Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 130

2008-07-13

Тираж: 4141 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:

Н. Гузик - главный редактор

Н. Ратушна - ответственный редактор

Члены редакции:

М. Алекс,

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

И. Глушенков,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина,

В. Труфанов,

Е. Фалилеева


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Колонка главного редактора[прочитать]
  • Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома (окончание).[прочитать]
  • Литературная страничка. В чем твоя сила...[прочитать]


 

Колонка главного редактора

Здравствуйте, дорогие друзья!

Летняя пора предполагает наличие отпускных настроений. К тому же, это лето в центральной России аномально жаркое. Приходят на ум воспоминания школьной молодости с лермонтовской графиней, которая парилась в ванне...

И, все же, нашу работу за нас никто делать не будет. Поэтому, я сегодня и появилась на страницах рассылки с мини-отчетом о проделанной работе.

Во-первых, несколько запоздало сообщаю о письме Управления по делам молодежи, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки. С текстом письма Вы можете познакомиться здесь.

Во-вторых, нами предприняты меры по решению проблемы распространения информации о реабилитации детей. И уже сейчас можно официально заявить, что с 1 сентября журнал "Чистый родник" будет выходить.

Каким ему быть – решать, в том числе, и Вам, поскольку на его страницах, мы надеемся, специалисты будут отвечать на вопросы заинтересованных читателей.

Разумеется, подобную работу в одиночку не осилить. Мне помогают друзья и коллеги, которым я очень благодарна. Но... как обычно, друзей много не бывает. Приглашаю всех желающих!

В-третьих, книга Михаила Висенса "Подражая кентавру" отдана в печать.

Следующими будут "Специальная психология и коррекционная педагогика" (учебное пособие для дефектологов), "Кохлеарная имплантация в вопросах и ответах" – коллективная работа российских и зарубежных авторов и "Этюды абилитационной педагогики +" – книга, которая готовится центром Алексея Ивановича Бороздина.

Мне хотелось бы знать (хотя бы ориентировочно) в каком количестве и по какой цене эта литература будет востребована.

В-четвертых, мы все же решили претворить в жизнь идею Игоря Глушенкова из Самары, который однажды в качестве поздравления с днем рождения мне прислал: "Хорошо бы создать эл. каталог детских реабилитационных центров, чтобы родители узнавали там: где, что, почем?- и писали в нем свои коменты. Только так, по-моему, здесь можно навести порядок. Что тысячи мам и пап с больными детьми не срывались с места из-за куцей инфы..."

Как всегда, реализация этой идеи – за Вами, дорогие друзья.

Мы же можем лишь пообещать по материалам этого сборника выпустить бумажный справочник.

Вот на этой позитивной ноте я сегодня с Вами прощаюсь.

Еще раз благодарю всех, кто с нами. И приглашаю читателей к сотрудничеству.

Ведь от нас зависит – каким будет мир вокруг нас.

Так давайте сделаем его красивым и счастливым для наших детей!

С уважением.

Наталья Гузик


 

Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.

Окончание статьи с сайта "Педагогическая библиотека". Начало - в выпуске №129.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Результаты позитивного продвижения по пути формирования навыка можно оценить по следующим критериям:

1. Перемещение с позиции, описывающей состояние развития данного навыка на предыдущем этапе, на следующую позицию (Приложение 3).

2. Пошаговое сокращение помощи педагога (см. Уровни помощи педагога).

3. Положительный итог сравнения последующих анкет и опросных листов с предыдущими (Приложение 3).

4. Установление партнерских отношений между специалистами и родителями, диалога в обсуждении работы по программе.

В Центре лечебной педагогики результаты работы по данной программе фиксируются каждые три месяца в карте динамического наблюдения ребенка, разработанной на основе МКФ, в разделе "Бытовые навыки и самообслуживание".

ПРИЛОЖЕНИЕ I. ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИТЬЯ ИЗ ЧАШКИ

Для того чтобы приступить к обучению этому навыку, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы.

