Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.

21.11.06. Выпуск 159

«Воздержись от осуждения, ибо все мы грешники» Шекспир
Глава XXI Добрые дела.
Из книги Орисон Свет Марден

«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»

Свами Вивекананда «КАРМА ЙОГА»
Глава IV

Что такое долг?
Изучая основы Карма Йоги, необходимо знать, что такое труд, а из этого естественно вытекает вопрос, что такое долг. Принимаясь за что-либо, прежде всего следует выяснить свое отношение к предпринимаемой работе, установить свой долг по отношению к ней. Только при этом условии возможно хорошо исполнить свою задачу. Но понятие о долге, как мы уже видели, у разных народов различно. Магометанин видит свой долг в исполнении предписаний Корана, индус говорит, что его долг изложен в Ведах, а христианин - что его долг то, что предписывается Библией.
Итак, в определенные исторические периоды у всех народов понятие о долге различно. Оно изменяется также в зависимости от положения того или другого лица в обществе. Слово «долг», подобно всякому абстрактному термину, не поддается точному определению, мы можем составить понятие о нем только по его признакам, практическому применению и результатам.
Все, что происходит перед нами, вызывает в нас естественное или выработанное привычкой побуждение реагировать на него так или иначе, и заставляет наш ум обдумывать положение дела. Иногда он находит, что при данных обстоятельствах следует действовать известным образом; в другое же время, даже при тех же условиях признает этот способ действия неправильным. Обыкновенное понятие о долге, независимое от времени, состоит в том, что всякий честный человек следует указаниям своего собственного разума или, как чаще выражаются, в своей совести. Но что же именно возводит то или другое действие в степень долга? Если у христианина есть кусок мяса и он не даст его другому, чтобы спасти того от смерти, он, наверное, почувствует, что не исполнил своего долга. Если же индус осмелится в подобных же условиях дать кусок мяса другому индусу, он вследствие своего воспитания и привычки тоже, наверное, сочтет, что нарушил свой долг. В истекшем столетии в Индии была секта тугое, которые считали своим долгом убивать и грабить всякого, кого только могли; и тот, кому удавалось убить больше, считался, по их понятиям, лучшим. Если бы человек вышел на улицу и застрелил кого-либо, он, наверное, почувствовал бы сожаление о своем поступке, думая, что поступил дурно и нарушил свой долг. Но если тот же человек, сражаясь, как солдат, в рядах своего полка, застрелил не одного, а двадцать человек, то будет напротив очень доволен собой, полагая, что выполнил свой долг замечательно хорошо. Из этого легко видеть, что долг определяется не поступками, а чем-то иным. Поэтому дать объективное меня с явным намерением сильно толкнул какой-то субъект. Когда я спросил, зачем он это сделал, он также сконфузился, рассыпался в извинениях и наконец сказал: «Но вы так одеты». Симпатии этих людей ограничивались тесными пределами их языка и моды. Эти люди, обошедшиеся со мною из-за моего костюма так невежливо, были, по всей вероятности, очень добрыми людьми и, может быть, во всех отношениях хорошими отцами и гражданами, но доброта их натуры исчезала, когда они видели человека, не так как они одетого. К иностранцам везде относятся недружелюбно, потому что они вообще не умеют держать себя в новой обстановке. Вот почему они обыкновенно и выносят ложные впечатления о народах, которых видели. Матросы, солдаты и торговцы ведут себя в чужих краях очень странно, хотя им и в голову не пришло бы делать подобные вещи у себя дома. Может быть, поэтому китайцы и называют европейцев и американцев «чужестранными дьяволами».
Чтобы избежать этого, следует помнить одно: надо всегда стараться смотреть на обязанности других их собственными глазами и никогда не судить об обычаях других рас или людей по своему образцу. «Я не образец для всей Вселенной». «Я должен приспособляться к миру, а не мир ко мне». Эти великие правила следует твердо усвоить. Мы видим, что обстановка изменяет самую природу наших обязанностей; и исполнять надлежащим образом долг, который определен для нас в данное время, - лучшее, что мы можем делать в этом мире. Каждый поставлен в то или иное положение в жизни и должен исполнять обязанности этого положения. В природе человека есть, однако, одно опасное свойство, - он никогда не судит о себе правильно, но часто считает себя достойным занимать трон, как сам король. Между тем, если бы он даже и был способен на это, он должен сначала показать, что вполне исполнил обязанности своего собственного положения, и, когда сделает это, высшие обязанности сами явятся. Пусть человек покажет миру, что он достаточно силен для хорошего выполнения маленькой роли, которая ему дана, и тогда получит другую, высшую.
Когда мы начинаем усердно трудиться, природа толкает нас справа и слева и скоро заставляет найти настоящее свое место. Ни один человек не может долго занимать с успехом положение, к которому неприспособлен. Бесполезно роптать на необходимость приспособляться к природе. Никакая работа не унижает человека. Нельзя ни о ком судить по роду исполняемых им обязанностей, а следует обращать внимание на его характер и настроение, с которым он исполняет свою задачу. Дальше мы увидим, что даже это понятие о долге должно измениться впоследствии и что самый высокий и благородный труд дается только тогда, когда почти исчезает у нас всякое внешнее
