Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

XXI век: психология людей новой цивилизации ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ


XXI век и психология людей новой цивилизации-4. - 17 (342)

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.ritm.zovu.ru

Центр в Екатеринбурге: zovuritm@narod.ru, тел. +79222967135 (с 12.00 до 18.00 по московскому времени), тел. (343) 350-74-97 (Алексей Иванович), zovu_pochta@list.ru,

Представительство в Москве (эл.адрес: alex0504@hotbox.ru. Конт.тел. (985) 761-4902, Алексей Басов),
Представительство в Санкт-Петербурге (эл.адрес: zovu_kadr@mail.ru. Конт.тел. +79219132324, Кадрия),
Представительство в Новосибирске (эл.адрес: minax@inbox.ru . Конт.тел. 2656793, Александр Васильевич),
Представительство во Владивостоке (эл.адрес: avm2003@mail.ru. Конт.тел. 8(4232)333535 , Мазур Анатолий Викторович).

Если читаете эту рассылку, значит, верстается сентябрьский номер эл.журнала "ЗОВУ РИТМ":

Подписка на 2009 год и анонсы свежих номеров см.: http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm!

+ Пять CD "Собрания сочинений" от Команды ЗоВУ: http://www.zovu.ru/cd3.htm по эл.почте new1ps@yandex.ru.

 

В возрождении древних традиций и умелом их сочетании с требованиями современной действительности – гарантия здравого будущего людей сегодня и завтра!..» (В живой традиции - гарантия будущего!)

 

В ЖИВОЙ ТРАДИЦИИ - ГАРАНТИЯ БУДУЩЕГО!

Давно, свыше двадцати лет назад, тогда еще в стране советов, писатель Отар Чиладзе размышлял о традициях так:

«Традиция – не только вчерашний день, но и наше будущее, вернее, только с ее помощью сумеем мы перейти в завтра, не потеряв ни своей сути, ни самобытности. Традиция не только учит жить, но обязывает жить в соответствии со своими требованиями и установлениями, т.е. жить не только для того, чтобы существовать, но посвятить жизнь определенной цели, вере и мечте. Традиция – фундамент национального, также как национальное – фундамент культуры. Потому все, выходящее за рамки традиции, равно небезопасно как для души, так и для нравственности…» («Ради жизни». – Лит.газета, 17 февр.1988г., с.11)

Так можно сказать о какой-то «идеальной традиции», или изначальной традиции. Видимо, в советское время как-то принято было «красиво говорить», не взирая на ту неприглядную действительность, которая окружала людей на самом деле. Поэтому такая красивая «правда» звучала по многим поводам.

Но ведь за многие века люди запутались и в традициях, потому что у них стали за долгое время «традицией» и многие противоестественные вещи. Вот почему традиция традиции рознь. Сегодня, к примеру, трудно назвать «традицией» искусственно культивируемое десятилетиями и веками среди наших людей пьянство или курение. Потому что есть на Руси более древняя, тысячелетняя традиция трезвости и здравости.

Трудно назвать «традицией» и ориентацию в течение многих десятилетий на все западное, западную моду и т.п. Потому что это связано с отказом от своих тысячелетних традиций и превращением из «законодателя моды» здравой и мудрой жизни в подражателя всего «иноземного», довольно часто нездорового и безнравственного…

Вот почему сегодня, с учетом современных реалий, приходится уже уточнять, что не всякая традиция должна поддерживаться.

«Традиция – единственная надежная плотина, которой по силам противостоять всем дурным и опасным влияниям современности…» (Отар Чиладзе. Ради жизни. – Лит.газета, 17 февр.1988г., с.11)

Поэтому мы всегда выступаем за живые, настоящие традиции, изначальные и природосообразные традиции человека разумного, дружного с Природой. Природа хранит все, что требуется человеку.

Именно в такой естественной традиции (а не в искусственных и недолговечных), в возрождении древних традиций и умелом их сочетании с требованиями современной действительности – гарантия здравого будущего людей сегодня и завтра!

Команда ЗоВУ (сентябрь 2009)

 

 

!1! Из новых проектов Команды ЗоВУ:

"ЖИВАЯ РУССКАЯ РЕЧЬ"

 

"...Смотрите, какая сегодня ситуация:

1) На одном полюсе есть забытое НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ (т.е. естественный «ДАР РЕЧИ»), как белое пятно, как нечто неизвестное многим людям.

2) На другом полюсе современные ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ЯЗЫКИ, безальтернативно известные многим еще со школы.

3) А между ними реальный мостик – проект «ЖИВАЯ РУССКАЯ РЕЧЬ» - как альтернатива и как дополнение, то, что мы предлагаем для того, чтобы полноценно пользоваться утерянным наследием предков сегодня, на базе современного русского языка!.." (из интервью "Каждый может учить язык богов и йогов!")