Используйте пластмассовую чашку (без ручки) или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками.

Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша. Детям с трудностями глотания лучше предлагать более густые напитки (кисель, кефир и пр.).

Сначала заниматься нужно в то время, когда, по вашему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты.

Заметим, что напиток сам по себе должен стать достаточным вознаграждением ребенку наряду с похвалой.

Обучение проводится в два этапа.

1 этап

На протяжении всего занятия стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки. Проделайте один за другим следующие шаги:

1. Поднесите чашку к его рту.

2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

3. Поставьте чашку на стол.

4. Уберите свои и его руки. Скажите: "Молодец! Ты пьешь из чашки!"

Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.

2 этап

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на последующих занятиях успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.

2. Уберите свои руки после того, как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.

3. Постепенно убирайте свои руки, предоставляя ребенку возможность самому закончить действие.

4. Уберите свои руки сразу после того, как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки.

5. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Теперь уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он уже может сам.

6. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

7. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Второй этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т.е. в обратном порядке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОПИСАНИЕ ПОШАГОВОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Пьет из чашки

1. Совсем не умеет держать чашку.

2. Держит чашку и пьет, когда вы оказываете ему физическую помощь на всем протяжении процесса.

3. Ставит чашку на стол, после того как вы помогли ему попить из нее и часть пути ото рта до стола пронесли с ним вместе.

4. Ставит чашку на стол после того, как вы помогли ему попить из нее.

5. Пьет из чашки, после того как вы помогли ему пронести ее часть пути от стола до рта, и, попив, сам ставит ее на стол.

6. Пьет из чашки, после того как вы помогли приподнять ее со стола; сам ставит ее на стол.

7. Пьет из чашки совершенно самостоятельно.

8. Пьет из разных чашек и стаканов совершенно самостоятельно.

Ест ложкой

1. Совсем не умеет есть ложкой.

2. Подносит ложку ко рту, когда вы помогаете ему физически.

3. Подносит ложку ко рту после того, как вы наполнили ее и помогли пронести ее часть пути до рта.

4. Доносит ложку до рта и опускает ее обратно в тарелку, после того как вы наполнили ее и помогли пронести часть пути до рта.

5. Сам доносит ложку до рта, после того как вы наполнили ее; опускает ложку обратно в тарелку.

6. Ест сам; вы только помогаете ему наполнить ложку.

7. Самостоятельно ест ложкой мягкую пищу (размятый картофель, овсяная каша, кабачок и пр.).

8. Самостоятельно ест ложкой суп.

Ест вилкой

1. Совсем не умеет есть вилкой.

2. Пользуется вилкой как ложкой (т.е. набирает в нее еду как в ложку).

3. Накалывает кусочек пищи на вилку с вашей физической помощью.

4. Накалывает кусочек пищи на вилку, направляемый вашими словесными указаниями.

5. Совершенно самостоятельно ест вилкой мягкую пищу.

6. Совершенно самостоятельно ест разную пищу вилкой.

Намазывает ножом

1. Совсем не умеет намазывать ножом.

2. Намазывает часть ломтика хлеба с вашей физической помощью.

3. Намазывает весь ломтик хлеба с вашей помощью.

4. Намазывает ту часть ломтика, которую вы попросили намазать.

5. Направляемый вашими словесными указаниями, намазывает джемом весь ломтик хлеба, после того как вы положили на него джем.

6. Кладет джем на хлеб и намазывает его под вашим присмотром.

7. Может взять ломтик хлеба и джем и совершенно самостоятельно сделать себе бутерброд.

Режет ножом

1. Совсем не умеет резать ножом.

2. С вашей помощью заканчивает разрезать пищу ножом, после того как вы начали этот процесс.

3. Режет ножом от начала до конца с вашей помощью.

4. Разрезает кусок пищи с начала до конца самостоятельно (вы помогаете ему держать еду вилкой, чтобы та не сдвигалась с места).

