Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 104

2007-10-14

Тираж: 2922 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:

Н. Гузик - главный редактор

Члены редакции:

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

И. Глушенков,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина

В. Труфанов,

Е. Фалилеева


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Михаил Висенс Подражая кентавру (начало)[прочитать]
  • Лучший способ дисциплинировать детей с СДВГ [прочитать]
  • Владимир Качесов Основы интенсивной реабилитации. ДЦП (продолжение)[прочитать]



 

ПОДРАЖАЯ КЕНТАВРУ


Вместо предисловия. Не так уж часто у нас встречаются издания, которые могут служить одновременно и учебниками и литературными произведениями "на заданную тему". Предлагаемая Вашему вниманию книга, с любезного разрешения Анны - сестры рано ушедшего от нас Михаила Висенса, относится именно к этой категории. Заслуга "открытия" этого автора и этой книги принадлежит Игорю Глушенкову - еще одному чудесному человеку, появившемуся совершенно неожиданно в моем ящике. И ставшему другом, вопреки расстояниям. Более того, Игорь дал согласие войти в редакционный совет рассылки. Спасибо ему огромное за помощь! А Вам - приятного и полезного чтения.


Я - журналист и переводчик. Родился в 1960 г. В настоящее время (весна 2002 г.) занимаюсь популяризацией научной информации в Интернете. Но не это - тема данной книжки. Я - инвалид с детства, у меня детский церебральный паралич. Чуть больше года назад меня пригласили в детский экологический реабилитационный центр "Солнечный мир" попробовать, что такое верховая езда. При этом не было никакой мысли начать регулярные занятия иппотерапией.

Дело оказалось не просто интересным, а очень увлекательным. Тем более, что я быстро почувствовал влияние занятий на мое состояние. Да и как не почувствовать, когда до этого момента я и подумать не мог о том, что смогу ездить верхом, да еще в свое удовольствие.

Как только стало ясно, что я могу и буду заниматься иппотерапией, возникла идея ведения некоего дневника, где я записывал бы мои ощущения во время и после занятий. Насколько я тогда понял, до сих пор занятия велись только с детьми, которые не всегда могут объяснить инструкторам и врачам, что они чувствуют, сидя верхом на лошади.

В течение года я описывал для себя и тренеров, которые занимались со мной, свои впечатления и мысли. Теперь вам предлагаю с ними ознакомиться.

***

Однако прежде хотел бы дать некоторые разъяснения - о моем состоянии к началу занятий верховой ездой и некоторых особенностях этих занятий.

До начала занятий я был в определенной степени "прикован" к дому. В основном выходил на улицу в сопровождении родителей или сестер. Ходьба была довольно неустойчивой. Это приводило к тому, что зимой я практически не выходил из дома. Туловище было сильно сковано спастикой, плечевой пояс малоподвижным. Левая рука была сильно спастична и мало работоспособна.

Для меня очень большое значение имеет работа мозга в перерывах между занятиями. Я давно убедился, что воздействие на мозг от любого упражнения сказывается не столько во время его выполнения, сколько в течение определенного времени после или между его выполнением. Все впечатления от занятий должны перерабатываться мозгом, и только тогда происходит какой-то сдвиг.

Например, я заметил, что мозг начинает активно "перерабатывать" впечатления от занятий (сейчас я не имею в виду верховую езду), если у меня возникло беспокойство из-за того, что нет времени выполнить упражнения столько, сколько хотелось бы. В такой ситуации мой мозг как бы в уме повторяет упражнения, которые я не успел физически выполнить (например, ежедневные упражнения по разработке кистей). Как ни странно, от такой "умственной физкультуры" эффект иногда бывает не меньшим, чем он "физической физкультуры".

Что-то подобное происходило и в отношении иппотерапии. Во-первых, всю неделю между занятиями я с отцом активно обсуждаю их ход. Это помогает регулярно восстанавливать в памяти ощущения, пережитые во время занятий. Помимо этого я стараюсь вызывать эти ощущения. Здесь помогает почти двадцатилетний опыт занятия аутотренингом. В середине прошлой осени я добавил к этому музыку. Об этом подробней будет рассказано ниже. Еще одним важным элементом является ведение дневника. Я, как правило, не записываю впечатления в день занятий. Исключением являются "бурные" дни, когда происходит слишком много, и я боюсь забыть что-то или запутаться. Записи я делаю дня 3-4 спустя с редактированием на следующий день. Таким образом, я добиваюсь того, что впечатления и ощущения удерживаются во мне в течение всей недели до следующего занятия. И, следовательно, мозг все это время над ними активно работает. Мне кажется, что с помощью такого метода удается быстрее осваивать технику езды и упражнения.

