Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.

11.11.06. Выпуск 158

« Люди делают четырнадцать крупных ошибок:
1.применяют свою собственную мерку справедливого и несправедливого
2.судят по ней о людях
3.измеряют удовольствия других по собственному
4.ожидают единообразия взглядов на свете
5.ищут рассудительность и опытность у молодежи
6.стараются подвести все склонности под одну рамку
7.уступают несуществующим мелочам
8.ищут совершенства в своих собственных поступках
9.удручают себя и надоедают другим тем, что не может быть исправлено
10.не облегчают всего нуждающегося в облегчении, поскольку это в их власти
11. не принимают во внимание чужие слабости
12.считают невозможным все, чего сами не могут сделать
13.верят лишь в то, что может объять их ограниченный ум
14.считают себя способными понимать все».

Глава XXI Добрые дела.
Из книги Орисон Свет Марден
"СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ


Свами Вивекананда «КАРМА ЙОГА».

Глава III
Бескорыстная благотворительность –
секрет труда, ведущего к спасению

Помогать другим, удовлетворяя их материальные нужды, без сомнения, дело великое. Но помощь тем важнее, чем она продолжительнее и чем острее нужда, которую она устраняет. Если нужда человека устраняется на один час, это, конечно, помощь; если она может быть устранена на год, помощь больше; но самой большой помощью будет та, которой нужда устраняется навсегда. Духовное знание - единственная вещь, могущая навсегда устранить нужду, все другое удовлетворяет ее только на время. Все нужды человека окончательно исчезнут только тогда, когда изменится его природа. Способность испытывать нужду уничтожается только духовным познанием, и потому высшая помощь, какая может быть оказана человеку, - это помощь духовная. Приносящий людям духовную помощь самый великий благодетель человечества, и наиболее могущественные люди те, которые в состоянии удовлетворять духовные нужды. Духовно сильный и здоровый человек, если захочет, будет силен во всех отношениях, а пока не достигнута духовная сила, даже физические нужды не могут быть удовлетворены надлежащим образом. За духовной помощью следует помощь умственная. Дать знание гораздо важнее, чем дать пищу, одежду и даже жизнь, потому что истинное назначение человека заключается в познании истины. Знание - жизнь, невежество - смерть. Мало цены в жизни, проходящей ощупью в темноте, среди невежества и страданий. Материальная помощь, хотя, конечно, тоже очень важная, стоит на последнем месте. Поэтому в вопросе о помощи другим мы должны всегда стараться не впасть в заблуждение, думая, что материальная помощь - единственная, какую можно оказать человеку. Она, напротив, последняя и самая меньшая, потому что не дает продолжительного удовлетворения. Страдание, которое я испытываю, когда голоден, устраняется едою, но голод возвращается опять; мое страдание может быть уничтожено совсем только тогда, когда я удовлетворен выше всякой потребности. Тогда голод не сделает меня несчастным и никакое страдание, бедствие или горе не будут в состоянии нарушить мое спокойствие. Итак, самая ценная помощь та, которая может сделать вас сильными духовно, за нею идет умственная помощь и за этой - физическая.
Мировые страдания не могут быть излечены благотворительностью материального характера; физические нужды, а с ними и страдания, всегда будут чувствоваться, пока не изменится природа человека, и материальная помощь, сколько бы ее
ни оказывали миру, не изменит его вполне. Единственное разрешение вопроса о зле и страданиях - сделать человечество чистым. Невежество - мать всего зла и всех страданий, какие мы видим. Просветите людей, сделайте их сильными духом, и если это будет достигнуто, если человечество станет чистым, духовно сильным и образованным, только тогда, но не раньше, исчезнут в мире страдания. Мы можем все здания в стране обратить в приюты, можем переполнить страну госпиталями, но человеческие страдания будут по-прежнему существовать, пока не изменится характер человека.
В Бхагавад Гите на каждом шагу говорится, что все мы должны неустанно трудиться и что труд по своей природе состоит из добра и зла. Нет работы, в которой не было бы ничего хорошего; не может быть и такой, которая бы никому не причиняла вреда. Всякий наш труд необходимо представляет смешение добра и зла, и оба эти элемента принесут результаты, которые произведут их карму; доброе дело окажет хорошее действие, злое - дурное, но то и другое будут все-таки оковами для души. Несмотря на это, нам предписывается постоянно работать. Разрешение вопроса об этой связывающей природе труда дает Гита. Она говорит, что если мы не привязываемся сами к работе, которую исполняем, то и она не будет иметь никаких связующих последствий для нашей
души. Постараемся понять, что значит эта «непривязанность» к работе.
В Гите центральная идея - необходимость непрестанной работы при отсутствии всякого интереса к ее результатам. Сравнивая ум с озером, Гита говорит, что каждая маленькая струя или волна, раз возникнув в уме, - если она даже будет подавлена - не уничтожается совсем, но оставляет после себя след и в будущем может появиться вновь. Этот след с возможностью возврата волны - какова бы ни была его природа - называется самскара, или врожденная склонность. Всякий наш труд, всякое движение тела, каждая наша мысль оставляют впечатления в материи ума, и если такие впечатления даже не замечаются нами, то все же они достаточно сильны, чтобы работать в нас подсознательно. То, что мы представляем собой в каждый данный момент, определяется суммой таких прежних впечатлений. Моя личность, мой настоящий характер, как вообще характер каждого человека, определился всей суммой впечатлений прошлой жизни и прежних мыслей. В случае если преобладали благоприятные впечатления, сформируется хороший характер, а если дурные - дурной. Когда человек постоянно слышит дурные слова, имеет дурные мысли, совершает дурные поступки, его ум будет полон дурными впечатлениями или следами их, и они бессознательно будут управлять его мыслями и действиями.

