Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 111

2008-02-24

Тираж: 3901 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:

Н. Гузик - главный редактор

Члены редакции:

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

И. Глушенков,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина

В. Труфанов,

Е. Фалилеева


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Подводим итоги конкурса рисунков[прочитать]
  • Михаил Висенс Подражая кентавру(окончание)[прочитать]
  • "Как мы ездили в Трускавец к Козявкину". Рассказ Мамы.[прочитать]



 

Здравствуйте, друзья и коллеги!

Больше 2 недель назад я уже рассказывала о конкурсе рисунков, который проводился на сайте фонда. Почти неделю мы подводили итоги.

Трудное это занятие! Не потому, что вообще трудно быть судьей. А потому, что невозможно смотреть на художества наших детей и не радоваться ярким краскам, так старательно вырисовывавшим кошку Мусю или собак Тимку и Мухтара.

Принято решение грамотами фонда наградить всех участников. Так же все участники получат небольшие подарки в виде альбомов для рисования и красок. И личное представительство в сети Интернет их рисунков.

Однако, вернемся к победителям.

Первое место на конкурсе занял Кащеев Роман, 9 лет нарисовавший пушистого котенка Чипку и написавший стихи к нему.

Вот они:

Мой котёнок самый лучший

Он усатый-полосатый!

Посмотрите на него!

Оцените все его!

Итак, в Свердловскую область г. Нижняя Тура мы высылаем грамоту победителя конкурса, книгу о животных и набор пазлов.

Борькин Никита, 4,5 года со своим рисунком "Кошка Муся" занял второе место в конкурсе и получает от нас грамоту лауреата, мягкую игрушку и книжку сказок.

Янковская Настя, 6 лет, нарисовавшая 3 рисунка к стихам, заняла третье место и получает грамоту лауреата конкурса и книжку сказок

Радченко Никита, 4,5 года, так хорошо постаравшийся нарисовать кошку Мусю, получает грамоту участника и приз зрительских симпатий в виде мягкой игрушки - кошки Муси.

Как уже говорилось выше, все рисунки остаются на сайте "Город Золотой". Надеюсь, в течение месяца мы сверстаем электронный вариант книги и разошлем по сети.

В связи с этим - просьба. Если родители детей хотят разместить на сайте их фотографии – пришлите их нам на адрес admin.gold.child@gmail.com .

Кроме того, мы считаем, что прекрасная работа специалистов, организовавших этот праздник, так же заслуживает поощрения.

Поэтому, в ДОУ №7 "Гнездышко" в адрес заведующей, Голодновой Валентины Васильевны и в МОУ лицея 10 г. Советска в адрес преподавателя изобразительного искусства Кирсановой Надежды Владиславовны мы высылаем Почетные Грамоты Благотворительного просветительского фонда содействия абилитации детей с особенностями развития "Вита" за активное участие в конкурсе рисунков "Наши пушистые друзья" и надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества.

Еще раз огромное спасибо ВСЕМ: и тем, кто рисовал и тем, кто "болел", и тем, кто голосовал.

Вы нам очень помогли!

Всем удачи и с прошедшими и наступающими праздниками!


 

ПОДРАЖАЯ КЕНТАВРУ


Севодня мы завершаем публикацию в рассылке этой прекрасной книги. Хочется обратить Ваше внимание на послесловие, написанное отцом Михаила. Оно очень созвучно тому, о чем я пишу на протяжении уже 3 лет: нам нельзя расслабляться и опускать руки. Надо работать, экспериментировать и не обращать внимание на кажущуюся невозможность прогресса. Потому что "на кону" - человеческая жизнь, жизнь наших детей.

17-01-2002

В условиях отсутствия стабильной опоры.

Отработки формирования функций равновесия и посадки:

а) дефицит афферентной информации;

б) упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения с уменьшением площади опоры:

- движение по серпантину;

- отработка вольта (движений по кругу).

Произвольное подавление элементов гиперкинезов:

- опора на круп.

Лошадь: Белка.

Вольтижировочная подпруга (без стремян). Магнитофон.

Часть 1. Посадка со ступенек с нашей помощью.

Часть 2. Езда шагом.

Часть 3. Езда шагом с опорой на круп лошади одной рукой и двумя руками. Езда с завязанными глазами по кругу, серпантин, вольт.

Инструкторы: Видимо, из-за отсутствия стремян на поворотах Мишу заносит.

Езда с завязанными глазами плюс движения руками под музыку. Езда с открытыми глазами. Быстрый шаг лошади плюс опора на круп.

Часть 4. Езда шагом. Спешивание с лошади с нашей помощью.

Следующие полтора месяца буду ездить снова на Белке. На этом занятии ездил без седла и вальтрапа, зато против моей воли укрепили снова подпругу с ручками: "Мало ли, ты давно так не ездил". Так как я был против, то я с самого начала постарался игнорировать ее. Практически это удавалось, кроме тех случаев, когда надо было сесть получше или поудобнее.