побуждение. Трудясь из чувства долга, мы придем к труду без всякой мысли о долге, когда труд производится ради него самого и является своего рода молитвой и даже чем-то еще высшим. Это самый высший идеал труда, и путь к нему лежит через долг. Мы увидим, что философия понятий о долге - выражается ли он в форме этики или любви - та же самая, что и философия йога, задача ее ослабить низшее «я» настолько, чтобы истинное высшее «Я» могло проявить себя в полном блеске своего величия, - сократить растрату энергии на низшем плане существования настолько, чтобы душа могла проявиться на высших и более обширных планах. Это выполняется постоянным отвержением низких желаний, что и составляет наш долг. Вся организация общества развилась - сознательно или бессознательно - путем ограничения низменных себялюбивых желаний, ведущим к безграничному расширению истинной высшей природы человека. С субъективной точки зрения, себялюбие и чувственность ведут к пороку и безнравственности, тогда как бескорыстная любовь и самоуправление развивают добродетель. Это закон долга, вполне установленный. Долг редко бывает сладок. Только когда любовь смягчает его ход, он катится мягко, иначе представляет сплошное трение. Какие родители могли бы без любви исполнять свои обязанности по отношению к детям? Дети - по отношению к родителям, мужья - к женам, жены - к мужьям? Не встречаемся ли мы в жизни каждый день с разного рода трениями? Долг сладок только при свете любви, а любовь сияет только при свободе. А разве свобода в том, чтобы быть рабом своих чувств - гнева, ревности - и массы мелких слабостей, которые каждый день возникают и не могут не возникать в человеке? Во всех этих мелких шероховатостях, с которыми мы встречаемся в жизни, высшее выражение свободы и силы есть сдержанность. Женщины, побуждаемые раздражительностью и ревностью, часто осыпают порицаниями мужей, думая, что обеспечивают тем свою «свободу», и не сознают, что этим только проявляют свою рабскую натуру. То же бывает и с мужьями, вечно находящими недостатки в своих женах.
Целомудрие - первая добродетель в мужчине и женщине. Мужчина, которого - как бы он ни был развращен - не могла бы направить на истинный путь кроткая, любящая и чистая женщина, явление крайне редкое. Этот мир еще не до такой степени плох. Я много слышал во всех странах о чувственности и о развращении мужчин, но личный опыт показал мне, что чувственных и распутных женщин нисколько не меньше. Если бы американские женщины были так добры и чисты, как они постоянно стараются убедить иностранцев, то я не сомневаюсь, что в этой стране не было бы ни одного развратного мужчины. С кем бы тогда мужчины распутничали? Что это за чувственность, которую не могла бы победить чистота и целомудрие? Добрая целомудренная женщина, которая на каждого мужчину, кроме своего мужа, смотрит как на свое дитя и относится как мать, так сильна своей чистотой, что не найдется ни одного мужчины - каким бы скотом он ни был - который не почувствовал бы желания дышать в ее присутствии атмосферой святости.
Каждый муж должен смотреть на всех женщин, кроме своей жены, как на свою мать, дочь или сестру, а человек, желающий быть учителем религии, к каждой без исключения женщине должен относиться как к своей матери. Положение матери - самое высшее в мире, так как на нем мы учимся и упражняемся в самом высоком бескорыстии. Только любовь Бога выше материнской любви, всякая другая - ниже. Долг матери, как и отца, заботиться прежде о детях и уже потом о себе. Но если, наоборот, родители проявляют заботу прежде всего о себе даже в таких мелочах, как пища, берут себе лучшие куски, предоставляя детям остатки, то в результате между ними возникают отношения, которые можно наблюдать между птицами и их птенцами. Последние, как толь¬ко у них выросли крылья, не узнают больше своих родителей. Воистину блажен мужчина, способный смотреть на женщину как на воплощение материнства Бога! Блаженна женщина, для которой мужчина представляет отцовство Бога! Блаженны дети, которые смотрят на родителей, как на воплощенное Божество!
Единственный способ совершенствоваться состоит в исполнении того долга, который у нас под руками, и в укреплении своих сил. Таким образом мы будем все более и более подниматься по лестнице совершенствования, пока не достигнем самого высшего состояния. Нет долга, которым можно было бы пренебрегать. Повторяю опять, что тот, на долю которого выпала работа более скромная, не ниже того, кто призван к более высокому труду; что о человеке надо судить не по роду его обязанностей, но по способу выполнения их. Действительным мерилом человека служит то, как он справляется со своим делом. Башмачник, который может очень скоро сделать пару прочных и изящных башмаков, несомненно, как человек, выше профессора, ежедневно болтающего вздор.
Один молодой санньяси уединился в лесу и там долгое время размышлял, молился и упражнялся в йоге. После двенадцати лет упорного труда и упражнений, однажды, когда он сидел под деревом, ему на голову упало несколько сухих листьев. Он взглянул вверх и, увидев ворону и журавля, которые дрались на вершине дерева, рассерженный вскрикнул: «Это что такое? Как вы смеете ронять мне на голову сухие листья?!» При этом бросил на них такой гневный взгляд, что изглаз его брызнули струи пламени и обратили птиц в пепел. Обнаружив в себе такие йогические способности, что одного его взгляда было достаточно, чтобы сжечь ворону и журавля, он пришел в полный восторг.