Эти дурные впечатления продолжают работать, и результаты их работы, в свою очередь, будут злыми. Такой человек окажется злым, и ничем по¬мочь этому нельзя, так как сумма впечатлений создает в нем сильное побуждение совершать дурные поступки. Он становится как бы машиной, управляемой этими впечатлениями, и они по¬буждают его делать зло. Если же ум человека направлен в хорошую сторону, то сумма умственных впечатлений будет побуждать его делать добро, даже наперекор ему самому. Человек, совершивший столько добрых дел и имевший столько хороших мыслей, что в его природе явилась непреодолимая склонность к добру, не может никому причинить зла, если бы даже захотел сделать зло, потому что его ум под влиянием всей суммы приобретенных склонностей воспрепятствует этому, не допустит освободиться из-под влияния добрых впечатлений. В этом случае говорят, что характер человека установился.
Как черепаха вбирает свою голову и ноги внутрь своего щита, и вы скорее убьете ее, чем она выйдет из него, совершенно так же упорен и характер человека, управляющего побудительными центрами и органами. Он господин своих внутренних сил, и ничто не может заставить его поступить против воли. Вследствие постоянного отражения добрых мыслей и добрых впечатлений, получаемых умом, склонность к добру усиливается,
и в результате появляется способность управлять индриями (органами чувств и движения). Только таким образом установится характер; только тогда будет обретена истина. Такой человек спасен навеки: он уже не способен сделать какое бы то ни было зло. Вы можете поставить его в какие хотите условия, поместить в любое общество - для него не будет никакой опасности. Но существует еще высшее состояние, чем обладание добрыми наклонностями, - это стремление к освобождению. Следует помнить, что свобода души - предмет стремлений всех индийских йогов, и что каждый из них одинаково достигает этого результата. Путем труда человек может достигнуть того же, чего в огромной степени достиг Будда размышлением. Он был деятельный джнан. Освобождение значит полная свобода - свобода от оков, как добра, так и зла. Золотая цепь настолько же цепь, как и железная. В мой палец попала заноза, игла; я извлекаю ее другой иглой и затем бросаю обе. Для чего мне беречь вторую, если и та, и другая прежде всего колючки? Так, дурным стремлениям противодействуют хорошие, и дурные следы в уме уничтожаются новыми волнами хороших стремлений, пока все злое не исчезнет или, хотя и останется в каком-нибудь уголке нашего ума, будет подавлено и вполне подчинено. Но впоследствии и хорошие стремления должны быть также побеждены. Только таким образом «привязанный» становится «непривязанным». Трудитесь, но не позволяйте действиям или мыслям производить сколько-нибудь сильное впечатление на ум. Пусть маленькие волны приходят и уходят, пусть мускулы и мозг производят огромную массу действий, но не позволяйте им производить глубокое впечатление на вашу душу. Как же это сделать? Легко видеть, что впечатление всякого действия, к которому вы привязаны, остается надолго. Я могу в течение дня встретить сотни лиц и между ними одно, которое люблю. Оставшись ночью наедине, я могу попытаться вспомнить все виденные мною лица; но из них в моем уме явится только одно, которое я видел, может быть, только в течение секунды, но которое люблю; все остальные исчезли. Моя привязанность к этому отдельному лицу оставила в моем уме более глубокое впечатление, чем все остальные. Физиологически все впечатления были одинаковы: каждое лицо, увиденное мной, дало изображение на ретине, и мозг воспринял этот рисунок. Но действие их на ум было неодинаково. Лицо, на которое я, может быть, взглянул только мельком, произвело на меня более глубокое впечатление, потому что не похожие на него другие лица не нашли в моем уме благоприятных ассоциаций, - так как большинство, вероятно, были для меня совершенно