Так как не было седла и стремян и поэтому нельзя было что-либо делать, связанное с рысью, больше обычного ездил с завязанными глазами. При этом сначала я взялся за ручки. Через какое-то время я отпустил правую руку, а левой держался слегка. Потом Ира посоветовала мне освободить и левую руку. А дело в том, что поначалу кажется, что ездить с завязанными глазами без стремян не очень удобно: не на что опереться. Однако постепенно, освободив обе руки, начинаешь понимать, что можно получить устойчивость и без стремян.

Пока пишу, мне пришло в голову, что, возможно, сейчас мешает излишний поиск устойчивости. Я боюсь допустить сколь-нибудь значительные отклонения тела от какой-то установленной мною "нормы". А очень может быть, что отказ от этой "нормы" и разрешение телу двигаться, как того требует движение лошади, как раз ведут к некоей новой устойчивости. Мне кажется, что езда с завязанными глазами может оказаться неплохим способом преодоления всего этого, так как почему-то с завязанными глазами разрешаешь себе больше, чем с открытыми.

С завязанными глазами снова делал всякие движения руками и туловищем. После того, как сняли шарф с глаз, решил повторить кое-какие из этих движений, чтобы посмотреть разницу. По словам ребят, она значительна: с завязанными глазами движения получаются плавными, а с открытыми - рывками.

Интересно еще то, что под конец занятия мне удалось почувствовать что-то новенькое для меня. При более-менее быстром шаге и небольшом отклонении назад я впервые почувствовал, как мои плечи двигаются вперед-назад вместе с ногами Белки. То есть, когда Белка выбрасывала вперед правую ногу, вперед двигалось мое правое плечо. А когда она выбрасывала левую ногу, вперед шло, соответственно, левое плечо, а правое - назад. Правда, если чуть замедлить или ускорить шаг, эффект пропадает. А ощущение довольно странное, тем более что мы давно к этому стремимся: как будто Белка берет тебя за плечи и двигает ими, как ей хочется. А твое дело только отпустить их, позволив Белке делать остальное.

24-01-2002

В условиях стабильной опоры.

Отработка формирования функций равновесия и посадки:

а) упражнения сбивающего характера:

- неожиданное для всадника изменение скорости движения лошади (быстрая смена аллюров) с уменьшением или увеличением площади опоры:

- варианты изменения аллюров:

шаг - рысь - шаг.

б)- дефицит афферентной информации.

Произвольное подавление элементов гиперкинезов:

- работа с твердыми гимнастическими предметами.

Лошадь: Белка.

Седло, стремена. Магнитофон.

Часть 1. Посадка со ступенек с нашей помощью. Езда шагом.

Часть 2. а) Рысь (с руками получше, но со счета сбивается).

б) Езда с завязанными глазами с палкой в руках на уровне седла, груди, на вытянутых руках перед собой, в стороны, вверх. Упражнение гребля (неплохо, но в начала несколько раз огрел нас палкой).

в) Те же упражнения с палкой, но с открытыми глазами.

(NB: Разница не очень большая).

Часть 3. Езда шагом. Спешивание с лошади с нашей помощью.

На этот раз занимались с седлом. Не теряя времени, занялись рысью. Практически месяц прошел с последнего занятия рысью, а стало, по-моему, немного лучше. Уже нет проблемы вставать и садиться. Кажется, руки тоже начинают понимать, что им делать: если держать их полусогнутыми примерно на уровне между грудью и поясом, они не мешают. Сейчас проблема в другом: я быстро сбиваюсь с ритма и пропускаю один-два толчка Белки. Правда, оказалось, что в первые два раза она бежала недостаточно резво и мало выталкивала меня. Поэтому я наклонялся вперед. Потом увеличили скорость, и стало лучше. Но все равно сбиваюсь, по крайней мере, раз на круг. Боюсь, подводят стопы. Пока не удается их зафиксировать, и они поднимаются все выше и выше, и приходит момент, когда они оказываются слишком высоко, а я - слишком наклоненным вперед. Тогда, пропуская толчок или пару, я возвращаюсь в исходное положение. И все повторяется. Но я не могу еще точно понять, как подниматься, не давя на стремена.

После рыси уже по традиции завязали глаза. На этот раз нам показалось мало просто двигать руки вверх-вниз-в стороны. После такого привычного набора ребята дали мне палку, чтобы я попробовал делать то, что делаю обычно с палкой, но с открытыми глазами. Снова странные ощущения. Ведь тут уже приходится без визуальных ориентиров выстраивать довольно обширное трехмерное пространство. Как-то движения в пределах моего тела не требуют большого учета расположения предметов вокруг тебя. А с палкой все тут же осложняется, по крайней мере, вначале. Надо сперва понять, докуда дотягиваются концы палки, где она проходит. Например, имитируя греблю, я вначале постоянно задевал правое бедро, а левый локоть недоотводил. Постепенно начал понимать, где надо продвигать палку чуть выше, а где - подальше влево. Ребята поправляли меня, а затем сказали, что все снова выходило очень плавно.

