← Февраль 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
"Папам и мамам об особых детках"
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
Здравствуйте, дорогие друзья!В эти холодные февральские деньки так хочется вспомнить о лете, забыть о перемежающихся серых днях и порадоваться ярким краскам! "Что же делать?",- подумали мы. Ведь так хочется чуда... И чудо состоялось! Конкурс детского рисунка стартовал на страницах "Города Золотого"! В конкурсе принимают участие педагоги и дети Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада комбинированного вида № 7 "Гнёздышко" г. Полярные Зори Мурманской области. В ДОУ 10 групп, из них 3 коррекционные: для детей с нарушением зрения и детей со сложными диагнозами (РДА, ЗПР, ДЦП, тугоухость и др.) С 2006 года ДОУ присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому. На конкурс представлены работы этих мальчиков и девочек. А еще здесь рисунки детей МОУ лицея 10 из города Советска Калининградской области. Их преподаватель изобразительного искусства, Кирсанова Надежда Владиславовна, случайно увидела объявление о нашем конкурсе в интернете. И рассказала о нем ребятам. Они были в восторге и нарисовали очень много работ. Лучшие были посланы нам для участия в конкурсе рисунков "Забавные наши друзья". Вы можете посмотреть конкурсные работы ребят и проголосовать за них! Об итогах конкурса будет рассказано в нашей рассылке через 2 недели. В первую субботу месяца, как и объявлялось ранее (в рассылке №107 от 22 января этого года), у нас получился интересный диалог в Интернете с мамой, написавшей мне на сайт 03.ру. Вот вопрос: "Моему ребёнку 1,5 месяца, он не видит и не слышит, врачи говорят он родился с защеплением мозга. недостача кислорода. посоветуйте что мне делать?" Как, что делать? Заниматься с ребенком, развивать тактильные навыки, остаточные слух и зрение, все остальные чувства. И, разумеется, любить его. Вы спросите: "Что же интересного в этом диалоге? Простой вопрос и простой ответ". А интересно то, что буквально на другой день Александр Васильевич Суворов прислал мне свою работу "Теоретическая матрешка: одиннадцать деталей для тифлосурдопедагогического конструктора", которую мы с огромной радостью поместим в следующем выпуске рассылки. Вот, ради таких вопросов и ответов мы с Вами общаемся, ищем и находим ответы. И делимся этой радостью со всеми. А, значит, мы не одиноки. Ну и в завершение разговора, хочу еще раз напомнить, что лето не за горами и те, кто настроен ехать в Евпаторию для лечения малышей дельфинотерапией, могут мне прислать до 17 февраля смс на номер +7-904-531-52-12. Я с Вами свяжусь в течение 12 часов, и вопрос постараемся решить. Информация о том, как организовано лечение в Евпатории, мной неоднократно помещалась в рассылках (например, №№20, 21 и 24, которые можно посмотреть вот тут: http://gold-child.ru/live/subscribe/arhiv.php ) Удачи всем! ПОДРАЖАЯ КЕНТАВРУПродолжение. Начало в номерах за 14, 28 октября, 5 ноября, 22 и 28 января. 1-11-2001 В условиях стабильной опоры. Усложнение отработки формирования функций равновесия и посадки: а) дефицит афферентной информации; б) упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения с уменьшением или увеличением площади опоры: - движение по серпантину; - отработка вольта (движений по кругу): - упражнения сбивающего характера; в) неожиданное для всадника изменение скорости движения лошади (быстрая смена аллюров) с уменьшением или увеличением площади опоры: - варианты изменения аллюров: - сокращенный шаг - прибавленный шаг - свободный шаг. Лошадь: Гребешок. Седло со стременами, ступеньки, шлем. Магнитофон. Часть 1. Посадка со ступенек. Пассивная езда свободным шагом в и.п.1 под ритмичную музыку. Часть 2. Езда шагом под музыку в и.п.1, со стременами: 1. сокращенный шаг, 2. прибавленный шаг, 3. свободный шаг, 4. с поворотами (вольт, серпантин), 5. с опорой на круп лошади одной и двумя руками. Часть 3. Пассивная езда свободным шагом. Спешивание с помощью инструктора. Угощение лошади. Сменили лошадь: теперь буду ездить на Гребешке, у которого самое сильное раскачивание. И я сразу же ощутил это, да еще как! Несмотря на музыку и разговоры, укачало так, что к вечеру в голове было пусто: все вытрясли и не оставили ничего, кроме непонятных и незнакомых ощущений и желания поскорее заснуть и дать голове разобраться. Это было не "пьянство", а незнамо что. В общем, снова сдвинули крышу. (То ли в "Городке", то ли у Шендеровича была заставка: у крыши избы вдруг отрастают вороньи крылья, и она с карканьем улетает. Так и у меня.) А началось все с того, что, сев на Гребешка, я про себя ахнул: все здесь не так, как на Белке! Он выше и, по-моему, уже. Кажется, что сидишь на каком-то выступе. Но главное, он мощнее. То есть все его движения тебя пронизывают насквозь, снизу до верху, слева направо. Все. Попробуй, посиди скованно, он просто не позволяет! Либо в какой-то степени ты расслабишься, либо… Все это было настолько необычно, что левая рука тут же схватилась за край вальтрапа, как за последнюю соломинку, и не выпускала его, переходя, правда, иногда на луку седла. Сперва я пытался ее оторвать оттуда, но быстро понял, что бесполезно. Я решил, что и так много нового. Правда, в конце концов, ее удалось освободить на короткое время. Еще, я немного ездил с опорой назад, сперва на правую руку, потом на левую. Когда оперся на левую, то зацепил пальцем правой за какую-то петлю на передней части седла, чтобы удержаться. Надо сказать, что все это не было страхом или скованностью. Я говорил, кажется, нормально, и меня раскачивало больше, чем когда-либо. Это просто было сильнейшее ощущение разницы между лошадьми. Да еще и новые телесные чувства. Скажем, никогда до сих пор таз не двигался так, как на этом занятии: не вперед-назад вслед за туловищем, а из стороны в сторону. То есть туловище качается вперед-назад, а таз - влево-вправо-влево-вправо. Полная рассогласованность и бред. Когда я это ощутил, сказал себе "А это еще что?". Потом весь вечер вспоминал, пытаясь понять - так и не понял. А когда подался чуть назад, чтобы опереться на руку сзади, оказалось, что это усиливает раскачивание. Тоже вещь для меня необычная: то пространство, куда я всегда боялся себя пустить или проникнуть, дает большую свободу, чем нормальное положение! Мы снова занимались под музыку, пытаясь попасть в ритм. Так как теперь используем нормальный магнитофон, то ритм звучит отчетливее. Однако та музыка, которую я пока подобрал, слишком медленная. На таком медленном шаге импульсы от Гребешка намного слабее, чем при энергичном или даже обычном шаге. Мелодии были трех ритмов, и приятнее ехать на более энергичном (это композиция Кейко Мацуи). В общем, и здесь есть чем поразвлечься, так как с ритмом и у меня, и у других (даже у лошадей) не все в порядке. Почему летом разница между Белкой и Гребешком не казалась столь большой и не давала такие ощущения? Думаю, давала. Но то, что мы на нем ехали, спеша и опаздывая на плац, то, что ехали лесом, где полно отвлекающих предметов, помогало не заострять внимание на этой разнице и быстрее к ней привыкнуть. А сейчас занимаемся в маленьком, "невзрачном" манеже, где мало что отвлекает. Поэтому обращаешь внимание на такие "мелочи". Надо сказать, что занятия в манеже и на улице очень сильно отличаются. Мне на улице легче. *** 2 дня я чувствовал ощущения от занятия на Гребешке. Затем, видимо, домашние заботы и работа отодвинули их на задний план. Но меня удивило то, что легкость в движениях (особенно, в туловище и тазе) появилась не в день занятия, как обычно, а где-то через 4 дня. Помимо обычного уже чувства легкости в плечевом поясе, появилось смешное желание подвигать тазом вне зависимости от туловища. (Я так дойду до овладения танцем живота!). 