Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 142

2008-10-20

Тираж: 4174 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:

Н. Гузик - главный редактор

Н. Ратушна - ответственный редактор

Члены редакции:

М. Алекс,

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

И. Глушенков,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина,

Е. Фалилеева


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Приглашаем на конкурс. [прочитать]
  • Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Материалы БелАПДИ (продолжение). [прочитать]
  • Д. Соколов. Сказки и Сказкотерапия(продолжение). [прочитать]


 

Здравствуйте, дорогие друзья.

Некоммерческий благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития "Вита" объявляет международный конкурс

Придумай сказку.

Конкурс проходит в номинациях:

  1. Сказка, придуманная ребенком (возможна помощь взрослого при её записи).
  2. Сказка, придуманная взрослым для малыша;
  3. Сказка, придуманная взрослым и проиллюстрированная ребенком.

При прочих равных условиях, коллективное творчество приветствуется

Условия конкурса:

  1. В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, владеющие русским языком, всех возрастов из любой страны мира.
  2. Работа должна быть авторской, сделанной специально для конкурса или, по крайней мере, нигде ранее не публиковаться.
  3. От одного участника не больше 5 работ.
  4. Работа обязательно должна соответствовать теме конкурса.
  5. Сроки проведения конкурса: с 20 октября 2008 г. по 7 января 2009 г.
  6. Каждый участник может представить фотографию (по желанию) и небольшой рассказ о своей семье (или истории создания сказки).
  7. Предполагается творческая работа всех заинтересованных лиц в деле подготовки подарков и грамот участникам конкурса, выбора лучших работ для размещения в журнале «Чистый родник», а также создания интернет-каталога детских сказок, рисунков и детских лиц - участников конкурса, который предполагается реорганизовать в постоянно действующую выставку детского творчества в сети Интернет.
  8. Приветствуется любая форма распространения этой информации в СМИ а также в любых дошкольных и школьных организациях, детских больницах, клубных организациях и детских центрах, заинтересованных в такого рода сотрудничестве на международном уровне.

Вся информация о конкурсе, а так же голосование за присланные работы, будет проходить на сайте Gold-Child.Ru с 20 ноября 2008 г. по 7 января 2009 г..

Подведение итогов конкурса состоится 14 января 2009 г. на общем собрании Фонда "Вита".

Согласно условиям конкурса, все участники получат грамоты в соответствии с представленными адресами.

Отбор лауреатов конкурса – по 3 в каждой номинации

1 место – трехтомник "Добрых сказок";

2 место – подписка на журнал "Чистый родник" на 2009 год;

3 место – набор пазлов со сказочными сюжетами.

Желаем участникам вдохновения и удачи!

Оргкомитет конкурса


 

Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет):

Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH

Продолжение. Начало – в рассылках №140, 141

Реестр 1: Возраст развития и содержание упражнений. (продолжение)

Возраст развития 3 - 4 года

Функциональная сфера –

Имитация

Упражнение

  1. Имитируя положить руки на бедра, голову и т.п.
  2. Делать простые фигурки из пластилина (пластилин)

Функциональная сфера –

Восприятие

Упражнение

  1. Сложить по образцу фигурку из кубиков (10 кубиков)
  2. Соотносить 3 различные формы (картон или бумага)
  3. Соотносить формы различного размера (бумага, картон, клей, ножницы)
  4. Различать предметы по цвету (8 разных предметов, 2 блюда)
  5. Поставить цветные кубики на соответствующее место (цветные кубики, бумага с цветными полями)
  6. Распознавать и воспроизводить последовательность шумов

Функциональная сфера –

Грубая моторика

Упражнение

  1. Подъем по лестнице переменным шагом
  2. Бег с препятствиями среднейтрудности (стулья, веник, мебель и т.п.)
  3. Прыжки "лягушкой" без остановки
  4. Пропрыгать на одной или двух ногах расстояние в 5 м
  5. Сохранять равновесие во время одновременных движений руками и ногами
  6. Перекатываться по полу
  7. Идти по линии, не теряя равновесия (клейкая лента, мел)

Функциональная сфера –

Тонкая моторика

Упражнение

  1. Ощупывать различные предметы по контуру (мяч, стол, книга и т.п.)
  2. Сложить бумажную игрушку (2 разного цвета полоски бумаги)
  3. Отрезать кусочки от полоскибумаги (ножницы, бумага)