новыми, и я о них никогда раньше не думал, - одно же лицо, на которое я едва взглянул,такие ассоциации нашло. Я, может быть, представлял его в уме целые годы, знал о нем сотни вещей, и один вид его встретил в моем уме множество родственных представлений, которые при этом и воспрянули вновь. Это воздействие на мое внутреннее зрение было во сто раз сильнее, чем вид всех прочих лиц вместе, и оно вдруг, и совершенно естественно произвело на мой ум огромное впечатление. Поэтому не будьте «привязаны», предоставьте работе идти своим порядком; пусть работают наши мозговые центры, работайте постоянно, но не позволяйте ни одной волне покорить ваш ум. Трудитесь, как если бы вы были чужестранцем, временно приехавшим в страну. Работайте непрерывно, но не привязывайтесь к вещам этого мира - рабство ужасная вещь. Этот мир не постоянное ваше жилище: он только одна из многих ступеней, по которым вы должны пройти. Помните великое изречение санкхья: «Вся природа для души, но не душа для природы». Истинный смысл существования природы - воспитание души; она не имеет никакого другого значения и существует только для того, чтобы душа приобрела знание и путем знания достигла свободы. Помня это постоянно, мы никогда не будем привязаны к природе, будем знать, что природа - это книга, которую мы должны прочесть, но когда ознакомимся с ее содержанием, она не будет иметь для нас никакой ценности. Вместо этого мы отождествляем себя с природой, думаем, что душа создана для природы и дух для тела, что согласно простонародной поговорке «Человек живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Мы постоянно впадаем в эту ошибку, смотря на природу, как на себя самих, и привязываемся к ней. А как только эта привязанность явилась, она производит на душу глубокое впечатление, связывающее нас и заставляющее работать не как свободных людей, но как рабов.
Главный смысл этого учения в том, что мы должны работать как господа, а не как рабы; трудиться постоянно, но не подневольно. Разве вы не видите, как все работают? Девяносто девять из ста трудятся по принуждению; вся их работа корыстна, и в результате получается страдание. Работайте свободно! Работайте из любви! Любовь никогда не является, пока нет свободы. У раба не может быть истинной любви. Если вы купите раба, закуете его в цепи и заставите работать, он, как раб, будет производить работу, но любви к ней не будет. Когда мы сами трудимся ради мирских вещей, в нас также не может быть любви к работе, и она не будет настоящей. То же самое, когда мы трудимся для родственников или друзей. Корыстная работа - работа рабская, и признаки, по которым можно судить, корыстна она или нет, следующие. Всякий акт любви приносит с собой счастье; не может быть истинного дела любви,
следствием которого не были бы мир и блаженство. Действительное существование, действительное знание и истинная любовь вечно связаны друг с другом и представляют собой три в одном. Где одно из них, там должны быть и другие два. Это три вида одного и того же Существования -Знания - Блаженства. Существование относительное представляется нам в виде мира; относительное знание - в виде знания мирских вещей; относительное же блаженство составляет основание всякой действительной любви, какую только знает человеческое сердце. Поэтому истинная любовь никогда не причиняет страдания ни любящему, ни любимому.
Когда мужчина любит женщину, он желает, чтобы она без остатка принадлежала ему, и чувствует ревность к каждому ее движению, хочет, чтобы она постоянно стояла или сидела возле него, когда он попросит. Он всегда раб ее и желает, что¬бы и она была его рабой. Если женщина не делает того, что хочет мужчина, он испытывает страдание. Это чувство болезненно, и потому не может быть любовью. Любовь никогда не вызывает болезненной реакции, она приносит только блаженство, если же происходит обратное, то это не любовь, а что-то другое, что мы ошибочно считаем любовью. Если вы приобрели способность любить вашего мужа, жену, детей, весь свет, всю Вселенную так, что ваша любовь не вызывает ни страдания,