Я бы советовал родителям обязательно обсуждать с ребенком занятия и регулярно вспоминать вместе с ним детали занятий. Все это должно носить только положительную окраску. Нужно создавать условия и помогать мозгу ребенка полнее осваивать ощущения и впечатления от занятий. Кстати, не исключено, что в этом заключается одна из причин успехов, достигаемых многими детьми Центра во время летних ежедневных занятий в лагере. Ведь там все крутится вокруг занятий и лошадей, и их головы не отвлекаются на другие дела. Правда, это - другая крайность, и стоило бы найти некую золотую середину. Каждое занятие предваряет краткое описание его цели, составленное А.И. Денисенковым, и схема выполненных упражнений, составленная Ириной Посашковой и Алексеем Самородским. Необходимо отметить, что невозможно отразить в краткой схеме все упражнения, которые приходилось выполнять для достижения той или иной цели. Поэтому даны лишь основные.

***

В течение этого года со мною занимались инструкторы Ирина Посашкова и Алексей Самородский. Время от времени нас консультировали и "наставляли на путь истинный" врач "Солнечного мира" Александр Иванович Денисенков и врач московского Центра лечебной педагогики Леонид Михайлович Зельдин. Значительную роль в моих занятиях играли мой отец Мануэль Висенс и моя сестра Елена, чьи фотографии послужили иллюстрациями к этой брошюре. Всей этой команде - ОГРОМНОЕ СПАСИБО.

Занятия иппотерапией в "Солнечном мире" проходят в Московском центральном ипподроме. Зимой и в плохую погоду дети занимаются в небольшом, круглом манеже около 30 метров диаметром. В погожие дни весной и осенью занятия проходят на улице, на территории ипподрома. В течение этого года я занимался раз в неделю по 30 минут.

12-2-2001 - первое занятие - 15 минут

Адаптационный этап.

Знакомство с инструктором и лошадью.

Отработка процессов посадки на лошадь и спешивания.

Начальный этап формирования равновесия.

Лошадь: Белка.

Седло (без стремян), ступеньки, шлем, конусы.

Часть 1: Знакомство с Белкой, манежем и техникой безопасности. Посадка на лошадь.

Пассивная езда свободным шагом в и.п. 1 по периметру манежа.

Часть 2: Знакомство с фигурной ездой - вольт, серпантин.

Часть 3: Движение по периметру. Спешивание с помощью ступенек. Угощение лошади.

Самые первые минуты сидения на лошади оставили ощущение боязни и неуверенности. Вообще, надо сказать, что почему-то именно на лошади я более-менее отчетливо почувствовал, как мозг лихорадочно ищет любую зацепку в непривычной для себя обстановке. (Леонид Зельдин: А если находит, то для освоенных форм адаптации.) При этом, похоже, ритмическое покачивание от лошади во многом помогает поискам. По крайней мере, в самый первый раз страх от сидения на лошади на определенной высоте от пола прошел где-то через 3-4 круга.

Инструкторы: Миша слез с лошади с нашей помощью. При этом выглядел радостным, но болели ноги.

18-02-2000

Создание общего функционального базиса.

Формирование функций равновесия и посадки:

а) уменьшение площади опоры и стабильности;

б) дефицит афферентной информации (с закрытыми глазами);

в) движения по изменяемому маршруту;

г) упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения:

- движение по серпантину шагом;

- отработка вольта (движений по кругу).

Лошадь: Белка.

Вольтижировочная подпруга (без седла), раздельный повод, ступеньки, шлем, конусы. Часть 1: Посадка со ступенек. Пассивная езда свободным шагом в и.п.1. Вольт, серпантин. Часть 2: а) Движение свободным шагом в и.п.2, 3, 4. Поддержка за руки. Езда с закрытыми глазами.