Любопытно, что нет никакого желания подсмотреть или снять повязку. Как-то сосредотачиваешься и компенсируешь отсутствие визуального контроля. И покачивания и отклонения воспринимаются не так угрожающе, как с открытыми глазами. Потом, уже с открытыми глазами повторил некоторые движения с палкой. Вроде, не было большой разницы.

31-01-2002

В условиях стабильной опоры.

Отработка формирования функций равновесия и посадки:

а) упражнения сбивающего характера:

- неожиданное для всадника изменение скорости движения лошади (быстрая смена аллюров) с увеличением площади опоры:

- варианты изменения аллюров:

- шаг - рысь - шаг.

Произвольное подавление элементов гиперкинезов:

- работа с твердыми гимнастическими предметами.

Лошадь: Белка.

Седло, стремена. Магнитофон.

Часть 1. Посадка со ступенек с помощью. Езда шагом.

Часть 2. а) Рысь.

б) Упражнения с палкой (с открытыми глазами, но без визуального контроля)

. (NB: Не очень, цепляет окружающих).

в) Управление лошадью (неплохо, лучше, чем это было раньше).

Часть 3. Езда шагом. Спешивание с лошади с нашей помощью.

На этот раз занимались больше часа, так что успели сделать и обычную программу, и кое-что новое, на что, как правило, не хватает времени.

При тренировке рыси я решил обращать больше внимание на положение стоп, так как с остальным, вроде, проблем меньше. Мне показалось, что удается их больше удержать от поднимания, хотя у Леши было ощущение, что, наоборот, на этот раз они вели себя хуже, чем обычно. Носки уходили вниз. Решили поменять длину стремян, чтобы определить, влияет ли это на всю картину. После нескольких проб подобрали другую длину (немного удлинив стремена), при которой мне не надо сильно вставать, но удается достаточно оторваться от седла, а ноги тянуть к земле. Похоже, стало лучше. Кроме того, во время всех этих проб я вдруг понял, что, если я подамся, как мне кажется, чуть назад, то во время рыси я начинаю вставать более-менее вертикально, а не наклоняясь вперед. Мне сейчас кажется даже, что, подаваясь назад, легче поймать толчки Белки. По крайней мере, в таком положении удавалось дольше и, по-моему, синхроннее ехать рысью.

На этом занятии не стали завязывать глаза (нечем было). Решили попробовать делать все то же самое, что обычно, но стараясь не следить глазами за движениями рук и палки. Осталось двоякое впечатление. С одной стороны, вроде движения выходили неплохо и плавно. Я старался смотреть в сторону или на Ксению Кротову, которая занималась тут же на другой лошади, и делать упражнения. Но потом оказалось, что я в нескольких моментах был невнимателен и чуть не попал либо в стену, либо по той же Ксении, проезжающей рядом. Честно говоря, не могу вспомнить это. Видимо, я был настолько отвлечен или следил за тем, чтобы не следить за руками, что не замечал, кто и что двигается рядом или мимо.

Под конец решили взяться за очень старое - вождение лошади. Я уже не помню, когда в последний раз это делал. Сначала Белка капризничала, ревновала других лошадей, которых кормили, пока ей приходилось кого-то там слушаться. Потом установили взаимный контакт и дело пошло получше в том смысле, что удавалось направлять ее туда, куда мне надо было. Я вдруг ощутил огромную разницу между весенними занятиями и теперешним состоянием. И тогда, и теперь соль занятий по управлению лошадью пока состоит в совершении различных фигур вокруг стоек. Весной это давалось с трудом и, главное, вызывало некоторый страх и напряжение в туловище и ногах. Теперь мне как будто все нипочем: делаю ли я восьмерку, вольт влево, вольт вправо… сижу себе спокойно. Когда ловишь себя на этом, становится приятно, и понимаешь, как многого мы добились.

Леша показал мне, как надо правильно останавливать лошадь (оказывается, необходимо не только натянуть повод, но и чуть податься назад) и заставлять ее трогаться с места или ускорить шаг. Казалось бы, в какой-то мере детские шалости, мало связанные с целями наших занятий. Но все это очень интересно, так как чем лучше взаимопонимание мое и лошади, тем большую свободу я ощущаю.

7-02-2002

В условиях стабильной опоры.

Усложнение отработки формирования функций равновесия и посадки:

а) дефицит афферентной информации;

б) упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения с увеличением площади опоры и дефицитом афферентной информации:

- движение по серпантину;

- отработка вольта (движений по кругу).

Лошадь: Белка.

Седло, стремена. Магнитофон.

Часть 1. Посадка со ступенек с нашей помощью. Езда шагом.

Часть 2. а) Рысь.

б) Езда с завязанными глазами плюс движения руками под музыку.

в) Упражнения с палкой.

Часть 3. Езда шагом. Спешивание с лошади с нашей помощью.

По-моему, начинаю лучше улавливать толчки от Белки, используя их, чтобы приподниматься при рыси. По крайней мере, все чаще удается попадать в такт. Легкое "отклонение" назад очень помогло - ощущения совсем другие. Их трудно объяснить, но разница большая. Во время езды с завязанными глазами я поймал себя на мысли, что я могу двигаться на лошади независимо от ее движений и от их воздействия на меня. При этом могу делать это как всем телом, так и отдельными частями. То есть ноги могут качаться более-менее в такт с Белкой, а руки двигаться так, как я хочу. То, что в последние пару раз я "задумывался" и слегка терял равновесие, возможно, говорит о том, что, наконец, я стал освобождаться от излишнего контроля над ситуацией и позволяю, чтобы она или движения вели меня. Похоже, тут есть несколько плоскостей. С одной стороны, надо отпустить себя (раскрепостить), чтобы сама логика движения двигала мною. С другой, будучи освобожден от "гнета" излишнего контроля (в том числе визуального), можно получить дополнительную свободу действия. Она же может еще больше возрасти, если при этом отдельные части тела освобождаются друг от друга. Интересно!

Что бы ни говорили другие, я все больше убеждаюсь, что в таком понимании очень важную роль играет езда и движения с завязанными глазами. Мозг все больше осознает, что ТАК МОЖНО ДВИГАТЬСЯ. Под "так" я подразумеваю без усиленного визуального контроля, плавно, без рывков, в постоянно меняющейся обстановке. А последнее тоже является существенным элементом ДЦПешных проблем. Нам крайне трудно (да и не только нам) двигаться, действовать, а порой и жить в обстановке меняющейся ситуации. А, по-моему, лошадь заставляет и учит находиться в такой обстановке.

14-02-2002

Усложнение отработки формирования функций равновесия и посадки:

а) дефицит афферентной информации;

б) упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения с увеличением площади опоры и дефицитом афферентной информации:

- движение по серпантину;

- отработка вольта (движений по кругу).

Упражнения с ясно ощутимым изменением центра тяжести:

и.п.3.а и б (езда боком).

Лошадь: Белка.

Седло, стремена. Магнитофон.

Часть 1. Посадка со ступенек с нашей помощью. Езда шагом.

Часть 2. а) Езда с завязанными глазами быстрым шагом лошади. Фигурная езда: серпантин, вольт, восьмерка. (NB: Заносит на поворотах).

б) Езда боком (правым, левым).

Часть 3. Езда шагом. Спешивание с лошади с нашей помощью.

Почему-то на этот раз при езде с завязанными глазами меня качало больше обычного. Я часто терял равновесие. Вначале я подумал, что седло не очень хорошо закреплено (Леша одевал его немного второпях - нужно было освободить ступеньки). Потом Леша признался, что он на этот раз водит Белку круче, чем всегда. В общем-то, я не против. Просто непривычно. Правда, с другой стороны, я, видимо, уже начал слишком привыкать к темпу и манере "прежней" езды с завязанными глазами, и надо было что-то менять.

Решили вспомнить еще одну очень старую вещь - езду боком. Правда, в отличие от первых прошлогодних занятий, когда я ездил в такой позе без седла, сейчас все это было с седлом. Я уже не помню свои ощущения тогда, но сейчас было довольно любопытно. Здесь снова приходится "раздваиваться" (похоже, лошадь для этого и сделана; странно, что наездники не страдают "раздвоением личности"). С одной стороны, необходимо, как всегда, тянуть ноги вниз, к земле, а, с другой, как можно больше выпрямлять туловище. А так как все время кажется, что ты скатываешься вниз-вперед, то выпрямление туловища ощущается как отклонение назад. При этом тебе не очень-то понятно, почему ты должен скатываться вперед, если в нормальном положении ты сидишь, в общем-то, довольно устойчиво (наконец, я это усвоил).

Вначале езды боком было очень непривычно. Когда попадаю в незнакомые ситуации, я почему-то очень чувствую, как голова ищет выход и способы приспособления к новой ситуации. Это и было первый круг-полтора. Потом, когда Леша объяснил подробнее, как надо вести себя, стало понемногу легче. То есть, когда тебе дают некие ориентиры того, как действовать, сразу голова получает возможность адаптироваться. Интересно, как все будет, если ездить так несколько занятий.

Вместо заключения

Мануэль Висенс, Москва, 2002 год

Моему сыну, родившемуся с детским церебральным параличом, 41 год. Столько же мы всей семьей проработали над тем, чтобы он всегда был равным среди равных. И после такого срока приходится признавать, что большинство успехов достигалось нами вопреки официальной медицине. Это печально, но среди сверстников Миши мы не видим сегодня ни одного из тех, с кем нас свела судьба по инстанциям медицинских служб в годы его детства. А Миша продолжает прогрессировать, набирать успех за успехом тогда, когда нам "официально"и многократно заявляли, что после полового созревания прогресс у таких детей прекращается, и занятия с ними бесполезны и только мучают их. Высказывались и другие "официальные" мнения: нас уверяли, что после определенного возраста эти больные начинают деградировать, становясь хуже и хуже.