ни ревности, никакого другого эгоистичного чувства, то вы способны быть не привязанными.
Кришна говорит: «Смотри на меня, Арджуна! Если я на одно мгновение перестану работать, вся Вселенная умрет. Мне ничего не нужно от Вселенной, я единственный ее Властелин, я ничего не получаю от работы - зачем же я тружусь? Я работаю потому, что люблю мир». Бог не привязан, потому что любит - истинная же любовь никогда не связывает. Где есть только мирская привязанность, сильное пристрастие к материальным благам, там, знайте, вы видите чувство чисто физическое, - род притяжения, существующего между частицами материи. Здесь одно тело притягивает к себе другое, и если они не могут достаточно сблизиться, является болезненное чувство. В истинной же любви физическая привязанность совершенно отсутствует; любящие могут быть за тысячи миль друг от друга, и их любовь остается то же самой; она не умирает, и никогда не вызывает какой бы то ни было болезненной реакции. Чтобы выработать в себе такое отсутствие привязанности, надо трудиться почти всю жизнь; но когда оно достигнуто нами, мы осуществили цель любви и становимся свободными. Оковы природы спадают с нас, и мы видим природу такой, какая она в действительности. Природа не порабощает нас больше, мы остаемся свободными и не соображаемся с результатами нашей работы.
Кто станет тогда заботиться о результатах. Человек, трудящийся свободно и любя, не нуждается в них. Он вполне бескорыстен и его работа не может ни в ком вызывать страдание.
Разве вы спрашиваете что-нибудь от ваших детей в ответ на то, что даете им? Относитесь же так и к посторонним лицам, городу или государству: делайте для них все доступными вам способами и не ждите ничего в замен. Если вы в состоянии сохранить положение всегда дающего и все свободно предлагаете миру без мысли о возврате, ваша работа не свяжет вас. Привязанность является только тогда, когда вы ждете чего-нибудь взамен своего труда.
Если работа раба развивает себялюбие и привязанность к результатам, то работа того, кого можно назвать хозяином своего ума, вызывает блаженство непривязанности, т. е. свободы. Мы часто говорим о праве и справедливости, но эти слова обыкновенно значат не больше, чем детская болтовня. В действительности поступками людей руководят только сила и сострадание. Проявление силы всегда вызывается себялюбием. Все стараются извлечь как можно больше из силы и преимуществ, которыми обладают. Сострадание, наоборот, - это само Небо. Чтобы быть добрыми, мы должны быть сострадательными. Даже справедливость и право основаны на сострадании. Всякая мысль о награде за понесенный труд
мешает духовному совершенствованию и в конце концов приносит много страданий. Только труд, производимый как добровольная жертва человечеству или природе, не влечет за собой никакой сковывающей нас привязанности.
Для тех, кто верует в Личного Бога, есть другой путь для осуществления идеи сострадания и бескорыстной благотворительности. Он состоит в отношении к труду, как к служению Богу, и в предоставлении Ему всех плодов труда. Прославляя Его таким образом, мы, конечно, не вправе ожидать от людей какой бы то ни было награды. Сам Бог работает беспрестанно и никогда ни к чему не имеет привязанности. Как вода не может смочить листа лотоса, так труд не может связать бескорыстного человека возбуждением привязанности к результатам. Несебялюбивый и не имеющий привязанности человек может окунуться в самую пучину суетного и порочного города и не впадает в грех.
Иллюстрацией к этой идее полного самопожертвования может служить следующая сказка. После сражения при Курукшетра пять братьев Пандавов совершили великое жертвоприношение и щедро одарили бедных. Весь народ выражал изумление по поводу громадных размеров и стоимости жертвы и говорил, что таких жертв мир еще никогда не видел. Но когда церемония закончилась, пришел маленький ихневмон, половина
