Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

27.04.04. Выпуск 38

"Никогда не забывайте, что другие будут рассчитывать на вас, но что вы не можете рассчитывать на них "-Дюма-сын.
(Глава VIII "Самопомощь». Из книги Морисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ".

Продолжение шахматной темы в следующем выпуске и вы сейчас поймете почему?
В субботу 24.04.04. произошло событие…
Но, вначале предыстория.
Вот уже десятки лет в Петербургской консерватории ежегодно проходят методические советы (ранее всесоюзные, а теперь всероссийские) по вокальному искусству. Я о них давно слышал, но никогда не предполагал, что когда-нибудь буду участником этого мероприятия. Что же способствовало тому, о чем пойдет речь? Как я уже сообщал ранее, у меня благодаря моей "Азбуке …", наладился контакт с самым большим научным авторитетом в области вокала, а именно, с профессором, доктором биологических наук Владимиром Петровичем Морозовым. Мы с ним знакомы по Ленинградскому университету с 1970 года. В начале 80-х годов он переехал в столицу и стал работать в институте психологии АН СССР, где я с ним неоднократно встречался во время моих командировок. В последние два года наши контакты стали и более частыми и интенсивными. Почвой для этих контактов явилась идея резонанса, приверженцами которой мы оба являемся. В этом плане мы составляем прекрасный тандем теории и практтики. В.П.Морозов автор капитального научного труда "Искусство резонансного пения", а ваш покорный слуга на основе раскрытия тайны феномена Шаляпина создал резонансную методику развития голоса, в основе которой лежит резонанс (прикладывание ладоней к груди и голове во время звукоизвлечения - это не что иное, как контроль грудного и головного резонаторов).
Итак, более конкретно. 23-25 апреля с.г. в Петербургской консерватории проходило мероприятие, о котором выше говорилось. В.П.Морозов заблаговременно меня пригласил участвовать в нем. В первый день конференции центральным ее пунктом был доклад В.П.Морозова посвященный эмоциональному слуху певца. В докладе доказывалось, что кроме музыкального слуха певец должен обладать и эмоциональным слухом. Что это значит? Это значит, что, попросту говоря, есть эмоционально глухие люди, в том числе и певцы. Т.е они плохо различают в голосе человека оттенки эмоций, а это имеет большое прикладное значение не только для пения, но и в ряде ответственных профессий. Тестирование эмоционального слуха проводилось в данном случае им следующим образом. (Ранее подобные эксперименты проводились на вокальных фразах взятых из записей Ф.И.Шаляпина.) Записывалась одна и та же фраза известным актером Басилашвили, но проговариваемая им в разных эмоциональных контекстах: радость, горе, безразличие, гнев, страх.