15-11-2001 В условиях стабильной опоры. Произвольное подавление элементов гиперкинезов. Опора на круп. Работа с твердыми гимнастическими предметами. Лошадь: Гребешок. Седло со стременами, гимнастическая палка, ступеньки, шлем. Магнитофон. Часть 1. Посадка со ступенек. Пассивная езда свободным шагом в и.п.1 под ритмичную музыку. Часть 2. Езда шагом в и.п.1, со стременами: 1. с опорой на круп лошади одной и двумя руками, 2. удерживание палки двумя руками на уровне холки лошади, 3. удерживание палки на высоте 40 см над холкой, 4. руки с палкой подняты, голова поднята (смотреть на палку), 5. руки с палкой вытянуты вперед. Часть 3. Пассивная езда свободным шагом. Спешивание с помощью инструктора. Угощение лошади. Перерыв в неделю (по "независящим" от меня строительно-дорожным причинам) пошел на пользу. Я довольно быстро смог освободить руки от седла и чувствовал себя увереннее. Правда, в течение где-то трети занятия рука время от времени порывалась ухватиться за седло. Ощущение разницы между Белкой и Гребешком осталось, но оно уже меньше влияло на мои действия. Я заметил довольно любопытную вещь. В прошлый раз я писал, что при опоре назад меня качало намного сильнее, чем сидя в нормальном положении. На этот раз дело дошло до того, что я вначале не мог опираться сзади - меня выталкивало вперед. Ира даже удивилась тому, почему у меня перестало получаться то, что раньше выходило без проблем. Потом я кое-как приспособился. Однако затем, когда я попробовал ехать, повернув туловище в сторону, меня снова стало выталкивать вперед, как только я отклонялся назад. Да и если сидеть нормально и начать отклоняться назад, приходит момент, когда тебя начинает сильно выталкивать вперед. Только дома, обсуждая это с папой, стало понятно, что Гребешок не позволяет очень отклонять назад центр тяжести. Как только я, по его мнению, наклоняюсь назад слишком сильно, он начинает меня возвращать на место. Впервые с лета взял в руки палку. На этот раз палка была короче обычного - где-то меньше метра. Благодаря брейсеру, который фиксирует кисть правой руки, она уже может немного подключаться к упражнениям. Никаких особенностей в действиях рук не заметил. Правда, в последнее время из-за большей активности левой руки (во многом она заменила правую) и необходимости следить за тем, чтобы кисти (особенно правая) не дай бог не отводились наружу, локти стали отходить намного больше от туловища. Это придает совсем другой характер и свободу движениям. Не знаю, насколько это проявляется верхом, но в обычной жизни это довольно заметно. Постоянно замечаю, что делаю привычные вещи немного "не так", то есть держа руки менее зависимыми от туловища. Интересно было другое. Ира попросила меня поднять руки с палкой над головой и посмотреть вверх. Вот тут началось, правда, не могу точно объяснить что. Вроде бы уже привычное действие, а чувствовал не то страх, не то боязнь, а, скорее, дискомфорт. Больше всего сказывалось "это" на правую ногу: она все время поджималась и выскакивала из стремени. Правда, постепенно я привык и понял, как надо сидеть и вести себя. Я быстро вспомнил Лешино "надо тянуться к небу и земле" (то есть руки больше вытягивать вверх, а ногами "нажимать" на стремена). Вроде стало легче. Так проехали круга два, попеременно поднимая вверх руки и голову. Думаю, к концу занятия было меньше дискомфорта. Очень возможно, что в следующий раз его или не будет, или он будет почти незаметен. (Леонид Зельдин: Выход на следующий "этап": до этого сформировалась возможность направлять внимание вверх, а теперь там пришлось действовать.) Вообще, из ощущений от смены лошади, седла и обстановки я делаю вывод, что иногда это довольно полезная вещь. Хоть такие смены вносят временный дискомфорт и некий разлад в привычных действиях, их не стоит бояться: они обязательно проходят, и ты оказываешься обогащенным новым опытом. Тут, пожалуй, главное не пугаться этого не очень-то приятного периода адаптации. Не уверен, что он сокращается с каждым разом, так как каждый раз он разный по содержанию. Но главное, что его можно пережить и все становится на свои места. Более того, в это время, где-то там, в голове что-то меняется. (Леонид Зельдин: Все это связано с тем, что мы помещаем Мишу в качественно новые ситуации, ничем не смягченные.) Вот пример. Я решил (с определенной долей опасения и интереса) попробовать привстать на Гребешке. На Белке это получалось неплохо, и я хотел посмотреть, как сильные импульсы Гребешка будут мне мешать. И что же? Я был разочарован: встал и остался стоять, как будто, так и надо. Я смог проехать целый круг, стоя! При этом, по моим ощущениям и, по словам Иры, я стоял прямее и, вроде, выше, чем раньше. Держался только левой рукой. Затем проехал еще круг и потом, по-моему, еще (честно говоря, не помню). То ли Гребешок умеет приспосабливаться к положению всадника, то ли у меня в голове что-то сдвинулось, но раньше мне не удавалось так легко стоять и ехать. Правда, я потом за это заплатил сполна: два дня бедра страшно болели… К вечеру этого дня я снова был абсолютно опустошен. Состояние дурацкое: тебе ничего не надо, сиди и спи наяву или бодрствуй во сне. При этом ощущение, что тебе дали что-то ценное или ты узнал-понял ТАКОЕ, а что с этим делать, не понятно. Я стараюсь вообще ничего не делать, зная заранее, что вечер в день занятия "пропащий". На следующий день это повторяется, но с меньшей силой. 22-11-2001 В условиях стабильной опоры. Дозированное напряжение отдельных групп мышц: а) изменение длины стремени; б) работа со стременем и без него. Использование твердых гимнастических снарядов. Лошадь: Гребешок. Седло со стременами, гимнастическая палка, ступеньки, шлем. Магнитофон. Часть 1. Показ инструктором посадки на лошадь со ступенек с использованием стремени - способ "через круп". Посадка на лошадь со ступенек способом "через круп". Пассивная езда свободным шагом в и.п.1 под ритмичную музыку. Часть 2. а) Езда шагом в и.п.1, со стременами: 1) с опорой на круп лошади одной и двумя руками, 2) с палкой в руках на уровне холки лошади, груди всадника, над головой, перед собой в вытянутых руках, 3) со стременами разной высоты. б). Езда шагом, привставание на стременах. Часть 3. Пассивная езда свободным шагом. Спешивание с помощью инструктора. Угощение лошади. Продолжаю привыкать к Гребешку. Уже смог не хвататься за седло с самого начала занятия. Похоже, начинаю решать одну давнюю проблему: как залезать на лошадь. У меня то перебрасываемая нога где-то отстанет, то я слишком сильно подамся вперед и почти падаю на или за шею лошади. Мне это надоело, и я решил хотя бы понять, что надо при этом делать. Я подумал, что Лешин пример может снова мне помочь, и попросил его сесть на Гребешка пару раз. Увидев, как он это делает, я сообразил, что и как надо двигать. Попробовал и, вроде, вышло лучше, чем раньше. Но главное - я получил зрительный пример, который могу дома спокойно примерять на себе. Кажется, руки стали действовать плавней. Ира (а затем и я) заметила это, когда я двигал палку от себя и к себе. Я начал замечать, что это не только из-за возросшей независимости рук от туловища и возможности двигать ими, "оторвав" от него. Стало легче делать медленные движения. Они выходят