← Март 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
"Папам и мамам об особых детках"
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
29 марта А.И. Бороздин - директор "Дошкольного Центра социальной абилитации (Школа Бороздина)», г.Новосибирск, празднует свой юбилей.ПОЗДРАВЛЯЕМ от всего сердца!!!Дорогие мои читатели! Сегодня я хочу признаться в любви человеку, который для меня сделал очень много, сам того не ведая. Он дал мне силы поверить в себя, поверить в то, что я на верном пути и что ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО на самом деле, а не так, как в этой глупой песенке... И этим человеком был Алексей Иванович. Когда я в Интернете увидела его книжку,... это было сродни состоянию Архимеда, выскочившего из ванны! Оказывается!!! я все делала правильно! Только мама ребенка-инвалида может понять что это значит - все делать правильно! Потом, стала искать информацию о том, кто же автор. Пусть будет благославен Интернет... Оказалось, мы земляки. Ходили по одним улочкам, в его Казацкой слободе жила моя подружка, уезжали с одного вокзала... И места, в которых побывали, все время рядышком были. Только встретиться пока пришлось только в вирте... Ну, ничего. Уверена - все наши встречи еще впереди... Алексей Иванович, дорогой Вы наш! Примите еще раз - уже от меня и всех, кто читает эти строки, самые сердечные поздравления с юбилеем! Здоровья Вам, счастья и ЛЮБВИ. Именно так, с большой буквы, ибо без любви - нет творчества, а без творчества мы - ничто! Сегодня в рассылке - очередное интервью с Алексеем Ивановичем. Его "Семь правил исцеления творческим состоянием". Читаем и учимся еще раз. Секрет метода, или Семь правил исцеления творческим состояниемОт редакции "Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области" : Алексей Иванович Бороздин - известный в России музыкант-педагог, преподаватель по классу виолончели в Детской музыкальной школе Новосибирского Академгородка. Он - заслуженный работник культуры РФ, воспитавший не одно поколение талантливых молодых исполнителей, впоследствии завоевавших великое множество наград и лауреатских званий на самых престижных международных конкурсах и фестивалях. Вместе с тем, по совершенно необъяснимым, на первый взгляд, причинам и обстоятельствам он еще и неоспоримый лидер в теоретико-практической разработке многих актуальных проблем абилитационной педагогики - достаточно новой области научно-практического знания, призванной помочь детям-инвалидам полноценно интегрироваться в современную жизнь, приобрести уникальный творческий опыт, обеспечивающий им ощущение полноты жизни, позволяющий реально на деле достичь многих жизненных и профессиональных успехов. "Школа Бороздина" - в любом значении этого чрезвычайно емкого слова - стала сегодня своеобразной визитной карточкой Новосибирска. Диалог главного редактора журнала "ВиДО" Л.И. Боровикова с Алексеем Ивановичем мы и предлагаем нашим читателям. Боровиков Л.И.: - Алексей Иванович, знаю, что Ваша профессиональная педагогическая деятельность в последние годы приобретает все более яркий методический оттенок: Вы много ездите по стране, стремясь расширить географию распространенности своей уникальной системы творческой абилитации детей-инвалидов. С чем это связано? Бороздин А.И.: - Да, действительно, активное распространение накопленного опыта - сегодня для меня чрезвычайно важная, небывало ответственная задача. Такая деятельность мне приносит глубокое удовлетворение уже потому, что позволяет вновь и вновь убедиться в широкой востребованности наработанной в нашей "Школе" практики работы с детьми-инвалидами, более того, в высокой эффективности системы такой работы, возможности ее непрерывного совершенствования в самых различных социокультурных условиях, будь то амбициозная столица или небольшой провинциальный город. Самое важное, чтобы у педагогов, взявшихся за это столь непростое дело, была, что называется, "искра Божия", была в душе творческая одухотворенность, сопровождаемая искренним желанием помочь детям стать полноценными людьми, несмотря на имеющиеся недуги. Бывая в разных городах, я убеждаюсь всякий раз, что найденная мною система работы, наработанные принципы, сопровождаемые вариативным комплексом методов и приемов, есть универсальный путь исцеления многих телесных недугов, доступный не только мне и моим коллегам по "Школе", но и многим российским педагогам, которых у нас в Сибири, как мне представляется, великое множество. Помочь им поверить в себя, в свои педагогические возможности - наша важнейшая задача, которую, как мне представляется, мы научились решать вполне успешно. Боровиков Л.