Альфрид Лэнглеяркий представитель современной психотерапии, ученик
В. Франкла попытавшийся на базе Логотерапии и экзистенциального анализа Франкла,
разработать самостоятельный вид психотерапии, названный им экзистенциальный
анализом. Автор нескольких книг и большого числа статей, посвященных теории и
практике экзистенциального анализа(GLE). Президент Общества Экзистенциального
Анализа и Логотерапии в Вене.
Предлагаю познакомиться с взглядом экзистенциального анализа на Любовь, ее
место в жизни и развитии человека. Сегодня часть первая.
Отношения – это основа, постель, на которой любовь покоится.
Давайте поговорим о том, что мы так охотно делаем
– о любви. Не так уж легко говорить о любви. У человека очень много
противоречивого опыта, касающегося любви, поскольку это большая, огромная
тема. С одной стороны, она связана с великим счастьем, но также влечёт за
собой много страдания и боли, иногда является даже поводом к самоубийству. Трудно говорить об этой великой теме, потому что
есть очень много различных форм любви. Например, любовь родительская,
братско-сестринская, детская, гомосексуальная, гетеросексексуальная любовь,
любовь к самому себе, любовь к ближнему, любовь к искусству, к природе, к
растениям и животным. И, кроме всего прочего, любовь – центральная тема
христианства, а именно, агапэ – любовь к ближнему.
Мы можем переживать любовь в самой различной форме: на растоянии,
платонически, в форме сублимации или в форме телесной любви. Любовь может
быть связана с различными позициями, с садизмом, мазохизмом, различными
перверзиями. И в каждом отдельном измерении из тех, что были названы, куда ни
посмотри – это тема огромная, неисчерпаемая.
Прежде чем мы начнём, я хочу предложить вам
вопрос: «Есть ли у меня вопрос в связи с любовью? Есть ли у меня проблема, связанная
с любовью?»
В 604 году до Рождества Христова Лао Цзы писал:
«Долг без любви не радует (печалит). Истина без любви делает человека
критичным (зависимым от критики). Воспитание без любви порождает
противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным Обладание без любви
делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем,
кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?» Это
древнейшее знание.
Блестяще, мастерски Лао Цзы описывает здесь
центральный момент любви: она делает нас человечными. Она делает нас
доступными. Она делает нас открытыми и даёт нам возможность многих отношений,
связей.
Но как мы можем стать такими?
Как мы можем научиться любить?
О чём идёт речь в любви?
Как мы можем сегодня переживать любовь?
Сегодня, в эпоху, когда любовь называют нестабильной утопией и когда
некоторые представители современной литературы, современной философии
говорят: исполнение тоски, томления человека по любви не даёт человеку
счастья. Сегодня мы часто встречаем пессимистический взгляд на любовь.
Огромный процент разводов свидетельствует о том, как трудно осуществлять
любовь в жизни.
Однако это не всегда было так. В эпоху романтизма господствовала большая вера
в любовь. В христианстве любовь рассматривается как нечто центральное в
жизни. В этом докладе я бы хотел показать путь, каким
любовь может вести к глубокому счастью, несмотря на боль, которая с ней
связана.
Итак, мы обобщаем: я не могу выйти из отношения. Это значит, я должен иметь
отношения всегда. И всё, что появляется на моем горизонте, ко всему этому у
меня есть отношение.
Теперь к этому прибавляется свойство: всё, что происходит в рамках отношения,
как бы сохраняется в нем, оно там закладывается. И я не могу больше поступать
так, как будто этого отношения не было.
Все мы,
изучающие психологию, знаем: огромное число исследований подтверждают, что
любовь – центральный элемент в здоровом развитии психики. Без любви наши дети
растут травматизированными, они не могут раскрыть свои способности, найти
самих себя; у них развиваются нарушения личности.
Избыток любви делает то же самое: когда слишком много любви, она уже не может
быть собственно любовью. И для каждого взрослого человека любовь – важнейшая
основа качества жизни, необходимая для того, чтобы его жизнь была исполнена.
В многочисленных интервью с умирающими их просили ответить на вопрос: «Если
вы посмотрите назад на свою жизнь, что было в ней самым важным?» И на первом
месте из всех ответов было: мои отношения, мои связи с другими людьми,
исполненные любовью.
Но любви угрожают, обращены против неё многие элементы жизни: как мы сами –
наши задатки, наша ограниченность, – так и внешние условия – социальные,
экономические, культурные. Поэтому давайте попробуем более пристально
посмотреть, что же такое любовь.
Что является колыбелью любви?
Любовь связана с постелью – надо оттуда и начинать. В любом случае, любовь –
это отношение (связь). Отношения – это некоторая основа, постель, на которой
любовь покоится. Отношения (связи) имеют известную характеристику, о которой
мы должны знать, поэтому давайте несколько минут поговорим об отношениях,
чтобы мы могли лучше понять, что значит любовь и где она осуществляется, в
чём она состоит.
Отношение совершается между мной и каким-то объектом. Например, сейчас у меня
есть отношение к вам, у вас – ко мне. Отношение означает, что я в своем
поведении я учитываю другого, вхожу в его обстоятельства. На практике это
значит, что я в вашем присутствии веду себя немного иначе, чем когда я один в
своей комнате: например, в своей комнате я могу сидеть и чесать в затылке или
почесываю свой нос, а поскольку вы здесь, я этого не делаю. Я как бы соотношу
свое поведение с вашим присутствием. Таким образом, отношения влияют на мое
поведение. Но отношения – это гораздо больше.
Отношение возникает даже тогда, когда я этого не хочу (непроизвольно).
Отношение следует некоторому автоматизму. В рамках этой совершенно базовой
структуры, когда отношение означает только лишь учитывание другого, я не могу
уйти от этого отношения, не могу избежать его. Оно возникает в тот момент,
когда я осознаю присутствие какого-то предмета или человека, когда я его
вижу. Например, если я иду и вижу, что здесь есть стул, я не иду дальше, как
будто стула нет, но я обхожу его, чтобы не споткнуться. Это онтологический базис
отношения. Я в своем бытии соотношусь с фактом бытия вещи. Это, конечно, ещё
не любовь, но этот момент в любви всегда содержится. Если этот момент в любви
не содержится, тогда будет трудно. Поэтому мы сейчас и занимаемся грамматикой
любви.
Если мы делаем логическое заключение, то мы можем сказать: я не могу не иметь
отношений. У меня всегда есть отношения, хочу я этого или нет.
У
отношений есть история и есть длительность. Если мы осознаем это, то мы
должны будем относиться к отношениям очень внимательно. Потому что всё, что
происходит внутри отношений, сохраняется внутри этих отношений навсегда. И
то, что когда-то было очень болезненно – например, измена – всегда будет в
наличии, всегда будет здесь. Но точно так же и счастье, которое мы переживали
вместе. Как я обхожусь, как я поступаю с этими отношениями – это особая тема.
Давайте подведём итог: я не могу не быть в отношениях. Таким образом, я как
бы принуждён иметь отношения. В отношениях сохраняется всё, что я пережил
внутри этих отношений. Отношение никогда не прекращается. Мы можем, например,
разорвать отношения, никогда не говорить друг с другом, но отношение, которое
есть между нами, всегда сохраняется и составляет часть моего Я. Это –
стабильная постель, основа любви. И это даёт нам возможность осознать, что мы
должны обходиться с отношениями очень бережно и очень ответственно.
Альфрид Лэнгле
Является ли Любовь Счастье? (публичная лекция в МПГУ, 21 ноября 2007 г.)