плавней, практически без рывков. Правда, теперь намечается отставание правой руки от левой. Раньше было наоборот. А сейчас левая двигается плавней правой. Снова проехался стоя. Даже попытался освободить левую руку от гривы, но это еще довольно рано и рискованно. Так что держусь пока левой рукой. Интересно, что на этот раз после занятия ноги практически не болели. Снова поднимал руки над головой, а голову - вверх. Не могу сказать, что получаю наслаждение от этого, но, кажется, было менее неприятно и некомфортно, чем в первый раз. Все-таки думаю, дело в том, что при этом теряю привычную привязку к местности: горизонт же исчезает, и ты перестаешь понимать, где ты, относительно чего двигаться, и вообще что с этим делать. Я не заметил того лихорадочного поиска решения этой задачи, который был в первые занятия. Хотя, думаю, он был. Меня занимала больше проблема успокоения. Правда, сейчас, записывая эти мысли, понимаешь, что успокоиться можно, найдя новые ориентиры в этом положении. Или привыкнув к их отсутствию? (Леонид Зельдин: Интересно, что Миша до сих пор связывает удержание позы и ориентированность с сознательной деятельностью.) "Крыша" уже не так сильно "едет", как в начале ноября. Но все равно сильно устаю. 29-11-2001 В условиях стабильной опоры. Усложнение отработки формирования функций равновесия и посадки: а) дефицит афферентной информации; б) упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения с уменьшением или увеличением площади опоры: - движение по серпантину; - отработка вольта (движений по кругу). Произвольное подавление элементов гиперкинезов. Опора на круп лошади. Лошадь: Гребешок. Седло со стременами, ступеньки, шлем, платок (для завязывания глаз). Магнитофон. Часть 1. Посадка со ступенек с использованием стремени - способ "через круп". Пассивная езда свободным шагом в и.п.1 под ритмичную музыку. Часть 2. Езда шагом в и.п.1, со стременами: 1) с завязанными глазами, с поворотами (вольт, серпантин), всадник определяет направление движения, 2) с опорой на круп лошади одной и двумя руками, 3) с поднятыми руками и головой (смотреть вверх), 4) привставание на стременах. Часть 3. Пассивная езда свободным шагом. Спешивание с помощью инструктора. Угощение лошади. Меня продолжает занимать вопрос, почему я стал чувствовать себя менее устойчиво верхом на Гребешке. Это практически не мешает действиям. И все же… (Леонид Зельдин: Я думаю, что это связано с постоянным освоением новых объемов движений и новых координаций внутри вроде бы привычных ситуаций.) Есть, правда, пара возможных объяснений, определенным образом связанных между собой. Я прохожу осенний курс массажа спины. Удалось добиться существенного расслабления спины, снятия многих блоков, зажимов и т.д. Спина и таз стали более подвижны. О возросшей подвижности мне сказал на днях знакомый, который не видел меня с августа 2000 г. Возможно, все это непривычно для меня. Ведь, наверное, на эти блоки и зажимы я опирался при движении. А теперь их нет, и надо многому учиться заново. Пока я другого объяснения не нахожу. Вроде, снова привыкаю ехать верхом, глядя вверх. Пока придумал некую хитрость: смотреть вверх так, чтобы на краю поля зрения были (хотя бы временами) привычные предметы. Тогда мозгу есть за что схватиться и, похоже, не так дискомфортно. По крайней мере, когда нет в поле зрения ничего, кроме потолочных структур манежа, кажется, голова меньше чувствует себя не в своей тарелке. На этот раз попробовали то, чего давно хотелось испытать - езду с завязанными глазами. Как я и думал, это - совсем другое, чем просто с закрытыми глазами. Не надо заботиться о том, чтобы они не открывались. Поэтому есть возможность лучше сосредоточиться на ощущениях от движения тела. В то же время, быстрее теряешь ориентацию. Даже музыка не помогла. Ребята не водили меня вдоль манежа, а делали разные фигуры. Через несколько минут я перестал понимать, где право-лево-зад-перед. Только когда мы проходили вблизи от магнитофона, я соображал, в каком месте манежа мы находимся. При этом не было того дискомфорта, который есть, когда езжу, глядя вверх. Однако в целом ездить стало намного легче. Это я просто "выискиваю" недочеты, с которыми надо бороться. Но это не значит, что смена лошади все испортила. Гребешок, скорее, требует большей расслабленности, чем Белка, и мне к этому надо стремиться. (продолжение следует) Михаил Висенс, Москва, 2002 год
Владимир Качесов "Основы интенсивной реабилитации. ДЦП" (окончание)Сегодня мы заканчиваем публикацию книги Владимира Александровича Качесова о ДЦП. Напоминаю, что её можно прочитать в нашей рассылке начиная с 101 по настоящий выпуск. Спасибо всем, кто был с нами. И спасибо доктору за щедрый подарок! Глава 10 Дальнейшая реабилитация детей с ДЦП. Современные технологии.Дальнейшая реабилитация ребенка, после ликвидации спастических проявлений и достаточного растяжения мускулатуры - процесс хоть и длительный, но уже не представляет сложностей. Среди многообразия средств реабилитации больных с ДЦП, следует выделить технологии, основанные на синхронном коррекционном воздействии на многочисленные патогенетические звенья (Лильин Е.Т. и др.) В своей практике мы не используем ортопедических приспособлений, так как феномен интенсивного роста и развития ребенка, наблюдаемый после проведения тракционной ротационной манипуляционной технологии, сводит на нет все усилия специалистов по ортопедическим приспособлениям снять мерки с интенсивно растущего ребенка. Диспансерные приемы с корректирующими процедурами ЛФК помогают профилактировать ростовые деформации у детей с ДЦП. Методы сенсорной коррекции Комплекс "сенсорная комната", разработан с целью комбинированного воздействия на афферентные системы, для стимуляции мотивации к действию. В состав оборудования "сенсорной комнаты" входят: "сухой" бассейн; гидроматрац с подогревом; водяные цилиндры, высотой от пола до потолка, снабженные особым устройством, обеспечивающим вертикальные пассажи разнокалиберных и разноцветных воздушных пузырей в жидкой среде; стереоскопическое мобильное панно с меняющимися картинками; стенд для выработки навыков активности и стимуляции тактильной чувствительности, снабженный пучком световодов из оптических волокон, меняющих свою окраску непосредственно в руках у ребенка. Обстановка "сенсорной комнаты" погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждая позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной реабилитационной задачи. Она создает условия для разрушения существующих порочных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных. К методам сенсорной коррекции относится звуковой луч (англ. sound beem). Тренажер, воздействующий на пациента по принципу обратной связи, помогает создать игровую ситуацию. Ребенок переключает сознания со скучных двигательных упражнений на активный интерес к забавному аттракциону и самостоятельно контролирует правильность своих действий с помощью слухового анализатора. По нашему опыту, применение этих способов сенсорной коррекции дает наибольший результат, когда ребенок прошел базовую терапию, описанную в этой книге. Восстановленные возможности активно участвовать в игровом процессе и самостоятельно пользоваться пультами управления, ощущать все виды воздействия на органы чувств в "сенсорной комнате", побуждают ребенка к активной деятельности. Подчеркнем, что только нахождение со здоровыми детьми разных возрастов в "сенсорной комнате", позволит ребенку, копируя их поведение и неподдельный