Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 105

2007-10-28

Тираж: 2955 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:

Н. Гузик - главный редактор

Члены редакции:

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

И. Глушенков,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина

В. Труфанов,

Е. Фалилеева


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Михаил Висенс Подражая кентавру(продолжение)[прочитать]
  • Е. Фалилеева. Вернёмся к нашим... шнуркам.[прочитать]
  • Владимир Качесов Основы интенсивной реабилитации. ДЦП (продолжение)[прочитать]



 

ПОДРАЖАЯ КЕНТАВРУ


Продолжение.. Начало публикации - в предыдущем номере за 14 октября.


12-3-2001

Произвольное подавление элементов гиперкинезов.

В условиях стабильной опоры с различной степенью уменьшения площади опоры:

-использование твердых гимнастических снарядов;

- опора на круп лошади.

Лошадь: Белка.

Вольтижировочная подпруга, седло со стременами, ступеньки, шест.

Часть 1: Посадка со ступенек. Пассивная езда свободным шагом. Разговор с всадником.

Часть 2: а) Езда шагом в и.п.1 с опорой на круп лошади: 1) двумя руками, 2) правой рукой, 3) левой.

б) Езда шагом в и.п.1. Удержание шеста двумя руками: 1) на холке лошади, 2) горизонтально на высоте 30 см. над холкой, 3) вертикально: а) правая рука выше левой, б) левая рука выше правой; 4) наклоны шеста из горизонтального положения влево-вправо, 5) удержание шест нацеленным в угол между стеной и полом манежа. Часть 3: Езда в и.п.2: 1) руки на крупе лошади, 2) держась за ручки вольтижировочной подпруги. Спешивание с помощью ступенек. Угощение лошади.

7 марта встречалась вся наша "команда": ребята, я, А.И. Денисенков и Л.М. Зельдин. Обсуждали план занятий. Зельдин рассказал о том, что, по его мнению, необходимо отрабатывать. Большинство упражнений, проверенных и проделанных нами в марте-мае 2001 года подсказаны им. Одними из главных элементов этих упражнений являются движения с шестом во время езды, езда со стременами разной высоты (отработка опоры на одну ногу), езда с опорой назад (отработка заднего пространства).

На этот раз меня очень удивило то, что, если руки оказываются немного поднятыми (скажем, когда держал палку горизонтально на уровне груди или вертикально как флагшток), сразу пропадает на некоторое время чувство устойчивости и уверенности. Это чувство восстанавливается в некоторой степени со временем (после одного или двух кругов), но выходит, что чуть оторвешь руки от бедер, и конструкция рушится. (Леонид Зельдин: Конечно, руки берут на себя часть контроля.) Правда, все это, скорее, субъективно, и устойчивость на деле значительная. Иначе я, наверное, не усидел бы на Белке, когда она взбрыкнула, испугавшись палки.

Интересно также, почему не было проблем при опоре обеими руками сзади, а когда опираюсь только одной, то она ускользает вбок. Возможно, при этом нужно повернуть туловище. (Леонид Зельдин: Что кажется очевидным, но не для дцпешника.) При езде задом-наперед оказалось, что, если держаться руками сзади за ручки подпруги, появляется некая устойчивость, а когда руки впереди, то неизвестно куда их деть. Интересно, а что будет, если их скрестить перед собой? Вообще, езда задом-наперед, наверное, должна быть очень хорошим средством для того, чтобы ставить мозг в тупик, и, соответственно, если удастся освоить эту езду, могут появиться любопытные последствия.

Заметил определенное облегчение в речи, когда сижу верхом на лошади. Мне показалось, что лицо не было столь скованным, как в прошлые разы. Поэтому говорить, возможно, было легче.

19-03-2001

Произвольное подавление элементов гиперкинезов.

В условиях стабильной опоры:

-использование твердых гимнастических снарядов;

- опора на круп лошади.

Отработка формирования функций равновесия и посадки:

- упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения.

Лошадь: Белка.

Вольтижировочная подпруга, седло со стременами, раздельный повод, ступеньки, шлем, конусы, шест.

Часть 1: а) Пассивная езда свободным шагом в и.п. 1.

б) Езда в и.п. 1 с опорой на круп лошади: 1) двумя руками (2 круга, легко, без напряжения), 2) правой рукой (один круг нормально), 3) левой рукой (Только полкруга и, со слов Миши, рука скользила, провоцируя напряженность).

Часть 2: а) Езда в и.п. 1 без стремян. Удерживание шеста двумя руками: 1) на холке лошади, 2) горизонтально на высоте 30-40 см. над холкой.

б) Езда в и.п. 1 со стременами. Удержание шеста: вертикально: 1) правая рука выше, 2) левая рука выше; 3) наклоны шеста из положения влево-вправо, 4) удержание шеста в угол между стеной и полом.

Часть 3: Езда шагом, управление раздельным поводом: вольт, серпантин. Спешивание с помощью ступенек. Угощение лошади.

