← Ноябрь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
||
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
"Папам и мамам об особых детках"
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
Резолюция общественных слушаний «Дискриминация инвалидов в сфере образования в России: пути преодоления»29 сентября 2006 годаМосква, Государственная Дума РФ1. Участники слушаний - ученые, педагоги, работающие в области общего профессионального, а также специального (коррекционного) образования, специалисты сферы социальной защиты и реабилитации инвалидов, представители общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов - выражают глубокую обеспокоенность нарастающей дискриминацией инвалидов в области образования и требуют от органов государственной власти принять неотложные меры для решения данной проблемы, в том числе:
2. Участники слушаний поддерживают подготовленный рабочей группой Комитета по образованию и науке Государственной думы законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья)" и требуют скорейшего осуществления необходимых действий по доработке этого законопроекта и его принятию. 3. Участники слушаний присоединяются к Обращению Общероссийского общественного движения "Образование для всех" к руководству страны о необходимости преодоления дискриминации инвалидов в сфере образования в России. 4. Участники слушаний поддерживают рекомендации, изложенные в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации" (10 мая 2006 г.) 5. Участники Общественных слушаний обращаются ко всем руководителям депутатских фракций Государственной думы с просьбой использовать свое право на личную встречу с Президентом Российской Федерации и передать В. В. Путину нашу глубокую обеспокоенность нарастающей дискриминацией части граждан России в сфере образования и наши предложения по решению этой проблемы. Первый заместитель Председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке, председатель ООД "Образование для всех!", д.ф.н., проф., член-корр РАО О.Н. Смолин Выступление Малофеева Н.Н. на общественных слушанияхв Государственной Думе РФО.Н. Смолин: "Сейчас я все должности Николая Николаевича прочитаю по бумажке, потому что я запомнить их не могу. Директор Института коррекционной педагогики, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор. Если просто сказать, один из главных наших специалистов в системе по проблемам образования лиц с ограниченными возможностями". Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые коллеги! Прежде всего, спасибо за возможность встретиться с вами. Вы особая аудитория, люди, которых не надо ни в чём убеждать, вы этим занимаетесь всю свою жизнь. Потому опущу комплиментарную часть и сразу перейду к сообщению. К сожалению, нельзя воспользоваться подготовленной презентацией, в силу дискриминации докладчика и отсутствия компьютерной техники придётся объясняться "на пальцах". Учитывая, что на Слушаниях я представляю научно-исследовательский институт, то должен говорить о том, что рекомендует наука, как на ее предложения реагирует практика или государство, в данном случае вопрос для меня второй. Образно говоря, нас наняли не на баррикады ходить, не бороться за право слушать ту или иную музыку, наша обязанность сочинять музыку! К сожалению, ситуация складывается таким образом, что когда одна из сторон победит в борьбе за право слушать "свою" музыку, окажется, что нет уже ни концертных залов, ни композиторов, ни талантливых исполнителей. Именно поэтому я противник использования в обращении определения "нарастающая" дискриминация. Это смотря с чем сравнивать, с 1980 ли годом, с 1940 ли или с печально прославившимся постановлением о "Педологических извращениях в системе Наркомпроса" 1936 годом… Хронологические сравнения в пользу нашего времени. Безусловно, за последние 15 лет в Российской Федерации для детей-инвалидов сделано очень много позитивного, в том числе и вашими усилиями, и усилиями ваших коллег, и Олега Николаевича, за что огромное спасибо ему и его соратникам. Не стоит забывать о позитиве, будь у нас иная повестка, можно было долго о нем рассказывать… Признать же и зафиксировать дискриминацию в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, тем не менее, приходится. Согласимся, наши ожидания 15-летней давности, поры когда писались первые проекты закона о специальном образовании и образовательных стандартов и то, что мы имеем