5. Сам крепко держит вилку, после того как вы воткнули ее в кусок, и одновременно ножом режет его.

6. Совершенно самостоятельно накалывает вилкой кусок пищи и разрезает его ножом, когда вы просите его сделать это.

7. Для того чтобы разрезать пищу, пользуется ножом совершенно самостоятельно и без напоминаний.

Надевает носки

1. Не умеет надевать носки.

2. Натягивает носки от щиколоток и выше.

3. Натягивает носки от пяток и выше.

4. Натягивает носки, надетые на пальцы ног.

5. Сам надевает носки, при этом пятку носка располагает правильно.

Надевает джемпер или футболку

1. Не умеет надевать футболку

2. Натягивает на себя футболку, после того как вы надели ее ему на голову.

3. Просовывает голову в вырез футболки, вы продеваете его руки в рукава; затем он натягивает футболку до талии.

4. Просовывает голову в вырез футболки и продевает одну руку в рукав.

5. Просовывает голову в футболку и продевает обе руки в рукава.

6. Надевает футболку, после того как вы ее подаете ему.

7. Берет футболку и надевает ее совершенно самостоятельно.

Снимает брюки (уже расстегнутые)

1. Не умеет снимать брюки.

2. Стягивает штанину с одной ноги, после того как вы сняли вторую штанину с другой.

3. Сидя, стягивает штанины с обеих ног, когда они уже спущены до лодыжек.

4. Сидя, снимает штанины, спущенные ниже колен.

5. Спускает брюки, начиная от места, расположенного чуть выше колен, затем садится и снимает их.

6. Спускает брюки от середины бедер до низа, затем снимает их.

7. Спускает брюки от бедер до низа, затем снимает их до конца.

8. Снимает брюки сам, под вашим присмотром.

9. Совершенно самостоятельно снимает брюки.

Надевает брюки (не застегивая)

1. Не умеет надевать брюки.

2. Натягивает брюки до талии, после того как вы натянули их до бедер.

3. Натягивает брюки до талии, после того как вы натянули их до середины бедер.

4. Натягивает брюки до талии, после того как вы продели обе его ноги в штанины.

5. Надевает брюки самостоятельно.

Надевает блузу, рубашку или пальто, застегивающиеся спереди на пуговицы (не застегивая)

1. Не умеет надевать блузу или рубашку, застегивающиеся спереди на пуговицы.

2. Берет края обеих полочек рубашки и сводит их вместе, после того как вы продели обе руки в рукава.

3. Продевает одну руку в рукав, после того как вы продели вторую руку в другой рукав.

4. Продевает обе руки в рукава, когда вы держите расстегнутую рубашку.

5. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает одну руку в рукав.

6. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает в рукава обе руки.

7. Полностью надевает приготовленную рубашку.

8. Берет рубашку из ящика или с вешалки и надевает ее.

Обувает ботинки (не завязывая шнурки)

1. Не умеет обуваться.

2. Проталкивает ступню в ботинок, после того как вы натянули задник на его пятку.

3. Натягивает задник ботинка на пятку, после того как вы всунули в ботинок его пальцы.

4. Всовывает пальцы ноги в ботинок и надевает его, после того, как вы дали ботинок ему в руку.

5. Надевает ботинок, когда вы подаете ему его.

6. Надевает ботинки.

7. Обувается совершенно самостоятельно, не путая правую и левую ногу.

8. Надевает ботинки и застегивает их на липучки.

Застегивает молнию

1. Не умеет застегивать молнию.

2. Заканчивает застегивать молнию (вы в это время придерживаете ее снизу) после того, как вы соединили две половинки молнии и застегнули ее до груди.

3. Застегивает молнию с начала до конца (вы придерживаете низ молнии), после того как вы соединили правую и левую половинки молнии.

4. Держит одной рукой низ молнии и застегивает ее другой рукой, после того как вы соединили замком правую и левую половинки молнии.