И.: - Значит ли сказанное Вами, что метод - это все же ремесло, не заключающее в себе какого бы то ни было секрета, а вся суть созданной системы, ее важнейший глубинный субстрат - это творческая атмосфера на занятии, совместная увлеченность ребенка и педагога-взрослого, особый настрой души того и другого, какая-то особая атмосфера их доверительного общения? : - Возможности метода в получении надежных педагогических результатов я бы не стал приуменьшать. Найти в наших сложнейших психолого-педагогических условиях нужный (а порой и единственно возможный!) метод - величайшее искусство, заслуживающее самого пристального внимания со стороны ученых. Вместе с тем, складывающиеся на уроке эмоционально-доверительные взаимоотношения с воспитанниками есть, действительно, едва ли не краеугольный камень существа нашего педагогического дела: ведь мы стремимся создать действительно современную, гибкую, вариативную и педагогически надежную систему работы с детьми-инвалидами по их эффективной абилитации художественно-педагогическими средствами. Личностно-психологические энергозатраты педагога здесь не соизмеримы ни с чем. Все в нашей абилитационно-педагогической деятельности должно быть в высшей степени индивидуализировано, какого бы то ни было штампа здесь быть не может: все должно идти "от ребенка", от его состояния, сиюминутного настроения, пробудившегося чувства, активизировавшегося где-то в самых глубинах его души стремления к творческому действию. Для любого педагога, вне зависимости от возраста, пола, педагогического стажа и уровня теоретической компетентности, увидеть такую возможность, даже, точнее говоря, интуитивно почувствовать ее, означает на деле состояться в качестве профессионально пригодного к творческой абилитационной деятельности специалиста-практика. Вид творческой деятельности, по поводу которого организуется обучение, здесь не играет существенной роли. Еще до постановки обучающих задач педагог должен увлечь ученика-воспитанника своим абсолютным расположением к нему. Надо пробудить ресурсы его интеллектуально-творческого развития. И тогда результат не заставит себя долго ждать. Но сделать это чрезвычайно трудно. Я вижу, насколько уставшими всякий раз завершают учебный день мои педагоги. Все мы, каждый в отдельности и все сообща, верим: каждая личность ребенка - это неповторимая уникальность, это величайшая ценность в нашем сегодняшнем противоречивом, обездушенном мире. Мы убеждены: душа ребенка-инвалида особенно остро реагирует на окружающий мир. Любой вид искусства - всегда верное подспорье педагогу, стремящемуся окрылить ребенка верой в свои потенциальные возможности. Творчество здесь даже не цель, а необходимое средство духовного, а вслед за этим и соматического исцеления человека. Для нас это не просто красивые слова. Это - суть нашей педагогической веры. Без понимания именно этой для нас важнейшей идеи никакой, пусть даже самый изысканный, разносторонне научно обоснованный воспитательный метод не сработает, не достигнет своего положительного результата. Боровиков Л.И.: - С чем, по большому счету, связано Ваше такое активное пристрастие передавать накопленный теоретический и практический опыт именно молодым, начинающим педагогам? Неужели опытные педагоги-практики не могут полноценно воспринять Ваши творческие идеи, не способны полноценно освоить азы авторского метода исцеления творчеством? Бороздин А.И.: - Конечно же, возраст не самая сложная преграда для интенсивного освоения теоретических и практических основ нашей абилитационно-развивающей технологии работы с детьми-инвалидами. И тем не менее молодость, как правило, не отягощена грузом многих профессиональных "стереотипов страха". Аналогичным образом и дети: они еще не знают, чего надо бояться, в особенности занимаясь творческой деятельностью. Дети не ведают, что для них действительно трудно, а что легко. Не будем же их разочаровывать. Пусть, "не ведая", они совершают поучительные для нас, взрослых, чудеса; пусть "по незнанию" решают сложнейшие творческие задачи. А молодой педагог, если в нем есть педагогическая проницательность, пусть поможет ребенку. Профессиональные страхи взрослых здесь не должны иметь места, не должны ограничивать потенциальные возможности развития любого ребенка. Все это, кстати говоря, относится не только к детям инвалидам, но и к детям, обучающимся в музыкальных школах и школах искусств. Боровиков Л.И.: - Можно ли именно этим обстоятельством объяснить преемственность Вашего авторского абилитационно-развивающего метода и метода работы с юными музыкантами-виолончелистами в Детской музыкальной школе? Бороздин А.И.: - Однозначно да. Это - самое общее основание всех моих педагогических убеждений. К ним я пришел в результате длительных размышлений, разностороннего анализа накопленного опыта. И успешного, и порой не очень. Вдумчиво относился я и к критике, то есть высококорректно изложенному критическому мнению некоторых авторитетных моих оппонентов. Их немало встречалось на моем пути. Великая им за то благодарность. Но все же практический опыт, достигнутые результаты, как правило, убеждали всех. Боровиков Л.И.: - И в завершение нашего короткого интервью-презентации Ваших творческих педагогических идей, пожалуйста, сформулируйте несколько "золотых правил" в копилку современного педагога-аблитатора, скажем так, "От Бороздина". Бороздин А.