тела которого была золотая, а другая обыкновенная коричневая. Он покатался по земле на холме, где совершалось жертвоприношение, и затем сказал окружавшим: «Все вы лгуны, здесь не было никакой жертвы». - «Как? - воскликнули те, - по-твоему, это не была жертва? Разве ты не знаешь, сколько денег и всякого добра потрачено на бедных, не знаешь, что все они стали богатыми и счастливыми? Это была самая удивительная жертва из всех когда-либо совершенных людьми». Но ихневмон продолжал: «Слушайте. В одной деревушке жил брамин с женой, сыном и невесткой. Они были очень бедны и перебивались милостыней и скудным подаянием, которое получали за проповеди и поучения брамина. В этой стране наступил трехлетний голод, и бедная семья нуждалась больше прежнего. Наконец она дошла до того, что голодала уже пять дней. На шестой день отцу посчастливилось добыть немного ячменя; он принес его домой и разделил на четыре части, по одной на каждого члена семьи. Они приготовили из него кушанье и только собирались приступить к еде, как послышался стук в дверь. Отец открыл ее, а там стоял гость. Гость в Индии - священное лицо, и к нему относятся как к Богу. Поэтому бедный брамин пригласил его войти и поставил перед ним свою порцию. Гость в один миг съел ее и сказал: "О, вы меня убили, я оставался без пищи десять дней, и эта маленькая порция только усилила мой голод". Жена брамина предложила отдать ему свою долю, хотя муж и возражал: "Ну, нет, этого не будет", она настояла на своем. "Это бедный человек, - сказала она, - наша обязанность, как хозяев, заботиться, чтобы он был сыт, и так как ты не можешь ничего больше предложить ему, то моя обязанность отдать ему мою порцию". И она отдала ему свою часть. Тот съел ее, но голод все еще мучил его. Тогда сын сказал: "Возьми и мою порцию, сын должен помогать отцу в выполнении обязанностей". А когда гость не был удовлетворен и этим, то и жена сына отдала ему свою часть. Этого оказалось довольно, и гость ушел, благословляя их, а ночью брамин и вся его семья умерли от голода. Несколько крошек пищи, от которой они отказались в пользу гостя, упало на пол. И вот когда я пришел в их шалаш и покатался по полу, половина моего тела стала, как вы видите, золотой. После того я обошел весь свет, надеясь найти место, где была принесена подобная жертва, но нигде не нашел его; нигде другая половина моего тела не обратилась в золото. Вот почему я утверждаю, что здесь не было никакой жертвы». Такое представление о милосердии угасает в Индии, великих людей в ней становится все меньше и меньше.
Когда я начинал учиться английскому языку, то прочел книжку рассказов, из которых первый был о благонравном мальчике, который, поступив
на работу, отдал часть заработка своей старой матери. Такой его поступок расхваливался на трех или четырех страницах. Но в чем же дело? Ни один индусский мальчик никак не мог бы понять великого нравственного достоинства этого поступка. Я сам понял смысл нравоучения, только познакомившись с западным лозунгом - «все для себя», следуя которому люди действительно берут все себе, оставляя на произвол судьбы отцов, матерей, жен и детей. Но это отнюдь не должно быть руководящим правилом хозяина.
Теперь вы видите, что Карма Йога учит даже на пороге смерти помогать каждому, ничего не требуя для себя. Пусть вас обманывают миллионы раз, никогда ничего не спрашивайте и никогда не думайте, что из этого выйдет. Не хвалитесь вашей благотворительностью и не ждите благодарности; но скорее будьте благодарны тем, кто доставит вам случай проявить милосердие.
Таким образом, ясно, что быть идеальным хозяином гораздо труднее, чем идеальным санньяси. Настоящая трудовая жизнь так же, если не более, трудна, как и жизнь отречения.