На этот раз ситуация изменилась на 180. Белка привыкла к палке, а я приобрел страх. С самого начала занятия я чувствовал себя неуверенно и неустойчиво. Это меня очень удивило, так как я начал думать, что страха уже не будет, по крайней мере, при обычной позе. А тут вышло наоборот: неуверенность была при обычной позе, а с палкой я чувствовал себя увереннее. (Леонид Зельдин: Интересный поворот. Нужно, конечно, избавляться от контроля над торсом .) Возможно, она отвлекает внимание. Это очень чувствовалось в конце занятия, когда я удерживал конец палки, направленным в угол между стеной и полом манежа. Такое действие требует определенной сосредоточенности, что отвлекает от контроля над туловищем. А как только удается "отпустить на волю" туловище, становится намного легче.

Несмотря на все это, говорить становится каждый раз легче. Все еще не удается удержать опору на одну руку сзади - она съезжает вбок. Было труднее, чем в прошлый раз удержать опору на обе руки сзади - пришлось взять небольшое одеяло и схватиться за него. Кстати, это - неплохая идея. Подозреваю (после обсуждения всего этого с папой), что необходимо добиться полного отстранения торса оттого, что происходит. То есть, может быть, если удастся обращать внимание на опирающиеся сзади руки и забыть о туловище, они удержатся сзади. То же самое с палкой: Леонид Зельдин говорит, что туловище должно ходить под воздействием лошади, а поднятая палка оставаться на определенном уровне. (Леонид Зельдин: Видимо, началась выработка новых форм реагирования на движения лошади.)

Он также просил начинать и заканчивать занятия без палки, чтобы понять, есть ли разница до и после. Теоретически она должна быть.

Начинаю замечать кое-какие изменения. Например, уже около недели есть ощущение, что я стал "более маневренным" при ходьбе, что легче и гибче обхожу всякие углы и препятствия и легче отклонить корпус, оставляя ноги на месте. Смешно, но за эту неделью-10 дней несколько раз, двигаясь дома между мебелью, ловил себя на схожести этих движений с совершением на лошади фигур вокруг конусов. Мебель в квартире невольно превращается в конусы, вокруг которых делаешь "вольты" и "серпантины". Очень похоже на то, что управление с помощью повода и фигурная езда на лошади быстро и эффективно учат тело повторять такие маневры в обыденной жизни. Причем мне не приходится задумываться об этом.

26-3-2001

Произвольное подавление элементов гиперкинезов по предыдущей схеме.

Лошадь: Белка.

Вольтижировочная подпруга, седло со стременами, раздельный повод, ступеньки, вальтрап, шлем, шест.

Часть 1: Инструктор демонстрирует пассивную езду свободным шагом в и.п. 1.

Инструкторы: Очевидно было, что Мише это помогло - посадку он одолел лучше. И при этом стала лучше речь!

Посадка всадника со ступенек способом "через холку". Пассивная езда свободным шагом в и.п. 1 со стременами.

Часть 2: а) Езда шагом со стременами с опорой на круп лошади: 1) двумя руками (с использованием вальтрапа, при этом руки не соскальзывали), 2) правой рукой, 3) левой рукой (выходило легко, руки не соскальзывали).

б) Езда шагом со стременами в и.п. 1. Удержание шеста двумя руками: 1) на холке лошади, 2) горизонтально на высоте 40 см. над холкой, 3) удержание шеста в угол между стеной и полом.

Часть 3: Пассивная езда свободным шагом в и.п.1 со стременами. Спешивание с помощью ступенек. Угощение лошади.

На этот раз все снова перевернулось, встав на свое место. Не было сковывающего страха и даже было легче, чем раньше. Очень помогло то, что Леша перед занятием проехался круг, чтобы я увидел, как он сидит на лошади. Все-таки специальный показ действия или позы сразу снимает много вопросов. Как ни странно, одно дело многократно видеть что-то без особой цели, другое специально наблюдать и стараться увиденное применить к себе.

Скажем, возможно, что картина полностью расслабленной спины Леши послужит (или уже послужила) мне моделью, к которой буду стремиться. По крайней мере, так и вышло на этот раз: мне показалось, что я смог "отпустить на волю" спину, занявшись другими вещами. Сидеть было намного легче.

Интересно, что ни столько страх, сколько дискомфорт остается при первых шагах лошади после какой-то остановки. Причем создается впечатление, что и ей с трудом даются первые несколько шагов, пока она не войдет в ритм. А я, чувствуя это, ощущаю неуверенность. Когда же Белка начинает ходить ровно, моя неуверенность пропадает.

Легче было, и работать с палкой. Дискомфортно опять-таки первые полкруга-3/4, пока не войду в ритм. Потом все идет более-менее, если, конечно, не происходит какого-то сбоя. Тогда снова нужно сделать несколько шагов, чтобы все восстановилось. По-моему, некоторым показателем может служить то, что я задумался и пропустил момент, когда надо было отодвинуть палку от приближающегося препятствия (в одном из углов манежа стоит большая клетка). Это не была забывчивость от сверхконцентрации от страха, а, наоборот, приятно укачало.

Каждый раз легче ехать, опираясь руками сзади. Хотя пока мы продолжаем использовать хитрость с одеялом, но разница чувствуется. Скованность потихоньку пропадает. Правда, я попробовал немного повернуть туловище, но бесполезно. Что-то сильно держит в тазу и пояснице. Возможно, надо, чтобы мне показали это движение. (Леонид Зельдин: Это - ошибочное представление о повороте туловища, который нормально происходит в грудном отделе позвоночника.)

