← Март 2008 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
"Папам и мамам об особых детках"
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
Монолог логопеда на тему дисграфииДисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. На тему нарушения письма написано много научной и популярной литературы. Только до сих пор дисграфия как диагноз, ставится, когда гром грянул. Хорошо, если маленький ученик не успевает получить невроз от навязчивой требовательности учителей и родителей быть внимательнее, писать красивее, тренировать руку и делать как можно больше упражнений для правильного письма. Только количество упражнений почему-то не переходит в качество письма. Наоборот, чем больше ребенок старается, тем больше "ошибается". Тут появляется логопед и ставит спасительный для ребенка диагноз - дисграфия. Почему спасительный? Потому что лавина стандартной требовательности резко уменьшается и превращается в мелкую зыбь. Правда, хроническую, что не устраивает ни учителя, ни родителей. Учитель вынужден уделять больше внимания такому ребенку, при этом мечтать о переводе его ученика в коррекционный класс. Родители будут стараться найти репетитора, который только увеличивает нагрузку на нервную систему ученика или искать логопеда, что может говорить о родительской мудрости. Логопед, правда,будет тихо вздыхать и задавать риторический вопрос: " где вы были раньше, почему не занимались до школы логопедической коррекцией речевых проблем?" Так можно ли до школы обнаружить симптомы, предпосылки будущей дисграфии? Можно, только они будут носить более общий характер и относиться не только к дисграфии. Это задержка психомоторного развития, амбидекстрия, левшество, дизартрия. Если наблюдается подобный диагноз или симптом, то вероятность дисграфии возрастает многократно. В последние десятилетия возросло количество детей с ЗПР и амбидекстров. Главным их признаком является наличие двух одинаково активных полушарий. Только при ЗПР они долго не могут определиться, какое будет доминантным, а у амбидекстров оба пытаются доминировать. Это приводит к перегрузке нервных процессов и более длительному физиологическому и психическому созреванию. Интеллект на их фоне отличается высоким развитием и потенциалом. Подобный союз полушарий позволяет легко запоминать длинные тексты, большой объем информации, проявлять творческую одаренность и эмоциональную чуткость. При этом у ребенка быстро развивается осознание своего "Я", чувство собственного достоинства и самостоятельность в мнениях и решениях. Правда, при условии, что этому развитию никто и ничто не мешает. Родительский максимализм может подтолкнуть уже двухлеток к выражению упрямства. Благо, левое полушарие дает этому повод. Растущий негативизм, он же критичность, из-за активности левого полушария замедляют восприятие внешней информации, то есть замедляют активность правого полушария. Поэтому "бороться" с упрямством в этом возрасте бесполезно. А вот хвалить и поддерживать растущее самосознание очень даже полезно. Наберитесь терпения и уважайте своеволие, формирующее свое "Я". Для гармоничного развития нужно давать эмоциональную и двигательную разрядку, которая позволит развиваться правому полушарию. В дальнейшем желательно не перегружать левое полушарие аналитическими задачами в ущерб двигательно-эмоциональному развитию. Такие дети любят обучение, которое эмоционально и творчески их заинтересовывает. Чаще необходимо менять виды деятельности, даже если не достигнут видимый результат. Поэтому разумная смена занятия или отдых помогают усвоить знания как-то исподволь, ненавязчиво. Вроде никак не получалось, не решалось, поэтому занялись другим делом, отвлеклись, переключились. Потом вернулись к прерванной задаче - а она уже понята и все получается. Как видим, в школе именно у таких детей возникают затруднения по русскому языку и математике, особенно когда на них начинают давить требованиями, все делать без помарок и ошибок. В ответ появляются повышенная утомляемость, забывчивость. В поведении заметна раздражительность, непоседливость, беспокойство. Все это дает картину неврастении. Неврастения - следствие одностороннего перенапряжения левого полушария, то есть мыслительных процессов, при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, положительных чувств. Логично в таких случаях уменьшить интеллектуальную нагрузку на левое полушарие, требовательность, занятий, посещение дополнительных школ. Зато важно больше эмоционально нагружать правое полушарие, слушать музыку, танцевать, рисовать, сочинять. Может быть есть смысл не ходить на многочасовые спектакли и концерты, а самим их устаивать в школе или дома? Такая же тактика нужна и при неврозе навязчивых состояний, когда у ребенка появляются, приходящие помимо воли мысли и действия. Все попытки "взять себя в руки", наказывать за это и контролировать приводят только к обострению ситуации. У дошкольников и школьников это может быть в виде страха не успеть, опоздать, не получить похвалу и оценку ниже пятерки, остаться одному, заболеть, заразиться. При этом заметно повышается критичность и уровень абстрактного мышления (из-за перегрузки левого полушария). Сами понимаете, что подобное происходит на "благоприятной почве" напряженной обстановки в семье, общей тревожности и мнительности ее членов. Такую семью можно охарактеризовать, как "максималисты". Только видят это посторонние, а