Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.


15.05.09.
Выпуск 174
« Первый внешний признак внутренней гнилости в человеке – есть стремление отлынивать от работы и праздношататься: торчать без цели на перекрестках, быть готовым идти куда угодно при встрече с кем-нибудь, толкаться по многим местам охотнее, чем оставаться в одном, не делать ничего особенного в данный момент, не собираться сделать массу важных вещей завтра или послезавтра» - Диккенс.

Глава XXIII Проклятия лености.
Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»


БАХ Иоганн Себастьян (1685-1750)
...Наступит время, когда про него скажут, как говорят про Гомера: «Это не один человек сотворил, а многие».
Антон Рубинштейн
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком городке в Тюрингии.
Далекие предки композитора были ремесленниками, и любовь к музыке они сочетали с другими, более «прозаическими» занятиями. Родоначальник семейства Бахов — Фейт Бах был булочником, но наибольшую радость ему доставляла игра на цитре. Среди ближайших отпрысков Фейта Баха встречаются уже музыканты-профессионалы.
В течение двух столетий по Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само имя Бах сделалось синонимом музыканта.
От своих предков Иоганн Себастьян унаследовал вместе с музыкальным даром свой внешний «мужицкий» облик, сочный, здоровый юмор, любовь к смеху и забавным шуткам.
Отец Иоганна Себастьяна, так же как его дед, как его дяди и братья, как он сам, был профессиональным музыкантом. Мать Баха Елизавета — дочь ремесленника-скорняка из Эрфурта, в детстве пасла овец и с раннего возраста познала труд. Из восьми детей, родившихся от брака Иоганна Амвросия и Елизаветы, в живых осталось только четверо, и Иоганн Себастьян был самым младшим.
Первым учителем музыки был отец, обучавший мальчика игре на скрипке. Поступив в школу, Иоганн Себастьян начал петь в ученическом хоре.
На десятом году жизни Иоганн Себастьян остался круглым сиротой: в 1694 году умерла мать, а вскоре скончался и отец.
Иоганна Себастьяна вместе с другим братом, Иоганном Якобом, взял на воспитание старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но он был нечутким музыкантом и черствым человеком. Занятия не удовлетворяли Себастьяна. Иоганн Христоф хранил в своем шкафу сборник, составленный из произведений знаменитейших композиторов того времени. Просьба Себастьяна позволить познакомиться с этими композициями была братом категорически отвергнута. Тогда мальчик решается на следующее: ночью, когда все спали, он доставал из закрытого решетчатой дверцей шкафа книгу и переписывал в свою тетрадь заинтересовавшие его сочинения. Писать приходилось при лунном свете, так как не было возможности достать свечу. Шесть месяцев продолжалась эта изнурительная ночная работа, на всю жизнь испортившая Иоганну Себастьяну зрение. Переписывание уже подходило к концу, когда Себастьян невзначай был застигнут на месте преступления. Никакие мольбы не остановили суровой расправы: тетрадь была отобрана.
В Ордруфе Бах учился в лицее. Школьные успехи Иоганна Себастьяна были превосходны. Но особенно он умел сосредоточиваться на музыкальных занятиях, тем более что пение в ученическом хоре приносило заработок, который облегчал его положение в многодетной и малоимущей семье.
С юношеских лет Иоганн Себастьян пользовался репутацией первоклассного виртуоза. Он неоднократно предпринимал артистические путешествия по городам Германии; его слава органиста и клавесиниста с годами все ширилась. Об этих поездках сохранилось мало сведений, но известно, что около 1714 года Бах был в Касселе и игрой на органе привел слушающих в такое восхищение, что присутствовавший при этом будущий король Швеции подарил ему драгоценный перстень.
Путешествия артиста часто были сопряжены с экспертизой органов, так как Бах считался одним из лучших знатоков механизмов и устройства этого инструмента. В декабре 1714 года Иоганн Себастьян выехал в Лейпциг, чтобы исполнить одну из своих кантат, и во время службы играл на органе. Дважды он был в городе Галле — родине его современника Генделя. Артистическим триумфом Баха можно назвать его пребывание в Дрездене в 1717 году. Бах был вызван в столицу для участия в своеобразном поединке с лучшим органистом города Луи Маршаном. Накануне назначенного дня состоялась их " встреча и предварительное знакомство. В одном из дворцовых концертов оба играли на клавире. Бах импровизировал столь великолепно и блестяще, что французский клавирист, во избежание полного поражения, в ту же ночь тайно покинул город.