Функциональная сфера –

Координация глаз и рук

Упражнение

  1. Построить из трех деталей простую конструкцию (ящик строительных моделей из дерева)
  2. Вылепить из пластилина различные предметы (пластилин,мяч,миска, кубик)
  3. Вылепить из пластилина различные предметы, изображенные на картинках (пластилин, картинки)
  4. Соединить рисунок, разорванный на две части (цветная и белая бумага, карандаши, ножницы, клей)
  5. Взять щипцами небольшие предметы (щипцы, подставка для яиц, кубик, бусины)
  6. Провести линию, соединив две точки (бумага, карандаш)
  7. Соединить ряд точек, чтобы выполнить простой рисунок (бумага, фломастеры)

Функциональная сфера –

Познавательная деятельность

Упражнение

  1. Соотносить кубики по цвету (разноцветные кубики)
  2. Систематизировать предметы по их функциональной принадлежности (коробка, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста)
  3. Сортировать рисунки простых предметов по их функциям (рисунки предметов быта)
  4. Сортировать предметы по их предназначению (носок, рубашка, штаны)
  5. Понимать названия основных цветов (цветные кубики, бусы, бумага)
  6. Искать спрятанные предметы(несколько обычных предметов)

Функциональная сфера –

Речь

Упражнение

  1. Отвечать на вопрос словами"большой", "маленький" или подавать соответствующий знак (кубики, бусины)
  2. Различать рисунки лиц мужского и женского пола, используя местоимения "он" и "она" (картинки из журналов)
  3. Понимание и использование обозначений места: "на" и "под"(3 чашки, сладости)
  4. Самостоятельно делать выбор: "или ... или" (вещи домашнего обихода)
  5. Беседовать с кем-нибудь, отвечая на простые вопросы (картинки из журналов, бусины, чашки)
  6. Передать краткое сообщение
  7. Образовывать множественное число (предметы быта)

Функциональная сфера –

Самообслуживание

Упражнение

  1. Расстегнуть и застегнуть куртку без помощи (куртка с большими пуговицами)
  2. Наливать воду из кувшина в меньшую емкость (кувшин, прозрачные бокалы)
  3. Самостоятельно чистить зубы (зубная щетка и паста)

Функциональная сфера –

Социальные отношения

Упражнение

  1. Изобразить контакт куклы с куклой другого человека (две театральные куклы)
  2. Игра на воображение
  3. Вытереть тряпкой стол (поднос, губка, бумага)
  4. Осознать понятие "брать" и "давать" (Коробка, игрушки, сладости)
  5. Правильно разложить приборына столе (столовый прибор, тарелки)

Возраст развития 4 - 5 лет

Функциональная сфера –

Имитация

Упражнение

  1. Подражать походке животных (3 игрушки животных или картинки животных)
  2. Имитация различных поз тела (фотографии людей, находящихся в различных позах)
  3. Последовательно подражать двум простым действиям
  4. Осознанно воспринимать и подражать понятиям "тихо / громко", "быстро / медленно" (2 ложки, 2 сковороды)

Функциональная сфера –

Восприятие

Упражнение

  1. Игра в домино с партнером (коробка домино)
  2. Разложить ряд фигур из бумаги слева направо (цветные формы из бумаги)

Функциональная сфера –

Грубая моторика

Упражнение

  1. Бросить мяч через подвешенную автомобильную шину (автомобильная шина, канат, мяч)
  2. Бросить мяч так, чтобы он высоко подпрыгнул (большой мяч)
  3. Кувыркаться
  4. Сделать 10 шагов "слоновой" походкой
  5. Пронести несколько метров в ложке картофелину (столовая ложка, картофелина)
  6. Балансировать без помощи на балке (доска, кирпичи)

Функциональная сфера –

Тонкая моторика

Упражнение

  1. Три больших болта и гайки различной величины сопоставить без помощи друг с другом и соединить
  2. Сложить бумагу и разрезать ее вчетырех местах (бумага, ножницы)
  3. Развесить на веревке белье (бельевые прищепки, белье, полотенце, носки, веревка)