Меня очень удивило, что не болели ноги после занятия, хотя до сих пор они болели весь день занятия, а то и на следующий день. И это при том, что занимались дольше обычного. Возможно, это тоже показатель расслабленности и того, что пропадает скованность. Я стал регулярно проверять, не скованна ли спина или ноги. (Леонид Зельдин: Произошло "разотождествление", стало возможно самонаблюдение.) Возможно, также это оттого, что с самого начала ноги были в стременах. А возможно, это и эффект Лёниных упражнений на растяжение. А, скорее, все вместе.

Упражнение на растяжение ног состоит в том, что я ложусь на пол, на расстоянии 30-40 см. от стены и кладу ноги на стену. Затем я их начинаю раздвигать, скользя по стене пятками, и довожу раскрытие до более-менее терпимого угла.

Добавился еще один эффект от занятий: при ходьбе (не на лошади, а по земле) мне меньше нужны руки для поддержания равновесия. Они висят себе по бокам и все. Это появилось прошлым летом, когда я еще не занимался верховой ездой. Но разница в том, что тогда это было возможно лишь в ограниченном пространстве, выходя за которое надо было включить руки, чтобы удержаться, не упасть. Теперь, похоже, это пространство стало расширяться. Стоит сказать, что ощущение от висячих плетьми рук очень любопытное - как будь-то их кто-то взял и отключил. (Леонид Зельдин: Это говорит, с одной стороны, о пробуждении более адекватных способов удержания равновесия, а с другой, о прекращении действия патологических синергий.)

2-04-2001

Дозированное напряжение отдельных групп мышц:

- изменение длины стремени;

- работа со стременем и без него.

Использование твердых гимнастических снарядов.

Лошадь: Белка.

Вольтижировочная подпруга, седло со стременами, раздельный повод, ступеньки, вальтрап, шлем, шест, конусы.

Часть 1: Посадка всадника со ступенек. Пассивная езда в И.П. 1. Отвлекающий разговор со всадником.

Часть 2: а) Езда в и.п. 1 с опорой на круп лошади: 1) двумя руками (с использованием), 2) правой рукой, 3) рукой.

б) Езда со стременами в и.п. 1: 1) одинаковая высота стремян, привставание с опорой на ручки вольтижировочной подпруги, 2) разная высота стремян (одно выше другого на 5 см.).

в) Езда в и.п. 1 с разной высотой стремян, удержание шеста двумя руками: 1) на холке лошади, 2) горизонтально на высоте 40 см. над холкой, 3) наклоны горизонтального шеста влево-вправо, 4) вертикально.

Часть 3: а) Езда шагом с раздельным поводом: вольт, серпантин.

б) Пассивная езда свободным шагом в и.п.1. Спешивание с помощью ступенек.

Угощение лошади.

Упражнения с шестом даются не трудно, но пока немного сложно их начинать. Похоже, начало движения вызывает спастику. Также заметно, что речь становится спокойнее и четче.

Снова было легко сидеть на лошади. Чтобы не повторяться, просто скажу, что кажется, езда на лошади постепенно превращается в более-менее привычное состояние. Похоже, ключевым моментом было понимание, что необходимо отпустить спину и что упасть с лошади довольно трудно. Сейчас на первый план выходят вопросы неумения чего-то или неудобства, а не скованности из-за страха.

Смешно было осознавать, что не могу понять на двигательном уровне, что значит опереться руками о ручки подпруги, чтобы приподняться, одновременно опираясь ногами на стремена. Казалось бы, что может быть легче. Сколько раз это делал на столе, подоконнике, отжимаясь. Ан нет, тянул руки на себя, а не отталкивался от лошади. Хочу оттолкнуться, а тяну. До сих пор не пойму, почему. Также как почему смог опереться на руки ребят. (Леонид Зельдин: Очень важная, типичная дцпешная проблема. Чтобы опереться на руки, нужно, как и при вставании со стула, перенести вес вперед за счет наклона корпуса и сочетать сгибание корпуса с разгибанием рук и ног, чтобы обеспечить опору. Это оказывается очень сложно, если проекции рук и ног сближены.)

Стала лучше получаться опора на одну руку сзади. Все-таки удается чуть развернуть корпус, и это снимает проблему скатывания руки с крупа лошади. Зато при опоре обеими руками сзади руки стали разъезжаться. Видимо, и тут надо понять, как держать корпус. Не могу сказать, что было трудно ехать, сидя несимметрично, перевалившись на одну сторону, и со стременами разной длины. Скорее, руки уставали держаться за поручни к концу второго круга. Но боязни или неуверенности почти не было. Несколько раз неуверенность пыталась проявиться, но тут же возникала мысль типа "Да ладно тебе!". Была заметна разница между ездой с наклоненным корпусом влево и вправо. Правда, опять-таки это трудности уже не столько связанные с самой ездой, сколько с разницей между сторонами моего тела. Левая сторона туловища более спастична, чем правая. В то же время, левая нога менее спастична, чем правая.