сегодня, совсем не одно и тоже, здесь приходится говорить о том, что, да, действительно, несмотря на все усилия, в целом положение неудовлетворительное. Хочу сразу оговориться, ситуация в разных субъектах Российской Федерации весьма разнообразна, есть вполне благополучные города, общеизвестен уникальный опыт Москвы и Санкт-Петербурга. Стоит упомянут другие успешные регионы: Самара и Самарская область, Екатеринбург, Великий Новгород, Калининград, Псков, Курск, Челябинск, Ханты-Мансийск, Республика Чувашия, Ставрополь. С этими регионами наш Институт много лет плодотворно работает, их ситуацию я знаю не понаслышке, так что есть основание свидетельствовать их положительный опыт, не упоминаю о нём сознательно. Во все времена отечественной истории можно найти примеры заботы об инвалидах более чем впечатляющие. И в дореволюционной России петербургские императорские училища глухонемых или слепых признавались лучшими в Европе. Даже иностранцы из учреждений, которые когда-то мы скопировали, впоследствии приезжали в Питер посмотреть, сколь далеко продвинулась Россия. Другое дело, что образцово-показательные учебные заведения никогда не подчинялись Министерству народного просвещения, финансировались они непосредственно из личных средств императрицы, которая лично определяла цели, содержание и организационные формы образования подопечных детей-инвалидов, к счастью, государыня желала своим воспитанникам только хорошего. Сегодня я сознательно не упоминаю о российских достижениях в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, и буду говорить о том, что меня настораживает, как гражданина, как исследователя, как человека, много лет работающего в профессии. В силу технических причин невозможно предоставить вашему вниманию подготовленный доклад, а потому ограничусь комментарием нескольких позиций, обозначенных в Обращении представителей общественных организаций, принятом 19 мая 2006 года на заседании ЦС общественного движения "Образование для всех". Авторы Обращения отмечают: "Не определены роль и место коррекционного образования в ходе реформ, не поставлены задачи разработки и внедрения инновационных технологий в этой сфере, не планируются и не соблюдаются установленные законодательством меры по созданию доступной среды для инвалидов в образовательных учреждениях". Сказанное абсолютная правда. Да, есть локальные успехи в отдельных регионах и учреждениях, но в целом "роль и место коррекционного образования в ходе реформ не определены", что вселяет тревогу. Наш Институт еще в 1997 году подготовил и передал в Министерство образования Российской Федерации проект программы модернизации системы специального образования, неоднократно давал свои предложения, писал справки, в лучшем случае их кто-то просматривал, но официальной реакции не следовало, предпочтение отдавалось изучению западного опыта с выездом. Собираясь на нашу встречу, я вспомнил одну историю начала 90-х годов. Мне тогда случилось сопровождать в исправительно-трудовое учреждение - женскую колонию - французских тележурналистов. На книжной полке в административном кабинете стояла подборка библий в переплётах разного цвета. Их коллекционировали по цвету, чтобы полный спектр собрать. И я спросил начальника по режиму: "Почему у вас миссионерские издания? Вы, похоже, человек православный". Он отвечает: "Конечно. К нам из здешней церкви отец Василий приходит. Замечательный человек. Но отец Василий, что даст кроме окормляющего слова? Ну, принесёт к пасхе или Рождеству корзинку яичек… А миссионеры, они же нам и с ремонтом помогли, и технику закупили, и "гуманитарку" привозят". Не хочу проводить никаких параллелей, но в начале 90-х годов наш, да и не только наш, НИИ оказался в роли отца Василия, который способен помочь только словом - в нашем случае - научным, но не имеет возможности ни отправить ребёнка-инвалида отдохнуть за рубеж, ни оплатить ремонт школы, ни выделить денежный грант, а потому предпочтительнее миссионеры. Не надо винить во всем государство, подчас, из добрых побуждений вы сами толкали его к тому, что обернулось впоследствии дискриминацией. Многие учебные и лечебно-образовательные заведения учреждения, особенно вновь создаваемые, предпочли изучать и внедрять зарубежный опыт, вмиг забыв об отечественной науке. Напомню, советской дефектологии есть чем гордится. В нашей стране, сотрудниками тогда единственного профильного института - НИИ дефектологии АПН СССР - ставились уникальные педагогические эксперименты, в сфере образования лиц с недостатками умственного и физического развития получены поразительные результаты. Увы, нет пророков в своем отечестве… Я глубоко убежден, что нет хороших или плохих моделей специального образования. Есть модели специального образования, приемлемые для конкретной страны и конкретного общества, а есть неприемлемые. Это культурно детерминированная структура, скопировать ее невозможно! Сегодня без устали говорят об инклюзии. Об интегрированном обучении большинство услышало 15 лет назад и безоговорочно поверило в него как в новаторскую панацею. На деле идея не так нова как полагают. Один из успешных "продуктов" интегрированного обучения - незрячий англичанин, профессор Оксфорда Николас Саундерссен, еще в начале XVIII века получил хорошее школьное и университетское образование, а в 1736 году был избран членом Английского королевского научного общества. Для сравнения, в России академию создали всего десятью годами ранее, у нас разный опыт, ментальность, социо-культурные контексты, экономика, законодательство и многое, многое другое. Уверяю вас, векторы, а то и цели специального образования могут в разных странах не совпадать! Поэтому когда мне говорят: давайте воспользуемся опытом Англии, Швеции, Дании, я отвечаю: содержание и организацию специального обучения мы не можем и не должны копировать в принципе! Невозможно скопировать ни тамошний закон, ни модель учебного заведения, ни программу образовательную. Заимствовать оттуда следует, модели отношения государства и общества к ребёнку-инвалиду, к его семье, к выбору инвалидом образовательной траектории... За рассказами о любопытном, но чужом опыте мы с вами упустили главное, законодательно не оформили роль и место специального образования в контексте реформ и модернизации российского образования. Маятник качнулся в либеральную сторону и вернулся назад, принеся ФЗ 122, который упразднил многие позитивные нововведения последних лет. Дискриминация стала возможна из-за отсутствия закона о специальном образовании, государственного стандарта специального образования. Пожаловаться некому, в Министерстве образования и науки Российской Федерации с момента его создания не управления, курирующего систему специального образования, а ведь это тысячи дошкольных и школьных образовательных учреждений, десятки тысяч педагогов-дефектологов, учителей, воспитателей, почти миллион детей. И у всей этой огромной армии нет единого руководства, координирующего органа! На протяжении 15 лет с различных трибун я пытался предостеречь от поспешных решений, от отказа от богатого отечественного научного опыта, от выстраивания красивых идеальных моделей и концепций. До тех пор, пока отсутствует пусть даже "сырой" закон, мы с вами, все наши "модели" и новации пребывают в прямом смысле слова вне закона. Мы находимся вне правового поля и постоянно зависим от случайных обстоятельств. Все участники процесса - родитель, ребёнок, педагог, представитель власти должны одинаково понимать свои права, обязанности и ответственность! В противном случае, где густо, где пусто, где нет ничего. Сегодня вам дали право, завтра его у вас отобрали. Сегодня вам разрешили открыть нетиповое учреждение, завтра его, оказывается, нельзя лицензировать и аккредитовывать. Жизненно важно иметь законодательную основу, чтобы наши действия и инициативы были законодательно закреплены. Итак, прежде всего, необходим закон о специальном образовании. Второе. Научное обеспечение модернизации специального образования. Не хочу втягиваться в терминологическую дискуссию. Термин "дефектология" мне не близок, причины мы называли многократно, мы говорим о коррекционной педагогике, специальной психологии, но… Что касается "советской дефектологии", вне зависимости от не политкорректности слова, она - советская дефектологическая наука - действительно приоритетна. И дело не в отраслевой гордости или защите нашей исключительности и самобытности, просто ни в одном государстве той эпохи не ставилась столь масштабная и амбициозная задача: в массовом порядке сделать ребенка-инвалида полезным и активным членом общества. В СССР эта задача была не только поставлена, но, прежде всего, на методологическом и методическом уровне, успешно решена. Конечно, система специального образования была далеко не идеальна, не все аргументированные рекомендации