интерес, быстро восстановиться. Лечебная верховая езда - иппотерапия Во время движения лошади по манежу укрепляется мускулатура, прежде всего, мышцы спины ребенка. Преодолевается нарушение функции равновесия и вестибулярных расстройств. Общение с животным на открытом воздухе улучшает эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон его знаний об окружающем мире. Кстати, когда нет возможности использовать лошадей, то катание детей на каруселях, качелях, помогает достичь те же цели. К сожалению, в литературе и общей реабилитационной практике этому вопросу уделяется мало внимания. Педагогические программы Разработаны специальные образовательные программы. При нарушениях речи - систематические занятия с логопедом. Логоритмика. Из различных педагогических приемов реабилитации наиболее лучшим, по нашему мнению, является логоритмика. Занятия в игровой музыкальной манере с детьми дают наиболее выраженный эффект запоминания и воспроизведения при обучении детей с ДЦП, прошедших базовую терапию по авторской технологии. Особенно выраженный положительный эффект дает логоритмика по так называемой "размытой педагогической программе" (см. Случай с Зоей в приложении № 1). Лечебные костюмы Оптимистические результаты получены после применения лечебных костюмов "Адель" и "Гравистат". Применение костюмов типа "Гравистат" существенно облегчают работу врача и позволяют проводить беспрерывную коррекцию растущего организма. Подробно о технологии применения этих костюмов написано в руководстве К.А. Семеновой "Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича" 2000г. О новейших разработках систем реабилитации детей с ДЦП В последнее время разработано и успешно применяется принципиально новое устройство для реабилитации детей с ДЦП – костюм "ДК". Суть этого устройства, выполненного в виде полукомбинезона, заключается в том, что, при его использовании, у ребенка не только можно корректировать осанку, но и использовать в качестве тренажера для обучения любым двигательным навыкам. Принципиальное отличие этого устройства от всех предложенных ранее лечебных костюмов - корректоров в том, что устройство само осуществляет попеременную тракцию, дистракцию и коррекцию позвоночного столба и конечностей в соответствии с движениями ребенка. Модульный тип костюма "ДК" позволяет использовать его для коррекции любых двигательных нарушений и постепенного атравматичного исправления костных деформаций. Костюм "ДК" позволяет ставить в вертикальное положение даже детей с тетраплегиями и обучать их ходьбе. Устройство легко надевается на ребенка, очень просто в управлении и не требует специальных знаний. Действие, отключение и регулировка костюма "ДК" осуществляется легким поворотом пластмассового рычажка, расположенного на костюме. Применение нами костюмов корректоров "ДК" показало их высокую эффективность по сравнению с другими костюмами - корректорами. Глава 11 Профилактика ДЦП в послеродовом периоде"Наиболее трудна диагностика этого заболевания в первый год жизни ребенка. Ранняя постановка диагноза значительно улучшает прогноз заболевания и положительно влияет на эффективность лечения" (Семенова К.А. 1974г.). Как было сказано в предыдущих главах, само акушерское пособие или патологические роды увеличивают риск развития клиники ДЦП. Поэтому даже до постановки диагноза можно провести несложные профилактические мероприятия, позволяющие снизить этот риск. 1.Сразу после родов и первичной обработки ребенка, положить его на животик и провести приемы №. 3,4,5,6,7 (см. описание приемов в главе "Реабилитация"). Такие приемы позволят устранить деформации позвоночного столба и нивелировать последствия акушерской травмы. 2. Через 2 недели от рождения следует избегать тугого пеленания ребенка. Тугое пеленание применялось на ранних исторических этапах из-за отсутствия возможности сохранять нормальный температурный режим для новорожденного. Эмпирический опыт свидетельствовал также об уменьшении беспокойства ребенка, которого туго пеленали. В детской травматологии беспокойство новорожденных, помимо прочих причин, объясняется поднадкостничными переломами ключицы, плеча и, возможно, ребер во время родов. При современном состоянии медицины эти травмы легко выявляются сразу после рождения ребенка. В таких случаях вопрос о тугом пеленании ребенка, как о способе иммобилизации в течение месяца, решается неонатологом совместно с детским травматологом. Если у ребенка не выявлено указанных травм при рождении, то свободное пеленание, не препятствуя экскурсии грудной клетки и двигательной активности ребенка, способствует его физиологическому развитию. 3. Наш опыт показывает, что очень мягкие матрасики и перинки, в которых тело ребенка тонет, отрицательно сказываются на интенсификации физического развития ребенка. Детский матрасик умеренной плотности, в котором тело ребенка не утопает, положительно сказывается на развитии двигательных навыков ребенка. Беспокойство ребенка на таком матрасике, возникающее при неудобном положении тела стимулирует движение ручками и ножками, подъемы и повороты головки, стремление к переворотам тела ребенка. 4. С месячного возраста и до года ребенок должен спать без подушки, или она должна быть небольшой, плоской. Такая мера объясняется тем, что пользоваться подушкой человечество начало сравнительно недавно, по сравнению с длительностью эволюции. Высокие подушки – это фактор онтогенетический, но не филогенетический. Укладывание ребенка на высокую подушку приведет к деформации позвоночного столба и, следовательно, к нарушению физического развития. Также многочисленные факты из практики свидетельствуют об асфиксии у детей, которые, уткнувшись носом в подушку, не могут повернуть головку из-за слабости мышц шеи. 5. Ребенку с признаками родовой травмы желательно 3-4 раза в день перед кормлением на 5 минут под спинку подкладывать небольшой мягкий валик высотой 3-5 см таким образом, чтоб головка и ягодички ребенка не отрывались от поверхности матрасика. Позвоночник при такой укладке как бы зависает над поверхностью матрасика. Такая укладка приводит к улучшению функции внешнего дыхания, улучшению оксигенации крови, стимулирует кашлевой рефлекс, улучшает дренажную функцию бронхов (Качесов В.А., Шаталов В.Г. приоритет от 12.03. 2000г ФИПС). Улучшение вентиляции легких способствует снижению внутричерепной гипертензии у детей с родовыми травмами (Шаталов В.Г. 1999г). Улучшается также перистальтика кишечника, что немаловажно для детей раннего возраста. 6. Ребенка с признаками родовой травмы, нежелательно укладывать на спину. Чаще нужно укладывать ребенка на бочок и животик. При этом необходимо следить, чтобы не перекрывались рот и носик ребенка для доступа воздуха. Эти позы более физиологичны, филогенетически обоснованы и позволяют уменьшить нарастание кифосколиотической деформации позвоночного столба. 7. Если ребенок научился поворачивать головку в положении на животе, то желательно приучить его спать на животе, предварительно убрав подушку с кроватки. Обычно в таком положении дети спят, согнув ножки в коленных и тазобедренных суставах. Такое положение способствует также отхождению газов и более спокойному сну ребенка. 