Это второе занятие, в конце которого делаем несколько кругов свободным шагом для проверки самочувствия. Могу сказать, что после работы с всякими снарядами ехать намного легче.

Очень удивила разница в степени управляемости лошадью с разным типом повода. Нормальный повод намного лучше, чем раздельный. Если с раздельным, который я раньше использовал, мне надо было приложить усилие, чтобы повернуть Белку, то с нормальным не было никаких проблем. Прямо небо и земля. Надо бы еще попробовать.

9-4-2001

Отработка функций равновесия и посадки:

- уменьшение стабильности и площади опоры;

- упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения;

- упражнения сбивающего характера.

Дозированное напряжение отдельных групп мышц:

- изменение длины стремени;

- работа со стременем и без него.

Использование твердых гимнастических снарядов.

Лошадь: Белка.

Вольтижировочная подпруга, седло со стременами, ступеньки, вальтрап, шлем, шест. Часть 1: Инструктор демонстрирует пассивную езду свободным шагом: 1) по периметру манежа в и.п. 1, 2) с поворотами (вольт) в и.п. 1, 3) приставание на стременах, 4) по периметру манежа в и.п.1. с разной высотой стремян (одно выше другого на 5 см.). Посадка всадника со ступенек. Пассивная езда шагом с опорой на круп лошади: 1) двумя руками (с использованием вальтрапа), 2) правой рукой, 3) рукой.

Часть 2: а) Езда свободным шагом. Привставание на стременах. Удержание положения, стоя на стременах.

б) Езда со стременами разной высоты, удержание шеста двумя руками: 1) на холке лошади, 2) горизонтально на высоте 40 см. над холкой, 3) вертикально, 4) нацеленным в угол между стеной и полом.

в) Езда прибавленным шагом со стременами разной длины в и.п. 1.

Часть 3: Пассивная езда свободным шагом в и.п.1. Спешивание с помощью ступенек.

Угощение лошади.

Инструкторы: В третьей части занятия Миша сидел на лошади лучше. Правда, после занятия осложнилась ходьба. Занятие прошло хорошо. Большое значение имеет то, что перед занятием мы показали ему, что от него хотим.

Похоже, все становится слишком привычным. Ни боязни, ни страха - прямо скучно. Ну а если серьезно, то на самом деле появилось желание попробовать что-то новое. Поэтому захотелось ускорить шаг. И это дало результат. Более быстрый шаг на лошади меняет все ощущения. Видимо, туловище научилось управляться с медленной ездой и она больше не представляет предмет для беспокойства, а как только шаг ускоряется, туловищу снова надо пускаться в поиск новых способов адаптации к "кажущейся" неустойчивости. Интересно, что это мы попробовали при несимметричной посадке, которая сама по себе дает работу туловищу и ногам. При этом думаю, что уже хорошо, что не вернулся страх. Проблема только в том, чтобы понять, как удержаться, и научиться этому.

Крайне любопытно, что на этот раз удалось с первого раза встать на ноги, опираясь на стремена. Леша показал, как это получается у него, и этого оказалось достаточным, чтобы повторить за ним это движение. Оказывается, надо не столько отталкиваться от лошади, опираясь руками о ремень у "седла", сколько наклониться вперед и, взявшись за гриву, создать рычаг, который выталкивает тебя вверх. Когда ты уже оторвался от лошади, можно вытянуть руки и выпрямить туловище. Если знать как, то выходит очень легко. Чувствуется, что идет выработка позы или действий при езде с несимметричной посадкой. Если в первый раз я не очень-то чувствовал, что нога с более длинным стременем опиралась на него, то на этот раз такое ощущение было. Правда, кажется такая опора пока не одинакова для правой и левой ноги. (Леонид Зельдин: Стала пробиваться "несимметричная" опора ног.)

На днях я заметил, что, когда стою и что-то делаю одной рукой, то вторая, если ей не надо в этом участвовать, висит себе спокойно вдоль туловища. Раньше же она начинала "болеть" за вторую, помогать ей, видимо, желая сохранить равновесие. (Леонид Зельдин: Интересно. Похоже, что "несимметричная" опора ног разрушила патологическую синергию рук.)

(продолжение следует)

Михаил Висенс, Москва, 2002 год


 

Вернемся к нашим... шнуркам

Продолжим учиться завязывать шнурки. Почему мы это делаем?, Потому что, в предыдущей публикации мы только начали, а это - очень интересное упражнение, при помощи которого можно продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук и, следовательно, учиться работать пальчиками.

Что нужно для этого?

Все просто! Картон, ножницы, шнурки разноцветные.

Что делаем мы?

В куске картона вырезаем дырочки, имитируя дырочки в ботинках. Пусть картон будет ярким, но, наверное, лучше однотонным, без всяких рисунков или узоров. Чтоб внимание концентрировалось на выполнении задания. Покупаем разноцветные шнурки. Нет таких - используем, какие есть. Вот все и готово!