ученых государство могло или хотело реализовывать в массовом порядке, однако, и вчера, и, тем более, сегодня российской науке есть что предложить государству и практикам. Рассказы об американском учебном заведении для слепых и слепоглухонемых - Институте Перкинса (Perkins Institution) интересны. Но наши слепоглухонемые соотечественники – доктор педагогических наук Ольга Скороходова, доктор психологических наук Александр Васильевич Суворов, также как и наш уважаемый председатель - депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин заканчивали не американский вуз. В нашей стране получили прекрасное школьное и вузовское образование прежний и нынешний председатели Московского ЦП ВОГ кандидаты педагогических наук Владимир Абрамов и Владимир Зурбекович Базоев. Поэтому рассказы о том, что там все хорошо, а у нас все плохо, я не могу воспринимать всерьез. Жаль, что большинство энтузиастов, в последние 10 лет пришедших в сферу образования инвалидов, просто не знает о том колоссальном научном наследии и потенциале, которым обладает Россия. Регламент не позволяет приводить доказательства, ограничусь лишь одной краткой цитатой из выступления учителя школы слепых по фамилии Тулупов. На сегодняшнее Слушание он прийти не смог, но все, что хотел, высказал на заседании, посвященном актуальным вопросам обучения детей-инвалидов, состоявшемся в 1894 году в Московском Политехническом музее. В отличии от тогдашних оппонентов педагог-практик воздержался от ссылок на опыт Скандинавских стран, понимая, что Россия не способна в короткий срок сравняться с ними по всем аспектам. Не подозревая, что когда-то придумают слово инклюзия, Тулупов предложил обучать слепых детей по месту их жительства в обычных школах. "Для пользы дела, - убеждал тифлопедагог, - представляется существенно важным и необходимым, чтобы в учительских семинарах, институтах, духовных семинариях и, вообще, во всех учебных заведениях, подготавливающих учителей в народные школы, было обращено внимание на знакомство с существующими методами и способами обучения слепых, на знакомство с психологией слепого". Скажите, высказанное сто лет тому назад предложение утратило актуальность или исполнено? Подчеркну, всё, что можно было придумать на уровне здравого смысла, давно придумано, остается лишь воспользоваться богатым наследием. Много знаем мы и о сильных и слабых сторонах массовой интеграции. Итак, об интеграции. Сегодня, наверное, много будут о ней говорить, у неё есть и сторонники и противники, но, полагаю, после 15 лет жарких дискуссий те и другие примирились, достигли взаимопонимания. Если мы действительно цивилизованное общество, а я хочу считать нас таковым, то мы обязаны признать право родителей каждого ребёнка на выбор образовательного пути. Волевое решение в пользу ли специальных школ, интеграции ли, инклюзии ли для меня и есть дискриминация. Если кто-то хочет и может отдать своего ребёнка в общеобразовательное учреждение, я буду этому рад. Если, к сожалению, сегодня ребёнка приходится отдать в интернат, но там здоровая атмосфера и хорошо учат, я буду рад. Если ребёнку можно помочь на дому с помощью гувернёров, приходящих педагогов, волонтёров, я буду рад. Для меня не важно, где ребёнок получает помощь, внешний вид стен мне не интересен, важно, что бы ребенок имел возможность максимально реализовать свои потенциальные способности, достичь максимального уровня развития, воспитания, образования. Когда об интеграции с официальных трибун говорят как об идеале, и обещают завтра закрыть интернаты и всех поголовно интегрировать, я не верю, что говорящий знает наших детей и думает о них. В лучшем случае он думает о сокращении бюджетных расходов на образование инвалида, наивно полагая, что интеграция дешевле специального обучения, а значит выгоднее казне. Если интеграция не более чем игра в деньги, я против подобной интеграции. Приведу пример. В Калужской области в городе Козельске есть прекрасный интернат для детей с тяжелым нарушением речи. Формально, это не столь тяжелая патология, чтобы ребенка отрывать от семьи, он вполне может ходить в близлежащую школу. Правда, ее посещение станет полезным если в той школе есть квалифицированный логопед, опытный психолог, подготовленные педагоги, а дома есть дом. Беда в том, что большинство детей в этом и многих других наших интернатах не имеют нормальных семей, родители большинства из них лишены родительских