И.: - Постараюсь, но думаю, что правила эти не раскроют в полной мере "секрета" моего метода, так как его в принципе нет. Все предложенные ниже советы могут быть в полной мере отнесены и к профессиональной деятельности любого педагога-воспитателя, искренне стремящегося достичь высоких воспитательных результатов, опираясь на целительную силу творчества. Правило первое В организации жизнедеятельности ученика на любом учебном занятии, ставящем абилитационно-воспитательные задачи, надо идти "от ребенка". От его неоспоримых творческих возможностей. От его потенциальных, а не реальных, порой весьма и весьма скромных достижений. Это самое главное, что современному педагогу надо ежеминутно напоминать себе, устанавливая доверительные отношения на уроке. Правило второе Пожалуй, еще более важное, чем ранее обозначенное, пусть и самое главное, "первое правило"... Для педагога-абилитатора на уроке нет ребенка-инвалида. Есть уникальная человеческая личность. Есть личность, способная к каким то своим, особым, пусть пока еще неразгаданным, творческим проявлениям. Правило третье В выстраивании индивидуальной обучающей стратегии, в организации доверительного общения на уроке принципиально важно отталкиваться не от болезни, а от критериев здоровья. Широко открывая перед ребенком дверь своего класса, вы должны уже здесь встречать здорового ребенка. Какое бы то ни было чувство жалости, сомнения могут только повредить делу. Именно эти эмоциональные проявления существенно ограничивают успех выздоровления. Правило четвертое В выборе индивидуальной тактики педагогических действий чрезвычайно важно учитывать наличное состояние ребенка, и физическое, и эмоциональное; понимать его реальное самочувствие в любой конкретной ситуации урока. "Состояние свободного творчества", обладающее высокой целительной силой, - это лишь дальний ориентир, требующий высочайшей самоотдачи от педагога. Это его заветная мечта, к которой надо практически стремиться, увлекая своим примером ребенка. Образно говоря, педагогу-абилитатору важно найти ту единственную тропинку, которая ведет именно этого ребенка к состоянию творчества. Тропинка эта, как правило, очень трудна, не всегда ясно различима в ситуации урока; идет она довольно часто через труднодоступные горные перевалы. Не следует бояться трудностей. Надо смело идти вперед и вперед. Правило пятое Своим сиюминутным состоянием (кстати говоря, непрерывно меняющимся) ребенок невольно указывает педагогу самый рациональный способ реализации индивидуального подхода к нему. Всмотритесь, вчувствуйтесь, поймите эти состояния - незримые подсказки со стороны ребенка. Правило шестое Не следует долго застревать в своих профессиональных "всматриваниях и размышлениях". Ребенку необходимо действие и еще раз действие. Конечно, действие осмотрительное, осторожное, вдумчивое, не нарушающее его достоинства. Поэтому, уловив истинное состояние ребенка, смело выходите на сотруднический творческий диалог с ним. Только диалог даст вам надежный ключ к взаимопониманию, доверительному общению. Ведь в истинном творчестве нет детей и взрослых. Здесь все равны. Правило седьмое, последнее Помните: достигнутое ребенком творческое состояние - это не самоцель. Не льстите себе. Это всего лишь первая половина пути, ведь дальше наступает самое главное - истинное пробуждение дремлющих сил и возможностей ребенка. Терпеливо ждите этого момента как величайшего события. Не упускайте эту возможность, эту волшебную "жар-птицу". Ведь она - весьма прихотливая гостья и посещает только тех педагогов-энтузиастов, которые до конца, искренне и самоотверженно вершат свое непростое дело. Форум «Развитие инклюзивного образования в массовых школах»26-28 марта , г.МоскваОрганизатор - Региональная общественная организация инвалидов "ПЕРСПЕКТИВА" Подтемой: все дети должны учиться вместе. Американский опыт. С 26 по 28 марта в Москве пройдет Форум "Развитие инклюзивного образования в массовых школах". На нем соберутся более 50 педагогов, имеющих опыт работы в инклюзивных школах Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Архангельска и Владимира. В течение трех дней специалист по вопросам инклюзивного образования из США Трейси Пэрент расскажет о 20-летнем опыте развития инклюзивного образования в американских школах. Участники семинара узнают об особенностях инклюзивного образования, научатся более эффективно учитывать потребности каждого ребенка и создавать условия для включения детей с инвалидностью в общеобразовательный процесс. Инклюзивное образование – это подход, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и другие особенности, включены в общую систему образования. Этот подход признан приоритетным в Саламанкской Декларации, которую подписали в 1994 г. представители 92 стран, в том числе и России. Статистика: В России 12,268 миллионов инвалидов, из них около 500 тысяч детей с инвалидностью школьного возраста. Лишь 137 тысяч детей-инвалидов учатся в общеобразовательных школах (из них около 33 тысяч находятся на надомном обучении), 60 тысяч – в специализированных школах, а около 170 тысяч вообще нигде не учатся. По статистике Министерства образования и науки, в России более полутора миллионов детей с особыми образовательными потребностями. При этом в стране нет закона, который регулирует включение детей с инвалидностью в систему образования. Это приводит к тому, что эти дети вырастают неподготовленными к самостоятельной жизни. Трейси Пэрент работает в массовой школе специальным педагогом, оказывая необходимую поддержку детям с инвалидностью при включении их в обычный класс. Работать с детьми Трейси помогает личный опыт, она является мамой ребенка-инвалида. Немного об организаторах форума. Региональная Общественная Организация Инвалидов "Перспектива" была создана в 1997 г. За 10 лет своей работы “Перспектива” успешно осуществила более 50 проектов, с целью включения инвалидов в общество. Время