Функциональная сфера –

Координация глаз и рук

Упражнение

  1. Отрезать отмеченные полоски бумаги (бумага, ножницы, фломастеры)
  2. Вырезать простые рисунки без помощи (книга с рисунками, ножницы, карандаш)
  3. Навинтить три гайки на болты одинакового размера (доска, болты, гайки)
  4. Навинтить три гайки различного размера на соответствующие болты
  5. Протянуть нить через отверстие в картоне (картон, шнурок от ботинка)
  6. Написать большие буквы,соединяя точки (бумага, карандаши, фломастер)
  7. Соединить точки в круги и четырехугольники (бумага, карандаши, фломастер)
  8. Соединить точки в диагональные линии и кресты (бумага, карандаши, фломастер)
  9. Нарисовать простые геометрические формы (картон, карандаш, бумага)
  10. Превратить геометрические формы в картинки (бумага, карандаши)
  11. Написать буквами имя (цветная бумага, белая бумага, картон)
  12. Закончить простой рисунок (бумага, картон)
  13. Рисовать простые формы, соединяя точки (бумага, картон, фломастеры

Функциональная сфера –

Познавательная деятельность

Упражнение

  1. Найти предмет, который подходит к другим предметам (коробки, яблоко, банан, лимон, машинка)
  2. Осознавать течение суток (картинки, изображающие различные действия, осуществляемые ребенком ежедневно)
  3. Составить фигуру человека (цветная бумага, ножницы, картон)
  4. Распознавать противоположности ("сладкий" и "кислый", например: конфеты и лимон)

Функциональная сфера –

Речь

Упражнение

  1. Назвать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)
  2. Назвать предназначения предметов домашнего обихода (книга, ложка, чашка, машинка)
  3. Называть время суток (рисунки лиц, занимающихся ежедневными делами)
  4. Считать до пяти (кубики)
  5. Назвать четыре цвета (цветные кубики)
  6. Рассказывать истории - 1 (телевизор)

Функциональная сфера –

Самообслуживание

Упражнение

1. Самостоятельно и быстро одеваться (будильник)

Функциональная сфера –

Социальные отношения

Упражнение

  1. Выполнять работу по дому (салфетки, прибор, коробка для столовых приборов)
  2. Принимать активное участие в игре (мягкая игрушка)
  3. Понять потребности другого человека (салфетка, куртка, расческа)

Возраст развития 5 - 6 лет

Функциональная сфера –

Имитация

Упражнение

1. Читать написанное слово(картинки со словами)

Функциональная сфера –

Грубая моторика

Упражнение

  1. Бег со сложными препятствиями
  2. Ударить по бейсбольному мячу (мяч, клейкая лента, канат, деревянная клюшка)
  3. Пробежать, изображая тачку
  4. Тянуть тяжелый пакет
  5. Перетягивание каната
  6. Прыжки "Петрушки"
  7. Прыжки со скакалкой
  8. Игра в "классики"
  9. Балансировать на балке

Функциональная сфера –

Тонкая моторика

Упражнение

  1. Закрепить кнопки на доске(кнопки, доска)
  2. . Связать коврик (цветная бумага)

Функциональная сфера –

Координация глаз и рук

Упражнение

  1. Расположить на бумаге с цветными точками несколько кнопок (кнопки, доска)
  2. Писать цифры (бумага,карандаши)
  3. Провести линию по лабиринту (бумага, картон, прозрачная пленка)
  4. Рисовать фигуру человека (бумага,картон)
  5. Найти и нарисовать предмет тойже категории (бумага, карандаш)

Функциональная сфера –

Познавательная деятельность

Упражнение

  1. Последовательно разложить картинки (серии рисунков)
  2. Показать соответствующие картинки, отвечая на вопросы "Кто? Что? Где?"
  3. Понимать указание места "в","под", "за" (бумага, картон)

Функциональная сфера –

Речь

Упражнение

  1. Рассказывать истории, описывая детали картинок (книга с иллюстрациями)
  2. Понятие времени (бумага,фломастер, рисунки)
  3. Перечислить дни недели

Функциональная сфера –

Самообслуживание

Упражнение

  1. Самостоятельно приготовить закуску (продукты, кухонные принадлежности)
  2. Самостоятельно купаться (смеситель с цветными кранами)

Функциональная сфера –

Социальные отношения

Упражнение

  1. Самостоятельно нарисовать простой рисунок (бумага, карандаши)
  2. Рисовать, следуя письменным указаниям (бумага, карандаши)
  3. Различать "мое" и"твое" (коробка, фотографии)
  4. Отвечатьна телефонный звонок(игрушечный телефон)
  5. Читать и следовать простым письменным указаниям (коробка, бумага, карандаш)

Продолжение СЛЕДУЕТ.