Аналогично расписываются шаги по другим навыкам (навыки опрятности, умения самостоятельно умываться, помогать взрослым вести домашнее хозяйство и т.п.).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ф. И. ребенка

Возраст

Опишите как можно более подробно, как дома происходит процесс кормления, одевания и приучения к туалету, опираясь на предложенные ниже вопросы.

Навыки самообслуживания:

Кормление

пищу какой консистенции умеет есть ребенок (пюреобразная, полупротертая, пища, которую можно брать руками);

ребенок получает пищу из бутылки или его кормят ложкой;

насколько активно ребенок включен в процесс (держит ручки на бутылке, держит ложку с помощью, держит ложку самостоятельно, правильно захватывая);

берет ли в руку и ест маленькие кусочки пищи;

умеет ли откусывать;

пьет из бутылки или из чашки (с помощью или самостоятельно).

Одевание

насколько ребенок включен в процесс одевания — помогает ли одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног;

снимает шапку;

снимает носки и стягивает частично снятую через голову рубашку;

снимает незавязывающуюся обувь;

надевает шапочку;

надевает носки, свободную обувь.

Навыки опрятности

пользуется памперсами или памперсы сняты (на дневное время, совсем);

контролирует ли свой стул (каждый день примерно в одно и то же время у ребенка бывает стул);

бывает ли в течение дня достаточно регулярно сухим;

показывает ли жестами, что хочет в туалет;

просится ли в туалет, выражая свое желание словами;

спускает ли сам штанишки в туалете;

под руководством взрослого ходит в туалет.

Уход за собой

наслаждается игрой в воде;

участвует в мытье и вытирании рук;

позволяет чистить себе зубы;

тянется к крану, чтобы открыть его, умеет открывать кран;

нужна организационная помощь взрослого или действие может осуществить самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: 1997.

2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: 1997.

3. Нэнси Р. Финни. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. – М.: Теревинф, 2005.

4. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

5. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программы // Сб. ст. под ред. А. М. Царева. – Псков: АНО Центр социального проектирования "Возрождение", 2004.

6. Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. – СПб., 2005.

7. Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. 1-4 классы. – Минск: Национальный институт образования, 2003.

8. Руководство по раннему обучению. Портедж, США. Выпуск 9, 14. – СПб., 1998.

Моржина Е.В.

Центр лечебной педагогики г. Москва


 

В чём твоя сила?

Притча

В чём твоя сила, Отец? Целый день ты носишь на плечах огромные стволы деревьев, и трудно заметить, чтобы ты устал?

— Это так. А сила — в безразличии. Мне все равно, какое дерево я несу; толстое или тонкое, длинное или короткое, тяжелое или легкое.

Сила всегда в безразличии. В безразличии к любому препятствию, так как никакое из них не способно остановить человека на его пути.

Доказывающий - не прав, правый - не доказывает.

Доказывающий слаб. Логикой силу не заменишь. Сила воли и духа — субстанция, далекая от геометрии. Доказывающий — всегда проситель, он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись небезразлично.

Правый силен. Он знает, что он прав. И этого довольно. Его правота заметна. Она наполняет все пространство вокруг него, даже когда он молчит. Его взгляд убеждает больше всяких аргументов и останавливает поток слов.

Неважно, "да" или "нет" Вы говорите, неважно, какие аргументы приводите, важно - говорите Вы "да" или "нет" от силы или от слабости. Можно сказать "да" от силы. Это значит, что Вы могли бы сказать и "нет", но решили дать согласие. Можно сказать "да" от слабости. Это значит, что не в Ваших силах отказать.

Можно сказать "нет" от силы. Это значит, что Вы могли бы и дать согласие, но считаете нужным отказать. Можно сказать "нет" от слабости. Это значит, что не в Ваших силах дать согласие.

Тот, кто имеет путь, всегда прав. Правота — признак пути. Правота увеличивает и силу физическую. Не случайно раньше правота определялась в поединке, с оружием в руках.

Владимир Тарасов


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.

В избранное