В.П. Морозов доказывает, что: "По нашим данным, на сто человек населения приходится лишь 2—3 человека, обладающих особо тонким эмоциональным слухом. Они дают 95—98 % правильных ответов там, где средний человек не ошибается только в 75 % случаев. Разработанные нами тесты и процедуры позволяют выявить таких людей, которым можно доверить контроль за эмоциональным состоянием человека в особо ответственных случаях.
Эмоциональная восприимчивость и отзывчивость представляют собой далеко не узкоспециальный интерес для людей художественных профессий. Эмоции — это в полном смысле характеристика любого человека, его характера и свойств личности. Вспомним в этой связи Шекспира в «Венецианском купце":
...Тот, у кого нет музыки в душе.
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья
И чувства все угрюмы, как Эреб:
Не верь такому — слушай эту песню!
Различия в восприятии эмоций проявляются уже в раннем детском возрасте. На эмоциональный контекст речи реагирует уже грудной малыш, но, как показывает опыт, далеко не всякий. Есть дети, слабо реагирующие и чуть ли не вовсе равнодушные к восприятию эмоциональной информации в звуковой форме. Не могут ли уже эти данные служить каким-то тестом для профориентации наших будущих граждан? А может быть, следует особо позаботиться о развитии эмоциональной сферы этих детей. Ведь нормальные человеческие эмоции — далеко не бесполезное свойство человека, а одно из необходимых условий полноценного развития нашей духовной жизни и творческих способностей в любом деле».
Здесь замечу, что анализ отзывов прошедших у меня обучение показывает существенное улучшение эмоционального слуха. Люди начинают тонко слышать фальшь в голосе собеседника. Вот кусочек одного из отзывов: Н.И.В.,28 лет студентка 3 курса СПБ Академии театрального искусства …4) "стала очень точно улавливать фальшь в человеческих отношениях" -5.07.01. Подпись.
Доклад В.П.Морозова был центральным и по времени его произнесения, и по времени предоставленному для доклада (более 40минут). В этот день мне удалось познакомиться со своей коллегой из Москвы Ириной Игоревной Силантьевой, посвятившей себя изучению творчества Ф.И.Шаляпина. Ее книга "Шаляпин. Каким его знали книги" - важный вклад в шаляпиноведение. В дальнейшем я собираюсь самые важные фрагменты этой книги выложить в своих выпусках этой рассылки.
Надо сказать, что в первый день конференции, за исключением В.П.Морозова, все говорили по бумажке. Это очень затрудняет восприятие, и в связи с этим я все пытался вспомнить один из первых указов Петра I. Примерно это звучит так: "Господам сенаторам запретить говорить по писанному, дабы дурь каждого была видна сразу".
Суббота, второй день конференции начался с доклада не по бумажке. Это сразу подняло настроение. И сразу стало ясно, что докладчик, выдающийся человек. Все что он говорил, было созвучно моим взглядам. Его доклад был посвящен проблеме созерцания. Об этом почти не говорят, но это самый главный элемент любого творчества. Я тут же вспомнил диалог между Эйнштейном и какой-то посредственностью. Эта посредственность похвалялась, что много работает. "А когда же вы думаете"? – спросил его гений. Наиболее точно и высоко художественно проблему созерцания ставит Гете в "Фаусте". Наиболее ярко, на мой взгляд, она (проблема созерцания) выражена Фаустом следующим образом:
" Увы, чего не мог постигнуть ты душой,
Не объяснить тебе винтом и рычагами".
Доклад был для меня бальзамом на душу. В заключение доклада профессор Уральского университета Валерий Николаевич Шерстов, прорекламировал свою книгу "Менталитет русского народа и проблемы современного творчества" изданную в 2003 году в Екатеринбурге в издательстве Уральского университета тиражом всего в 1000 экз. Пролистав эту книгу, я понял, что эта книга – феноменальное явление нашей культуры. В свою очередь я дал Валерию Николаевичу пролистать свою книгу, и затем мы дружески обменялись своими трудами. Теперь эту книгу я постепенно собираюсь выложить в этих выпусках.
Разрешите, мои дорогие читатели, познакомить вас с кратким вступительным словом к этой книге.


ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ
30 лет назад в 1977 году В. Н. Шерстов проходил стажировку на вокальном факультете Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Руководил стажировкой я, будучи заведующим кафедрой сольного пения. Уже тогда у молодого педагога проявился интерес к исследовательской деятельности. Мы часто обсуждали многие актуальные вопросы педагогики и психологии исполнительства. В частности, каким образом возможно в течение 5-7 лет из начинающего певца воспитать профессионала, творческую личность. Как получается, что зрелый, творчески раскрытый певец-актер за короткий период (несколько недель) способен не только выучить партию, да еще на иностранном языке, но, главное, освоить ее образно, актерски — по внутренней линии?
В чем заключена магия перевоплощения — главная сила воздействия актера на слушателя? Талантливого исполнителя невозможно узнать: он меняется внешне и внутренне: его голос, интонация — все находится во власти образа. Сила воздействия такого исполнителя гипнотическая...
На эти и многие другие вопросы отвечает В. Н. Шерстов в своей книге "Менталитет русского народа и проблемы современного творчества", используя различные современные методы и подходы: философский, психологический, педагогический, а также нейрофизиологические и тендерные исследования. Поиски российского пути к творчеству через синтез восточной и западной традиций позволили приоткрыть дверь в тайны чрезвычайно актуальной проблемы современности — проблемы творческих кадров. Об этом "бьют в набат" во всем мире. США, Япония, Китай, европейские страны вкладывают огромные средства для поиска и выявления творчески одаренных людей. Но все это только первые шаги на пути решения данной проблемы.
Заслуживает всяческого одобрения широта мышления автора исследования, его желание найти общие закономерности ментального становления русского человека, знание которых, безусловно, поможет раскрытию творческого потенциала личности.
Считаю, что книга В. Н. Шерстова «Менталитет русского народа и проблемы современного творчества» представляет большой интерес как для профессионалов, так и для широкого круга любителей вокального искусства, для всех, кто интересуется проблемами современного творчества.

Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Е. Е. Нестеренко

Вернемся к нашим баранам. Доклады второго дня кончились в 13.00. До 14.00. был обед. В преподавательском буфете, где это происходило увидел рецидив начала перестройки, а именно талоны. То были талоны по 25 руб. Стоявшая передо мной участница совещания два талона предназначенных получила крошечный салатик, 250 граммовую тарелку супа, гарнир с кусочком мяса, стакан напитка с булочкой. Все это стоило 57 рублей. Так что ей пришлось доплатить еще 7 рублей. Эти талоны вызвали ассоциации с нашей главной бедой: неумением ценить и распоряжаться интеллектуальным потенциалом нации. Учитель школы обязан получать больше, чем квалифицированный рабочий. Так оплачивается труд учителей в Финляндии, которая может выживать только за счет своего интеллектуального потенциала. Экономить на образовании не экономно.
После обеда началось обсуждение докладов. Ведущий пригласил желающих начать дискуссию и первым выступить вызвался ваш покорный слуга.
Я представился и вкратце объяснил суть своего подхода, основанного на раскрытии тайны феномена Шаляпина. В заключение вкратце рассказал о своей "Азбуке…" . Это было мое первое публичное выступление в консерватории перед вокальным цветом страны. Затем в прениях выступили еще несколько человек. Как я и ожидал, в мой огород было пущен камешек, впрочем стандартный. Это я часто слышу от вокалистов. Они говорят, что Шаляпин - гений, а гению подражать бессмысленно. При этом они забывают, что в начале своего творческого пути Шаляпин не представлял собой ничего особо выдающегося. Ведь в Мариинской театр он был принят на далекую перспективу. Оппоненты даже не хотят, и думать в направлении поиска системы в творчестве великого певца. После дискуссии ко мне подошел руководитель конференции и попросил у меня книгу, для того чтобы не со слуха вставить мое сообщение в материалы конференции. Я ему эту книгу подарил. Выйдя в коридор, я увидел знакомое лицо, но никак не мог вспомнить, где я ее видел. Я поделился своими трудностями, и она тогда сказала, что она у меня занималась в самом начале моего пути. Когда она назвала свою фамилию Пирозерская, я сразу вспомнил, что это вокальный педагог, проходившая курс из четырех занятий в конце июля 1996 года. Как одной из первых официальных учениц (ее отзыв за №14) я ей подарил книгу, также как Ирине Игоревне Силантьевой.
Затем, вдруг ко мне подлетает молодая дама восточного типа и на плохом русском просит меня продать ей книгу. У меня оставались два экземпляра для отсылки почтой в Бердск и Воронеж и поэтому я ей дал только свою визитную карточку. Эту даму я вскоре увидел в ином амплуа.
Теперь об объявленном событии, с которого начинается выпуск. После обеда был объявлен мастер-класс народной артистки СССР Ирины Богачевой.
Мастер-класс проходил в том же зале, где проходила конференция. Это малый зал со сценой, роялем и примерно 20 рядами по 14-16 мест в ряду. В этом зале я неоднократно бывал в середине 70-х годов. Это был период, когда я психологически опекал с первого по пятый курс студента-пианиста Ришарда Сварцевича. Я бесплатно работал с ним, как психолог, а он за это бесплатно был моим аккомпаниатором. Оба мы были довольны услугами друг друга.
К моменту начала мастер-класса зал был заполнен приблизительно на ?. Это значит, большая часть слушателей специально пришла на это мероприятие.
Пока была длительная пауза, я со второго ряда переместился на первый и разговаривал с одним из докладчиков, приверженцем Л.Д.Работнова (именно Л.Д.Работнов первый подверг резкой критике глубокое певческое дыхание). Неожиданно возникло движение нескольких человек. Эта были участницы мастер-класса: И.Богачева, аккомпаниатор и молодая девушка восточного типа. Это она несколько минут назад просила у меня "Азбуку..". И.Богачева начала с извинения за опоздание, а затем представила свою ученицу. Это китаянка, студентка 1 курса. Затем начался мастер-класс. Что это из себя представляло?
Это были вокализы, т.е. пропевание отдельных звуков с обязательным выходом на верхние ноты. Это как раз все было то, против чего боролся Шаляпин, а затем академик Асафьев, написавший капитальный труд по интонации.
Затем звуки были заменены какой-то бессмысленной фразой, повторяемой в разных тональностях. В заключении был спет фрагмент арии на итальянском языке для драматического сопрано.
В этой арии есть несколько выигрышных верхних нот, но и только. Иногда И. Богачева ее останавливала и показывала, как надо исполнять тот или прием. Весь мастер-класс свелся только к технике звукоизвлечения.
По традиции подобных мероприятий каждый из присутствующих может показать, на что он способен. И.Богачева предложила присутствующим показать свое мастерство. На сцену вышел молодой мужчина, лет тридцати. Богачева сообщила, что это уже профессионал, солист малого оперного театра, в недалеком прошлом выпускник консерватории. Он исполнил арию Онегина. Когда он пел, то воочию были видны все пороки традиционной школы пения. Главный порок – постоянный контроль голоса и отсюда полное отсутствие образа и механистичность самого звукоизвлечения. После окончания арии присутствующим было позволено поделиться своими впечатлениями. Я воспользовался некоторым раздумьем зала и обратился к певцу с пожеланием следовать заветам великого нашего соотечественника Ф.И. Шаляпина. Только я успел высказать мысль о необходимости идти от образа, а не от звука, как И.Богачева в императивной манере предложила мне подняться на сцену и своим примером показать, что я имею в виду. Она, очевидно, предполагала, что я не рискну предстать перед такой авторитетной аудиторией. Думаю, что если б она знала, что за последние 7 лет в прямом эфире по радио и телевидению я выступал более 10 раз, на сцене перед самой разнообразной аудиторией более 20 раз, то она бы не сделала этого предложения. Выходя на сцену я слышал, как кто-то с ехидцей произнес: "вот это интересно послушать, как психолог будет петь". Но психолога и притом шахматиста, кандидата в мастера не так-то просто сбить с панталыку. Я в двух словах сформулировал суть системы Шаляпина: надо вначале поставить речевой голос, а потом говорить и петь одновременно. После этого я произнес начало речи Брута из трагедии Шекспира "Юлий Цезарь": "Римляне, сограждане и друзья! Я прошу вас, выслушайте меня и не перебивайте". Мощь моего голоса потрясла всю аудиторию. Все сидели, как завороженные. После этого я пропел куплет русской народной песни "Не велят Маше за реченьку ходить" особенно любимой Ф.И.Шаляпиным:
Не велят Маше за реченьку ходить
Не велят Маше молодчика любить.
Окончив петь я спустился со сцены при абсолютной тишине зала. Слушатели не могли понять, что же произошло. И.Богачева тут же объявила об окончании мастер-класса. Когда я вышел из зала, ко мне подошла молодая красивая женщина и сказала, что она выпускница консерватории, не буду говорить какой, но не Петербургской. Что она поражена моим голосом и непременно хочет заниматься у меня, что она сейчас после прослушивания меня поняла, что ее вели не туда и что она готова после окончания консерватории в начале июня приехать в Петербург для занятий со мной. Мы назначили первое занятие на понедельник, и она за четыре часа занятий сделала огромный скачек. Профессионалу пения достаточно ухватить главные принципы и все идет сразу, как по маслу. В этом я удостоверился в очередной раз. После урока она благодарила судьбу, что ей так повезло. А я благодарен Ирине Богачевой, за то, что она, позволив выйти на сцену, помогла мне найти чрезвычайно перспективную ученицу.

