Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.

21.03.06 Выпуск 131
" Человек редко бывает несчастлив или терпит неудачу, если он на своем месте.»"
Глава XVIII Хорошие и плохие профессии
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"
«Труд»
Игорь МОИСЕЕВ: "Ошибочно лишь прекращение попыток"
Известен такой случай. Однажды в 1950-х годах Моисеев приехал в Белоруссию и с изумлением обнаружил, что повсюду танцуют "Бульбу", которую он лет за 15 до того поставил на понравившуюся ему одноименную народную песню. Самое удивительное — когда он спросил исполнителей, откуда они знают этот танец, те ответили: это ж наша народная пляска, она у нас всегда была... Наверное, случись такое сегодня с кем-то из хореографов, тот немедленно побежал бы в суд "качать права". Но полвека назад Игорю Моисееву такое и в голову не могло прийти. Наоборот, он порадовался: может ли быть более высокое признание?
ВСЕ РЕШИЛИ ДВА ПОЛЕНА ДРОВ
А ведь все могло сложиться совершенно по-другому. В отличие от большинства будущих "звезд" про Моисеева нельзя сказать, что уже сызмальства он жил тем искусством, которое впоследствии принесло ему славу. От отца, известного адвоката, он перенял интерес к мировой истории, экзотическим восточным культурам. От матери, отличной модистки, — талант рисовальщика, пространственное воображение.
— Я человек искусства вообще, — говорит Игорь Александрович.
— Мог бы стать художником или архитектором. А попади в драматический театр или кино — сделался бы режиссером. Но получилось, как получилось. Судьба.
Между прочим, эта самая судьба могла вообще разлучить Моисеева с Родиной. Отец — дворянин, увлекавшийся идеями анархизма и оттого считавшийся неблагонадежным, в 1914 году собрался перебраться с семьей во Францию. Даже были куплены билеты, но грянула Первая мировая война. Моисеевы остались в России. И только в 1920 году отец решил сводить подростка в студию отставной балерины Большого театра Веры Масоловой. Без дальней мысли, "на всякий случай" — чтобы парню за 10 рублей и 2 полена дров в месяц (такова была оговоренная плата за учебу) привили хорошую осанку и научили красиво двигаться. Но уже через пару месяцев Масолова убедилась, что ее ученик способен на куда большее, и свела его в школу Большого театра...
Казалось бы, вот и нащупана прямая дорога к успеху. Но прихотливая фортуна Моисеева всегда была далека от очевидных путей.
БАЛЕТМЕЙСТЕР, ГДЕ ВАШИ СЕДИНЫ?
— В Большой театр пришел самобытный хореограф Касьян Голейзовский, за которым ходила слава ниспровергателя традиций, — продолжает Игорь Александрович. — Именитые артисты отказывались у него танцевать, а вот с молодежью он находил общий язык. Меня Голейзовский поставил на главные роли в "Легенде об Иосифе Прекрасном" на музыку Василенко и в "Теолинде" на музыку Шуберта. Но руководство театра экспериментов Касьяна Ярославича не одобряло и стремилось убрать его из труппы. Тогда мы с группой молодых коллег направили в дирекцию письмо в защиту Голейзовского. Составлял его я. На следующий день нас отчислили из театра.
Лишь вмешательство наркома просвещения Луначарского помогло восстановиться в труппе. Но опала продлилась не меньше года. И вновь планида Моисеева достойна удивления: казалось бы, ну что хорошего может принести артисту балета столь длительный простой? Однако Моисеев, невзирая на отсутствие ролей, упорно ходит на занятия в класс. Кроме того, юноша погрузился в книги по самым разным областям искусства, даже назначил себе норму: минимум 100 страниц в день. И чем шире выстраивалась перед ним картина искусства, тем отчетливее он понимал: сочинять — еще интереснее, чем танцевать.
— В 24 года я успешно поставил в Большом театре балет "Футболист", и меня, "сопливого" мальчишку, официально назначили балетмейстером, хотя в академических театрах считалось (и до сих пор, по-моему, считается), что балетмейстер обязательно должен быть убеленным сединами старцем. Я с этим в корне не согласен. У юности есть то, чего никак не приобретешь с опытом: горение новыми идеями и силы для их воплощения.
ТОВАРИЩ НАЧАЛЬНИК ПАРАДА
В феврале 1937 года с группой из 40 энтузиастов Моисеев провел первую репетицию своего ансамбля... Игоря Александровича к тому времени хорошо знали "на самом верху". Ему неоднократно поручали организацию физкультурных парадов, заказ на один из них — выступление общества "Динамо" на Красной площади — поступил из недр самого НКВД.
— Меня вызвали телеграммой из Кисловодска, где мы с ансамблем отдыхали и одновременно репетировали. Ничего не объясняя, прямо из вагона поезда под конвоем чекистов посадили в открытый "Линкольн". Бог знает, чего только я в те минуты не подумал — ведь шел страшный 37-й год... Но оказался я не в застенках Лубянки, а в кабинете одного из ее начальников — некоего Мильштейна. Не дожидаясь моего согласия, он представил меня присутствующим высшим командирам как начальника будущего парада. Один за другим они становились передо мной во фрунт: "Товарищ Моисеев, я командующий погранвойсками, могу предоставить в ваше распоряжение 800 спортсменов"... "Товарищ Моисеев, я командующий внутренними войсками..." Пути к отступлению не было. К счастью, парад понравился Берии, о чем он сам сухо сообщил мне по телефону. А если бы не понравился?
Вскоре на Моисеева обратил внимание и Сталин. На одном из правительственных банкетов хореограф почувствовал на своем плече чью-то руку, и тихий голос произнес: "Ну, как дела?" Хореограф не растерялся: "Плохо, Иосиф Виссарионович". Сталин, редко слышавший такие резкие ответы, поинтересовался: "А почему?" "Нет помещения, мы репетируем на лестничной клетке..." На следующий же день ансамблю был предоставлен целый этаж в строящемся здании будущего Зала имени Чайковского.
ВОЙНА И МИР
Войну Государственный ансамбль народного танца встретил уже в зените славы, но и тягот хлебнул вместе со всей страной. Не хватало теплой одежды, репе¬тировать подчас приходилось на железнодорожных платформах. И все же коллектив наращивал репертуар, давал по три концерта в день. Заработал полтора миллиона рублей, которые передал на постройку танка. А после войны ансамблю предстояло мирное завоевание планеты. Первые зарубежные гастроли в Финляндию. Финны прекрасно помнили кровавые сражения с советскими войсками в 1940 году, и публика пришла на первый концерт моисеевцев, как говорит сам Игорь Александрович, "со скрещенными руками". Но к концу программы эта же публика неистово рукоплескала... Подобное потом повторялось в Польше, Англии... Французские женщины, восхищенные танцами ансамбля, дружно обулись в сапожки "казачок". В югославском городе Сараево поезд, не останавливаясь на вокзале, поехал по продолжению колеи, где обычно ходили только трамваи, и подвез артистов прямо к театру, площадь перед
которым уже была засыпана густым ковром из роз...
Моисеев со своим ансамбле действительно представлял лицо страны. И он действительно сделал для поднятия престижа Родины больше, чем тысячи политике и дипломатов.
НЕ КОНЧЕН БАЛ
Последние десятилетия для aнсамбля выдались не самыми легкими. С закатом советский империи многие в родном Отечеств перестали чтить и то, что составляло реальную его славу. Испанский король Хуан Карлос награждает Моисеева орденом "За граждане кие заслуги", Национальное собрание Франции избирает своим почетным членом... А у нас над идеями интернационализма, выраженными в программах коллектива, где русская пляска соседствует с испанской, французской и какой хотите, принято нынче посмеиваться. Да и фольклор теперь модно подавать, что называется,
«о натюрель», а не в обработках... И, как часто случается к исторических рубежах, вместе с водой мы выплескиваем ребенка: коллективы высочайшего уровня, вроде ансамбля Моисеева или хора имени Пятницкого лишаются должной государственной поддержки.
Моисеев прекрасно понимает опасность, нависшую над его делом.
— Немирович говорил мне: история театра — это история одного поколения. Правда, Художественный театр живет и сейчас, но это ведь уже совсем другой коллектив, верно? А история такого ансамбля, как наш, исчисляется жизнью человека, который его создал. Потом появится кто-то другой и создаст что-то свое, новое..
Может, поэтому Игорь Александрович буквально до последнего времени, на пороге собственного 100-летнего юбилея продолжал вести репетиции, на которых не только объяснял, но и показывал танцовщикам их движения. И лишь недавно поддало настоятельному требованию врачей — взять паузу, подлечиться. Но и теперь продолжает заниматься гимнастикой, которую разработал сам. Однако не столько в ней, и не в диковинных диетах (Моисеев в еде скромен, категорически не пьет спиртного), а прежде всего в непреклонном стремлении к цели, в переполняющей сердце любви к ближним, к артистам, к людям вообще видит Игорь Александрович объяснение своему редкостному долголетию:
— Знаете, древние мудрецы говорили: "Ошибочно лишь прекращение усилий". Жизнь всегда нова, это бесконечное повторение попыток. И дай бог, чтобы хоть одна или две из ста увенчались успехом.
Сергей БИРЮКОВ (2006, № 8)
" 24 часа" №10, 2006