б) Движение свободным шагом в и.п.1. Вольт, серпантин с закрытыми глазами. Всадник определял, в каком месте он находится, и какую фигуру выполняем. Часть 3: Управление раздельным поводом. Спешивание с помощью ступенек. Угощение лошади.

Тот же самый поиск я ощущал и когда сел задом наперед, и, тем более, когда в таком положении закрыл глаза. В этом случае сильно помогло то, что я держался за руки ребят - появилось что-то типа опоры, на которой, видимо, голова тут же начала строить "объяснение" новой ситуации. Почему я говорю, что мозг лихорадочно искал опору? Потому что хорошо помню, как я судорожно смотрел из стороны в сторону, желая за что-то зацепиться и найти, за что бы ухватиться руками. Помню, как подумалось, что хоть круп лошади широк, но схватиться-то не за что: не схвачусь же за гриву? И только когда взялся за руки ребят, поиски стали более "разумными". Я имею в виду, что поиски идут, но уже не мешают воспринимать ход занятия. Все это происходит довольно быстро. А ритмичный ход лошади очень помогает.

Никогда бы не подумал, что меня удивит управление лошадью с помощью повода. Довольно любопытное и пока малообъяснимое чувство управления движением твоего тела через другое тело. Вроде, ты управляешь, а двигается совсем другое живое существо, да еще и тебя двигает.

Есть большая разница в ощущениях от езды по периметру манежа и от выполнения фигур. Равномерная и в чем-то укачивающая езда вдоль стен манежа именно укачивает. Она, наверно, очень хороша для того, чтобы "разогреться" в начале занятия и научить спину расслабляться. Причем, думаю, что даже если бы Леша мне не сказал, что надо как можно больше ее расслаблять, то лошадь заставила бы меня со временем это понять: уж очень тянет к этому. А вот при совершении фигур ситуация, конечно, иная и более интересная. Ясно, что спина и туловище должны как-то менять положение, но пока не понятно как. Езда с закрытыми глазами очень обостряет все ощущения. Движения лошади становятся намного острее и в какой-то мере разбиваются на отдельные части. Больше чувствуются подробности ее хода: где лошадь чуть спотыкается, где сбивается с ритма, и как двигается ее тело.

26-02-2001

Формирования функций равновесия и посадки:

а) уменьшение стабильности и площади опоры;

б) упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения;

в) упражнения сбивающего характера:

- неожиданное для всадника изменение скорости движения лошади (быстрая смена аллюров):

- варианты изменения аллюров:

- шаг - рысь - шаг.

Лошадь: Белка.

Вольтижировочная подпруга (без седла), раздельный повод, ступеньки, шлем, конусы.

Часть 1: Посадка со ступенек. Пассивная езда свободным шагом в и.п. 1.

Часть 2: а) Управление лошадью: перемена через середину манежа, серпантин, вольт.

б) Езда учебной рысью (3 раза по 20 метров).

Часть 3: Пассивная езда шагом. Спешивание с помощью ступенек. Угощение лошади.

Похоже, перерыв в 2 недели помог в некоторой степени привыкнуть к лошади. Уже почти не было трепета, который возникал в первые раза, когда я садился на Белку. В то же время, интересно, что, сидя верхом, мне трудно разговаривать. Я заметил, что когда я сижу на лошади, лицо у меня скованное и трудно произносить что-то внятное. (Леонид Зельдин: При этом должно быть усиление спастики и уменьшение произвольности дыхания, т.е. патологическая адаптация.) Это довольно любопытно и странно, потому что я уже не чувствую большого дискомфорта или страха.

Я чувствую, что пока мне не очень удается управлять лошадью с помощью повода. Руки еще не очень понимают, как им надо вести себя. Кажется, они мешают друг другу, и поэтому лошади трудно понять, что я от нее хочу. Нужно некоторое время последить за руками, чтобы работала только та, которая поворачивает лошадь в нужную сторону. Еще, возможно, нужно планировать ход заранее, а не решать моментально, куда в следующее мгновение идти. (Леонид Зельдин: "Моментальные" решения на деле обеспечивают спазм с выпадением из текущей ситуации.)

Ускорение хода сильно меняет ощущения. Это совсем другая ситуация. Не было поиска в мозгу, который был при первых занятиях, но чувства совсем иные, чем при езде шагом. В этом случае не работают те схемы адаптации, которые я вырабатываю при свободном шаге (то есть более медленной езде). Ситуация совершенно иная: тебя намного больше качает и даже выбрасывает в воздух. Это пока непривычно и вызывает напряжение.