Теперь показываем ребенку ,как надо вставлять кончики шнурков в отверстия. Покажите, как ловко вы это делаете и убедите малыша, что и он сможет! Даем попробовать самому. Я думаю, что на этом этапе многие смогут только в дырочку воткнуть кончик шнурочка .Воткнул? Замечательно! Поворачиваем картон и предлагаем ребенку с другой стороны вытянуть шнурок. Ну, и так далее .Надоест-смена деятельности. Прекрасно будет ,если ребенок смог рядышком просидеть 10-15 минут.Замечательно,если и 5 минут был во внимании. Вообще, таким детям рекомендуется не переутомляться, лучшая продолжительность занятия - 10-15 минут. Затем смена деятельности. И можно ,по усмотрению родителей или педагога ,еще позаниматься. Если захочет ребенок!

Эти занятия можно обыграть. "Вот пришел к нам Мишка .Посмотри, он просит тебя научить завязывать его шнурочки!Поможем Мишке?Конечно,поможем!"

Не усложняйте. Пусть будет ликованием уже то, что кончик шнурка просто вставлен в отверстие и ,с вашей помощью, вытащен сзади!

-Какой ты молодец, умелый!

Не забывайте аутотренинг, что очень важно.

Мой сын на первых занятиях уставал очень. Посидим пять минут и начинается- ложится головой на стол, начинает раскачиваться туда-сюда, двигает стул…Трудно,конечно,с такими детьми ,очень трудно. Но если есть любовь к ребенку плюс желание учить и настойчивость, то все получится! Я ,как только сын начинал уставать, поднимала его и делали зарядку,физкульминутки.

А пуговицы учились застегивать на моей шерстяной кофте. Там были крупные,удобные пуговицы и достаточно большие и "разработанные" отверстия . Кофта кладется на диван или тахту(у кого что) и показываем ,как и что нужно делать. Я даже и не помню ,за сколько мы научились завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Очень долго, во всяком случае. Да и когда стало удаваться и применяли это на деле ,то не все удавалось. Приходилось хвалить ,поощрять.

В общем, мы научились и пуговицы застегивать и шнурки завязывать. Ура!

Кстати говоря, развитию мелкой моторики хорошо помогает пальчиковая гимнастика. Можно, конечно, и напечатать стишки для этой гимнастики…Но, думаю, лучше отправиться в книжный магазин и поискать такие книги. Их выпускают много и не очень дорогие. С красочными иллюстрациями и рекомендациями, как и что делать . Некоторые такие книжки просто замечательные. Заодно отдохнете и отвлечетесь! Кстати говоря, пойдет и заучивание постепенное стишков для пальчиковой гимнастики. Почему же так важны игры, тренирующие мелкую моторику –движение пальцев и кистей рук? Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Эти игры хорошо помогут детям с задержкой в развитии речи и развитии вообще.

Сначала прочтите стихи в книжке сами, изучите жесты, соответствующие стихотворным строкам. Потом почитайте книжку с ребенком ,покажите ему ,как "рассказывать" стихи руками.

Вот любимые Валерины стишки для пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка ,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик –это я.

Вот и вся моя семья.

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я капуста?

Мы капусту рубим ,рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим ,солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Топ, топ топотушки.

Пляшет зайка на опушке.

Пляшет ежик на пеньке .

Пляшет чижик на сучке.

Пляшет песик на крылечке.

Пляшет котик возле печки.

Пляшет мышка возле норки.

Пляшет козочка на горке.

Пляшет утка на реке.

Черепаха на песке,

Топ ,топ топотушки .

Пляшут лапки ,пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты.

Что стоишь?

Пляши и ты!

Есть у любого два кулачка.

Хлопнул один по другому слегка.

Ну а ладошки не отстают.

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют ,

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться ,

Громко хлопать стали.

А ладошки- баловницы

Тоже не отставали.

Как живешь?

Вот так!

Как плывешь?

Вот так!

Как бежишь?

Вот так!

Вдаль глядишь?

Вот так!

Машешь вслед ?

Вот так!

Утром спишь?

Вот так!

А шалишь?

Вот так!

Это лишь некоторые стишки,а вообще таких книжек много.

В магазинах также можно спрашивать коррекционную литературу для детей для практических занятий. Если таковой не будет, а ваш ребенок большой, то на слова, что вам нужны книги для развития памяти, внимания ребенка ,продавец может, спросить, сколько ему лет. Я смело отнимала лет пять назад и называла возраст. То есть, если Валере было девять лет, я говорила, что для дошкольника лет четырех – пяти. И нам предлагали на выбор книжки. Я их просматривала и прикидывала ,подойдет ли это нам для занятий.

В предыдущей статье я писала "Ребенок не понял. Присядьте перед ним на колени, смотрите ему в глаза и повторите просьбу. Не понял, еще раз…Повторения должны быть монотонные, кому -то это покажется странным со стороны, но это эффективно. По крайней мере, проверено мною."

Хочу немного пояснить по этому поводу-монотонность повторений приемлема только, если ребенок что-то недопонял и надо еще раз все повторить. Монотонность никак не относиться к занятиям. Занятия должны быть разнообразны и интересны, постоянно должна сменяться смена деятельности.

Свободное время.