проведения форума – с 10-30 по 17-30 ч (26-28 марта) Место проведения – Средняя общеобразовательная школа №142, Мосува, 4-й Лесной пер., д.6, (ст. м. Белорусская). Более полную информацию можно получить по телефонам: (495) 245-6879, 363-08-39 у Кристины Лариной (8-916-194-23-74) Менеджер по связям со СМИ Эл. адрес: christy@perspektiva-inva.ru Региональная общественная организация инвалидов "ПЕРСПЕКТИВА" 119146 г. Москва, улица 2-Фрунзенская, дом 8 Сайт: www.perspektiva-inva.ru Двигательное развитие Вашего ребёнкаЭта брошюра, созданная педагогами Центра ранней помощи Даунсайд Ап, дает краткое представление о двигательном развитии малыша с синдромом Дауна. Вы узнаете, что такое крупная и мелкая моторика, как именно происходит формирование двигательных навыков, необходимых каждому человеку в повседневной жизни, а также познакомитесь с простыми и эффективными способами помощи, позволяющими оказать содействие развитию вашего малыша. РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ.РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ - это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики - такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть. КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИСила мышц: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном положении. Координация: способность контролировать движения. Проприоцепция: осознавание своего положения в пространстве. Равновесие: способность сохранять различные позы, несмотря на силу земного притяжения. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРУПНОЙ МОТОРИКИПод последовательностью понимается общий порядок возникновения основных моторных навыков. У разных детей последовательность может немного нарушаться, поэтому навыки сгруппированы по фазам. В большинстве случаев, навыки одной фазы развиваются в указанном порядке, причем ребенок переходит к следующей фазе, только усвоив все навыки предыдущей. Возрастные границы овладения двигательными навыками у детей с синдромом Дауна шире, чем у обычных малышей, но порядок формирования этих навыков один и тот же у всех. Первая фаза. Двигает головой Переворачивается с живота на спинку и обратно Сидит Ползает Вторая фаза. Встает с помощью взрослого Передвигается на четвереньках Садится из положения стоя Ходит Карабкается по ступенькам Третья фаза. Приседает на корточки, чтобы поднять предмет с пола Стоит на одной ноге С помощью взрослого поднимается и спускается по лестнице Бросает мяч и бьет по мячу Четвертая фаза. Бегает Лазает Подпрыгивает на месте Возит за собой игрушки на колесах Ездит на трехколесном велосипеде Ниже приведены результаты исследований, показывающих в каком возрасте овладевают основными моторными навыками обычные дети и дети с синдромом Дауна.
Важно помнить, что здесь приведены только общие данные, то есть ваш ребенок может овладеть этими навыками быстрее или медленнее, чем указано в таблице. Каждый развивается по-своему, в зависимости от способностей, склонностей, сильных и слабых сторон. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ1. Моторное развитие начинается с головы и продвигается сверху вниз (т.е. ребенок учится контролировать движения головы раньше, чем контролировать движения туловища). 2. Начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра), затем переходит на более мелкие группы (пальцы), т.е. мелкая моторика развивается на базе крупной. 3. Каждый приобретенный навык является основой для следующих. Будьте внимательны, не побуждайте ребенка выполнять задания, к которым он еще не готов. Непосильные задачи могут развить у него неверные двигательные привычки, а частые неудачи - пошатнуть его уверенность в себе. Важно понимать, что основные навыки крупной моторики приобретаются в определенной последовательности. Осваивая очередную "веху" моторного развития, ребенок закладывает фундамент для последующих шагов развития. ОСОБЕННОСТИ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.При синдроме Дауна существует ряд физических особенностей, замедляющих моторное развитие: Гипотония. Сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела. Мышечная сила требуется ребенку для того, чтобы преодолевать гравитацию: поднимать голову, руки и ноги, брать игрушки, а впоследствии - для того, чтобы, вопреки силе тяжести, удерживать тело в вертикальном положении во время сидения и стояния. Натренировать мышцы можно лишь одним способом: активными движениями. Используйте все средства - любимые игрушки, лакомства, похвалу и т.д., чтобы поощрить ребенка как можно больше двигаться. Вначале, если ваш малыш очень слаб, вы можете помогать ему, физически поддерживая его руками или предлагая для выполнения задания небольшие и легкие игрушки. Чрезмерная эластичность связок. Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны, и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении. Ослабленное чувство равновесия. Хорошо развитое чувство равновесия - это ключ к успешному продвижению в области крупной моторики. Поскольку у детей с синдромом Дауна чувство равновесия ослаблено, им необходимо постоянно тренировать его. Развитие чувства равновесия начинается с головы. Вначале малыш нуждается в том, чтобы его голову и шею поддерживал взрослый, затем он учится делать это сам. Когда ребенок учится сидеть, вы сначала поддерживаете его за плечи, а затем, постепенно, опускаете свои руки все ниже, побуждая его использовать собственные мышцы и чувство равновесия для того, чтобы сидеть прямо. Можно, также, качать малыша на коленях или наклонять в разные стороны, поскольку такие игры интенсивно тренируют реакции равновесия. Короткие руки и ноги. У детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками. Им труднее, чем обычным детям, к примеру, карабкаться по ступенькам или перешагивать через препятствия. Проблемы со здоровьем Кроме того, на процесс развития крупной моторики оказывают влияние медицинские проблемы, достаточно часто встречающиеся у малышей с синдромом Дауна: кардиологические отклонения, проблемы со зрением, слухом и функционированием щитовидной железы. Эти проблемы поддаются медицинской коррекции, и их не следует упускать из виду, поскольку иначе они могут тормозить развитие ребенка. О ДЫХАНИИЛюбой человек начинает жизнь в этом мире с первого вздоха. Мы настолько привыкли дышать, что совершенно не замечаем этого. Что может быть естественнее дыхания! Однако не следует забывать, что от того, как дышит ребенок, зависит не только общее состояние его здоровья, но и возможность раскрыть естественный двигательный потенциал. С самого раннего возраста, когда малыш лишь начинает свою жизнь и развитие, очень важно помнить, что правильное дыхание способствует голосообразованию, снижает частоту респираторных заболеваний, а также тренирует организм, повышая его способность переносить физические нагрузки. ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯДыхание обеспечивается согласованной работой определенных мышц. Нормальное дыхание происходит через полость носа. В процессе дыхания также участвуют глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Основная мышца, которая вместе с мышцами груди и живота позволяет нам глубоко дышать, называется диафрагма. Когда мы делаем вдох, воздух проходит через носоглотку, затем попадает в гортань, дальше - через трахею и бронхи - в легкие. При выдохе все происходит в обратном порядке. Гортань в нашем организме выполняет двоякую функцию - это и дыхательная трубка, и сложно организованный аппарат, благодаря которому мы обладаем голосом. ТИПЫ ДЫХАНИЯ В зависимости от глубины вдоха различают: -реберное дыхание -диафрагмальное дыхание. При реберном дыхании в процесс активно включена грудная клетка, которая расширяется при вдохе и опускается при выдохе. В этом случае происходит так называемый "покойный вдох и покойный выдох", когда на вдохе одновременно сокращаются межреберные вдыхательные мышцы, приподнимая ребра и расширяя объем грудной полости, а, кроме того, в процесс дыхания отчасти включается диафрагма, с помощью которой объем грудной полости увеличивается в вертикальном направлении. При покойном выдохе межреберные мышцы и мышцы диафрагмы расслабляются, грудная клетка уменьшает объем, "выдавливая" из себя определенное количество отработанного воздуха. Второй тип дыхания - диафрагмальное дыхание - предполагает самый глубокий вдох и выдох, при этом в работу включаются все отделы дыхательной системы, то есть одновременно сокращаются межреберные мышцы, мышцы диафрагмы и некоторые мышцы груди и плечевого пояса, а также начинает действовать артикуляционный аппарат. Если смотреть на человека, который дышит таким образом, хорошо заметно, что при вдохе ощутимо расширяется грудная клетка и выпячивается вперед живот, а при выдохе живот подтягивается, брюшные мышцы толкают диафрагму вверх, и человек делает глубокий долгий выдох. Очень отчетливо это можно почувствовать во время пения или крика. ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ Звуки речи человека связаны не только с колебанием голосовых связок, при разговоре мы пропускаем выдыхаемый воздух через ротовую и носовую полости, изменяя положение языка, губ, нижней челюсти. Когда мы говорим, диафрагмы на выдохе "подталкивает" воздух и он, проходя по верхним дыхательным путям и заставляя голосовые связки колебаться, позволяет нам издавать необходимые звуки. Если при этом воздух на своем пути не встречает никаких преград, кроме голосовых связок, мы произносим гласные звуки, а если ему приходится преодолевают сопротивление других артикуляционных органов, то возникают согласные звуки. Согласные звуки бывают ротовые и носовые, в зависимости от того, через какую полость проходит воздух на выдохе. Носовыми в норме являются только два звука: "М" и "Н", но при наличии воспалительного процесса или особенностей строения носовой полости, другие звуки тоже могут принимать носовой оттенок. Если у ребенка отсутствует глубокий вдох и, соответственно, выдох, то его голоса почти не слышно, звуки трудноразличимы, невнятны. Иногда мы сталкиваемся с тем, что ребенок пытается говорить на вдохе, и тогда ему просто не хватает воздуха для того, чтобы произносить несколько слов или даже звуков подряд. Таким образом, для того, чтобы научиться говорить, малышу с синдромом Дауна нужно научиться правильно дышать. Поскольку у детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус, им это удается не всегда. Кроме того, нормальный процесс дыхания могут осложнять заболевания носа и горла. С первых месяцев жизни ребенка следует обращать внимание на то, как он дышит. Существуют простые и эффективные упражнения, позволяющие помочь малышу глубоко дышать, о которых вам может рассказать специалист по двигательному развитию КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ? Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Как правильно содействовать двигательному развитию? Чтобы знать, как помочь ребенку в процессе обучения, вам обязательно надо иметь представление об особенностях детей с синдромом Дауна. Существует множество способов содействия, но самое главное правило заключается в следующем: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН САМ СДЕЛАТЬ ВСЕ, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН К ДАННОМУ МОМЕНТУ. Ваша задача - обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания. Очень хорошо, если вы найдете возможность обсудить это со специалистом по двигательному развитию. Разнообразные положения. Для того, чтобы ребенок мог находиться в различных позах, ему необходимо использовать различные мышцы и реакции равновесия. Вот почему очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Когда, к примеру, ребенок лежит на животе, то напрягает мускулатуру спины и шеи, а приподнимаясь на руках - и мускулатуру рук. Лежа на спине и дрыгая ногами, он упражняет брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками - мышцы груди и рук. Сидение тренирует чувство равновесия (и здесь очень важно то, как именно и с какой силой вы поддерживаете ребенка); при этом малыш использует мышцы спины и живота, чтобы сидеть прямо, и мышцы рук, чтобы дотягиваться до игрушек и играть с ними. Переходные положения тела. Переходные позиции позволяют ребенку менять положение тела, тем самым увеличивая его самостоятельность. Часто случается, что ребенок уже умеет, например, сидеть, но самостоятельно садиться и ложиться обратно его никто не учит. К примеру, малыш устал сидеть и хотел бы лечь на животик, но не умеет! В таких случаях он вынужден сидеть, пока его не положат, а это очень неприятно. Ребенку с синдромом Дауна труднее, чем обычному ребенку, освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела, и ребенку приходится совершать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, установить новую равновесную позу. Малыш боится менять позу сам, предпочитая сидеть в устойчивой позиции и кричать до тех пор, пока не придет мама и не уложит его. Вот почему ребенка необходимо учить переходным позициям и постоянно побуждать его использовать такие движения, постепенно уменьшая свою помощь и поддержку. Специалист по двигательному развитию может обучить вас специальным приемам, стимулирующим ребенка правильно менять положение тела. Однако, не забывайте, что вы лучше всех знаете собственного ребенка и, опираясь на рекомендации специалиста, сами сумеете найти самые оптимальные способы обучения. Моторное планирование. Способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им, поначалу, необходимо бывает просто запоминать последовательность действий. При обучении порой приходится разбивать задачу на несколько небольших, чтобы ребенок осваивал их последовательно, а затем смог выполнить все действие. КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОГО СОДЕЙСТИВЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮТерпение - вот что труднее всего! Всегда легче и быстрее сделать что-то самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Но помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и не научится управлять своим телом и не станет сильнее. Если ребенок расстроен неудачей, помогите ему, но постарайтесь, чтобы он сам сделал все, что может! Анализ задания Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание на несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соедините их вместе. Похвала. Не жалейте похвал! Ничто не подбадривает малыша лучше искреннего одобрения, радости и любви, которую он видит на лице близкого человека, лучше простых, эмоционально произнесенных слов одобрения: "Молодец!", или "Здорово!", "У тебя получилось!" и т.д. Хвалите малыша не только за результат, но и за те старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередной задачи. Ребенку чрезвычайно важно получать подтверждения того, что он успешен, а получить такое подтверждение он может только от взрослого. Физическая помощь. Необходимая физическая помощь взрослого побуждает ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание, и предоставляет ему сенсорную информацию о том, как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша ! Будьте внимательны к ребенку, уважайте его право на самостоятельность! Демонстрация и подражание. Все дети учатся, наблюдая за другими людьми. Для детей с синдромом Дауна этот метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию, а кроме того возможность имитировать действия взрослого дает малышу возможность выполнять задание более самостоятельно, чем в том случае, когда ему оказывают физическую помощь. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать Многократное повторение. Чем больше у ребенка возможностей для тренировки любого навыка, тем скорее он запомнит, что от него требуется, и научится применять новое умение в различных ситуациях. Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Здесь все зависит от вас: проявите изобретательность и придумайте, как сделать старые задания новыми и интересными, как встроить их в разные бытовые и игровые ситуации. "Озвучивание". Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко. К примеру, если вы помогаете малышу сесть, старайтесь назвать действие "Ванечка садится" или "Давай-ка сядем, мой хороший!" и т.д. Когда ребенок подрастет, при выполнении им какого-то действия, очень полезно задавать ему наводящие вопросы, например: "Теперь что?", "Что дальше?" или "А что ты забыл?" Конечно, если малыш затрудняется выполнить или назвать что же именно делать дальше, нужно терпеливо, спокойно и дружелюбно помогать ему до тех пор, пока он не освоит то, что требуется. Таким образом, вы побуждаете ребенка разговаривать во время выполнения сложных заданий. Дополнительный сенсорный (звуковой) стимул закрепляет усвоение навыка и развивает речь. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования мелких мышц лица, рта, глотки, а также точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ анатомические особенности строения ротовой полости, кисти и запястья сниженный мышечный тонус избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок проблемы со зрением, которые мешают развитию координации "рука-глаз" недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И РТА И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРИЁМА ПИЩИ У детей с синдромом Дауна нередко наблюдаются трудности при сосании, жевании и кусании, которые связаны с пониженным мышечным тонусом языка, губ и глотки, а также выступающей нижней челюстью. Кроме того, процесс приема пищи обеспечивается теми же мышцами, что и речь. СОСАНИЕ (при кормлении из бутылочки) Если у вашего малыша сосательные движения слабые, это говорит о недостаточной координации движений всех участвующих в этом процессе мышц. Соска легко выскальзывает из ротика ребёнка, он быстро устаёт, и процесс кормления затягивается. Как помочь малышу? следите за тем, чтобы ребенку было сухо, тепло, и чтобы перед кормлением он отдохнул; при необходимости поддерживайте нижнюю челюсть так, чтобы губы обхватывали соску; пробуйте предлагать малышу соски разных форм и размеров; более мягкие соски (расширять отверстие в соске не следует!); прижимайте к себе ребёнка и ласково разговаривайте с ним во время кормления. НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮПоскольку у младенцев с синдромом Дауна мышечный тонус чаще всего снижен, им бывает трудно брать в рот сосок и удерживать его во рту. Движения, обеспечивающие сосание, глотание и дыхание у некоторых детишек могут быть недостаточно координированы. Малыши тратят слишком много усилий и быстро устают. Само по себе грудное вскармливание способствует повышению мышечного тонуса. Как побудить малыша сосать? лёгкими движениями поглаживайте лицо малыша вокруг рта и щёк, чистым пальцем обведите губы ребёнка, положите палец ему в рот и выньте, осторожно погладьте язык, побуждая его пососать ваш палец, вложите свой чистый палец в рот ребёнка и осторожно погладьте дёсны и небо, по направлению к глотке. Осторожно поглаживайте горло ребёнка сверху вниз, чтобы пробудить малыша сглатывать. Формирование хороших сосательных движений - важный шаг на пути развития речи. ЖЕВАНИЕ Чтобы малыш с синдромом Дауна научился жевать, требуется довольно много времени. Это связано с низким мышечным тонусом и пониженной чувствительностью рта. Ребёнку бывает трудно почувствовать пищу определённой консистенции, а, значит, начать жевать. Низкий тонус может стать причиной быстро наступающей усталости мышц. Дети с синдромом Дауна нередко предпочитают сильно ароматизированную пищу, которая даёт им дополнительную сенсорную информацию, что, в свою очередь, улучшает двигательную функцию жевания. Они с удовольствием будут есть хрустящие хлебцы, потому что их текстура усиливает ощущение пищи во рту. Это, в свою очередь, улучшает двигательную функцию жевания. Какими приемами можно улучшить жевательные движения? Когда вы учите ребёнка жевать, сопровождайте движения его рта пением. Хорошо помогает пение в такт движениям челюстей вверх-вниз, в сочетании с легким похлопыванием по плечу или по столу. Можно пользоваться словесными инструкциями, сопровождаемыми тактильными подсказками - прикосновениями к лицу. Например, вы говорите: "Жуй", одновременно дотрагиваясь до правой щеки, затем - до левой, побуждая малыша передвинуть пищу во рту из стороны в сторону. Можно также поместить руку под подбородок ребёнка, сопроводив это действие словесной инструкцией. Давайте малышу пищу, которую нетрудно раскусить, например, крекер. Даже если малыш выплюнет кусок изо рта, кусание принесёт пользу, поскольку улучшает способность управлять челюстью. Еда руками Дети с синдромом Дауна могут начать есть руками твердую пищу в возрасте 10-12 месяцев. Использование ложки Примерно в 12-18 месяцев ваш малыш будет готов к тому, чтобы начать самостоятельно есть ложкой. Сначала позвольте ему просто постучать ложкой по столику. Заметив, что малыш проявляет интерес к использованию ложки, начните постепенно учить его зачерпывать вязкую пищу и подносить её ко рту. Постепенно уменьшайте свою помощь. Какую посуду выбрать? Лучше всего начать с небольшой ложки с удобной для захвата ручкой. Сейчас можно приобрести специальную ложку с изогнутой ручкой, которая облегчает процесс, поскольку не требует сложного для ребенка поворота запястья. Лучше всего использовать небольшую миску, бортики которой помогут ребенку зачерпывать пищу. КАК КОРМИТЬ РЕБЕНКА? Когда вы кормите малыша, осторожно положите ложку с пищей на середину его языка и слегка надавите. Дайте малышу время снять пищу с ложки верхней губой. Не "счищайте" еду с ложки, проводя ею по верхней десне и губе ребёнка. Иногда малышу может потребоваться ваша помощь: если нужно, аккуратно поддерживайте его нижнюю челюсть и/или смыкайте губы. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, в какой последовательности вводить в рацион пищу разной консистенции. Ребенок должен устойчиво сидеть за столом, голова немного наклонена вперед, предплечья лежат на столике, ступни ног стоят на твердой поверхности, бедра и колени согнуты под углом 90 градусов. Перед началом еды или питья рот малыша должен быть закрыт. Он открывает его только при виде пищи. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКНоворожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Развитие захвата, удерживания и манипулирования предметами проходит определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов большим и указательным пальцем. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку. ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, начинает резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду. ОТ ПЯТИ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, самостоятельно одеваться, застегивая пуговицы и завязывая шнурки, держать тремя пальцами (щепотью) карандаш или ручку. Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, постепенно учатся писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЗАХВАТА Ладонный захват - ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью Захват щепотью - ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец. Захват "пинцетом" - ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК Чтобы выполнять точные действия с мелкими предметами, пальцы руки должны действовать согласованно и координировано: большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти. СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАПЯСТЬЯ Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. КАКИЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК Для развития движений запястья малыш может играть в ладушки, вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу. Хорошо тренирует движения запястья и пальцев рук лепка из пластилина или глины, рисование мелком округлых форм, поворачивание дверных ручек и отвинчивание крышек. После трех лет можно учить малыша пользоваться ножницами, а также разучивать с ним простые пальчиковые игры. Вы можете сами придумать массу интересных игр и занятий, которые будут способствовать развитию навыков мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Важно лишь подобрать подходящие, посильные виды деятельности и организовать игру так, чтобы было интересно и ребенку, и Вам! РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПИСЬМУ Познавательные (когнитивные) способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения ук и пальцев. Чтобы ребенок с синдромом Дауна смог научиться писать, его надо сначала научить, сидя за столом, правильно держать карандаш и рисовать простые линии и геометрические фигуры. Чему должен научиться малыш прежде, чем учиться письму? Какие умения играют роль в процессе освоения письма? Умение сохранять равновесие тела. Для того, чтобы приступить к освоению навыков, предшествующих письму, ребенок должен научиться самостоятельно сидеть. Пока он этому не научится, его тело нужно будет поддерживать в сидячем положении с помощью дополнительных приспособлений, к примеру -подушек или свернутых валиками полотенец, или сажать на специальный стульчик, фиксирующий положение тела малыша. Чтобы малыш мог манипулировать карандашом или мелком, его руки должны быть свободны, а не прижаты к туловищу. Умение управлять предплечьем. Ребенку необходимо научиться двигать предплечьем, чтобы он мог переводить кисть руки из положения ладонью вниз в так называемое нейтральное положение, или среднее, положение, которое мы используем, когда пишем. Стабильность запястья. Запястье удерживает кисть руки в определенном положении, позволяющем управлять пальцами. Если запястье нестабильно, ребенку трудно контролировать точные движения пальцев. Захват. Умение держать мелок, карандаш или ручку - необходимое условие развития точных навыков письма. Чтобы удержать в руке карандаш или ручку захват пальцев должен быть достаточно крепким, но не чрезмерным, поскольку это может ограничить свободу движений. Использование обеих рук: ведущей и помогающей. Важно научить малыша пользоваться обеими руками одновременно так, чтобы одна рука непосредственно выполняла действие, а другая ей помогала. В процессе письма одна рука держит ручку и непосредственно пишет, а вторая рука придерживает бумагу. Если ребенку не удается пользоваться обеими руками одновременно, приходится фиксировать лист бумаги, прикрепляя его к столу. Координация движений рук и глаз. Чтобы научиться рисовать и писать, необходимо умение координировать движения глаз с тонкими движениями рук. О формировении навыков письма и как научить малыша одеваться, мы расскажем в следующей рассылке через неделю.
|
В избранное | ||