5-03-2001

Начало этапа реабилитационных мероприятий.

В условиях стабильной опоры.

Дозированное напряжение отдельных групп мышц:

- изменение длины стремени;

- работа со стременем и без него.

Лошадь: Белка.

Вольтижировочная подпруга, седло со стременами, ступеньки, шлем.

Занятие на улице (по территории ипподрома). Пассивная езда шагом без стремян и со стременами, с изменением высоты стремян.

Спешивание с помощью ступенек. Угощение лошади.

Сегодня мы гуляли по территории ипподрома. Больше всего меня удивило спокойствие, с которым я сидел на Белке. Похоже, я окончательно привыкаю. Можно было безбоязненно крутиться, нагибаться в разные стороны. За все время прогулки я почти не держался за подпругу. Смешно, но единственный раз, когда я почувствовал внутренний вопрос (мол, в чем дело?) - это когда Белка тронулась в самом начале (вопрос был типа "Как, уже?"). В остальном сиделось довольно легко.

Продолжают болеть бедра после занятий. Тут, думаю, дело во многом в проклятой (извиняюсь) привычке сводить ноги в коленях. Несмотря на то, что за последние полтора года с этим стало намного легче, все равно очень мешает. И тот факт, что ты сидишь с широко (и довольно-таки широко) раздвинутыми ногами, а они все норовят сомкнуться, имеет свои последствия после занятий. Правда, боль проходит с каждым разом все быстрее. Где-то к вечеру того же дня или утром следующего уже нет боли. Но при спешивании с лошади ноги в первые минуты не очень-то держат. Тут, видимо, надо быть осторожным и давать им какое-то время на то, чтобы "прийти в себя", иначе можно упасть.

После сравнения езды со стременами и без них я почувствовал, что ездить все-таки лучше со стременами. Ноги опираются на что-то, и появляется дополнительная "точка отсчета". Правда, нужно привыкнуть или хорошо подобрать длину и положение ног. Мешало опасение, что стремена могут спадать. Но после того как Леша их поправил, стало намного удобнее. Похоже, было немного легче говорить, по крайней мере, временами. Временами же лицо все еще сковывалось.

Возможно, стоило бы попробовать кому-то при мне сесть на лошадь и показать, скажем, как надо держаться в седле или ставить ноги. Здесь, как и во многих других случаях, визуальный пример может быть очень полезен. Часто оказывается довольно трудным внутренне представить себе, как надо выполнить объясненное кем-то "на пальцах" действие. Можно его простроить в уме, но почти всегда это занимает намного больше времени, чем, если тебе покажут это действие. (Леонид Зельдин: Ведь опыт и навык движения довольно бедны и ограничены.)

(продолжение следует)

Михаил Висенс, Москва, 2002 год


 

Лучший способ дисциплинировать детей с СДВГ

3 совета родителям для повышения дисциплинированности у детей с СДВГ – больше авторитета, меньше давления и лучшие результаты.

Как все дети, ребята с синдромом дефицита внимания (СДВГ) иногда делают плохой выбор, определяя стратегию своего поведения. Ничего удивительного. Но зачастую ситуацию усугубляют сами родители, совершая ошибки в исправлении плохого поведения детей с СДВГ. Вместо того, чтобы применять методы дисциплины, основанные на решительности и сочувствии, они склоняются к тому, что я называю цепочкой "игнорировать-пилить-кричать-наказывать".

Поначалу родители предпочитают не замечать плохого поведения ребенка в надежде, что оно пройдет само по себе. Разумеется, это редко срабатывает, тогда родители пытаются втемяшить ребенку: вот так делать нельзя. Далее они начинают кричать и ругаться. Когда и это не приводит к желаемому результату, родители выходят из себя и строго наказывают ребенка. Я считаю эту четвертую стадию вспышкой родительского гнева.

Эта четырехступенчатая стратегия (если ее можно так назвать) не просто не эффективна. Она делает жизнь всех членов семьи излишне неприятной. Как можно избежать этого? Так же, как любой другой опасности: если вы будете осознавать ее, то сможете ее избежать. Как только вы почувствуете, что стали на неверный путь, остановитесь и примите сознательное решение попробовать что-нибудь другое. Честно взгляните на свою реакцию на плохое поведение ваших детей. Какие именно ситуации вынуждают вас катиться вниз по этому пути? Как далеко вы обычно заходите? Как часто?