Спустя некоторое время ему случилось быть в городе, чтобы добыть хлеба. Подойдя к одной двери, он сказал: «Матушка, дай мне хлеба». На это изнутри дома послышался голос: «Подожди немного, мой сын». Молодой человек подумал: «Несчастная женщина, как ты смеешь заставлять меня ждать. Ты еще не знаешь моей силы!» Едва он подумал это, как из дома опять раздался голос: «Мальчик, не думай о себе слишком много: здесь нет ни вороны, ни журавля». Он был поражен и решил ждать, а когда наконец из дома вышла женщина, упал к ее ногам и сказал: «Матушка, как вы это узнали?» Она ответила: «Дитя мое, я не знаю ни вашей йоги, ни ваших упражнений. Я простая заурядная женщина, а заставила тебя ждать потому, что мой муж болен и я ухаживала за ним, так как это мой долг. Я всю жизнь старалась исполнять свой долг, когда была девушкой - как дочь, теперь, замужем, - как жена. Вот вся моя йога, благодаря которой свет озарил меня и я могу читать твои мысли и знать, что ты делал в лесу. Но если хочешь узнать больше того, что слышал от меня, иди в такой-то город, на ярмарке ты увидишь мясника, и он скажет тебе кое-что такое, чему научиться будет для тебя очень полезно». Саннъяси подумал было: «Зачем мне идти в город, да еще к мяснику?» (Мясники относятся к низшей касте, их зовут чатандалами и к ним никто не прикасается, потому что они убивают животных.)
Но после разговора с женщиной, его ум несколько просветлел, и он пошел, куда ему было сказано. Подойдя к городу, он увидел ярмарку и на ней высокого, тучного мясника, который отрубал огромным топором куски мяса от туши, болтал и торговался с разными людьми. Молодой человек сказал себе: «Господи! Неужели от этого человека я должен узнать истину? Ведь это если не совершенное ничтожество, то, наверное, воплощение дьявола». В это время мясник взглянул на него и сказал: «А, Свами, это ты прислан сюда той женщиной? Присядь, пока я кончу мои дела». Саннъяси сел, подумав: «Что это творится со мной?» Мясник между тем продолжал продавать мясо, а когда окончил торговлю, забрал деньги и сказал саннъяси: «Ну, теперь пойдем ко мне». Они отправились и, когда подошли к дому мясника, тот указал саннъяси место, где подождать, а сам вошел в дом. Дав там отцу и матери умыться и накормив их, он вышел, сел напротив саннъяси и сказал: «Ну, господин, ты пришел, чтобы видеть меня; чем же могу служить тебе?» Саннъяси предложил ему несколько вопросов о душе и о Боге и услышал целую лекцию, составившую затем книгу — Вьядха
Гиту. Книга эта даже в настоящее время чрезвычайно почитается в Индии, так как заключает в себе самые высокие порывы мысли, каких когда-либо достигала метафизика. Вы слышали о Бхагавад Гите, поучении Кришны; так вот, когда прочтете ее, вы должны прочесть и Вьядха Гиту, представляющую собой в сжатом виде самую сущность философии Веданты.
Когда мясник окончил свою речь, саннъяси был вне себя от изумления. «Почему же вы в этом теле? -воскликнул он. - Почему с таким знанием вы пребываете в теле мясника и исполняете такую грязную, мерзкую работу?» - «Сын мой, - ответил чандала, — нет мерзких обязанностей, нет обязанностей нечистых. Мое происхождение, условия и все, что меня окружало со дня рождения, были таковы, что я должен был стать мясником, торговать же научился, будучи мальчиком. Я ни к чему не привязан и стремлюсь как можно лучше выполнять свой долг домохозяина и чем могу сделать своих отца и мать счастливыми. Я не знаю вашей йоги, не был саннъяси и никогда не удалялся от мира в лес; и несмотря на это, достиг всего, что ты слышал и видел, только бесстрастным исполнением долга, соответствующего моему положению».
В Индии есть ученый, великий йог, один из удивительнейших людей, каких я когда-либо встречал в жизни. Это человек - особенный. Ему легко было стать учителем, но он не захотел этого.
Он никого не хочет учить, и если вы ему предложите вопрос, ничего не ответит. Но если вы спро¬сите его о чем-нибудь и несколько дней подождете, то во время разговора он сам возбудит этот вопрос и удивительно осветит его. Однажды он сообщил мне секрет совершенной работы. Он сказал: «Пусть цель и средства соединятся в одно целое, в этом секрет работы». Когда вы что-либо делаете, не думайте ни о чем другом. Совершайте вашу работу как высшее богослужение и все время посвятите этой работе. Эта молитва работой должна совершаться ради нее самой. Так, в приведенной выше истории мясник и женщина исполняли свой долг весело, с полным усердием и не¬принужденностью, и результат был тот, что свет озарил их. Всякая обязанность священна, и преданность долгу—самая высшая молитва Богу. Она, несомненно, источник великой помощи к просветлению и освобождению заблудшей и невежественной души от баддхаса, или оков.
Эти истории ясно указывают, что честное исполнение обязанностей во всяком положении в жизни, без привязанности к результатам и последствиям, ведет к самому высшему осуществлению совершенствования души.
Наши обязанности в значительной степени определяются условиями, в которых мы находимся, и не являются сами по себе ни высокими, ни низкими. Только работник, лично заинтересованный в результатах своей работы, ропщет на характер обязанностей, выпавших на его долю; для работника же, ничем не связанного, все они одинаково хороши и представляют собой орудия, которые уничтожают себялюбие и чувственность, и таким образом неминуемо обеспечивается свобода души. Мы все склонны оценивать себя очень высоко. В детские годы я имел обыкновение воображать себя великим императором или каким-либо другим могущественным лицом. Думаю, что и вы мечтали о подобном. Но это все грезы, а справедливость природы неизменно сурова и неумолима. Наши обязанности определяются нашими заслугами в гораздо большей степени, чем нашими желаниями. Добросовестным исполнением обязанностей, которые ближе всего к нам, — долга, который, так сказать, в наших руках, мы укрепляем силу, мы даже можем достичь положений, дающих те права и обязанности, которых больше всего стремятся достичь люди и которые выше всего почитают в жизни и обществе. Соперничество порождает зависть и убивает доброту сердца. Для человека, вечно недовольного, все обязанности противны, ничто не может удовлетворить его, и вся его жизнь обречена на неудачи. Будем трудиться, делая все, что бы ни оказалось нашим долгом, будем всегда готовы подставить наши плечи под колеса жизни. Тогда мы, наверное, увидим Свет.