Шоплер Э.

Ланзинд М.

Ватерc Л.

http://www.pedlib.ru


 

Сказки и Сказкотерапия

Продолжение, начало – в 139, 140 и 141 рассылках

Часть 1

"Бедные дети"

Следующая часть - гораздо скучнее. Она серьезная. Она структурная. В ней много теоретических глав. А что делать? Платите дань своей серьезности, либо живо вспоминайте совет читать все раздельно.

Часть 2

"Структурная"

СКАЗКА: ЦЫПЛЕНОК

На обыкновенном дубе вырос желудь необыкновенной величины.

Скоро все поняли, что это яйцо.

В яйце вырос маленький желтый цыпленок.

Однажды он сказал дубу:

-Скучно мне с тобой. Молчишь да молчишь. Я полечу искать себе папу и маму получше-.

-Ха-ха-ха, - засмеялись сороки, - ты вначале вылупись из яйца да вырасти!-

Тогда цыпленок, как был в яйце, слетел с ветки, разогнался и аккуратно стукнул одну сороку в лоб.

-Не задавайся-, - сказал он.

И полетел еще непроклюнувшийся цыпленок искать себе папу и маму. Потом подумал и решил: -И братика!-

Долго ли он летел коротко, долетел до моря и лег на волны, чтобы покачаться. Глянул вниз - а там на дне осьминог. Ни глаз, ни ушей, одни щупальца-руки. И так он ими здорово управляет: и по дну лазает, и рыбку ловит, и отмахивается от водяных мух. И цыпленок стал ему вниз булькать:

-Осьминог, давай с тобой вместе жить-.

Осьминог булькает:

-Давай-.

Цыпленок ему перебулькивает:

-Залезай ко мне в яйцо. Внутри тепло, а в море холодно и мокро!-

Осьминог залез в яйцо, тогда цыпленок поднялся в воздух и опять полетел. Над морем широким, так высоко, что дух захватывало.

Долго ли коротко, прилетел он к острову зеленому. А это был совсем не остров, а огромный морской дракон. Но этот дракон так долго лежал без движения, что на нем выросла трава и деревья, и даже целый морской порт и город матросских жен. А дракон ничего этого не чувствовал. Целыми днями он смотрел на горизонт. Он что-то хотел там увидеть, но ничего не видел, хотя зрение у него было прекрасное. Глаза у него светились, а иногда из них даже выскакивали искры.

-Эй, дракон, - крикнул ему цыпленок, - иди со мной жить. Вместе веселее!-

-Гм, - сказал дракон, - ты выглядишь хорошим другом. Давай-.

-Полезай ко мне в яйцо, - говорит цыпленок. - Внутри красиво и ярко, а снаружи пыльно и скучно-.

И дракон сначала пошевелился, чтобы все люди, которые жили на его спине, успели погрузиться на корабли, а потом залез в яйцо к цыпленку.

И они полетели дальше, пролетели синее море, полетели над темным лесом.

И долго, и коротко, видят: избушка, а около нее сидит старик. Сам он маленький, и только одно ухо у него огромное. Его за ухом почти и не видно.

-Здравствуй, дедушка Ухо-, - сказал цыпленок.

-Не шуми так, - сказал старичок. - Я и так слышал вас, еще когда вы над морем летели-.

-Дедушка, - говорит цыпленок, - иди к нам жить. У нас тихо, и ребята мы послушные!-

Дедушка Ухо встал, покряхтел, раз - и в яйце оказался.

И вот маленький ярко-желтый цыпленок, который еще даже не вылупился из яйца, полетел, гордый своими подвигами, и прилетел в такое место, о котором знал только он, а там он проклюнул скорлупу и вышел на свет.