Давайте рассмотрим стратегию "игнорировать-пилить-кричать-наказывать" поближе, чтобы разобраться, почему она не работает, и найти действенные методы.

Почему игнорирование не действует

Игнорируя плохое поведение вашего ребенка, вы тем самым хотите дать ему понять, что вы не оправдываете и не одобряете подобное поведение. По крайней мере, вы надеетесь, что ребенок поймет именно так.

На самом деле, ребенок может воспринять ваше молчание как "я не буду обращать на тебя внимание" или даже "я отвергаю тебя". Это может ранить его. С другой стороны, ребенок может предположить, что ваше молчание означает то, что вы одобряете его поведение или по крайней мере терпите его. Он думает: "Мама не говорила, что мне нельзя этого делать. Значит, это нормально".

Но даже если ваш ребенок правильно интерпретирует то, что вы пытаетесь ему передать, игнорируя его поведение, он понятия не имеет, что бы вы хотели, чтобы он сделал взамен. Иными словами, игнорирование ребенка не определяет лучшее поведение и не дает ему информацию о том, как он должен поступить в следующий раз.

Вместо того, чтобы игнорировать ребенка, когда он делает что-то, чего вы не одобряете, я рекомендую другое – прервать. То есть быстро передвиньте людей или предметы так, чтобы ваш ребенок не смог плохо себя вести.

Например, если Алекс и Мария начинают ссориться из-за игрушки, вы можете сказать: "Алекс, сядь там. Мария, стой тут. Я забираю это и кладу здесь наверху". Аналогично, если ваш подросток садится ужинать с грязными руками, тотчас уберите его тарелку со стола и молча укажите на его руки. Если вы чувствуете необходимость сказать вашему ребенку, чего вы ждете от него, скажите ему это один раз и очень четко. Больше не говорите ничего.

Не пилите ребенка

Почему так важно поменьше говорить, когда вы приучаете своего ребенка к хорошему поведению? Потому что – я часто напоминаю об этом родителям – слова – как автошины. Чем больше они крутятся по тротуару, тем больше стираются и тем меньше от них пользы, когда машина стартует, тормозит или едет. Если вы без конца ворчите, ваши слова перестанут воздействовать на ребенка. В конечном счете, ваши слова вообще потеряют "силу сцепления" – так же, как под конец "лысеют" шины.

Если родитель-"болтун" не эффективен, то что говорить про родителя, который рявкает, как сержант-инструктор по строю? Чтобы преодолеть привычку кричать, скажите себе, что вы не раскроете рта до тех пор, пока не успокоитесь настолько, что сможете разговаривать нормальным тоном. Обычно для того, чтобы успокоиться, достаточно побыть несколько минут одному – например, пойти взять стакан воды.

Взятие таймаута, чтобы остыть, поможет вам также избежать последнего и самого бесполезного звена цепочки "игнорировать-пилить-кричать-наказывать".

Наказание, или устранение ущерба и повтор

Родители часто полагают, что наказание ребенка за плохое поведение способствует формированию его совести. Неверно. В большинстве случаев строгие наказания, такие как битье по попе, просто побуждают ребенка стать изворотливым и не попасться в следующий раз. (Они могут даже привести к тому, что ребенок усомнится в том, что вы его любите).

Лучший способ – предусмотреть последствия, которые соответствуют проступку и не унижают вашего ребенка. В идеале последствие определенного поведения включает в себя устранение ущерба или повтор ситуации. Например, последствием нечаянно разлитого молока может быть то, что ребенок уберет грязь (устранение ущерба), а затем наполнит молоком другой стакан и поставит его в безопасном месте (повтор). Нет необходимости обвинять или кричать. Нет неоходимости сурово наказывать (например, лишать еды).

Если вы осторожно делаете первые шаги в сторону от курса "игнорировать-пилить-кричать-наказывать" и начинаете применять методы, которые я описал, – вы окажетесь на другом пути, который ведет к более гармоничному отношению с вашим ребенком. Я очень рекомендую этот путь.