Маленький комментарий
Эти воспоминания Игоря Моисеевы очень ценны со многих точек зрения. Начну с фактов его детства и юности, когда он, подобно Шаляпину (правда, более поздней поры, чем Моисеев) впитывал в себя искусство в целом, а не отдельные его виды, как это принято сейчас.
Далее. Самый лучший вид доказательства правоты в искусстве – это доказательства своим собственным примером. Игорь Моисеев доказывает свою правоту не только выдающимися результатами, но и длительностью своей жизни. Я хорошо помню, как на 80-летнем юбилее он не просто перепрыгивал через веревочку, а делал это в ритме, что не так просто сделать даже молодому человеку. Для наук о человеке, Игорь Моисеев является ценнейшим объектом изучения. Уверен, что со временем будет составлен подробный хронограф его жизни. Но уже сейчас очевидно, что само по себе творчество является лучшим лекарством от всех недугов. Ведь творчество, это высший, пятый уровень активности в классификации выдающегося отечественного ученого Николая Александровича Бернштейна.
Как показывают многочисленные отзывы учеников овладевших психоакустической методикой настройки голоса, именно освобожденный от зажимов голос способствует быстрому переходу на этот творческий уровень.

О НАСУЩНОМ

Москва. 25-26 марта 2006. Певческий тренинг в КАРАОКЕ-БУМ (Москва). Цена 8900 при предоплате 2000 руб. не позднее, чем за 10 дней до начала тренинга.
за 10 дней до начала тренинга. Запись и предоплата в КАРАОКЕ-БУМ (Ирина: 89104208215) или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение. Без предоплаты цена 10900 руб.


Москва. 29-30 апреля 2006.
Начало презентации в 12.00. Речевой тренинг в "Разумном Пути". Цена 7500 при предоплате 3000 руб. не позднее, чем за 10 дней до начала тренинга.
Запись и предоплата в Центр "Разумный путь" (495) 350-30-90 или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение.
Цена 10500 руб. при оплате в день проведения тренинга.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ!
Владимир Багрунов

 


 

 


Пvoice@bagratid.com


В избранное