 

Команда ЗоВУ предлагает свои проекты "Живой Русский Язык", "Живая Русская речь" и "Живая Русская Грамота" в брошюрах и на двух компакт-дисках.

P.S. Желающие получить 5 наших дисков и другую нашу литературу могут заполнить заявку (подписную карточку) по форме на сайте http://www.zovu.ru/cd3.htm и прислать (или просто написать нам письмо) по электронной почте new1ps@yandex.ru с темой "подписка на CD".

 

!2! Из проектов Команды ЗоВУ:

"Собрание сочинений " Команды ЗоВУ на пяти компакт-дисках!

Дорогие друзья! С 2003 года один за другим выходят наши компакт-диски с собранием сочинений по естествознанию и человекознанию.

Первые два диска содержали работы цикла «Возрождение человека» (2003г. и 2005г.).

Затем вышел специализированный диск «Живой Русский Язык» (2008г.).

Начало 2009 года был ознаменован выходом четвертого нашего диска «ЗОВУ РИТМ», с собранием всех выпусков одноименного журнала.

И вот не успел еще 2009 год этот завершиться, как готов очередной компакт-диск с новыми работами Команды ЗоВУ.

Вышел в свет пятый специализированный компакт-диск «ЖИВАЯ РУССКАЯ РЕЧЬ», который содержит работы серии «Живая Русская Речь» и «Живая Русская Грамота». «Изюминкой» нового проекта является комплект наглядных таблиц и схем для практических занятий по языку и речи по новой методике, методике естественной грамотности и осмысленности речи!

Пресс-центр ЗоВУ. 2009г. см. http://www.zovu.ru/cd.htm

* * *

 

Сегодня наши рассылки представляют анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (сентябрь 2009):

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 342) - 1) ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ. 2) ВОСПИТАТЬ НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНУ!

- «...Традиции воспитания на Руси - настоящий феномен, который стоит того, чтобы о нем вспоминать в наш век технического прогресса…»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 284) - ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТЕМЕ

- «...Решили не просто дать ссылки на них, но и «скрепить» их вместе с нашими публикациями в рамках одной темы…»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 223) - «ЕСТЕСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО»: КОММЕНТАРИИ К ИСТОЧНИКАМ

- «...Ушедшим из Природы по доброй воле или под угрозой исчезновения вида придется возвращаться к Истокам ...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 210) - О ЖИВОЙ РЕЧИ И РУССКОЙ ГРАМОТЕ.

- «...Гармонично развитому человеку легко усваивать естественные и здравые вещи, но трудно даются вещи искусственные, неестественные или противоестественные…»

 

5. Спецрассылка: "РИТМ (для второй-третьей ступени). (Выпуск 119)." - 1) МИРОВОЗЗРЕНИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА. - 2) ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ. - 3) Слово как инструмент управления.

Кроме этих материалов, в сентябрьском номере электронного журнала "ЗОВУ РИТМ" представлены следующие публикации: - «СКАЧОК В УРОВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ…» - МИФ О РУССКОЙ МАТРЕШКЕ. - НЕ ТАК ПРОСТА МАТРЕШКА!.. - ТАЙНА АРИЙСКОЙ МАТРЕШКИ. - ВСЕЛЕННАЯ В РУКАХ. - КОМПАКТ-ДИСК «ЖИВАЯ РУССКАЯ РЕЧЬ». - СЛОВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ. - «РУСЬЮ СВЕТЛОЕ МЕСТО ЗОВЕТСЯ…» - - ХАРА. - ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. - ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К СВЕТУ?.. (полный анонс смотрите http://www.ritm.zovu.ru/zr092009.htm ).

Общий тираж четырех наших рассылок на 01.10.2009г. составляет 25050 экз.

 

 

!?! По страницам электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

Ко всему сказанному о воспитании добавим в качестве материала к размышлению еще пару частных мнений о традициях воспитания и современных рекомендациях к воспитанию детей, а особенно мальчиков.

От редакции

 

 

ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ

Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого? Традиции воспитания на Руси - настоящий феномен, который стоит того, чтобы о нем вспоминать в наш век технического прогресса.

Языческие традиции стали основой воспитания детей у древних славян. Ситуация не менялась до X века - крещения Киевской Руси. С этого момента возникло весьма любопытное явление - переплетение языческих традиций воспитания с христианскими.

…Но все же именно осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Разве не это - гарантия преемственности традиций, не стали ли мы сейчас «Иванами, не помнящими родства»? Уважают ли наши современные дети старших по возрасту?