Бесспорное превосходство немецкого артиста нисколько, однако, не отразилось на его судьбе. За победу в поединке Баху даже не заплатили.
Бах был очень скромен и никогда не кичился выпавшими на его долю успехами. Когда его спрашивали, как он достиг такого искусства, он искренно и просто отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
После блестящего триумфа в Дрездене возвращение в Веймар заставило композитора еще острее почувствовать унизительность своего положения. Несмотря на то что он почти десять лет нес на себе основной груз работ, он все еще продолжал занимать второстепенное место помощника капельмейстера. Всякий раз его грубо и бесцеремонно обходили.
В 1716 году умер придворный веймарский капельмейстер Дрезе. У Баха были все основания рассчитывать на открывшуюся вакансию. Однако пост первого дирижера был первоначально предложен модному композитору Телеману, а когда тот отказался, то назначили все же не Иоганна Себастьяна, а сына Дрезе — бездарного музыканта.
На этот раз терпение Баха переполнилось. Возмущенный, он потребовал отставки. Ответ был вполне в духе княжеских нравов. И приказом герцога Веймарского Вильгельма Эрнеста придворный музыкант был подвергнут аресту, но затем выпущен на свободу.
В этот период им созданы творения, превосходящие все, что когда-либо было написано для органа. В числе многих шедевров — знаменитая «Пассакалия», «Токката и фуга ре минор» и другие».
В конце 1717 года Иоганн Себастьян со своим уже многочисленным семейством перехал в Кетен. Кетенский период — относительно спокойный и мирный в жизни композитора. Он был приглашен к кетенскому двору в качестве «директора камерной музыки ». Времени эта служба отнимала немного, в остальном Бах располагал собой сравнительно свободно и мог сосредоточить силы на творческой работе.
Однообразие тихой жизни в Кетене изредка нарушалось артистическими поездками, предпринимаемыми композитором, или путешествиями с принцем кетенским в качестве сопровождающего лица. В 1720 году, вернувшись после летнего пребывания из Карлсбада, Иоганн Себастьян не застал в живых свою жену, которую похоронили в его отсутствие. Это был неожиданный удар, тяжело поразивший Баха. Он остался один с четырьмя детьми. Старшей дочери в это время было двенадцать лет, младшему сыну — пять.
В1721 году Иоганн Себастьян вторично женился. Брак его с Анной Магдалиной Вюлкен — дочерью трубача из Вейсенфельса — был счастливым. Анна Магдалина, одаренная большой музыкальностью и хорошим сильным сопрано, наделенная к тому же мягким, благородным характером, сделалась верным другом и помощницей великого музыканта. Она была его ученицей в игре на клавире, главной певицей его «семейной капеллы», всегдашней соучастницей домашних музицирований; к тому же она оказывала огромную помощь слабому зрением композитору, переписывая для него ноты. Как память их любви и содружества сохранились два музыкальных сборника, так называемые «Нотные тетради Анны Магдалины Бах». Первая тетрадь относится к 1722 году, вторая — к 1725-му. В них содержатся произведения для клавесина, хоральные обработки, арии для сопрано.
В распоряжении музыканта был лишь плохой маленький орган придворной церкви; таким образом, Бах был ограничен рамками камерной музыки, то есть должен был писать пьесы для сольных инструментов: клавесина, скрипки, виолончели или для оркестрового ансамбля. Тем не менее эти обстоятельства сделались весьма положительным фактором для мощного развития баховского камерного и, в частности, клавирного искусства. Произведения для клавира, написанные в Кетене, не только не уступают шедеврам органного творчества, но даже превосходят их предвидением огромной будущности клавира.
Бах писал для клавира на протяжении всей творческой жизни — в Арнштадте и Веймаре, в Кетене и Лейпциге. Но именно в Кетене композитор достиг того совершенства, которым уже обладал в области органного творчества. Здесь были созданы широко известные французские и английские сюиты, двухголосные и трехголосные инвенции, первый том «Хорошо темперированного клавира», хроматическая фантазия и фуга и другие произведения. К 1722 году относится первый сборник, а в 1744 году композитор закончил второй, и тоже из двадцати четырех прелюдий и фуг.
