним для ком­позитора. Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым и 20 апреля слег. У него появился карбункул на губе. Нарыв оказался злокачествен­ным, вызвав общее заражение крови. Несколько операций оказались безрезультатными, и 27 апреля композитор скончался в возрасте 43 лет.

В 1922 году в помещении последней квартиры Скрябина создан музей композитора.   



О НАСУЩНОМ

Закончился длительный  период поездок. 8 августа я вылетел в Швейцарию, где пробыл 2 недели (10 дней в Давосе – участие в первенстве Европы по шахматам среди сеньоров, затем 4 дня  отдых в Цюрихе), далее неделя в Подмосковье (Большой мастер-класс 29-31.08.08.) Возвращение на день домой и отлет в Казахстан  2 сентября (Астана, далее в Боровое).   5-7 сентября три мастер-класса.  10 сентября возвращение домой. Впечатлений, разного рода непредвиденных ситуаций, требовавших мгновенных реакций и прочее, и прочее – уйма.  Постепенно вхожу в привычный  ритм жизни.

После Швейцарии найдены новые приемы на всех ступенях. Думаю, что это связано с невероятными обстоятельствами при импровизированном штурме высоты  JAKOBSHORN 1000 Метеr uber DAVOS 10 августа. Состояние духа после  моей   победы во втором туре  чемпионата было таковым, что я отважился на такой подъем. Туристы, которых я встретил примерно на полпути к высоте, отговаривали меня, а потом объяснили, как лучше и безопаснее добраться до верха. Ориентир простой – большое здание на верху горы, с которой зимой горнолыжники начинают спуск. В здании мини гостиница. Здесь же и подъемник. Тогда я еще не знал, что он действует не только зимой, но и в отдельные дни летом. Этот подъем занял у меня около 3 часов. Когда казалось, что сил уже нет,  тогда я включал примарный тон, делал по 10-20 шагов, отдыхал 20-30  секунд с примарным тоном и шел дальше. Здесь я  увидел для себя  новую роль голоса.  Вспомнились бурлацкие песни, в том числе и «Э-ЭЙ Ухнем!»  Потом я догадался, как самое рациональное из этих «страданий» применить в практических занятиях. Применил в Подмосковье и в Казахстане. Получилось великолепно. В следующем издании самоучителя это будет описано. Сейчас же пока только для участников тренингов.

Ближайший мой мастер-класс будет в Питере 28 сентября. Но первый ряд, по данным Кирилла уже заполнен. Но пока не все внесли предоплату. Поэтому, кто подсуетится может  опередить записавшихся, но не заплативших.  

 

Форос – 1-7 октября

Запись до 24 сентября +7 911-973-05-25

 Информация на сайте www.goloslogos.ru

 

Казахстан (Астана) 14-16 ноября. После 7 сентября пошла цепная реакция от участников прошедших тренинг (5-7.09.08.).  Во второй день у одного участника произошло удивительное для медицины явление. Об этом в следующей рассылке.  Первый ряд уже заполнен. Остается второй ряд, который в принципе безразмерен (хоть 100 человек).

 

Запись тел./факс: +7 (717-2) 940-813 Наталья

моб.:        +7 701 999 8161

                +7 705 564 5525

Эл. Почта  Nataliya Nigmatulina n_nigmatulina@goodwill.kz

 

Будьте в Голосе!

Владимир Багрунов

 

 

 

 

 


В избранное