А учим ли мы современных детей так беречь и почитать природу, как это делали наши предки? Человек сейчас покоряет природу, а не живет с нею в гармонии и согласии, как это было раньше. Бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля - кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадет род. Нельзя было, стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «мать земля не простит этого», весной нельзя было бить палкой по земле, так как она беременна - родит хлеб потом и даст жизнь всем другим растениям. Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения - охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори - будет дома пожар», «Не трогай пчел - будешь плакать». Сейчас мы много говорим об экологическом воспитании, а ведь все это уже было давным-давно .

Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Ради того, чтобы прокормить его, разрешалось даже украсть. В давние языческие времена хозяин своей головой отвечал за сохранение жизни гостя. Гостеприимен ли сейчас ваш дом? Радуются ли ваши дети гостям? Не стали ли мы постепенно превращать наши квартиры в крепости, куда нет входа посторонним? Нет ли тенденции переносить встречи в кафе, рестораны?

А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет . «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также языческие традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо-татарами, с крестоносцами? Сейчас много пишут о необходимости гражданского воспитания, но есть ли у современных детей чувство Родины? Что она для них? Уважают ли они традиции своих предков, гордятся ли ее историей, знают ли государственную символику, готовы ли отстаивать ее интересы?

Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 делали почти полностью работу взрослых - пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.

Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Просьба не путать кормильцев с кормилицами, чьи заботы ограничивались уходом и кормлением малолетних детей. Кормильцы - специально подобранные воеводы, знатные бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи.

Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика. Князь Святослав, будучи еще ребенком, был взят в поход своим кормильцем Асмудом, и именно мальчику было поручено бросить копье в сторону древлян, что стало началом битвы. Игорь Святославич в возрасте 5 лет участвовал в княжеском съезде. Но была ли необходимость так далеко и надолго отсылать сына? Ведь чужая семья становилась ему ближе своей родной, мальчик годами не видел родных братьев и сестер? Тогда считалось, что кормильство укрепляло связи между князьями и местными правителями, однако именно оно потом стало одной из причин княжеских междоусобиц, когда «брат шел на брата». О каких родственных чувствах к брату можно говорить, если тебя с ним даже не связывали детские воспоминания?

Сейчас много разговоров относительно того, что дети не хотят учиться. А ведь очень важно, как в обществе относятся к знаниям вообще . Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси . «Учить - ум точить», «Ученье в детстве - как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри…

Времена меняются, но нельзя забывать о прошлом . Может быть в нем - как раз ключ к нашему будущему?

Зачем слепо копировать традиции других народов, когда есть свой богатый опыт, который просто требует переосмысления и адаптации к современным условиям?

(публикуется в сокращении. Полностью см.: http://mamavolg.ru)

 

(окончание см. в следующем выпуске)

* * *

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта Российского культурного портала "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах и использование нашего текста в коммерческих целях без письменного разрешения редакции является нарушением закона об авторском праве. !!!

Справочная информация по уровням вещания и практика:

1) Практика: мастер-класс настройки естественной саморегуляции организма и творческих способностей. см. http://www.zovu.ru/centrskazki.htm)
2) Наши жизненные наблюдения и ориентиры - подписка на все четыре рассылки РИТМ, а не на 1/4 (http://www.zovu.ru/podpiska.htm).
3) Собрание сочинений Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ) на 5-и CD (заказ компакт-дисков "Возрождение Человека-1" и "Возрождение Человека-2", а также "Живой Русский Язык", "Живая Русская Речь" и "ЗОВУ РИТМ" (полный комплект всех выпусков журнала): см. на
http://www.zovu.ru/cd.htm).
4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (
http://www.zovu.ru/biblio/biblio5a.htm), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm), газета "Золотые Врата Урала", 44 брошюры (http://www.zovu.ru/biblio/biblio5b.htm) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни". Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://www.zovu.ru/biblio/biblio5.htm.
5) Третья ступень РИТМ (здесь имеется специальная закрытая рассылка): кто уже имеет любой наш второй диск из 4-х, напомните о себе: zovuritm@narod.ru с темой "третья ступень РИТМ" - и поднимем вас на третью!
6) "Международный Клуб Свободного Общения" (МКСО РИТМ): "Второкурсники РИТМа" могут давать свои заявки на вступление в этот Клуб (см. полную информацию в спецвыпусках для "второго курса" или на CD-2).

До следующих встреч! Пишите на: zovuritm@narod.ru с обязательной темой "РИТМ, Новая цивилизация, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Ваши отзывы ждут на форуме http://www.zovu.ru/forum. Пресс-центр ЗоВУ. 2009.

* * *


В избранное