Нам неоднократно предлагали оперироваться - мы отказывались. Нам заявляли, что бесполезно настаивать на его учебе в высшем учебном заведении, а он окончил его, владеет двумя иностранными языками и сегодня способен содержать себя своим трудом. В 40 лет он стал заниматься лечебной верховой ездой - иппотерапией - и это уже помогло ему отказаться окончательно от инвалидной коляски и самостоятельно выходить на улицу. Причем не время от времени, а по необходимости, несколько раз в день.

Специалисты нам неоднократно "объясняли", что в раннем возрасте нельзя ему напрягать мышцы, что с такими детьми надо заниматься только пассивными упражнениями, т.е. двигать его конечности самим, и так, чтобы он не напрягался. А мы осторожно давали ему делать гимнастику и развивали его дыхание. Затем перешли на велосипедный тренажер, на котором он крутит километры ежедневно - и сегодня нам говорят, что большинство таких детей не могут быть долгожителями из-за постоянного кислородного голодания... Нам не понятно, почему специалисты не боролись с этим кислородным голоданием.

Нам не раз давали различные препараты, якобы помогающие в этих случаях - вообще помогающие, но не известно как. Мы пришли к выводу, что в нашем конкретном случае большинство препаратов, выписываемых больным ДЦП, служат больше родителям, жаждущим отдохнуть от своих детей, но вредят детям, которые чаще всего впадают в депрессию или даже в спячку.

В возрасте 4-х лет Миша прошел курс лечения, называвшийся в 60-х годах прошлого века "клеточной терапией". Для нас это был первый ощутимый успех. Миша начал говорить и появился у него интерес ко всему. Началась учеба. А нас за такую смелость все вокруг осуждали. Правда, затем "клеточная терапия" была запрещена. Однако сегодня мы уже знаем, что это были зачатки опытов со стволовыми клетками, на которые современная медицина возлагает большие надежды. Этой терапией лечили в свое время канцлера Аденауэра. А запретили ее потому, что выявились побочные инфекции, с которыми в 60-х годах не удавалось справиться.

Были в свое время конфликты и другого порядка. Есть на Западе Всемирный союз национальных ассоциаций родителей детей с ДЦП. Я узнал о них в начале 1960-х. Тогда семья президента Кеннеди содействовала этой организации (младшая сестра президента родилась с ДЦП). Она финансировала создание научного центра - Института Доуман-Делакато в Филадельфии. Мне удалось посетить этот институт. Получил я там подробную консультацию, набрал литературы. Затем я связался с центральным офисом Всемирного Союза в Париже, получил от них некоторую литературу, побывал однажды в одном из центров ВОЗ по этим проблемам в Сионе, Швейцария. И оказалось, что у нас, в СССР, вроде бы, не должно было быть детей с ДЦП, и потому не положено было нам - родителям - высовываться с этой проблемой за пределы наших границ. Полученную мною литературу я одолжил "специалистам", и больше я ее не видел, как и самих специалистов. Их у нас не должно было быть!

Люди думают, что мы уже выбрались из этого совкового маразма. Но не тут то было. Маразм настолько въелся в души, что придется с ним бороться или же ждать новых поколений и родителей, и специалистов.

В обращении с такими детьми важно понимать, что речь идет о воспитании, о воспитании трудных детей в семейном кругу - о материнском воспитании, которого ничем нельзя заменить. Значит, надо, прежде всего, воспитывать родителей, обучать их детально и настойчиво. А этим пока у нас мало кто занимается всерьез. Более того, редко мы находили понимание того, что дело тут в том, что эти дети не научились сами в раннем детстве всему тому, чему нормальные дети сами учатся без участия родителей. Страхи и неуверенность в себе, как у детей, так и у родителей тормозят их нормальное развитие. И советы малосведущих специалистов обычно наращивают это отставание. А потом, не вовремя, когда дети переросли возраст падений и ушибов, обучение элементарным движениям протекает гораздо сложнее.

Именно поэтому мы сорок лет наблюдали, как Миша развивается циклически: каждый раз, когда мы начинали новый тип занятий, с упражнениями для различных целей, сначала был период сомнений - а надо ли все это. Затем приходил какой-то успех, наступало оживление с каким-то периодом прогресса, а затем, неизбежно наступали усталость и застой. Делался перерыв, затем пытались возобновить занятия, но безрезультатно. Надо было искать новые идеи и подходы. Старые специалисты не прогрессировали вместе с нами - они оставались при своих методах, а мы двигались вперед.

В "Солнечном мире" мы встретили людей со свежими идеями, новыми подходами и желанием вести поиск. Начались занятия иппотерапией. С первых дней Миша почувствовал пользу от этих занятий. Он начал описывать свои ощущения после каждого занятия, и эти записи легли в основу данной брошюры.