В свободное время мой сын любит наводить порядок, вытирает пыль, когда был маленьким - раскладывал игрушки, книги, расставлял посуду…Просто как-то доверила это ,а потом заметила с какой любовью, радостью и усердием он это делает. Подметает полы, моет посуду. Пусть где-то и не очень хорошо, но делает же…Похвалите!Помошник! А однажды ,когда серьезно заболел палец на руке ,научился чистить картошку и обед варил, когда лежала в постели. Лежала и рекомендации-указания давала,…И белье в тазике стирал. Сейчас ему 15 лет. Он может и дрова наколоть , воды привезти (мы живем в частном доме),накормить домашних животных…А если куда уйти нужно,то к моему приходу все убрано,подметено,посуда помыта.

Не опекайте слишком ребенка, дайте ему свободу. Он ведь должен учиться жить в быту.

Дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, способны овладеть программой вспомогательной школы, несложной профессией, включиться в самостоятельный посильный труд и стать полезными членами общества.

Лекарства.

Какова их роль в жизни ребенка? Врачи ,как правило, умственно отсталому ребенку назначают пантогам, пироцетам, глицин, церобролизин и тому подобное. Мы два раза в год проходим курс лечения. Но сказать,что после приема препаратов я замечала эффект, не могу. Я имею в виду реальный ,видимый эффект. Исключение составил препарат-пантогам,но и его эффект проявился в спокойствии ребенка-он стал усидчивее после трех-четырех недель приема лекарства. Честно говоря, такой же эффект дали таблетки валерианы, после такого срока приема. Наверное, употребляя другие лекарства ,тоже происходит что-то в организме ребенка…Я не врач, судить не могу.Однако,как учитель могу сказать ,что видимый эффект наступает после систематических занятий с ребенком. Он станет лучше разговаривать ,память станет улучшаться. Вы заставите мозг ребенка работать естественным путем. Вот тут я видела ,конечно, не скорый ,но-эффект.

Конечно, лекарства важны в развитии особого ребенка. Но я бы сказала ,что важны очень и постоянные занятия с таким ребенком. Следует подчеркнуть, что при своевременном обучении и воспитании происходит положительное развитие личности умственно отсталого ребенка.

Постоянный поиск.

…Как –то так выходит в жизни, что все почти приходилось искать самой. Литературу, информацию о заболевании… То, что должны делать соответствующие органы ,так скажем, почти не делалось. Нужны методики- "Нет у нас!", нужны учебники "Нет у нас!". Нужна очень материальная помощь –дадут унизительный мизер, что другой раз и приходить и просить не захочешь…Совсем недавно директор одной из школ в личной беседе сказала, что от ТАКИХ детей они могут вообще отказываться, есть школы специальные. Да, действительно есть. Но, как правило, это интернаты, где дети живут. Я и ответила ей, что такие учреждения –учреждения социальной защиты, где дети живут. У моего ребенка вопрос с жильем решен. У меня стоит вопрос только с его образованием. Есть у меня в этом выбор? Нет!

Не нужны такие дети государству и не защищены они никак, кроме как пенсией. Я говорю о тех семьях, где детей не "спихнули" в интернат или "спецшколу". Это мое личное мнение.

Но !Вчера дозвонилась до одной женщины, о которой узнала через третьих или даже четвертых лиц. Она работает в коррекционной школе для умственно отсталых детей.

Мы не знаем друг друга. О своих воспитанниках говорила с любовью и гордостью,рассказывала,что даже отличники есть у нее. Мы обсудили с ней мои проблему обучения математике моего сына. И эта женщина предложила мне с машиной ,которая пойдет в город ,отправить мне "Методику обучения математики для вспомогательной школы". и учебник по русскому языку-2 класс, тоже для вспомогательной школы. То, чего у меня нет ,а нужно очень! Удивляешься порой –посторонний человек, вообще не знает меня, кто я такая…А предлагает помощь…

Я все же думаю, что добрых и отзывчивых людей больше. А то, что встречаются черствые и некомпетентные ,равнодушные…Переживите и этот момент, веруя, что все равно рано или поздно найдутся люди, которые помогут вам. А что для этого надо? Надо просто очень захотеть их найти!

Елена Фалилеева

Петровск-Забайкальский Читинской области


 

Владимир Качесов "Основы интенсивной реабилитации. ДЦП" (продолжение)

Глава 6

ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

6.1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. С первого дня интенсивной реабилитации всем детям назначают элеутерококк в возрастных дозах 1 раз утром до 8 часов утра.

2. Сок алоэ в возрастных дозах три раза в день.

Примечание: Лучше одну неделю давать сок алоэ, затем настойку элеутерококка в течение недели. Чередуя, указанные препараты давать в течение месяца.

3. Витамин "С" в двойных возрастных дозах, так как потребление его в растущем организме резко возрастает.

4. Поливитамины и микроэлементы. Препараты "Витрум" и т. д.

5. "Кальцинова" или другие аналогичные препараты, улучшающие фосфорно-кальциевый обмен.

6.Обильное питье. Интенсивно растущий детский организм требует большого количества жидкости. Так как наш организм на 70-80% состоит из воды, то ребенку необходимо давать большое :количество соков, минеральной и простой воды.

7. Диета. Ребенку с начала интенсивной реабилитации необходимо давать большое количество мяса, рыбы, молока, фруктов и овощей. Животные жиры (сало) должны быть обязательно включены в рацион ребенка, так как жиры являются основным компонентом миелиновых оболочек нервов.