По материалам статьи A Better Way to Discipline Children with ADD

Автор - Д-р Джон Тейлор (John Taylor, Ph.D.)

Перевод - СДВГ мама


 

Владимир Качесов "Основы интенсивной реабилитации. ДЦП" (продолжение)

ДОПОЛНЕНИЕ К ПАТОГЕНЕЗУ ДЦП

Из предыдущих глав следует, что клиническая картина ДЦП не всегда соответствует морфологическим изменениям в головном мозге. Объяснить такие явления можно также и тем, что на практике врачи сталкиваются не с классическими неврологическими проявлениями локального поражения головного мозга, но и с другими сопутствующими неврологическими нарушениями. Эти неврологические нарушения не учитываются в обычной клинической практике, но существенно утяжеляют основное заболевание.

5.1. ПОНЯТИЕ О ВЕРТЕБРО-КОСТО-СТЕРНАЛЬНОМ НЕЙРОВИСЦЕРАЛЬНОМ БЛОКЕ

Анатомо-морфологические предпосылки.

Известно, что 7 верхних (истинных) ребер крепятся к грудине, VIII—X (ложные) ребра крепятся к хрящу предыдущего ребра. XI и XII ребра (колеблющиеся) — имеют свободные концы. Ребра со II по X имеют сустав, образованный головкой и 2-мя суставными поверхностями смежных позвонков. С другой стороны реберные дуги сочленяются с грудиной при помощи полусуставов. Крепление к грудине при помощи полусуставов предопределяет движения этих ребер только в одной плоскости — в плоскости полусуставов. Реберные дуги находятся в определенных плоскостно-угловых соотношениях, как с позвоночником и грудиной, так и друг с другом. Каркас из 7 позвонков грудного отдела и ребер, соединенных с грудиной, ограничивает возможность ротации позвонков в этом отделе вокруг вертикальной оси. Это ограничение защищает от компрессии корешки спинного мозга и нервные стволы, отходящие от них на уровне грудного отдела позвоночника.

Такие особенности строения каркаса грудной клетки и предопределяют формирование вертебро-косто-стернальных нейровисцеральных блоков (ВКСНВ блоков) при упругой деформации скелета.

При мощных воздействиях (травмах плода в период беременности, при акушерских пособиях в родах, переломах ключицы или плеча в родах, интубации трахеи и т. д.) происходит упругая деформация всего скелета. Позвонки в грудном отделе совершают ротацию вокруг вертикальной оси на величину, превышающую критическую. Речь идет о критической величине ротации, так как ротационный люфт существует в норме всегда. Ротация одного позвонка вокруг вертикальной оси неминуемо приведет к перекрестному развороту (в разных направлениях) сочлененных с ним ребер вокруг фронтальной оси, то есть развернет их горизонтально. Выше и ниже места первичной посттравматической ротации позвонка в грудном отделе произойдет компенсаторная, вторичная ротация в противоположную сторону. Эта вторичная ротация может произойти и при попытках больного ребенка сесть или встать. Тогда в процесс вовлекаются практически все ребра. Изменятся плоскостно-угловые соотношения ротированных ребер с другими ребрами и грудиной за счет единственно возможного механизма — подвывиха в косто-стернальном сочленении. Этот подвывих не диагностируется рентгенологически, но легко определяется пальпаторно и в виде различных выступающих деформаций в косто-стернальных сочленениях. Так формируются первичные и вторичные механические вертебро-косто-стернальные (ВКС) блоки. Речь идет о механическом блоке, то есть нарушении подвижности в косто-стернальных и косто-вертебральных сочленениях. Такая механическая блокада подвижности сочленений приводит к отклонениям и в структуре позвоночного столба, нарушению формирования физиологических изгибов. Любое отклонение от нормальной структуры позвоночника приведет к изменению размеров межпозвоночных отверстий и возникновению симптомов натяжения или компрессии корешков и нервов, выходящих из спинного мозга в разных местах на всей протяженности позвоночного столба.

Принято считать, что изменение межпозвоночного отверстия не менее чем на одну треть может привести к компрессии корешков и появлению четкой клинической картины. Однако, даже при меньших изменениях межпозвоночных отверстий, вызванных патологической ротацией позвонка, произойдет натяжение мягких тканей (связок и мышц), образующих туннели по ходу сосудисто-нервных пучков, вызовет компрессию, раздражение и ишемию последних. Так возникает нейровисцеральный (НВ) блок.