«Бранденбургские концерты» Баха также созданы в кетенский период.
Поводом к их созданию послужило предложение маркграфа Бранденбургского. Встреча его с композитором произошла в 1719 году во время одной из поездок последнего с принцем кетенским. Познакомившись с музыкой Баха, граф заказал ему произведения для своего оркестра; в 1721 году, то есть через два года, Иоганн Себастьян переслал маркграфу шесть концертов, которые получили название «бранденбургских».
Несмотря на то, что творчество, казалось, всецело поглощало Баха, узость музыкальных интересов, провинциальное убожество всего жизненного уклада в «столице» Кетенского герцогства действовали на него угнетающе. К тому же с годами прибавлялись новые заботы и новые горести.
Беспокоила судьба подрастающих сыновей, которым Бах мечтал дать серьезное образование, возможное только в большом университетском городе. Все чаще он думает о переезде на новое место — в Гамбург, Лейпциг.
Первую попытку Бах сделал в 1720 году. Осенью этого года Иоганн Себастьян поехал в Гамбург, надеясь занять освободившуюся должность органиста при церкви Св. Якова. Но прошение Баха о предоставлении ему свободной вакансии было оставлено без внимания. Вновь великий музыкант и скромный человек был обойден. Через некоторое время он начал переговоры с советниками магистра города Лейпцига.
Со смертью Иоганна Кунау освободилось место кантора при церкви Св. Фомы в Лейпциге.
Бах, неоднократно выступавший в этом городе, признанный выдающимся органистом и импровизатором, решился предложить свою кандидатуру.
Летом 1723 года Бах был утвержден кантором школы Св. Фомы и переехал с семьей в Лейпциг.
В этой должности Бах обязан был силами школы обслуживать главные церкви города, нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Вместе с тем школа находилась в состоянии полного развала и упадка. Со свойственным ему чувством долга и профессиональной гордости он всеми силами старался улучшить положение музыкального дела в школе. Предоставленный в распоряжение кантора оркестр насчитывал в своем составе... восемь человек: четырех трубачей и четырех скрипачей, да и о тех Бах сказал: «...скромность запрещает мне высказываться сколько-нибудь правдиво об их достоинствах и музыкальных знаниях».
Однако никакой поддержки ни в консистории, ни в магистрате кантор не мог добиться. Лучшие ученики разбегались, на просьбу оплачивать участие студентов-любителей, которых Бах привлекал, чтобы усилить хор и оркестр, ответили отказом; в интернат принимали, вопреки мнению кантора, бездарных или безголосых учеников.
Непривычные непочтительность и резкость обращения, смелость критики и содержащихся в ней упреков вооружили против Баха все чиновное начальство. Доведенный отвратительной, низкой травлей до отчаяния, Иоганн Себастьян вновь мечтает о перемене места, об отъезде из Лейпцига.
Некоторое, хотя и кратковременное облегчение наступило для Баха, когда в школе появился в качестве ректора И. Гесснер. Он был высокообразованным человеком, большим любителем античности и почитателем музыки Иоганна Себастьяна. Гесснер всячески старался оградить почитаемого музыканта от бесчисленных неприятностей. К сожалению, в 1734 году Гесснера сменил новый ректор, Эрнести, невежественный и высокомерный педант. Он надменно и зло третирует скромного кантора, вмешивается в его распоряжения, нередко отменяя их и подрывая тем авторитет педагога среди учеников и коллег. Бах мужественно, упорно отстаивает свои права, но состязаться с Эрнести было трудно, ибо тот не гнушался никакими средствами — низкими интригами и подлой клеветой.
В надежде на высочайшее покровительство Бах решает добиваться звания придворного музыканта курфюрста саксонского. С этой целью он сочинил мессу и отправил ее в Дрезден.
Больше трех лет пришлось дожидаться королевской благосклонности. За это время Бах написал для Дрездена еще ряд произведений, предназначенных к королевским празднествам и торжественным дням. Только в конце 1736 года желание Баха наконец осуществилось.
Звание придворного музыканта ничего не принесло Баху и ни в малейшей степени не оправдало его надежд. Тем не менее в первые семнадцать лет пребывания в Лейпциге его духовные, творческие силы достигли той степени зрелости, когда никакие препятствия, никакие невзгоды не могли пресечь или приостановить роскошное цветение его гения.