8. Режим дня должен соответствовать режиму здоровых детей аналогичного возраста.

9. Продолжительные прогулки. Занятия в бассейне. Закаливающие процедуры.

10. Обязательно организовать общение больного ребенка со здоровыми детьми разных возрастов.

11. Постепенное наращивание интеллектуальных нагрузок, обучение по "размытой" программе.

Примечание:

1. Подробнее разъяснения пунктов 1—7 смотрите в книге автора "Основы интенсивной реабилитации" 1999 г. в главе 7.

2. Подробнее пункты 8—11 смотрите в приложении № 1 к этой главе "Советы практикующим врачам".

6 2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП И ДРУГИМИ ВИДАМИ ПАРАЛИЧЕЙ (по В. А. Качесову).

АНАЛОГИЯ В РОДАХ

Учитывая, что основная причина ДЦП связана с нарушением механизма родов, была разработана технология, которая позволяет устранить или нивелировать дефекты у ребенка, возникшие в родах. Технология основана на моделировании давлений (компрессий и декомпрессий), тракций, ротаций и манипуляций, которые испытывает ребенок во время нормальных родов.

Цель применения указанной технологии — не восстановление структуры головного мозга, о чем уже было сказано ранее, а устранение сопутствующих физических дефектов, утяжеляющих клинику ДЦП.

Применение указанной технологии приводит к максимально возможной декомпрессии корешков и нервов, улучшению циркуляции спинно-мозговой жидкости, снижению внутричерепного давления, улучшению кровообращения в парализованных конечностях, улучшению функции внешнего дыхания. В течение 1—3-х недель ликвидируются спастические проявления, какими бы тяжелыми и длительными они ни были. Указанная технология приводит к улучшению трофики тканей, в связи с чем ускоряется рост и развитие больного ребенка.

Описание тракционной ротационной манипуляционной технологии

Всем детям с ДЦП, поступающим к нам на лечение, проводится тракционная ротационная манипуляционная технология реабилитации — "генерализованная разблокировка" позвоночного столба (патент № 2086225 от 10.08.97 г.).

Внимание! Основным отличительным признаком разработанной технологии от классических приемов мануальной терапии является плавное выполнение процедур без резких усилий. Тракции, ротации и манипуляции выполняются одним плавным беспрерывным движением. Толчки и удары категорически запрещены! отличие от классической мануальной терапии запрещено работать на отдельных сегментах позвоночного столба.

1. ИП. Ребенок лежит на спине на кушетке. Врач кистями одноименных рук охватывает подколенные ямки ребенка и плавно начинает приближать колени ребенка вначале к животу, затем, после возврата в исходное положение, к надплечьям ребенка, а затем пытается коленями достать одноименных ушей ребенка и далее — поверхности кушетки. Врач таким образом осуществляет плавную посегментарную ротацию в поясничном, грудном и шейных отделах позвоночного столба ребенка вокруг поперечной оси. При этом происходит частичная компрессия тел позвонков и максимальное растяжение межостистых связок и мышц спины .

Аналогия в родах. Соответствует первому периоду родов. Начало вставления головки в малый таз.

2. ИП. Ребенок лежит на животе. Ножки прямые, ручки вытянуты вдоль тела. (Если ножки и ручки невозможно вытянуть из-за контрактур или спастических проявлений, то они просто выводятся из-под тела и располагаются в положении, не мешающем укладке на живот.) Врач основными фалангами 4—5 пальцев обеих кистей, сжатыми в кулаки, надавливает на вертеброкостальные сочленения грудной клетки ребенка, синхронизируя давление с выдохом ребенка.

А) Направление давления при этом не перпендикулярно, а под углом 45 в краниальном направлении.

Б) Начинать давление нужно от первого грудного позвоночного сегмента. При этом у детей раннего возраста под кулаками врача в верхнегрудном отделе могут располагаться и лопатки. В этом случае давление осуществляется через лопатки.

Постепенно, переставляя кулаки на один сегмент ниже, врач осуществляет давление на вертеброкостальные сочленения по всему грудному отделу позвоночника, вплоть до поясничного отдела. Сила давления (тракция) и продолжительность его обязательно осуществляется до возникновения "акустического феномена" — щелчков в вертеброкостальных сочленениях ребенка (манипуляция), которые при достаточном опыте врач может определить пальцами.

Аналогия в родах. Это упражнение соответствует тем тракционным и манипуляционным процессам, которые наблюдаются во 2-4 моментах механизма родов. Манипуляционных щелчков ("акустических феноменов") в родах не слышно из-за толщи окружающих мягких тканей матери и эластичности связок плода, отличающихся повышенной гидрофильностью.

5. ИП. Ребенок лежит на правом боку. Врач стоит слева от ребенка. Правая кисть врача движется по направлению к врачу и одновременно осуществляет тракцию за область левой ягодицы под углом 45 к вертикальной оси тела ребенка.

В момент тракции и ротации слышны многочисленные "акустические феномены". Движение осуществляется до ротации плеча на угол 90 по отношению к исходному положению. Соответственно, таз ротируется также на 90 по отношению к исходному положению. Ротация должна осуществляться только с одновременной тракцией.