Теперь обращаюсь к участникам Египетского тренинга.
После третьего дня занятий речевым голосом, будет добавляться распетая речь. Под этим подразумевается проговаривание-пропевание простых песен, больше похожих на речевки.
Часть этих текстов сейчас вы увидите, другая часть будет помещена на моем сайте www.bagratid.com в разделе Египетский тренинг.


БРИГАНТИНА
Слова П. Когана

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса.

Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас,
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.

Пьем за яростных, за непокорных,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.

И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза —
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса...

1937


МАРШ ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ
Слова Вас. Лебедева-Кумача
Музыка И. Дунаевского

Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города.

Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет.
И тот, кто с песней по жизни шагает, -
Тот никогда и нигде не пропадет!

Шагай вперед, комсомольское племя,
Шути и пой, чтоб улыбки цвели!
Мы покоряем пространство и время,
Мы - молодые хозяева земли.

Нам песня жить и любить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет.
И тот, кто с песней по жизни шагает, -
Тот никогда и нигде не пропадет!

Мы можем петь и смеяться, как дети,
Среди упорной борьбы и труда, -
Ведь мы такими родились на свете,
Что не сдаемся нигде и никогда.

Нам песня жить и любить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!

ПОРА В ПУТЬ-ДОРОГУ... Из кинофильма "Небесный тихоход"
Слова С. Фогельсона

Дождливым вечером, вечером, вечером,
Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего, --
Мы приземлимся за столом,
Поговорим о том, о сем
И нашу песенку любимую споем.