8. Перед каждым пеленанием ребенку необходимо делать массаж тела, конечностей, сгибать и разгибать ручки и ножки. Обязательно при этом вначале следует согнуть и привести конечности, а затем только разогнуть и развести конечности до максимально возможных крайних точек движения, не вызывая при этом беспокойства ребенка. Особое внимание следует уделить постепенному наращиванию амплитудных движений в тазобедренных суставах. Необходимо помнить, что при нормальном отведении в тазобедренных суставах у ребенка до года коленки должны коснуться поверхности кроватки. Такие упражнения позволяют избежать развития контрактур и формирования вывиха при дисплазии тазобедренных суставов. Без достижения нормального отведения в тазобедренных суставах будут неэффективными попытки ликвидировать гипертонус мышц и контрактуры в коленных и голеностопных суставах. 9. При помощи различных приспособлений для купания ребенка, нужно погружать тело ребенка в ванну, где у него возникают спонтанные плавательные движения, что способствует нормальному развитию механизмов реципрокной иннервации, снижению гипертонуса мускулатуры. 10. Обычно детям с родовой травмой не рекомендуется загорать на солнце, так как считается, что перегрев ребенка приведет к повышению внутричерепного давления. Недостаток солнечных лучей отрицательно сказывается на переводе неактивных метаболитов витамина D в активные, ухудшает фосфорно-кальциевый обмен, ведет к усилению дистрофических проявлений, отрицательно сказывается на моторно-психическом развитии ребенка. Умеренные солнечные ванны, частые прогулки на свежем воздухе благоприятно сказываются на физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Выполнение этих несложных рекомендаций необходимо не только для профилактики, но и для лечения моторнопсихических нарушений. Положительный эффект при выполнении этих рекомендаций наблюдается даже при выраженных патологических отклонениях. Заключение В этой книге изложен накопленный автором многолетний опыт по реабилитации детей с тяжелыми формами ДЦП. Положительная динамика, проявляемая после применения способов интенсивной реабилитации, подтверждается клиническими и лабораторными методами исследований. Излагая собственный взгляд на патогенез ДЦП, автор надеется, что такой взгляд позволит врачам лучше понимать процессы, происходящие при реабилитации. На собственном опыте автор убедился, что, исправив максимально возможное количество патологических звеньев в организме ребенка с ДЦП, можно существенно изменить клиническую картину ДЦП, добиться физической, интеллектуальной, психической реабилитации ребенка и его социальной адаптации, несмотря на сохраняющиеся патологические изменения в головном мозге. Наука не стоит на месте. Изобретаются новые технологии реабилитации детей с ДЦП. Множество врачей самоотверженно и успешно сражаются с заболеваниями у детей. Зачастую, недостаток информации не позволяет им решить ту или иную проблему. Автор считает, что если применение описанных в этой книге технологий поможет врачам избавить от страданий и безысходности хотя бы несколько детей и их родителей, то цель, ради которой написана эта книга, достигнута. Приложение 1 СОВЕТЫ ПРАКТИКУЮЩИМ ВРАЧАМПсихофизиологические аспекты понятий "болезнь" и "диагноз". Некоторые психологические аспекты взаимоотношений "мать и врач", "врач и ребенок", "мать и ребенок" при реабилитации детей инвалидов. П.1. Психофизиологические аспекты понятий "болезнь" и "диагноз". В руководствах по реабилитации детей с ДЦП уделяется мало внимания психологии общения. Необходимость восстановления нарушенных функций у детей определяется, в первую очередь, сознанием родителей. А сознание (мыслительный процесс), как известно, формируется под воздействием поступления информации из внешней среды. С психофизиологической точки зрения болезнь- это нарушение функции, определяемое сознанием самого больного. То есть, если человек определяет при помощи органов чувств, что у него нарушена функция, то он обращается к врачу, а если не определяет нарушений функции, то считает себя здоровым. По отношению к детям с ДЦП в раннем периоде детства, болезнь можно определить, как нарушение функции у ребенка, определяемое ощущениями матери ребенка. Тогда диагноз, с психофизиологической точки зрения,- это нарушение функции у больного, но определяемое субъективными ощущениями врача. Диагноз, таким образом, — это искусственно вычлененный синдромокомплекс из единой цепи патологического процесса. При этом узкая специализация врачей, каждый раз заставляет менять местами “Основной” и “сопутствующий” диагнозы в зависимости от узкой специализации клиники, где находится на лечении больной ребенок. “Сопутствующих” диагнозов будет тем больше, чем больше специалистов будет привлечено к обследованию, чем выше их компетентность и чем чувствительнее аппаратура, применяемая ими. Конечно же, все они правы, так как каждый из них видит ту часть патологического процесса, в которой лучше всего разбирается. Очень часто за гипнотическим словом “диагноз”, скрываются нераспознанные симптомы. Диагноз, выставляемый солидными учреждениями, сбивает с толку врачей, порождает в них неуверенность, а в родителях - безысходность. В подтверждение сказанного приведем пример из собственной практики. Случай с Зоей Зое 13 лет. Она живет на Украине. Из благополучной, хорошо обеспеченной семьи. Беременность матери протекала нормально. Роды в срок. Длительный безводный период. Родовспоможение-стимуляция родовой деятельности. Масса при рождении - 4200 грамм. Росла и развивалась соответственно возрасту. Говорить начала в год и два месяца, постепенно словарный запас увеличивался. С этого же времени родители стали отмечать, что ребенок при ходьбе приволакивает правую ногу, плохо владеет правой рукой. Спастических и судорожных явлений у ребенка не отмечали. Каких - либо травм и заболеваний за этот период ребенок не перенес. С увеличением роста ребенок все больше приволакивал правую ножку. В 2 года 8 месяцев у девочки отмечалась генерализованная форма диатеза (так записано в истории болезни), по поводу которого месяц лечилась в стационаре. Через некоторое время после выписки из больницы родители заметили, что ребенок стал все меньше и меньше говорить. Речь становилась все более непонятной, невнятной, сокращался словарный запас и к трем годам ребенок замолчал совсем. Одновременно ребенок перестал пользоваться правой рукой. При этом все движения в правой руке сохранялись в полном объеме, если его просили что-нибудь сделать этой рукой. С возраста 3-х лет ребенок перестал самостоятельно есть, одеваться. Девочка стала все меньше и меньше двигаться. С возраста пяти лет девочку с утра усаживали на кровать, где она безучастно сидела до вечера. В игры не играла, куклам отрывала головы, телевизором не интересовалась. При выражении отрицательных эмоций девочка мычала, в других случаях просто молчала, становилась все менее эмоциональной, изо рта ребенка стала беспрерывно течь слюна. Росто-весовые показатели соответствовали возрасту весь период развития до 13 лет. Узнавала и признавала только мать. На отца не реагировала совсем. А теперь проследим эволюцию постановки диагнозов ребенку. В 2 года, когда родители стали отмечать отклонения в двигательной и речевой активности, невропатолог поликлиники не отметила нарушения движений, сказала, что ребенок левша, а по поводу нарушения речи установила первый диагноз логоневроз, и отправила на занятия к логопеду. В три года, когда еще сохранялись остатки речи, но усилилась клиника двигательных нарушений у ребенка, в Институте неврологии был установлен второй диагноз: ДЦП, правосторонний гемипарез, дизартрия. В пять лет, когда ребенок замолчал совсем, родителей направили к детскому психоневрологу, где ребенку установили третий диагноз: Задержка умственного