Маленький комментарий.
Попытаемся с заоблачных высот идей КАРМЫ ЙОГИ вернуться и посмотреть, как идеи, которые в ней высказываются, работают в реальной жизни.
Лично мне они помогали и помогают до сих пор. Как медицинскому психологу мне ясно, что 99% неврозов, да и других болезней, которые возникают «на нервной почве», имеют причиной не правильное отношение к главному принципу КАРМЫ ЙОГИ – ожиданию награды (результату).
Искусство жизни, как раз и состоит в сохранении спокойствия и отстраненности от ожидания «награды». Это еще называется испытанием «медными трубами». Эти испытания самые трудные для человека. Особенно это показательно в праздновании юбилеев, когда юбилярам перевалило за 75 лет. Если прибегнуть к статистике, то можно зафиксировать, что торжество для юбиляра оборачивается самыми плачевными результатами. Здоровье не выдерживает сильных положительных эмоций. Поэтому благоразумные юбиляры не отмечают свои дни рождения. Животные не знают своего возраста и потому, по моей гипотезе, и живут в несколько раз дольше, чем человек. Поэтому с большой уверенностью можно предположить, что те, кто не отмечают свои дни рождения, должны быть более долгоживущими.
Хорошей экспериментальной площадкой для проверки гипотезы о вреде ожидания награды является спорт высших достижений и, прежде всего, игровые вида спорта. Неудачи в отечественном футболе во многом связаны с непониманием игроков и тренеров этой закономерности. В свое время тренер сборной России Романцев перед игрой давал установку «умереть на поле».
5 сентября 1984 года, после встречи зенитовцев в университете со студентами и сотрудниками, у меня состоялась беседа с главным тренером Зенита П.Ф. Садыриным, во время которой я объяснил, как снять груз ответственности у игроков. В дальнейшем все эти идеи дублировались по телефону перед каждым матчем.
В результате они выиграли все оставшиеся матчи и стали чемпионами СССР. Еще ранее эти же идеи я внушил отцу Петра Свидлера, когда мальчику было 12 лет. В 17 лет он стал первым чемпионом России по шахматам. Сейчас это один из сильнейших гроссмейстеров мира. За тридцать лет с тех пор, как мне посчастливилось познакомиться с этой книгой, подобных примеров в моей практике было не мало. Они не такие яркие, но суть от этого не меняется: дело в том, что когда снимается груз ответственности за результат деятельности, мозг работает в более эффективном режиме. Попросту говоря, на человека не должен давить результат, особенно в сложных видах деятельности.
Теперь посмотрим, как этот принцип работает по отношению к голосу.
Когда говорящий или поющий во время речи или пения следит за тем, как звучит его голос, то это верный признак, что для слушателя это будет мукой.
Об этом мы не раз говорили и повторяться не буду. Тем более, что подходит к завершению работа над самоучителем, где все будет подробно изложено.

Теперь о ритме выхода последующих выпусков. Известно, что при любом восхождении, в том числе и духовном восхождении, темп движения постепенно понижается. Поэтому теперь рассылки будут выходить через неделю.

О насущном


Москва. 25-26 ноября 2006. Начало в 12.00.Певческий тренинг в КАРАОКЕ-БУМ

Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 ноября. Запись по тел. (812) 713-78-47, или 8-911-973-05-25 или voice@bagratid.com или bageon@yandex.ru Предоплата в КАРАОКЕ-БУМ (Ирина: 8 910 420 8215) или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение.

Москва. 23-24 декабря 2006. Начало в 12.00.Речевой тренинг.

Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 декабря. Предоплата в центр "Разумный путь" или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение. При себе иметь копию квитанции. Телефоны Центра"Разумный путь" (495) 350-30-90, (495) 995-20-30,понедельник, среда, четверг, суббота, воскресенье. Менеджер Лена. Запись и предоплата ул. Ставропольская д.14 (М.Волжская)

 

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов

 



 

 

 

 

 

 



 

 

 

 





 

 


Пvoice@bagratid.com


В избранное