О насущном

Наконец-то, «Азбука владения голосом» (11 печ. листов) закончена.
Типография готова книгу напечатать за 10 дней.
Но… Их сотрудник, который должен был сделать верстку занят другими заказами и теперь мне самому надо решать эту проблему. Поэтому, если кто-то из питерских подписчиков сможет за нормальное вознаграждение мне срочно помочь, то прошу его позвонить
мне 8-911-973-05-25.

Москва. 25-26 ноября 2006. Начало в 12.00.Певческий тренинг в КАРАОКЕ-БУМ

Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 ноября. Запись по тел. (812) 713-78-47, или 8-911-973-05-25 или voice@bagratid.com или bageon@yandex.ru Предоплата в КАРАОКЕ-БУМ (Ирина: 8 910 420 8215) или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение.

Москва. 23-24 декабря 2006. Начало в 12.00.Речевой тренинг.

Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 14 декабря. Предоплата в центр "Разумный путь" или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение. При себе иметь копию квитанции. Телефоны Центра"Разумный путь" (495) 350-30-90, (495) 995-20-30,понедельник, среда, четверг, суббота, воскресенье. Менеджер Лена. Запись и предоплата ул. Ставропольская д.14 (М.Волжская)

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов

 



 

 

 

 

 

 



 

 

 

 





 

 


Пvoice@bagratid.com


В избранное