развития. Аутизм. Несмотря на назначаемые лечения, состояние ребенка до 10 лет не улучшалось. Врачи неоднократно рекомендовали сдать ребенка в дом инвалидов. Родители решили обратиться за консультацией к профессору - психоневрологу в Израиле, где они находились по служебным делам. Тут был установлен четвертый диагноз: Олигофрения. Через год родители с ребенком находились в США, где профессор - детский психиатр установил пятый диагноз: Детская шизофрения. Аутизм. Вряд ли есть основания сомневаться в профессионализме врачей, которые осматривали ребенка. Каждый из них был прав в меру своей компетентности и видел ту патологию у ребенка, которую его научили видеть. Каждый специалист ориентировался на собственные чувства и опыт, а также на те виды исследований, которые ему были доступны. Когда девочка поступила к нам в возрасте 13 лет, она не разговаривала, при ходьбе приволакивала правую ногу. Не могла самостоятельно ходить по лестнице, прыгать. При передвижениях держалась за руку матери. Правая рука согнута в локтевом суставе, пронирована и приведена к туловищу, но пассивные движения в руке в полном объеме. Выражение глаз - отсутствующее. Слабоконтактна. При осмотре вырывается, мычит. Команды выполняет простейшие с трудом и только после дублирования их голосом матери. Изо рта беспрерывно выделяется слюна. При проверке кожного дермографизма у девочки после проведения паравертебральных штрих-полосок на спине на стороне пареза от уровня 3 шейного позвонка сразу выявился красный стойкий дермографизм с расширением зон. Эти полоски покрылись волдырями. В момент их нанесения девочка беспокоилась, вздрагивала. На контрлатеральной стороне реакция кожи была в пределах нормы. Мама девочки также отметила, что девочка не любит одеваться и чувствует себя комфортней, когда она раздета. Это явления мать отмечает с трехлетнего возраста, когда стали отмечаться все основные признаки заболевания. Учитывая выявленный факт нарушения кожной чувствительности, нами была предпринята попытка общения с ребенком, меняя модуляции и громкость голоса. На шепотную речь врача ребенок реагировал лучше всего! Девочка выполняла команды врача, если они отдавались шепотом, и не реагировала на них, если они отдавались громко или обыкновенным голосом! Мать вспомнила также, что она и раньше обращала внимание на то, как девочка реагирует на звуки. На громкие звуки не реагировала, а на звук падения карандаша на пол вздрагивала. Выяснилось также, что ребенка можно было помыть только в воде температура, которой была равна температуре тела. Если температура воды была выше или ниже, то ребенок вырывался. Ребенок не мог находиться в ярко освещенных комнатах и на солнце. Мать отметила и странности во вкусовых пристрастиях ребенка. Девочка была равнодушна к сладкому, но могла съесть, не поморщившись, огромную луковицу и ела лук каждый день в огромных количествах. Мать также отметила, что у ребенка никогда не было слез за все 13 лет. Учитывая перечисленные факты, можно было сделать заключение, что у ребенка резко извращены все виды чувствительности. Явления искажения чувствительности стали нарастать в период нарастания двигательной активности ребенка, что указывало по нашему мнению на механическую блокаду вегетативных и чувствительных волокон на уровне шейного отдела, откуда начиналась зона гиперэстезии. Дополнительно проведенные ЯМР исследования головного мозга и шейного отдела не выявили никакой патологии. На ЭЭГ выявлены участки судорожной готовности. Реабилитация Зои. С целью устранения механической блокады чувствительных и вегетативных волокон ребенку начаты процедуры по авторской технологии. Первую неделю ребенок молча вырывался, беспокоился. При надавливании на вертеброкостальные сочленения на коже справа от остистых отростков появлялись многочисленные кровоизлияния и подкожные обширные гематомы. Но уже после первых процедур ребенок стал хорошо засыпать и лучше двигаться. К концу первой недели (7 процедур), ребенок, вырываясь, стал произносить звуки, а на 7 процедуре четко выговорила: “Не хочу…Доктор плохой”. С 8-ой процедуры ребенок уже меньше сопротивлялся, стал более спокойным. К концу второй недели резко расширился словарный запас. При входе в кабинет девочка стала обнимать врача и говорить: “Здравствуй доктор”. Причем речь была чистой, но модуляции голоса соответствовали 5-летнему возрасту, и даже создавалось впечатление, что при произнесении слов, она как бы прислушивается к своему голосу. Мать также отмечала, что ребенок стал смеяться без причины на улице и в метро, что ставило маму в неудобное положение. Маму успокоили, сказав, что девочка начинает адекватно слушать мир и многое для ее детского восприятия кажется смешным. Интересно, что к концу второй недели девочка, перестала приволакивать ногу и стала самостоятельно ходить по улице и по лестнице. Уверено и сразу без обучения стала пользоваться правой рукой. Во взгляде появилось чувство заинтересованности, но сам взгляд еще долгое время оставался удивленно детским, что не соответствовало возрасту и размерам ребенка. Мы попросили знакомых детей подружиться с ней, предупредив их, что раньше она не общалась с детьми. Интересно, что при первых контактах, Зоя пыталась ощупать руками каждого ребенка, как это делают слепые. Дети научили ее прыгать на левой и правой ножке, играть в прятки. Ей очень понравилось играть в куклы смотреть мультфильмы по телевизору. Периодически при разговоре у нее изо рта поначалу текла и брызгала слюна, а речь была косноязычной. Иногда ребенок замолкал на целый день, взгляд становился потухшим, безжизненным. Но это был уже другой ребенок и ключ к пониманию ее состояния был найден. Первый курс реабилитации продолжался в течение месяца. Девочка впервые купалась в пруду, ходила в лес, дети учили ее собирать грибы. Под конец месяца ребенок говорил беспрерывно. Она комментировала фильмы, ругалась с детьми, беспрерывно задавала множество вопросов, что даже испугало маму. Через месяц после выписки родители наняли опытного педагога, который по нашей рекомендации стал обучать ребенка письму, счету, чтению в игровой и обычной манере. Причем, программа ребенку давалась сразу от первого по восьмой класс, но чисто в ознакомительном плане. Мы попросили педагога, чтобы девочку не заставляли зубрить, а лишь знакомили ее с интересующими разделами учебных пособий. Благодаря таланту педагога, через год девочка немного знала ботанику, географию, и, что удивительно, писала диктанты на украинском и русском языке. Рассказывала девочка много стихов с выражением и жестикуляцией. Арифметику в пределах начальной школы почему-то лучше усвоила на украинском языке, но при этом абсолютно не поняла и не усвоила деление. Печатные тексты читала на украинском и русском языках. Ко многим предметам у нее было безразличие и здесь успехов не наблюдалось. В частности, в геометрии дальше узнавания треугольника, куба и квадрата дело не сдвинулось. Конечно, во многом она отличалась от обычных детей, но постепенно эти различия стирались. Контроль еще через один год показал, что ребенок успешно развивается, рецидивов нет. Этот пример убедительно демонстрирует возможность мозга ребенка с ДЦП запоминать все. Причина изменения поведенческих реакций ребенка в 3 года, заключалась в невозможности ребенка воспроизвести то, что запечатлелось в сознании. Применение нашего метода привело к декомпрессии корешков и нервов, устранению сенсорных нарушений, что облегчило восстановление генетически детерминированную рефлекторную деятельность. Этот пример даже нас поразил быстрым прогрессом восстановления моторно - психической деятельности ребенка. Конечно, такое объемное восстановление функций происходит не всегда, но факт остается фактом и этот ребенок до сих пор находится под нашим наблюдением. На этом примере демонстрируется разность понятий болезнь и диагноз. Врач реабилитолог должен понять, что его задача восстановить нарушенные функции, вызывающие жалобы больного, а не исправлять диагноз, выставленный ранее специалистами. Понимание этого положения поможет реабилитологу избавиться от пессимистических прогнозов при чтении выписки из истории болезни на первичном приеме. П.2.