За этот год занятий иппотерапией мы прояснили для себя очень многое. И захотелось поделиться, распространить это новое, выработанное на нашем опыте. Хочется надеяться, что наша брошюра окажется полезной.

Глоссарий

Вольтижировочная подпруга - конструкция, похожая на седелку с двумя легкими или жесткими ручками; использовалась для того, чтобы всадник мог на лошади без седла самостоятельно поддерживать себя руками.

Гимнастическая палка - палка длиной в 1 м.

Закрученные стремена - стремя одетое так, что путлище охватывает голень снаружи и сзади (смотри фото).

И.П.1 - естественное положение всадника - вертикальная посадка лицом вперед.

И.П.2 - всадник сидит на лошади обратно и.п.1, т.е. лицом к хвосту лошади.

И.П.5 - всадник сидит на лошади боком.

Конусы - дорожные указательные конусы, вместо которых можно использовать пластиковые ведра.

Опора на круп двумя руками с использованием вальтрапа - чтобы руки не разъезжались, всадник держит вальтрап или небольшой кусок материи.

Пассивная езда - когда всадник не управляет лошадью.

Посадка "через круп" - обычная посадка на лошадь с земли с помощью стремени или со ступенек.

Посадка "через холку" - находясь на верхней площадке ступенек (слева от лошади), всадник сначала присаживается на спину лошади, затем переносит правую ногу через холку (шею) на правую сторону и оказывается в исходном положении 1 - лицом вперед.

Раздельный повод - отдельно левый и правый поводья, оканчивающиеся петлями, за которые всадник их держит; это помогает всаднику раздельно действовать руками и заботиться о поддержании эффективной длины поводьев.

Свободный шаг - когда лошадь двигается с естественной для себя скоростью и шириной шага - коновод не сдерживает ее и не коротит.

Ступеньки - передвижная лесенка с широкой верхней площадкой; предназначена для посадки всадника на лошадь самостоятельно или с помощью инструктора.

Шест - палка диаметром в 3 см. и длиной 2 м. 20 см.

Михаил Висенс


 

Как мы ездили в Трускавец к Козявкину.

Мамы! очень часто натыкаюсь на всяких форумах на тему "кто был на лечении у Казявкина - поделитесь". Делюсь. Только должна сказать, что это ни в коей мере не оценка результатов лечения - понятно, что все очень индивидуально и не реклама - с этим у них все в порядке и без меня. Зайдете на сайт - посмотрите. www.reha.lviv.ua www.cerebralpalsyukraine.com это просто личные впечатления мамы.

2004год. Начало

Про Трускавец узнала в РДКБ у мамы-москвички, которая с восторгом взахлеб нахваливала эту клинику. Саше уже был 1 год и я решила, что пора попробовать еще что-то кроме стандартного лечения и явно не дающей у нас ожидаемых результатов методики Войта. Ни интернета, ни компьютера тогда в семье не было и взяв у мамы-рекламы телефон я позвонила, записалась, пообещав выслать историю болезни по почте или инету. Расценки, правда, повергли в полное смятение: за двухнедельный курс граждане СНГ- 1200 долларов, Украины - 300 долларов, иностранные - 2500 евро) без проживания, питания и дороги (курс тогда был 1долл-30руб) если для Москвы это доход семьи за 2-3месяца (можно поджаться ради ребенка), то для нас тогда это был доход за два года....начала собирать деньги по городу. Городок маленький, такие суммы на лечение вызывали у всех одну реакцию - "после ТАКОГО курса должно наступить полное выздоровление!" а я рассказывала про уникальную клинику и методику которой мечтаю обучиться (простите мою наивность, господин Козявкин!), про то, что уж если экономные немцы ездят...., что до 3 лет - наиболее эффективна реабилитация...

Кто ходил когда-либо по спонсорам - знает каково это расковыривать кровоточащую рану на душе в чиновничьем кабинете (если тебя еще туда пустят) Кстати Два благотворительных фонда и обл.комитет здравоохранения отказали мотивируя - тем, что Украина - заграница. Помогли старые друзья - подключились к походам. Только 3 предприятия города выделили денег по официальным каналам. почти везде руководитель если не отказывал - доставал какую-то сумму из личного кошелька ....Понимала- второй раз здесь не дадут. В общем за год собрала сумму (пришлось переносить дату ). Нашла телефон женщины, которая помогает найти жилье (при клинике шикарные условия проживания....но - 600 баксов) ехали на машине (посчитали бензин - дешевле билетов) транзитом через Беларусь (Великие Луки-Витебск-Минск-Брест-Львов_Трускавец.около 19 часов. Был август, хорошая погода, возможность остановиться ненадолго и дать "погулять" ребенку на воздухе, до сих пор с благодарностью вспоминаю одно кукурузное поле снабдившее нас, нахалов сладкими початками на весь путь. :) ...Сашка еще помещался в длину на заднем сиденье как в плацкарте, оставляя место посидеть мне; муж с другом менялись за рулем, в магнитоле барды менялись с дискотекой 80-х; в День независимости Украины мы прибыли во Львов. Западная Украина, национальный праздник, пик "самостийного самосознания"...- и вопреки ожиданиям ни одного косого взгляда на номера машины, ни одного недружелюбного возгласа на наш русский язык и "вопрос как проехать"...

Клиника.

Сначала - приятные душе детали, которые вносят свои положительные мазки в общую картину пребывания...

Сказав "красивое здание в живописном месте" - я ничего этим не скажу. Духзахватывающее великолепие - подошло бы больше. Когда я вышла на балкон второго этажа, откуда открывался вид на Карпатские предгорья, захотелось одного- разбежаться, прыгнуть и полететь...

Ухоженный газон с небольшими вкраплениями цветников; плавноизогнутая дорожка из тонированного камня; два входа - соответственно два ресепшена где приветливые девочки-администраторы будут общаться с вами на Вашем языке оформляя бумаги; (у них кстати кажется местные жители, сдающие комнаты оставляют адреса)

На лечение заезжают сменами. Мы оформились, получив приглашение на завтра на осмотры. Поселились в 10 минутах ходьбы в частном доме (в мансарде с отдельным входом) у замечательно доброй женщины Оксаны. Кстати, две недели проживания обошлись в очень скромную сумму. около 50 долларов....(напомню-2004год) продукты - на рынке очень дешево (если местные). Я - на огурцово - помидорной диете( -2,5 кг)!

Еще приятности: чистота, но не стерильной больницы (никаких бахил), а скорее дорогого отеля, даже в дождь - следом за тобой все подтирается. По этому поводу, не скрою было в душе бурчание"еще бы за 100 долларов в сутки...бу-бу"-но было приятно, как и удобные большие лифты (2коляски+еще народ), оборудованные под колясочников туалеты, широкие (!!) дверные проемы, место у входа для мытья колес (не все же могут оставить коляску в раздевалке!) - казалось мелочь - ведро с водой, щетка на длинной ручке и решетка куда стекает вода, НО ПОЧЕМУ БОЛЬШЕ НИГДЕ ЭТОГО НЕ ПОПАДАЛОСЬ!!?? Таскаешь с собой как дурак вечно этот пакетик с тряпочками-щетками-перчатками...

День первый.

Осмотр лечащего невролога, изучение наших рентгенов, выписок, подробный разговор, никто не торопит можно все порасспросить; в другом кабинете – антропология (все параметры физ.развития); еще - видеосъемка ребенка - что может, как двигается, вопросы, просьбы сделать так или повернуться этак...Вопрос: "может ли малыш поднять руки, если попросить",-запомнился и заставил задуматься. Действительно тратя бешенное количество времени на принудительное ЛФК, я не просила его самого делать! только комментировала свои действия словами (ручки вверх) и стишками-песенками задавая ритм....А если он уже готов понимать и стараться выполнять?...

"Добили"в хорошем смысле в первый день знаете чем? - фразой:

"извините, сегодня у всех осмотры и назначения; какой режим дня у ребенка чтобы постараться назначить процедуры удобно для него? !СЕГОДНЯ НОЧЬЮ! мы составим расписание для всех, не могли бы Вы позвонить в 8 утра - узнать свой график?"!!!

У меня в других больницах обычно неделя уходит- утрясти назначения, пройти осмотры и самостоятельно подогнать удобно расписание...

Работали так: 1 день - назначения, 6 дней - лечение, 1 - выходной для всех , 6 дней -лечение, отъезд. Выходной - следующий заезд.

Лечение

Как я поняла схему- несколько специалистов-неврологов. У каждого несколько помошниц (она же-массажистка-медсестра) за каждой закреплена группа пациентов. Если назначено начало процедуры в 10.52.-значит в 10.52 - тебя пригласят в кабинет! Сначала: расслабляющий массаж, красавица тетя-Мария протяжно воркует: "Санечка"и у нее это звучит как "сонечко мое!" (солнышко моё). Мой казак сразу "проникся"( бабник бессовестный!) и терпел как бы не было неприятно. Ближе к концу массажа другая тетя приносит накладки на суставы( теплый, но не парафин, а состав на основе продуктов пчеловодства- ноу-хау их клиники), затем приходит наш невролог Богдан Богданович и делает по точкам рефлексотерапию специальным аппаратиком, но здесь уже за точность названий и свои воспоминания не ручаюсь - очень не нравилась маменькиному сынку данное издевательство и я "плясала вприсядку" чтобы дать доктору сделать дело и идти в следующий кабинет - к его следующему подопечному, не застопоривая конвейер. Далее- немного успокаивающий массаж и приход профессора Влидимира Ильича Козявкина, который так же идет по кабинетам строго по графику сверху вниз. Профессор сам каждый день работает с каждым ребенком! Если не в отъезде. За наше лечение его не было 1 день - на симпозиум летал)- делал его зам. Начмед, как я поняла...