семья воспринимает подобную требовательность к себе и ребенку, как норму. Ребенок, в конце концов, начинает проявлять черты умственной усталости, рассеянности. Часто это сопровождается головными болями, тяжести в голове. Как не покажется странным, но волнения, эмоции, истеричность, капризы и "бури в стакане" приводят к разрядке, так как в этом случае на помощь приходит правое полушарие. Только нужна ли родителям и детям, такая терапия? Да и эффект очень кратковременный, поскольку левое полушарие не в состоянии понять и переработать информацию, поступающую из правого полушария. Появляется обидчивость, как признак перенапряжения правого полушария. Ведь оно в конце концов, также перенапрягается и маятник откатывает назад. Все это формирует стереотип поведения и структуру навязчивостей. Таким образом критичность сменяется пофигизмом, контроль - попустительством, мрачность - безудержной веселостью и т.д. И чем больше будут пытаться "уложить все это" в рамки разумности, давить на ребенка, чтобы он все осознал - тем меньше он будет способен к этому. Помощи нужна не в железной логике нравоучений, назиданиях, "морали", а в своего рода психологической разгрузке. Отвлечь без принуждения от негатива с помощью ярких впечатлений, совместных игр, вернуться к истинным радостям жизни. У таких детей, потенциальных дисграфиков, также отмечается нарушение общей координации, которая выглядит как неуклюжесть, неуверенность в движениях. Наблюдается общая мышечная скованность, когда напряжение в определенных мышцах, например кисти руки, вызывает напряжение в обеих руках, спине, шее. Самое главное, что наблюдается нарушение координации мелкой моторики, что сказывается как на восприятии речи, так и на ее воспроизведении. Такие дети позже начинают говорить, с трудом осваивают трех-четырех сложные слова, стечения согласных, голосовой поток истощен и прерывист. Долго не формируется метроритмическая конструкция речи. Пространственные предлоги бывают поняты, но не усвоены и не прочувствованны. То есть, можно попросить показать игрушку "перед, за или между" какой-то. Ребенок с удовольствием покажет. А просьба самому переставить игрушку или сказать, где она стоит, используя те же пространственные предлоги, останется невыполненной. К тому же такие детки часто гиперактивные и быстро утомляемые. Не обманывайтесь их длительной активностью и жизнерадостностью. Просто они не могут переключиться на другую форму деятельности, сесть и, например, порисовать после беготни за воображаемым кроликом. Беготня будет продолжаться до истощения, после чего может появиться спасительный плач, дающий возможность успокоиться, или поможет заснуть прямо посреди разгрома. Поэтому приучать таких детей к режиму и регулировать свою деятельность нужно чуть ли не с пеленок. Только приучать не диктаторскими методами, а игровыми. Значит нужно запомнить два правила - режим и предсказуемость требований с одной стороны и частое переключение видов деятельности с мягким поощрением, даже за невидимый с первого взгляда успех, с другой стороны. Как видим, эти правила похожи на взаимоисключающие друг друга. В этом вся трудность работы с такими детьми - гармоничное сочетание не сочетаемого. У левшей проблема еще и с тем, что написание букв и их расположение никак не приспособлено к ним. Но, заменять родную письменность на арабскую вязь, бессмысленно. Поэтому желательно объединять левшей в одном коллективе для того, чтобы использовать щадящую методику обучения письму и помочь скорректировать характерные для них ошибки. Дизартрики выявляются довольно быстро, поскольку их смазанная речь с назализацией и другие грубые артикуляционные нарушения видны на ранних этапах развития. Как видим, работа с этими группами детей до школы и в начальной школе - с задержкой психомоторного развития, амбидекстриков, дизартриков и левшей - сводится к формированию фонематического слуха, чувства речевого метроритма, для того, чтобы детки не путали порядок букв и не пропусками гласные, особенно ударные. Штриховке, которая научит руку свободному движению при рисовании элементов букв и ощущению границ форм. Свободному пространственному ориентированию с перестановкой предметов или букв. Развитию памяти на порядок расположения предметов, умение видеть ошибку. Создание индивидуального режима занятий и отдыха, с дозированной нагрузкой, хорошо помня о том, что важнее всего для ребенка психологически и физически дозреть и не потерять интереса к познанию. Людмила Есипова Логопед Москва Особенности развития детей с церебральным параличом в первые два года жизниСначала – выводы к материалу, помещенному в прошлой рассылке. ...Изучение детей с церебральным параличом позволило обнаружить у них нарушения голоса, преимущественно его интонационных особенностей. Что касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной норме, но дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе, чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гуление и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей длительное время не является средством общения в силу недоразвития интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием модуляции голоса, слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети предпочитают общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов, характерных для здорового ребенка. Первый этап развития лепета у детей с церебральным параличом выражен крайне слабо. Далее у них не формируется механизм аутоэхолалии, т. е. самоподражания. И, наконец, физиологические эхолалии, слоговый лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появляется поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие детей, страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная и манипулятивная функции рук также недоразвиты. Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задерживают развитие познавательной деятельности. У подавляющего большинства детей отмечается патология артикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нарушена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы языка и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы отстают в своем развитии. У большинства детей, страдающих церебральным параличом, обнаружен невысокий уровень развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы, что является одной из причин недостаточности их познавательной деятельности. Данные нашего исследования помогли четко представить доречевое развитие ребенка с ДЦП и выявить причины его отставания. При этом следует отметить, что коррекционно-педагогическая работа должна строиться на основе максимального развития сохранных функций ребенка КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ДОРЕЧЕВОИ ПЕРИОДЦелью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка. Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы.
В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П. К. Анохиным. При разработке системы упражнений, направленных на коррекцию и развитие артикуляционной моторики, учитывалось положение Н. И. Жинкина о том, что отсутствие обратной связи (кинестезии) прекратило бы всякую возможность накоплений опыта для управления движениями речевых органов, человек не смог бы научиться речи, а усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает обучение речи. 4. Принципы советской дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с церебральным параличом требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные дидактические принципы, но с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом.
Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков. Учитывая, что, начиная с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положения тела, при которых патологические тонические рефлексы не проявлялись бы вовсе либо проявлялись минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы, носящие название "рефлекс запрещающие позиции", необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедического занятия и сохранять во время занятия. Выбор позы для занятий "Рефлекс запрещающие позиции". Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются следующие: нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие эмоциональных реакций; развитие движений руки и действий с предметами; формирование подготовительных этапов развития понимания речи; развитие подготовительных этапов формирования активной речи. Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей. Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на I доречевом уровне развития, является стимуляция голосовых реакций. Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; вокализация выдоха; развитие "комплекса оживления" с включением в него голосового компонента; стимуляция голосовых реакций; развитие зрительной фиксации и прослеживания; выработка слухового сосредоточения; нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации. Занятия с детьми проводятся индивидуально, как до кормления, так и после него. Во время занятий ребенок находится на пеленальнике в положении "рефлекс запрещающие позиции". Длительность занятия 7—10 минут. На занятиях должна присутствовать мать и обучаться приемам коррекционно-педагогической работы, с тем, чтобы в течение дня продолжать заниматься со своим ребенком. Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на II доречевом уровне развития, является стимуляция гуления. Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления; развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания; формирование умения локализовывать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого; развитие хватательной функции рук. Занятия, проводимые в этот период, носят индивидуальный характер, по длительности не превышают 10—15 минут. Они проводятся в специально оборудованном светлом и теплом кабинете, изолированном от посторонних шумов. Во время занятия ребенок находится в адекватной для него позе "рефлекс запрещающие позиции". Для занятия используются часы бодрствования ребенка до кормления или после него. В течение дня с ребенком должна заниматься мать или медперсонал по плану, составленному логопедом. (Это требование также следует учитывать при проведении занятий с детьми III и IV уровня доречевого развития.) Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на III доречевом уровне развития, является стимуляция интонированного голосового общения и лепета. Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата; выработка ритмичности дыхания и движений ребенка; стимуляция лепета; формирование положительного эмоционального отношения к занятиям; выработка зрительных дифференцировок; стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания; выработка акустической установки на звуки и голос; развитие слуховых дифференцировок; формирование подготовительных этапов понимания речи. Логопедические занятия проводятся индивидуально, ежедневно. Длительность занятий не превышает 20 минут. Занятия проходят в логопедическом кабинете, оснащенном специальной мебелью и набором необходимых игрушек. В зависимости от своих двигательных возможностей во время занятия ребенок находится на пеленальнике, в специальном стуле или в кресле, т. е. в позе, адекватной возможностям данного ребенка. Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, является развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов. Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; увеличение силы и длительности выдоха; стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов; развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации; Занятия проводятся в логопедическом кабинете. Особое внимание уделяется правильному положению ребенка во время занятий, в котором минимально проявлялись бы патологические рефлексы. С этой целью используются специальные кресла-качалки, стулья, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии. Нередко ребенок во время занятий усаживается в резиновый надувной круг соответствующего диаметра, в котором его поза приближается к эмбриональной. Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. Занятия проводятся индивидуально, их длительность 25—30 минут. В силу того, что дети этого уровня понимают обращенную к ним речь, особое внимание уделяется привлечению самого ребенка к выполнению задания. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми I уровня доречевого развития, является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Учитывая то, что у детей с церебральной патологией с первых дней отмечается нарушение дыхания, проводят дыхательную гимнастику. После легкого поглаживания тела и конечностей ребенка логопед берет его кисти и, слегка потряхивая ими, разводит руки в стороны и вверх, слегка приподнимая при этом грудную клетку — вдох, затем, прижимая руки к туловищу, легко надавливает на грудную клетку — выдох. Упражнение проводится в течение 1 — 1,5 мин, по 2—3 раза ежедневно. Дыхательные упражнения с детьми II уровня доречевого развития также направлены на увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией. В этот период проводят пассивную дыхательную гимнастику с целью тренировки глубины и ритмичности дыхания. С ребенком старше 5 месяцев проводят следующие дыхательные движения:
Все эти упражнения тренируют глубину дыхания и ритмичность. Движения 1,2,3,4 проводятся по 3—4 раза ежедневно. Дыхательные упражнения, проводимые с детьми III уровня доречевого развития, направлены на выработку ритмичности дыхания и пассивно-активных движений ребенка. Важным фактором, а в ряде случаев и решающим для развития произвольной вокализации является правильно, поставленное дыхание ребенка. С этой целью с детьми III уровня доречевого развития проводятся более сложные дыхательные упражнения по сравнению с упражнениями предыдущих уровней, которые направлены на становление ритмичности движений и дыхания. После расслабления рук ребенка добиваются правильного захвата игрушки (подбираются игрушки, которые легко держать). Затем проводят непосредственно дыхательные упражнения. Руку с вложенной в нее игрушкой пассивно отводят вправо или влево, в ту же сторону поворачивают голову ребенка так, чтобы он все время "держал" игрушку в поле зрения. Погремев погремушкой в этом положении с целью стимулирования работы органов слуха, медленно возвращают голову и руку в исходное положение. Игрушку подносят к глазам ребенка или к губам. Так поочередно проводят повороты влево и вправо. Проводится ежедневно. При наиболее тяжелых формах церебрального паралича, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, часто наблюдается врожденный стридор — шумное, хриплое дыхание, связанное с искривлением дыхательных путей. Снятию или хотя бы уменьшению стридородного дыхания способствуют сугубо индивидуальные позы тела (эмбриональная поза, положение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и другие). Дети с церебральным параличом охотно выполняют дыхательные упражнения, во время которых часто издают звуки гуления, улыбаются и даже смеются. Дыхательные упражнения с детьми IV уровня доречевого развития направлены на увеличение силы и длительности выдоха. Кроме пассивных дыхательных упражнений, описанных выше, проводят упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности. Во-первых, ребенка учат дуть на ватные "шарики", в дудочку, на разноцветные бумажные бабочки и т. д.. При этом пассивно удерживают определенную позу губ — "хоботок". Во-вторых, дети учатся игре на губах. При выдохе у ребенка вызывают вибрацию губ, возникающий при этом звук б-б-б или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его, стараясь удлинить. Упражнение выполняется через день по 3 минуты. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ С детьми I и II уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления. Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:
Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно. Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе "рефлекс запрещающие позиции". Для расслабления языка и его корня используется:
Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других — на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день. Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:
|
В избранное | ||