Припев:
Пора в путь-дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем.
Над милым порогом
Качну серебряным тебя крылом.

Пускай судьба забросит нас далеко, пускай!
Ты к сердцу только никого не допускай.
Следить буду строго, --
Мне сверху видно все, -- ты так и знай!

Нам нынче весело, весело, весело,
Чего ж ты, милая, курносый нос повесила?
Мы выпьем раз и выпьем два
За наши бравые У-2,
Но так, чтоб завтра не болела голова.

Припев.

Мы парни бравые, бравые, бравые,
Но чтоб не сглазили подруги нас кудрявые,
Мы перед вылетом еще
Их поцелуем горячо
И трижды плюнем через левое плечо.

Припев.

1945
ВЕСЕЛЫЙ ВЕТЕР Из кинофильма "Дети капитана Гранта"
Слова В. Лебедева-Кумача

А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.

Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры,
Про синие просторы,
Про смелых и больших людей.

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
"Кто весел — тот смеется,
Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет!"

Спой нам, ветер, про чащи лесные,
Про звериный запутанный след,
Про шорохи ночные, Про мускулы стальные,
Про радость боевых побед.

Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про ученых, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось,
Чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов.

А ну — ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.

Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали
Все весенние песни земли,
Чтоб трубы заиграли,
Чтоб губы подпевали,
Чтоб ноги веселей пошли.

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
"Кто весел — тот смеется,
Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет!"

1937

СПОРТИВНЫЙ МАРШ Из кинофильма "Вратарь"
Слова В Лебедева-Кумача

Ну-ка, солнце, ярче брызни,
Золотыми лучами обжигай!
Эй, товарищ! Больше жизни!
Поспевай, не задерживай, шагай!

Припев:
Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!
Физкульт-ура!
Физкульт-ура-ура-ура! Будь готов,
Когда настанет час бить врагов,
От всех границ ты их отбивай!
Левый край! Правый край! Не зевай!

Ну-ка, ветер, гладь нам кожу,
Освежай нашу голову и грудь!
Каждый может стать моложе,
Если ветра веселого хлебнуть!

Припев.

Ну-ка, дождик, теплой влагой
Ты умой нас огромною рукой,
Напои нас всех отвагой,
А не в меру горячих успокой!

Припев.

Эй, вратарь, готовься к бою,
Часовым ты поставлен у ворот!
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет!

Припев.

1937

ДОРОГИ
Слова Л. Ошанина
Музыка А. Новикова

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей,
Может, крылья сложишь
Посреди степей.

Вьется пыль под сапогами
степями,
полями.
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Выстрел грянет,
Ворон кружит:
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит...

А дорога дальше мчится,
пылится,
клубится,
А кругом земля дымится
Чужая земля.

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый.
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.

И бескрайними путями,
степями,
полями
Всё глядят вослед за нами
Родные глаза.

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер, --
Вспомним, друзья!..
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

1945

ТУЧИ НАД ГОРОДОМ ВСТАЛИ...
Слова и музыка П. Арманда

Тучи над городом встали,
В воздухе пахнет грозой,
За далекой, за Нарвской заставой
Парень идет молодой.

Далека ты, путь-дорога...
Выйди, милая моя!
Мы простимся с тобой у порога
И, быть может, навсегда...

Черные силы мятутся,
Ветер нам дует в лицо.
За счастье народное бьются
Отряды рабочих бойцов.

Далека ты, путь-дорога...
Выйди, милая, встречай!
Мы простимся с тобой у порога,
Ты мне счастья пожелай.

Жаркою страстью пылаю,
Сердцу тревожно в груди.
Кто ты? Тебя я не знаю,
Но наша любовь впереди.

Приходи же, друг мой милый!
Поцелуй меня в уста,
И клянусь, я тебя до могилы
Не забуду никогда.

1938


Что нет любви.

 

Египет.

КАК С УСПЕХОМ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО.
ГОЛОС И УСПЕХ. ТРИ СЕКРЕТА НАСТРОЙКИ ГОЛОСА.


4 -11 мая,
Египет, Шарм-эль-Шейх.

Свободных мест нет.

Москва. Ближайший тренинг 11-13 июня. 1 ряд - 300 евро.2 ряд-150 евро.

Предоплата 3500 руб. до 1 июня. Запись и справки по тел.(095) 350-30-90.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное