← Март 2008 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
"Папам и мамам об особых детках"
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
Право на домашнее образование детей-инвалидовТема статьи обозначена здесь не случайно. С её пред'историей можно познакомиться как на форуме "Города Золотого", так и на сайте "Особое детство" Центра Лечебной Педагогики из Москвы. К сожалению, на момент возникновения проблемы (маму ребенка-инвалида лишили пособия по уходу за ним в связи с тем, что она его сама обучала) у нас не хватило знаний, чтобы её защитить. Именно поэтому, одним из первых заданий нашему юристу было: разобраться и дать четкие указания что делать и в какой последовательности. С чем он, на наш взгляд, прекрасно справился. Впрочем, судить, конечно, Вам... Каждый гражданин РФ имеет право на образование, в то числе и дети – инвалиды. Но в нашей стране это право нарушается. Мы рассмотрим случай из практики Фонда, который может послужить примером, как надо действовать в случае, когда ребенка-инвалида хотят обучать по семейной форме обучения. Для начала несколько юридических понятий, связанных с данной статьей: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изменениями и дополнениями на октябрь 2006 года) содержит следующие понятия. Статья 7 дает понятие медико-социальной экспертизы - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (МЭС). Статья 9 содержит понятие реабилитации инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Статья 11 Индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Такая программа представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ИПР). И так, мы определись с основными терминами. Прежде чем идти с документами в ближайшую школу, необходимо обратиться к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии для получения заключения об образовательных возможностях ребенка. В заключении ПМПК обязаны указать тип образовательного учреждения для ребенка(например, общеобразовательная школа), форму обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение, семейного образования и др.). Тип образовательного учреждения и форма получения образования, прописаны в Законе "ОБ Образовании". Имея на руках заключение ПМПК необходимо обратиться в МСЭ для разработки индивидуальной программы реабилитации (ИПР) Вашего ребенка. Один из разделов ИПР - Программа психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет). Именно на основании заключения ПМПК заполняется данный раздел, где подробно прописывается каждый пункт. ИПР не является обязательным документом при оформлении ребенка в школу, но наличие ИПР позволит защитить права ребенка, т.к. индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (Ст. 11 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В Программу психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет) вноситься запись об уровне образования (начальное, среднее) с указанием типа образовательного учреждения (обычное общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное и др.) и формы обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение, семейного образования и др.) в получении которого нуждается ребенок-инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ. Срок указывается федеральным учреждением МСЭ. При семейной форме обучения одного из родителей принимают на работу в качестве педагога, и заключают Трудовой договор. В этой ситуации есть один подводный камень. Он заключается в следующем: Один из трудоспособных родителей, осуществляющий уход за ребенком инвалидом, получает компенсационную выплату согласно Указу Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами". Компенсационная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину, в период осуществления ухода за ним в порядке, предусмотренном для выплаты соответствующих пенсий. Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином. Осуществление компенсационной выплаты прекращается в следующих случаях: а) смерть нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществлявшего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими; б) прекращение осуществления ухода лицом, осуществлявшим уход, подтвержденное заявлением нетрудоспособного гражданина (законного представителя) и (или) актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии; в) назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера; г) назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице; д) выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы; е) истечение срока, на который нетрудоспособному гражданину была установлена I группа инвалидности либо категория "ребенок-инвалид"; ж) достижение ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена I группа инвалидности; з) помещение нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания; и) лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, родительских прав. Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343). Из этого следует, при поступлении родителя на работу в качестве педагога он лишается компенсационной выплаты. Но есть один выход из этой ситуации. Нужно заключать не трудовой договор, а гражданско-правовой на оказание платных образовательных услуг. Заказчиком является школа, а исполнителем является родитель. Выводы: При оформления ребенка в школу по семейной форме обучения следует иметь ИПР инвалида с четкой формулировкой по форме обучения. Это необходимо для защиты его прав на получение образование. Для сохранения компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, следует заключать Договор на оказание платных образовательных услуг. В.Н. Алакозов. Юрист НБПФ САД "ВИТА" Особенности развития детей с церебральным параличом в первые два года жизниНекоторые особенности психического развитияКнига, раздел которой мы сегодня публикуем, написана Еленой Филипповной Архиповой - профессором кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова. Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих церебральным параличом, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. Обследование детей в возрасте до 5 месяцев показало, что характерным для них является кратковременность бодрствующего состояния, прерываемого сном. Причем на фоне бодрствования часто возникают отрицательные реакции. У некоторых детей отсутствует врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя. Зрительное сосредоточение появляется лишь после 4—8 месяцев и характеризуется рядом патологических особенностей: косоглазием, нистагмом, влиянием патологических тонических рефлексов на мышцы глаз и др. Зрительное прослеживание длительное время характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения. Значительно задерживается у них развитие зрительных, слуховых и ориентировочных реакций, а на любой оптический и слуховой раздражитель возникает притормаживание общих движений, в том числе и сосания. Двигательного же компонента, т. е. поворота в сторону раздражителя, вызвать не удается. В результате этих нарушений у детей первых 5 месяцев жизни ориентировочные реакции выражены слабо или отсутствуют вообще. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций на оптический или слуховой раздражитель возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг. У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных, ориентировочные реакции на слуховой раздражитель либо отсутствуют, либо отмечается нарушение акустической установки на звуки или речь, а слуховое сосредоточение появляется очень поздно - после 5-17 месяцев. Нарушение сенсорного восприятия приводит к невозможности установления с детьми эмоционального контакта, что, в свою очередь, тормозит появление первых положительных эмоций. Так, улыбка у детей с ДЦП возникает лишь к 3- 6 месяцам. Описанная патология наблюдается у детей с наиболее тяжелым поражением мозга. В более легких случаях у детей с опозданием, но все же формируются зрительное и слуховое сосредоточение, эмоциональные реакции развиваются в соответствии с возрастом. Однако комплекс оживления не всегда содержит в себе все существенные компоненты: в одних случаях оно проходит без двигательных реакций, а в других - без голосовых. У части детей не удается установить эмоционального контакта в силу отсутствия у них интереса к окружающему и потребности общения с людьми. Эти дети не выделяют мать, не обращают внимания на игрушки, не гулят, их голосовая активность проявляется в монотонном крике, по которому невозможно определить желание ребенка. Недостаточность зрительно-моторной координации отмечается у всех детей этого возраста: дети не тянутся к игрушке, не захватывают предложенную игрушку, так как зрение активно не направляет движения руки к оптическому объекту. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не стараются ее рассмотреть, ощупать, дотянуть до рта. Для детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте от пяти месяцев до одного года характерно неравномерное развитие - отдельных психических функций: восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. У них в силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звука или, хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь. В этом возрасте у них не формируется первичное понимание речи: они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на свое имя, на смену интонации, голоса. У детей, не имеющих нарушений слухового восприятия, развитие импрессивной речи успешно идет в том случае, если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок. Наиболее характерными нарушениями зрительного восприятия являются следующие: косоглазие, нистагм, сужение поля зрения (как вверх-вниз, так и влево-вправо), влияние патологических тонических рефлексов на мышцы глаз, трудности фиксации взора на интересующем объекте. У подавляющего большинства детей ярко выражена недостаточность в развитии движения рук: они не могут дотянуться до игрушки и схватить ее из-за плотно сжатых кулаков. При попытках захватить игрушку отмечается тремор рук и промахи. Ребенок не тянется к игрушке, удаленной от него на 25- 30 см, а берет только находящуюся непосредственно перед глазами. Движения их скованны и однообразны. Из-за неловкости движений ребенка игрушки часто падают на пол, при этом некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку. У детей этого возраста наблюдается слабость эмоционально-волевых проявлений: у них не создается собственного положительного эмоционального фона при общении со взрослым, при виде игрушки. Средства общения детей с окружающими людьми крайне ограничены: чаще всего это маломодулированный крик или выразительные движения глаз. Такими безречевыми средствами общения пользуются очень многие дети. В большинстве случаев в процессе общения проявляется следующие особенности психической деятельности детей, страдающих церебральным параличом: низкий эмоциональный фон, инактивность, высокая истощаемость, неустойчивость внимания. Вместе с тем встречается и другая категория детей, для которых характерен удовлетворительный уровень развития эмоциональных реакций и ориентировочно-познавательной деятельности, а также понимание обращенной к ним речи. Эти дети различают интонации голоса, реагируют на свое имя, выполняют простые речевые инструкции, знают названия некоторых игрушек. Несмотря на двигательную недостаточность, они активны, заинтересованы в общении с человеком, криком привлекают к себе внимание взрослого, бурно выражают эмоциональные переживания. Во время занятий эти дети настойчивы в достижении цели, например, многократно повторяют одно и то же движение, чтобы захватить игрушку и произвести с нею какое-либо действие. У детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте одного- двух лет жизни отсутствует активность зрительного восприятия: они не отыскивают глазами удаленный или упавший предмет, не рассматривают игрушку, не оглядываются по сторонам в новой обстановке. Отсутствие или недостаточность практической деятельности отмечается у большинства детей, что в ряде случаев объясняется ограниченностью возможностей зрительного восприятия, недоразвитием зрительно-моторной координации или ориентировочно-познавательной деятельности в целом. Дети затрудняются воспроизвести показанные взрослым действия с игрушками, плохо включаются в игру, не могут организовать собственную игровую деятельность. При самостоятельных занятиях с игрушками они не в состоянии использовать их по назначению - покатать машину, вызвать звучание пищащей игрушки и т. п. У детей с церебральным параличом из-за двигательной и сенсорной недостаточности крайне затруднена связь с окружающим миром, что значительно замедляет развитие их познавательной деятельности; так у этих детей ограничены познавательные интересы, нарушена акустическая установка на звук или голос человека, снижен эмоциональный тонус; они инактивны. Лишь у некоторых детей развитие познавательной сферы находится в пределах нормы. Общение детей с окружающими чаще всего реализуется посредством недифференцированных движений тела, сопровождающихся немодулированной вокализацией. На более высоком уровне развития эмоциональных реакций общение ребенка со взрослыми строится посредством дифференцированных мимических реакций и звуковых проявлений. В ряде случаев дети пользуются такими средствами общения, как жест, мимика, лепет, лепетные слова. Существенные трудности встречаются при обследовании импрессивной речи детей с церебральным параличом, и часто окончательно решить вопрос об уровне импрессивной речи можно только после обучающего эксперимента. Это вызвано тем, что развитие понимания речи у обездвиженного ребенка, имеющего сенсорные нарушения, в значительной степени зависит от взрослого, от того объема информации о предметах и их свойствах, которые он получает: Поэтому в ряде случаев имеет место сенсорная депривация, не правильное воспитание. В связи с этим, характерной особенностью импрессивной речи детей является то, что они хорошо запоминают названия игрушек, предметов, находящихся в поле их зрения, но не могут часто отыскать хорошо знакомый предмет, удаленный на некоторое (1 - 1,5 метра) расстояние, так как для этого требуется активный поиск глазами, свободный поворот головы. У некоторых детей отмечается четкая диспропорция в развитии голосовых реакций и импрессивной речи: гуление и лепет еще отсутствуют, а понимание речи уже начинает формироваться. Особенностью эмоционально-волевой сферы детей этого возраста является в одних случаях вялость и безучастность, а в других случаях, наоборот, обидчивость и возбудимость. Например, одни дети равнодушны к игре, не реагируют на игрушки, не заинтересованы в общении. Другие дети, наоборот, активны во время занятия, радуются новым игрушкам. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?И в заключение - выдержки из книги "Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с не говорящими детьми". В свободном изложении... 1.Занимаясь с ребенком, старайтесь, чтобы занятия были ему интересны, чтобы он проявлял инициативу, учитывайте его предпочтения в выборе игр и книг. 2.Проверяйте насколько хорошо понимает вас ребенок: - Покажи зайку, машинку, куклу - Дай зайку, машину... - Обними маму - Закрой глаза - Помаши ручкой - Возьми маму за руку и иди домой - Возьми у меня карандаши и положи их на стол и др. 3.Обратите внимание на развитие слухового внимания ребенка Покажите муз. инструменты, дайте послушать как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать, что звучало Обращайте внимание на домашние звуки (Спрашивайте: Что там шумит? Это пылесос, это миксер...) Привлекайте внимание к различным шумам и звукам: это капает дождь, вот гудит машина… Сделайте вид, что говорите по телефону, малышу наверняка захочется повторить вас... Почаще пойте короткие песенки, декламируйте стихи, приучайте слушать кассеты с детскими песенками, сказками... Расширяйте кругозор: прогулки, экскурсии, поездки и обязательно комментируйте все, что видите, что делаете! Детально проговаривайте что происходит и должно произойти! Вызывайте у ребенка инициативу к общению! Для этого попытайтесь наладить процесс общения с ним и сделайте его интересным, вызывайте потребность в нем. Для стимулирования собственно речи можно попробовать применить следующие приемы: ДИАЛОГ Взрослый и ребенок - партнеры в диалоге, постарайтесь, чтобы стечение жизненных обстоятельств "спровоцировало" ребенка на ответ, на высказывание!!!!, поощряйте любую речевую и неречевую реакцию ребенка (даже жесты, даже отдельные звуки!!!) 1. Инсценировки: Подойдут любые стихи и песенки в виде диалога: -Был сапожник? -Был! -Шил сапожки? -Шил! -Для кого сапожки? -Для пушистой кошки или, например: -Кто живет под потолком? -Гном -У него есть борода? -Да! -И манишка и жилет? -Нет -Как встает он по утрам? -Сам -Кто с ним бегает вдоль крыш? -Мышь -Кто с ним утром кофе пьет? -Кот -И давно он там живет? -Год -Ну,а как его зовут? -Скрут -Он капризничает, да? -Ни-ког-да! Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов. Можно сделать простейшие иллюстрации (в этом случае ребенок при затруднении с выбором слова может указать на картинку, а вы уже произнесете четко и с выражением то, что он не смог сказать) Хороши для инсценировок сказки Носова, Сутеева, Житкова, Бианки ... 2. Вопросы: Для этого ребенка ставят в ситуацию, в которой ему необходимо отвечать, хотя бы односложно: да или нет: а) Хочешь есть? Ты не замерз? Видишь машину? б) Предложения, предполагающие отрицательный ответ на вопрос, как бы провокация: Ты не играешь? (когда ребенок играет) Ты сидишь? (когда он идет) и т.д. в)Ответы на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? (нужно на первых порах подбирать простые одно-двухсложные слова мяч, дом, суп, кот, ваза, бусы, муха, сумка, вилка, елка и затем трехсложные: собака, машина и т.д. Взрослый принимает любой вариант ответа, при этом сам обязательно ненавязчиво дает правильный образец, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и логическое ударение. г)Вопросы Что делает? (ставит перед необходимостью употреблять глаголы :идет, стоит, бежит, дает, играет, несет, ест, пьет, плачет, говорит, моет, строит Игры: "Куклы разговаривают"( две пальчиковые куклы говорят между собой) "Праздничное чаепитие" (за столом спрашивайте ребенка: Ты какой хочешь чай - теплый или холодный? Что тебе дать - печенье или конфету? "Кормление зверей" (объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака - косточки, мишка - мед. Предложите накормить игрушечных зверей) д)Вопросы на появление в речи указательных местоимений: там, тут, здесь, вон Где мама? Где мишка? 3. Команды (то есть использование глаголов в повелительном наклонении) Наиболее значимы команды, которые происходят в естественных условиях в реальной жизни и играх: иди, сядь, помоги, ешь, пей, смотри, стой, лови, пусти и т.д. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие команды повторялись как можно чаще!!! Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом может спровоцировать негативную реакцию. вплоть до прекращения игры и общения, поэтому поощряйте любой доступный вариант звукового оформления ответа малыша: иди - ди, дай-дяй-дя, читай-титяй-тяй-тя 4. Домашний театр Ребенок является активным наблюдателем и вначале будет просто слушать взрослого, повторять за ним, затем копировать интонацию, отдельные звуки и слова. Сюжеты для инсценировок могут быть любыми доступными ребенку и интересными ему. Имитация и звукоподражание - в присутствии малыша говорите за разных зверей, имитируя звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква - произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ах, ох, ой-йой-йой (ребенок, заражаясь вашей реакцией будет повторять) Лучше при этом создавать реальные ситуации: Маме холодно- Бррр! Укладываем игрушки спать - Баю-бай! Кормим - Ням-ням Играем в прятки - Ку-ку! Смотрим как капает вода - Кап-кап Едем на лошадке - Но-но - договаривание потешек,сказок Гуси-гуси! Га-га-га Есть хотите? Да-да-да! или "Сказка Курочка Ряба",где ребенок добавляет за курочку - ко-ко, за мышку - пи-пи, бабушку - ай-яй-яй! Речевой материал должен быть интересен ребенку, учитывайте это при его отборе. Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: "Ха-ха-ха Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бyх-бyх! Бy-бy-бy Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да трюх-трюх!" Раз, yвидя паyка, Страшно испyгался. Но, схватившись за бока, Громко рассмеялся: "Хи-хи-хи Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо Да гyль-гyль! Ги-ги-ги Да га-га-га, Го-го-го Да бyль-бyль!" А yвидя стрекозy, Страшно рассердился, Но от смеха на травy Так и повалился: "Гы-гы-гы Да гy-гy-гy, Го-го-го Да бах-бах! Ой, ребята не могy! Ой, ребята, Ах-ах!" Или отрывок из сказки "Трое из Простоквашино", когда почтальон Печкин стучится в дверь, а ему отвечает галчонок. Стихи Конечно сразу не получится заучивать стихи, но важно, чтобы ребенок на первых порах просто слушал стихи и отхлопывал ритм или же проговаривал отдельные слоги и слова. Подарил мне папа Льва! Ох, и струсил я сперва! Я два дня Его боялся, А на третий — Он сломался! вот еще: Под крыльцом построен дом – Лубяная крыша. Кто живёт в домишке том? Ну конечно мыши! Из зерна они пекут Вкусные лепёшки И мышонка берегут От соседки-кошки и еще: Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку, Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку! Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка. Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка!
|
В избранное | ||