Некоторые психологические аспекты взаимоотношений "мать и врач", "врач и ребенок", "мать и ребенок" при реабилитации детей инвалидов. Мать больного ребенка, приходя на прием, изначально готова верить врачу. Пессимистичные прогнозы могут заставить ее отказаться от попыток поиска возможности pеабилитиpовать больного ребенка. Ребенок переводится в состояние пассивной пpиспособительной жизнедеятельности, которая, конечно же, снижается с каждым днем из-за последующего наpушения функций тех или иных оpганов. Пpиспособительные pеакции больного ДЦП - это иное качественное состояние. Оно приближает больного ребенка к состоянию вегетативного существования. Осознание родителями необходимости восстановления нарушенных функций у ребенка для выживания в том периоде, когда они будут не в состоянии оказать ему помощь, чаще всего являются тем побудительным мотивом, который заставляет их сражаться с заболеванием. Активность родителей является основной причиной восстановления, формирования и развития сниженных функций у больных детей. В медицинской практике известны многочисленные случаи, когда даже самые безнадежные больные ДЦП дети восстанавливались благодаря настойчивости родителей. Родители этих детей пошли по пути отказа от способов приспособительной жизнедеятельности для своего ребенка. Основное, что им помогло восстановить ребенка вопреки прогнозам, это осознание необходимости восстановления нарушенных функций у ребенка, собственное упрямство и сила воли! Реабилитолог должен четко себе представлять психологию родителей и детей - инвалидов. Очень часто больные дети окружены излишней заботой. Многие из них разбалованы собственной исключительностью, сочувствием окружающих. Они больше подсознательно, чем сознательно, используют свою ущербность для получения тех или иных благ. Они ревнивы и требуют к себе повышенного внимания. Врач — реабилитолог должен своими действиями и словами формировать у родителей ребенка сознание необходимости восстановления утраченных функций. Хороший контакт с ребенком поможет реабилитологу эффективно применить описанную технологию реабилитации. Реабилитолог должен быть тонким психологом и следить за своими высказываниями. Иначе можно добиться обратного результата. Мать больного ребенка может уйти в депрессию и потерять волю к победе над недугом ребенка. Реабилитолог должен неподдельно радоваться вместе с родителями любым маленьким победам ребенка над инвалидностью, заострять на этом их внимание и поощрять детей к самостоятельности. Надо чаще напоминать, что Большая Победа состоит из маленьких побед, стимулировать ребенка и его родителей не останавливаться на достигнутом. Прежде чем начать реабилитацию ребенка врачам следует обратить внимание на поведение матери ребенка. Поведение таких матерей, при всем кажущемся разнообразии, развивается по определенному алгоритму, укладывающемуся в три сакраментальных вопроса. Что случилось? Когда мать впервые услышала диагноз, выставленный ее ребенку, это известие ее оглушило сознание видоизменилось — сузилось. Ее дитя - самое лучшее и, вдруг, такое горе... Кто виноват? Поиски виновного - обычное бесперспективное занятие таких матерей, периодически подогреваемое вопросами по сбору анамнеза в кабинете врача. Уточняющие вопросы в кабинете врача о наследственности, болезнях мужа приводят мать иногда к парадоксальным умозаключениям, обвинению родственников, мужа, себя, а не к поискам способов реабилитации больного ребенка. Сознание еще больше путается и сужается. Совет. Реабилитолог может узнать анамнез и из истории болезни, а если ему так интересно, то сбор анамнеза можно начать и в любой другой день после начала реабилитации. Необычность поведения реабилитолога в этом случае заинтересовывает мать, заставляет ее прислушаться к врачу. Лучше сразу проверьте у ребенка кожный дермографизм. Так как до вас этого никто не делал в последнее время, то это еще больше заставит мать поверить врачу. Что делать? Мать начинает метаться, искать лучших специалистов по лечению данного заболевания, а вернее, диагноза. С этого момента начинается катастрофическое изменение сознания матери. Она читает литературу только по этому вопросу (зрительное восприятие). Слушает информацию только по этому вопросу (слуховое восприятие). Круг общения суживается до такого же круга мам, с такими же детьми (беспрерывное подкрепления слухового и зрительного восприятия). Сравнивает таких же детей со своим ребенком (ложные аналогии). Сознание еще более суживается, когда мать пытается изо дня в день делать утомительные и зачастую бесполезные упражнения с ребенком (кинестетическое восприятие). Мать с больным ребенком посещает кабинеты различных специалистов (кинестетическое восприятие, подкрепляемое вербальным воздействмем - магическим словом - диагнозом). Беспрерывно тратятся огромные суммы денег на лекарства, массажистов, ортопедические приспособления. Со временем - это уже переходит в ритуал, без которого она не может жить. Усталость накапливается месяцами, годами. Сон путается с явью, иллюзии — с реальностью. Еще один специалист, и ... еще один нулевой результат. Еще один мошенник, знающий психологию этих матерей и ... отрицательный результат минус деньги. Развивается уже инверсия сознания. Сужение сознания достигает таких пределов, что мать начинает мечтать, галлюцинировать, выдавая желаемое за действительное. И даже во сне ее ребенок выздоравливает и все делает лучше, чем остальные дети. У таких матерей наступает состояние как бы раздвоенного сознания. С одной стороны они верят во всякие чудеса, поэтому еще и пытаются что-то делать. С другой стороны — они не верят уже никому ...! Вот такая, измученная годами борьбы за свое дитя мать, сидит перед реабилитологом. Врач говорит - она кивает, соглашается. Врач будет тратить силы на восстановление физического и психического статуса ее дитя. А она так же спокойно и методично будет разрушать достигнутое им восстановление. Объясняется такое поведение матери тем, что врач с ней контактирует короткое время, а ей все годы внушали: “Мамочка, поверьте! Это на всю жизнь. Медицина бессильна. Смиритесь...”