Если кто-то видел как происходит мануальная терапия, знает, что на 2 летнем ребенке - это зрелище не для слабонервных. (весь этот хруст, скручивание, визг и ор!) Попутно еще профессор задает маме вопросы...Если не растеряешься, можно его "зацепить" на короткий разговор-консультацию, особенно если не первый раз приехали.. я терялась.....- неопытный боец -еще была.

Самое удивительное, спустя ровно 3-4 минуты после окончания экзекуции ребенок мой ПОЛНОСТЬЮ расслаблялся, обвисая как тряпичная куколка и засыпал...не всегда одеть успевала... Все-таки, помимо самой мануалки у Владимира Ильича есть в руках "энергетика" но это уже мое личное мнение."Санечка, как хорошо тебе.. расслабился, хорошо...." - а вот это уже массажистка скорее переживающей маме внушала (Санечка уже находился в "полуотрубе") – 5 баллов менеджеру по персоналу - думалось мне....

Клиника не признает медикаментозную терапию и просит по-возможности отказаться от нее. Зная это, мы приехали на минимальной дозе баклафена, выведя из пользования все сирдалуды, накомы, финибуты и пр.К 4 дню пребывания мы постепенно убрали и баклафен...ждала в связи с этим ночных спастик с соответствующим "концертом" - (нарушения сна бешенные!)..и...ничего.

В общем, еще 3 месяца мы обходились без препаратов, занимаясь как оголтелые. Потом все начало возвращаться назад. Вспоминала я слова Богдана Богдановича:"С таким поражением как у вас, неплохо бы проходить курс каждые 3-4 месяца..." - эх, доктор...вашими бы устами...да медку попить...

Перерыв до ЛФК был- 2 часа. Очень удобно - спали, кушали, гуляли на улице или играли в игровом уголке огромного холла куда еще выходил один из лифтов, ресепшн, мягкие диваны, кафешка со столиками и телевизором. ЛФК-индивидуальное, в отдельном кабинетике с инструктором. Самое обычное лфк. Старательный молодой человек Сережа, прошедший какой-то отбор и обучение чтобы попасть в клинику, был очень мягок и доброжелателен. На что в ответ, почувствовавший слабину мамин сынок начал устраивать истерики, пришлось мамке-капралу принимать командование революционно настроенным казаком.

Еще есть физио отделение - нам были назначены инфра-красные волны на руки. что там еще из физио- не помню.

Еще занимаются, (но нам не было назначено) суставами - профилактика контрактур как я поняла из описания мамы; ритмической гимнастикой в группах; подробнее - лучше в их рекламе посмотреть, если интересно.

Лирика

Вспоминая вечерами о необходимости "просить" Сашу что-то сделать, я не отставала. И вот, однажды к концу смены, устав от невнятных хныканий мы сели перед столом, разложили все что есть в линию на краю и я "раздраженная" нытьем потребовала: покажи! что! ты! хочешь!

Пауза. Вдруг ручка, которая обычно или в тонусе или плетью (у нас дистония) - медленно неуверенно дернулась и показала на полбуханки "черного"... - ГХЕЕ!...

...помните рассказ"особая мама" ?

"...Никогда она не воспримет произнесенное ребенком слово, как само собой разумеющееся. Первый шаг - как обыденность...она поймет, что свершилось ЧУДО..."

ДА! ЭТО ПРАВДА! Воспринимаешь как чудо даже такую малость....

Что еще запомнилось. В конце проводят большую встречу - прощание, выступала приглашенная детская цирковая студия, какие-то ребятки вокалисты и был концерт пациентов клиники...Кто что мог...БОЖЕ МОЙ! КАК ЖЕ ОНИ СТАРАЛИСЬ!!!! кто пел вместе с фонограммой, кто читал стихи, дарили на память клинике свои рисунки, немногие присутствующие папы через одного побежали курить (боятся показать слезы наши мужчины) ТАКОЙ поддержки зрителей нет ни у одного артиста!!!! Посидев почти до конца, волевым усилием загоняя сопле-слезы назад, я тоже вышла... папа маленького Толика (они семьей приехали - везет же) посмотрев на мои "дыхательные упражнения" протянул открытую пачку - куришь? нет?... скоро закуришь....

- неее! я экономить буду - сказала я голосом кота Матроскина и покатила коляску с кавалером по Трускавцу....прощаться. Похоже, что не бывать мне здесь больше. Придется поискать с эффектом, но с меньшими затратами...

Трускавец небольшой милый курортный городок. Не "загульный" как на черноморском побережье. Я провела много приятных часов, гуляя по тенистому парку, полному отдыхающих потягивающих минералку из кружек с носиками, бродя по улочкам с непривычной архитектурой, любуясь лошадками (экскурсия в экипаже - каково?), сидя на лавочке перед поющим под гитару бардом (эх, ностальгия!)...наслаждаясь летним теплом, которого у нас на северо-западе уже нет и стараясь не думать о том, что ждет меня дома...семья или разбитое корыто..

...но это уже совсем другая история...


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.

В избранное