6. ИП. то же, что и в п. 5, только ребенок лежит на левом боку. Соответственно меняется положение рук врача.

Аналогия в родах. 5 и 6 упражнения аналогичны второму моменту механизма родов. При внутреннем повороте головки плода его тело еще не развернуто внутри матки. Окончание 5 и 6 упражнения соответствуют началу 3-го момента механизма родов.

7. ИП. Ребенок лежит на животе, ручки вытянуты над головой вдоль оси тела. Врач подкладывает среднюю часть своего левого предплечья под лоб ребенка. Левой кистью при этом врач фиксирует правое плечо ребенка. Средней фалангой указательного пальца правой кисти врач фиксирует II грудной позвонок ребенка. Поднимая свое предплечье, врач одновременно осуществляет тракцию вдоль оси тела и ротацию позвоночника вокруг указательного пальца правой кисти, т. е. вокруг поперечной оси ребенка, достигая при этом угла 30 по отношению к плоскости кушетки, поднимаемой части тела ребенка.

Затем осуществляется возврат в исходное положение. Средняя фаланга указательного пальца правой кисти врача перемещается на один позвонок ниже в каудальном направлении. Вновь повторяется тракция с ротацией. Передвижение пальца врача и тракции с ротациями осуществляются до XII грудного позвонка. Одновременно увеличивается угол ротации головного конца до 90. Часто при этом слышен "акустический феномен".

Аналогия в родах. Это упражнение соответствует третьему моменту механизма родов. Продвижение головки по родовым путям сопровождается одновременной тракцией позвоночника в шейном и грудном отделах. Периодическое давление симфиза и копчика матери на сегменты позвоночного столба ребенка заменяет палец врача.

8. ИП. Ребенок лежит на животе. Врач накладывает свои ладони на ягодицы ребенка, при этом большие пальцы располагаются вдоль илеосакральных сочленений, не перекрывая их. Врач ладонями осуществляет давление на ягодицы перпендикулярно плоскости кушетки.

Как только давление рук врача и сопротивление мягких тканей ребенка уравновесятся, врач плавным давлением осуществляет манипуляцию. Иногда слышен "акустический феномен" в области илеосакральных сочленений. Воздействие выполняется 1 раз.

9. ИП. Ребенок лежит на спине. Врач своими ладонями фиксирует верхние передние ости тазовых костей. Осуществляет давление. Когда сопротивление мягких тканей ребенка и давление кистей врача уравняются, врач плавным давлением осуществляет манипуляцию.

Аналогия в родах. При выполнении упражнений 8-9 врач моделирует ту упругую деформацию, которую испытывает таз ребенка при прохождении через родовые пути и в процессе нормального развития, когда ребенок начинает становиться на ноги.

Примечание. После 7 дней (14 процедур) и выполнения комплекса воздействий 1—8 у ребенка должны быть ликвидированы все спастические проявления в крупных мышечных группах. Некоторые спастические проявления в области кистей и стоп еще неделю могут сохраняться.

На фоне ликвидации спастических проявлений к комплексу упражнений 1—8 добавляются 9 и 10 упражнение.

10. ИП. Ребенок лежит на спине. Помощник врача фиксирует своими ладонями плечики или надплечья ребенка. Врач правую ладонь подкладывает под затылок ребенка таким образом, чтобы безымянный палец касался левого уха ребенка на уровне середины ушной раковины. Пальцами левой ладони врач фиксирует край нижней челюсти ребенка справа. Обеими руками врач начинает тракцию головки ребенка, одновременно поднимая ее под углом 45 к плоскости кушетки. Врач одновременно осуществляет ротацию головки ребенка за нижнюю челюсть в левую сторону вокруг продольной оси. В конце тракции ротация головки достигает предела, то есть 90 от исходного положения. При этом правое ухо ребенка совпадает с линией, проведенной параллельно оси позвоночника через грудину.

11. ИП. Упражнение то же, что в П. 10, только ротация головки осуществляется в правую сторону. При этом соответственно меняется положение рук врача.

Аналогия в родах. Упражнения 9 и 10 полностью моделируют процессы ротации головки плода, и следующие за ними ротации шейного и верхнегрудного отдела при 1-4 моментах механизма родов.

Примечание: 9-10 упражнения осуществляет только врач, имеющий достаточный опыт и прошедший обучение по применению данной технологии.

Количество упражнений. Упражнения №№ 1-11 детям до 6 месяцев проводятся в течение 2-х недель - 10 процедур. Детям от 6 месяцев до 1 года — в течение 3-х недель - 15 процедур. Детям от 1 года до 3-х лет — 4 недели = 20 процедур.

Диспансеризация детей, прошедших курс интенсивной реабилитации должна осуществляться с обязательным контролем не только за развитием двигательных навыков, но и за их социальной адаптацией.

Явки на диспансеризацию: 1-я — через 2 недели, 2-я — через месяц, 3-я — через 3 месяца, 4-я — через 6 месяцев. Дальнейший контроль осуществляется через 6 месяцев или год до возможной полной реабилитации.


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2007 гг.

В избранное