Период с 1723 по 1740 год — время самой широкой и разносторонней деятельности Баха: композитора, дирижера, виртуоза-исполнителя. С1729 года Иоганн Себастьян взял на себя руководство Collegium Musicum.
Бах неоднократно сам публично выступал в Collegium Musicum в качестве дирижера и солиста. Но и помимо Лейпцига он совершал артистические поездки по другим городам Германии, и они сопровождались неизменным успехом. Издавна завоеванная слава несравненного виртуоза доставляла новые триумфы, привлекала новых почитателей и друзей. Небывалых масштабов и размаха приобретает в Лейпциге композиторская деятельность Баха. В этот период жизни Бах создал самые великие из своих вокальных творений — «Страсти по Матфею», кантаты, мессы, одновременно продолжая писать все новые и прекрасные произведения для клавира, органа, оркестра.
Зрелые вокальные сочинения Баха — это его творческий итог, в них он обобщил весь богатейший композиторский опыт и в творениях немеркнущей, бесконечной красоты предстал, как совершеннейший художник. «Страсти по Матфею» и си-минорная большая месса достойно венчают его творчество.
В последнее десятилетие жизни Иоганн Себастьян заметно утрачивает интерес к музыкально-общественной деятельности. В1740 году Бах отказывается от руководства Collegium Musicum, а также от участия в новой концертной организации, основанной в следующем, 1741 году. Он все больше уходит в себя и, замыкаясь в свой внутренний, недоступный окружающим мир, стремится отгородиться от жестокой действительности. Лишь после неоднократных приглашений, с трудом решился Бах совершить путешествие в Потсдам ко двору Фридриха II, где работал его сын Филипп Эммануил. Результатом этой поездки было появление цикла пьес на одну тему, названного композитором «Музыкальное приношение».
До последних дней Бах продолжал творить, жить звуками и образами своего искусства. Ослепший, прикованный к постели, он диктовал своему ученику и зятю Альтниколю музыку органного хорала «К престолу Твоему».
Зрение ухудшалось с каждым годом, и наконец он заболел мучительной болезнью глаз. По совету друзей, возлагавших большие надежды на искусство одного глазного врача, прибывшего в Лейпциг из Англии, он решился подвергнуться операции, которая, однако, кончилась неудачно. Это было зимой 1749 года. 18 июля 1750 года, за 10 дней до своей кончины, Бах вдруг опять обрел способность видеть и выносить лучи света. Однако через несколько часов после этого его настиг апоплексический удар, повлекший за собой сильную горячку, которую его ослабевшее тело, несмотря на все искусство врачей, не смогло больше побороть.
28 июля 1750 года Иоганн Себастьян умер. Событие это прошло незаметно, не вызвав сколько-нибудь серьезного отклика в музыкально-общественных кругах. Тело Баха было погребено на кладбище при церкви Св. Иоанна; вскоре кладбище сровняли, чтобы проложить мостовую, а вместе с ним исчезло и место последнего успокоения величайшего немецкого музыканта.
В конце прошлого столетия, в 1994 году, на месте бывшего кладбища церкви Св. Иоанна производились раскопки. Во время земляных работ было найдено три гроба. В одном из них оказался скелет пожилого мужчины «не очень большого роста, но крепкого телосложения». Анатомические исследования позволили предположить, что это останки Иоганна Себастьяна Баха. По слепку с черепа скульптор Зейфнер сделал бюст композитора, и поразительное сходство с подлинными портретами подтвердило выдвинутое предположение.
Со смертью композитора память о нем и его искусстве казалась также навсегда погребенной. Лишь небольшое число людей знало музыку Баха, и даже Моцарту и Бетховену были известны далеко не все его произведения. Только в начале девятнадцатого столетия стали появляться некоторые печатные работы о жизни и творчестве забытого музыканта.