В этом случае речь идет о нарушении — блокаде нервной проводимости. Одновременно с ростом позвонков и дисков эта компрессия будет увеличиваться и формировать клиническую картину ДЦП, полиморфизм которой определяется вовлечением в процесс тех или иных корешков и нервов. Многие вегетативные нервные волокна, обеспечивающие автономную регуляцию работы сосудов идут в составе сосудисто-нервных пучков от спинного мозга в туннелях из мягких тканей. В случае компрессии этих вегетативных волокон возникает нарушение кровоснабжения, что также приводит к нарушению трофики тканей и органов и их дистрофии. Эти явления еще больше усугубляют полиморфизм клиники ДЦП.

Механический блок и блокада нервной проводимости обозначается как вертебро-косто-стерналъный нейровисцеральный (ВКСНВ) блок. Рентгенологическая картина ВКСНВ блоков скудна. В старшем возрасте диагностируется кифоз или сколиоз. Только целенаправленный взгляд врача может найти деформацию межпозвоночных дисков, то есть уменьшение расстояния между позвонками, особенно в боковых проекциях. Эти рентгенологические признаки косвенно свидетельствуют о патологической ротации позвонков в грудном отделе и формировании ВКСНВ блоков.

Естественный механизм родов не был рассчитан на какое-либо пособие посторонних лиц. Но борьба за жизнь матери и ребенка вынуждают врачей проводить серию различных механических воздействий на мать и ребенка. У плода нет жесткой фиксации реберно-позвоночных сочленений, и ротационная сила воздействия на такой огромный рычаг, как голова или таз, приводит к распространению этого воздействия до того грудного позвонка, который в данный момент фиксирован между лоном и копчиком матери. Подвергнутые компрессии диски, ротированные позвонки и ребра при акушерских пособиях в родах, не возвращаются в исходное физиологическое положение, что и приводит в дальнейшем к различным клиническим проявлениям. Невыраженная неврологическая симптоматика сразу после родов объясняется отсутствием выраженной компрессии корешков и нервов, так как хрящи и костная ткань ребенка в этот момент пониженной плотности, а тонус мускулатуры недостаточен. В процессе роста организма ребенка увеличивается плотность хрящевой и костной ткани, усиливается компрессия корешков и нервов, полиморфизм клиники спастических сокращений мускулатуры нарастает. Такая картина объясняется также тем, что к первичной патологической ротации позвонка добавятся вторичные ротации позвонков, возникающие при нарастании двигательной активности ребенка. Чем больше двигательная активность ребенка, тем четче клиника ДЦП. Подтверждением вышесказанному является факт, что у детей с ДЦП наблюдается усиление спастических сокращений мускулатуры при росте ребенка и при попытках его встать и выпрямиться. В то же время спастические явления уменьшаются, когда ребенок ложится.

Таким образом, подвывихи в вертебро-косто-стернальных сочленениях, деформация дисков и позвонков, сопутствующая дистония и дистрофия связочно-мышечного аппарата приводят к искривлению позвоночного столба, наиболее выраженному при статических позах. Искажение проприоцептивной чувствительности не дает возможности адекватно оценивать положение тела в пространстве, особенно в вертикальном положении, когда компрессия нервных волокон усиливается и, соответственно, усиливается или блокируется передача искаженного сигнала. Совокупность всех этих явлений и объясняет клиническую картину и своеобразные позы ребенка при ДЦП.

Хорошие результаты, получаемые при различных видах ЛФК, также свидетельствуют, прежде всего, о ликвидации корешковых синдромов, что и проявляется регрессом симптомов ДЦП.

5.2. ДОПОЛНЕНИЕ К ПАТОГЕНЕЗУ ВНУТРИЧЕРЕПНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ

"Отрицательно сказывается на процессах двигательного, психического и предречевого развития гипертензионный синдром, наблюдающийся у 50-75% детей с ДЦП" (Семенова К. А., 1972 г.).