. Многие матери в поисках выхода из создавшегося положения от безысходности бросаются как в омут в различные религиозные секты. “Это Господь наказал ... Это твой тяжкий крест... ” внушают такой матери сектанты. “Вы не знаете, истину” ... “Истину — знает только Господь”. Такие высказывания очень часто можно услышать от измученных матерей на приеме, и они сбивают с толку врачей. Совет. Вместо того, чтобы ругать сектантов, используйте простой вербальный контрприем. Достаточно сказать такой матери, что "врач орудие в руках Господа и, возможно, приход на прием к реабилитологу – это воля Господа", как она искренне и внимательно начнет слушать врача и станет его союзником в борьбе с недугом ребенка. Необходимо показывать матери, что ее ребенок очень быстро восстанавливается: двигается, пополз, загулюкал, и что эти признаки развития появились быстро - через недели. Она ведь годами этого не могла достигнуть. Чаще говорите, что ее ребенок самый лучший. (Вербально - визуальное воздействие на психику). Для успешной реабилитации ребенка, особенно в социальном аспекте, начинать реабилитацию ребенка надо с одновременной психологической реабилитацией его матери. Как исправить стереотип поведения матери больного ребенка. П.3. Несколько практических советов. Мягко пресекайте все попытки матери помочь ребенку там, где он может сам справиться. Посоветуйте матери не вспоминать при ребенке, что он болен. Пусть мать разъяснит это положение также родственникам и соседкам, которые говорят при ребенке, что он болен, и делают ему в связи с этим поблажки. После проведения реабилитационных мероприятий и улучшения двигательной и психической деятельности ребенка, посоветуйте матери изменить окружающую обстановку. Лучше всего переехать с прежнего места жительства. Если невозможно переехать, то надо изменить обстановку в квартире, сменить шторы на другой цвет, ковры, обои, переставить мебель, в конце концов, по-другому. Необходимо также изменить фон запахов в квартире. Квартиру необходимо часто проветривать и применять новые дезодоранты. Мать должна поменять духи, запах которых у ребенка также ассоциируется с заболеванием. В середину комнаты поставить стол, который раньше убирали в сторону “чтоб ребенок не ушибся”. Параллельно с улучшением состояния ребенка, постепенно изъять из его поля зрения все предметы, напоминающие о болезни (коляски, костыли, поручни и т.д.). Все до мелочей должно быть изменено. Желательно, чтобы мать начала следить больше за собой, изменить прическу, макияж, одеваться по-другому. Тем более, что исчезла необходимость тратить уйму денег на лекарства и массажистов. П.4.Физическая и социальная адаптация. После реабилитационного курса убедите мать разрешить делать ребенку все, что раньше было запрещено, в пределах разумного, конечно. Желательно обучить плавать не только ребенка, но и мать. Бани и сауны! Никаких диет! Обычная разнообразная пища, как всем здоровым детям. Обязательно — обильное питье. Измените все привычные маршруты прогулок таких детей, руководствуясь простыми советами родителям. 1.В другую сторону от тех мест, где гуляли прежде с больным ребенком. 2. Подальше от дома. Посложнее. Побольше лестниц и бордюр на пути. 3. Вместо курортов и лагерей для больных детей – зоопарки, цирки, парки, походы и прогулки. То есть ребенок должен получать все, что необходимо для развития обыкновенного здорового ребенка. 4.Ребенок должен умываться утром прохладной водой. Ходить дома только босиком (без носков и тапочек). 5.Ребенок должен лезть на деревья, заборы, драться со сверстниками за игрушки, пусть неумело, кое-как. Не одергивайте и не опекайте его. Пусть падает, ударяется, ходит поцарапаный кошкой. Он познает жизнь! Поощряйте это. “Жизнь познается при помощи синяков и шишек”. Ребенок этот период пропустил. Задача родителей - не мешать ему наверстывать упущенное. Все выше указанные советы направлены на разрушение условно-рефлекторного механизма поведения больного ребенка и создание нового стереотипа поведения выздоравливающего ребенка. Максимальная занятость матери отвлечет ее от привычного стереотипа поведения - ухода за больным ребенком, нормализует ее психическое состояние, переориентирует ее на воспитание выздоравливающего ребенка. Литература. 1.Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Калуга, 1996 г. с 5-7. 2.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. Москва. 1999г. 3.Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона. Пер. с англ. Москва. 1999г. 4. Эриксон Милтон Г. Уроки психотерапии. (Уроки гипноза). Пер. с англ. Москва. 1994г. 5. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. Пер. с англ. Москва. 1999г. Приложение 2 К истории вопроса о руководящей роли центра и первичности патологических процессов в головном мозге.(Информация к размышлению).Рефлекторная деятельность по И.П. Павлову - это ответная реакция организма на воздействие изменяющихся факторов внешней среды, то есть на сигналы (информацию) поступающую с периферии. Головной мозг выдает лишь варианты ответных реакций на информацию, поступающую с периферии. Вторичность реакций головного мозга противоречило “учению о руководящей и направляющей роли Центра.… ...После смерти И.П. Павлова (1936 г) произошло то, что можно было бы назвать радикализацией павловского учения. Это привело к печально известной совместной сессии (в 1950 г.) двух советских академий (АН и АМН), посвященной “Физиологическому учению Павлова”. Сессия была созвана по воле Сталина и ее проведение строго им контролировалось. На ней было решено впредь “понятнее выражаться в физиологических терминах”. Поведение и реакции организма было рекомендовано трактовать, вопреки логике, не в причинно-следственной связи, а как следствие руководящей роли Центра - головного мозга. Поведение людей, а, значит, и любые отклонения в поведении, как в комплексе рефлекторных реакций, стали обосновываться в первую очередь “активизацией коры головного мозга”. “В перспективе, начерченной таким образом, павловская теория должна была подкрепляться данными электроэнцефалографии, и в приводимых “доказательствах” недостатка не было”(1). Вмешательство в естественные науки привело к длительному замалчиванию теории П.К. Анохина о саморегуляции функциональных систем, базирующейся на рефлекторном учении И.П. Павлова. Эта теория противоречила догмату "о руководящей роли Центра". В основе теории П.К. Анохина также лежит постулат о первичности дискретного сигнала (информации) с периферии, на который саморегулирующаяся система отвечает по принципу обратной связи. Организм человека, это открытая для обмена массой и энергией с окружающим пространством, но замкнутая по циклу биохимических процессов система. В соответствии с законами термодинамики, любая система находится в состоянии термодинамического равновесия, сохраняет гомеостаз, пока на нее не подействует возмущающий фактор из внешней среды. Фундаментальные законы физики и химии, не предусматривают наличия в циклических процессах какого-либо руководящего центра. Так как эти фундаментальные законы также противоречили догмату о руководящей роли центра, то ссылки на эти законы для обоснования медицинских теорий считались дурным тоном. Эти исторические факты, заставляют под иным углом рассмотреть бесспорность доказательств с помощью ЭЭГ и КТ причинно-следственной связи при ДЦП, особенно, если учесть, что интенсивное изучение проблемы ДЦП началось через несколько лет после указанной сессии АН и АМН. *** Основываясь на фундаментальных законах физики, химии, биофизики, биохимии, биологии, физиологии, патологические изменения в головном мозге можно считать за вторичные проявления при ДЦП и рассматривать, как часть многочисленных изменений в циклических процессах организма больного ребенка. Исправив максимально возможное количество патологических звеньев в организме ребенка с ДЦП, можно существенно изменить клиническую картину ДЦП, добиться физической, интеллектуальной, психической реабилитации ребенка и его социальной адаптации, несмотря на сохраняющиеся патологические изменения в головном мозге. Литература: 1. Леон Шерток “Гипноз” Москва. "Медицина"., пер. с франц. 1992г. с.186-187.
|
В избранное | ||