Результаты Мастер-классов
Москва 5-6 мая 2007 г.
5 мая
Мастер-класс № 1(до речевой уровень)
участвовало 12 человек.
Мастер-класс № 2 (междометия) участвовало 6 человек.
6 мая
Мастер-класс № 1(до речевой уровень)
участвовало 8 человек.

С целью экономии времени на этих мастер-классах использовались стандартизированные бланки отзывов.
Привожу такой бланк, который занимает всю страницу.
Отзыв об обучении на Мастер-классе № в Школе Природного Голоса Владимира Багрунова
(город, число, месяц, год, часы).
ФИО (паспортные данные по желанию)
Контактная информация
Сравнивая свой голос до обучения и через_____ часа после обучения,
считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения: (в произвольной форме).
Дополнительные комментарии (по желанию)
Желаю (не желаю) продолжить обучение. Нужное подчеркнуть.
Число Подпись
Всего участвовало 26 человек.
Мартовские Мастер-классы в Москве показали, что изменения в голосе происходят уже менее, чем за три часа.
Отзывов накоплено около 600. Поэтому нет смысла все отзывы приводить.
Решено приводить наиболее заслуживающие внимание. Два отзыва было помещено в предыдущем выпуске. Привожу еще отзыв

6 мая
Мастер-класс № 2(междометия)
Демин Алексей Аркадьевич

Голос стал еще ниже, практически бас. Но самое интересное то, что во время обучения голос как-бы прорезался, появился непонятно откуда, причем не напрягаясь, как-то легко, что для меня стало полной неожиданностью. Упражнения выполнялись легко, с удовольствием.
Дополнительные комментарии. Грудь стала резонировать еще сильней. Появилось внутреннее ощущение, что я могу спеть красиво любую песню, хотя никогда до этого не занимался пением, вокалом.
Желаю продолжить обучение. Число. Подпись.

О результатах Питерских Мастер-классов 13 мая 2007 будет рассказано в следующем выпуске.

Предстоящие Мастер-Классы:
23-24 июня 2007 г.
Москва, центр «Позитивной психологии» (495) 350-30-90, 995-20-30. Ставропольская д.14. М. Волжская.
Стоимость участия в мастер-классе 3500 руб. При предоплате до 10 июня предусмотрена скидка 1000 руб.
В стоимость включена книга Азбука Владения Голосом (диск получают перед началом занятия

23 июня 12.00. – 15.00. 1 мастер-класс.
23 июня 16.00. – 19.00. 2 мастер-класс.
24 июня 12.00. – 15.00. 1 мастер- класс.
24июня 16.00. – 19.00. 2 мастер- класс.

Предоплата в центре «Разумный путь» или на счета, указанные на сайте: 1.электронные переводы, 2. счет сбербанка указанный в разделе заочное обучение, 3. почтовым переводом С-Петербург,190008, до востребования Багрунову Владимиру Павловичу.
При оплате через сбербанк к сумме оплаты добавляется сумма равная цифре дня, в который делается предоплата. Это необходимо, так как в сбербанке нет данных о клиенте, поэтому возникают проблемы.
Внимание: участники мастер – классов должны обязательно продублировать свое участие у меня voice@bagratid.com и bageon@mail.ru

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов

 

 

 

 

 

 

 



 



 

 

 


 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 



 



 

 

 

 





 



Пvoice@bagratid.com


В избранное