Безусловно, клинические проявления ДЦП усиливаются и потому, что к патологической ротации позвонков добавляется ростовая деформация позвонков и дисков. Костная ткань в организме растет и развивается только в результате периодических нагрузок, в соответствии с симметричным тонусом мышц антагонистов и их синфазной работой, обеспечивающих периодическую компрессию и декомпрессию костной ткани. Различные спастические сокращения мускулатуры конечностей и вдоль позвоночного столба деформируют последний и приводят к изменению не только формы, но и объема спинно-мозгового канала. Диспластические явления при ДЦП наблюдаются как в позвоночном столбе, так и в костях черепа. Рост и формирование полости черепа зависит от роста головного мозга и от тонуса мышц, прикрепляющихся к костям черепа. Изменение объема спинно-мозгового канала и черепной полости приводит к изменению ликвородинамики повышению давления ликвора — внутричерепной гипертензии, которая является частым спутником ДЦП. Повышение внутричерепного давления провоцирует судорожные приступы и усиливает спастические проявления. Это повышенное давление не дает развиваться клеткам мозга, а нарушение ликвородинамики приводит к нарушению клеточного метаболизма, что усугубляет клиническую картину ДЦП.

Диспластические явления в позвоночнике, черепной коробке и спазм поперечно-полосатой мускулатуры приводят также к нарушению оттока лимфы, венозной крови и нарушению циркуляции спинно-мозговой жидкости. В организме ребенка с ДЦП наблюдается диспропорция ростовой деформации, при которой сосуды развиваются быстрее, чем емкость полости черепа и спинно-мозгового канала. Приток крови и лимфы к головному и спинному мозгу и дополнительная секреция собственной спинно-мозговой жидкости клетками мозга приводят к переполнению бассейнов черепной полости и спинно-мозгового канала. При таком переполнении возможно 2 варианта развития событий:

1. Возросшее внутричерепное давление передается на сдавленные мягкими тканями вены и лимфатические сосуды. Только при таком постоянном повышении давления возможен отток венозной крови, лимфы и циркуляции спинно-мозговой жидкости. Так как приток крови и секреция спинно-мозговой жидкости не нарушены, то повышенное суммарное гидростатическое давление не снижается, поэтому диагностируется как постоянная внутричерепная гипертензия. Судорожных приступов при таком варианте может не наблюдаться, но ребенок отстает в развитии, часто жалуется на головные боли.

2. "Судорожный синдром встречается приблизительно у 50% детей, страдающих ДЦП, что считают признаком более глубокого поражения ЦНС. Судорожные приступы могут начаться уже с первых часов и дней жизни ребенка. Между тем, каждый судорожный приступ, как известно, резко задерживает дальнейшее двигательное и, особенно, психическое развитие ребенка" (Семенова К. А., 1981 г.).

Периодически резко возрастающее внутричерепное давление приводит к сдавлению и перевозбуждению двигательных нейронов коры головного мозга. Такое генерализованное перевозбуждение двигательных нейронов провоцирует судорожные приступы по типу эпилептических припадков. Хаотичное сокращение мускулатуры приводит к еще большему возрастанию давления, выталкивающего с силой скопившуюся жидкость из черепной полости по венам и лимфатическим сосудам. После сброса жидкости с давлением происходит снижение внутричерепного давления, судорожный синдром прекращается, наступает фаза покоя. Больнной ребенок в этот момент вял, сонлив, плохо ориентируется в пространстве. Затем его состояние нормализуется. Постепенно вновь возрастает внутричерепное гидростатическое давление до следующего приступа. Такая схема развития событий напоминает периодические выбросы пара под давлением из парового котла.

Исходя из такой патогенетической картины, можно предположить, что, устранив, насколько это возможно, ВКСНВ-блоки, можно существенно изменить клиническую картину заболевания, смягчить основные симптомы, а прогноз сделать более оптимистичным. Об этом и пишется в следующих главах.

Литература

1. Гайдар Б. В. и соавт. Реабилитация раненых и больных нейрохирургического профиля // Медицинская реабилитация раненых и больных. — СПб.: Спец. Лит., 1997.

2. Качесов В. А. Основы интенсивной реабилитации. Книга 1. М., 1999.

3. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. М.: Медицина, 1985.

4. Сапин М. Р. Анатомия человека. — М.: "Медицина", 1993. Т. 1.

5. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. — М., "Медицина", 1978. Тт. 1,

6. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека. — М., 1996. Т. 2.


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2007 гг.

В избранное