А потом он быстро закрыл скорлупу со своими друзьями так, что опять получилось яйцо. И это яйцо он проглотил. А потом он превратился в маленького ребенка, который только что услышал эту сказку. И ему всегда с тех пор помогали его друзья: осьминог - чувствовать, дракон - видеть, а дедушка Ухо...

-Вот уж дедушка Ухо! - сказал дед. - Как сказки, так вечно - дедушка Ухо, дедушка Ухо! Устал я. Спать пора-.

Ну вот, жалко, дедушка устал, а то б я еще рассказал. Спать пора.

* * *

На примере "Цыпленка" можно коротко проиллюстрировать, что же такое "конструирование" сказки. Это технический пример и - подчеркиваем - очень конкретный пример, под сказку. Психологическая теория, легшая в основу, у другой сказки может быть совершенно другая (в том числе прямо противоположная), но сам принцип этой теории оживления и построения текста там, где он строится сознательно, - сам принцип, авось он проглянет и прояснится?

Детские психологи многих школ имеют дело с развитием и функционированием различных сенсорных систем. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы развиваются у ребенка неравномерно, и это во многом определяет способы восприятия им информации, особенности запоминания, воспроизведения навыков и знаний, а в конечном итоге, мышления и коммуникации. Отправной точкой для создания рассматриваемой сказки послужила теория внесенсорных систем.

Эта теория развивается в рамках эриксоновской терапии и нейро-лингвистического программирования. Она утверждает, что в процессе развития одна или даже две сенсорных системы становятся преимущественно внесознательными. В результате для сознательной обработки информации используется одна или две сенсорных системы, а одна - внесознательная - становится проводником преимущественно подсознательных импульсов. В определенной мере ребенок теряет и способность сознательно оперировать в такой системе, и доступ к процессам, которые в ней происходят. Например, это может быть внесознательная аудиальная система: ребенок не осознает происходящего внутри диалога (критики, угроз, предсказаний провала) и плохо пользуется аудиальной системой в жизни ("не слышит" обращенной к нему речи). Ряд исследователей связывает определенные внесознательные сенсорные системы с видами психосоматической проблематики - так, исключение из осознавания телесных ощущений связано с энурезом, ожирением, анорексией. И терапия таких состояний может быть достаточно ненаправленной: помочь ребенку осознать собственное тело, чувства, научить получать удовольствие от звуков или картин. В рамках такого подхода можно использовать многое: телесно-ориентированную терапию, арт- и игротерапию, гипноз. Метафора, переводящая взрослый язык на язык ребенка, может сопровождать любой подход; в чистом виде она образует сказку.

В сказке, кроме главного героя, три персонажа, достаточно четко символизирующих три основных сенсорных канала. Кроме явного описания, есть и неявные усиливающие слова из определенного сенсорного опыта. Умный цыпленок, создавая раппорт, внутренность своего яйца описывает каждый раз по-разному: для осьминога там тепло, для дракона ярко и т.д. Заметим, что "послушные" в третьем описании - тоже "аудиальное" слово. (Интересно, кстати, использовать эту сказку для простейшего тестирования. Сразу после прочтения задается вопрос: "Как было в яйце?" Ясно, что человек вспоминает прежде всего "свое" описание. По моему опыту, очень мало кто способен воспроизвести все три модальности. Взрослые, например, почти никогда не вспоминают, что в яйце было тихо.) Можно сказать о трех основных уровнях коммуникации в этой сказке.

Первый - сюжет, воспринимаемый сознательно.

Второй - скрытые предложения, "послания" подсознанию. Здесь смысл сказки - создать символы трех сенсорных систем, а затем свести их воедино в одной маленькой голове слушателя и отдать ему бразды управления ими. Проглоченное яйцо с "друзьями" как раз это и означает. Для более полной идентификации с героем (которая, как мне кажется, происходит и так) цыпленок в конце сказки прямо превращается в слушателя.

И, наконец, третий уровень - переплетение, наложение друг на друга трех сенсорных областей. Само восприятие речи требует от слушателя попеременного, а затем одновременного включения трех сенсорных систем.

Это тренировка того, чему мы хотим научить ребенка.

Соколов Д.

http://pedlib.ru


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.

В избранное