прав. Пребывание в интернате гарантирует ребенку не только педагогическую коррекцию, психологическую поддержку и медицинскую помощь, интернат обеспечивает ребенку питание, культурное развитие, достойную жизнь. Плохой интернат может быть реорганизован, но никому не приходит в голову из-за врачебных ошибок закрыть в стране все больницы. Полагаю, следует избегать тотальной и поспешной модернизации, процесс должен развиваться эволюционным путем. В идеале, конечно, ребёнок должен жить дома и учиться со своими сверстниками рядом с домом, но будем откровенны, есть определенное количество детей, в принципе не способных посещать общеобразовательные учреждения. Уверен, и сегодня часть участников Общественных слушаний, например, родители детей с множественными нарушениями, справедливо будут говорить, что для их детей ничего не делается либо делается крайне мало. А другие, столь же обоснованно расскажут о позитивном опыте обучения инвалидов по слуху в МГТУ имени Баумана и предложат распространить этот опыт, искренне полагая, что каждый инвалид может и должен закончить Бауманский институт. Я, например, не могу, но не считаю это дискриминацией, так как имею право выбора, обладаю индивидуальными способностями, интересами, пристрастиями… Важно, чтобы наш ребёнок, инвалид любого возраста: дошкольник, школьник, подросток, взрослый получил то образование, к которому способен, которое позволит ему полнее самореализоваться. Институт почти 20 лет разрабатывает различные аспекты интегрированного обучения детей с недостатками умственного и физического развития. В различных регионах страны наши сотрудники совместно с местными специалистами апробируют модели интегрированного обучения, они описаны, с ними можно познакомиться. Ситуация и регламент не позволяют говорить об этом подробнее. Лишь замечу попутно о важном, на мой взгляд обстоятельстве, о котором вы молчите. Лев Семенович Выготский писал: "специальное образование есть введение в культуру", но не подсказал нам – в чью культуру? Учителя, составителя стандарта и программы, автора учебника, родителей? В советские времена подобный вопрос не возникал, заказчиком и организатором специального образования являлось единолично государство, сегодня же все не так односложно. Например, для моего ребенка–инвалида круг потенциальных образовательных учреждений крайне узок, в нашем поселке, городке всего одно такое учреждение. Наша семья следует правилам ислама, школа работает по государственному стандарту, попечители требуют отмечать православные праздники, а учительница только что прошла вальдорфские курсы. В силу природы нарушения мой ребенок может "войти" только в одну культуру, и кем он вернется в родной дом – православным вальдорфским атеистом или носителем моей, родительской, культуры? Для общеобразовательной школы подобная проблема не столь остра, педагоги же специальных ДОУ и школ в последнее время сталкиваются с ней все чаще. Она также из спектра права, "права на введение в определенную культуру". Сегодня я не предполагаю давать ответы на эти вопросы, но считаю необходимым их сформулировать. Если мы знаем, что нашего ребёнка сложно переучить, мы должны осознать нашу – специалистов и, прежде всего, родителей, – ответственность за выбор образовательного маршрута, "индивидуальной траектории в образовательном ландшафте". От нашего с вами выбора зависит, сможет ли ребёнок в будущем жить независимо или относительно самостоятельно настолько, насколько ему позволяет здоровье, после того, как нас с вами не станет. Упомяну еще одну болевую точку интеграции - отношение окружающих к нашему ребенку. Закон обеспечил родителям право выбора, теперь они могут привести своего ребёнка-инвалида в общеобразовательное учреждение. Сегодня большинство из них готово принять такого ребёнка, 15 лет наших общих усилий не прошли даром, в целом педагогическая общественность настроена позитивнее, воспринимает наших детей теплее, чем 15 лет назад. Но могут ли педагоги массовой школы реально помочь нашему ребёнку, владеют ли они специальными методиками и технологиями? Итак, о кадрах. Среди приоритетных тем НИР нашего Института - переподготовка кадров обычных ДОУ и массовых школ. Согласно официальной статистике, даже в специальных школах не более 10% педагогов имеют дефектологическое образование. А насколько владеют необходимым минимумом знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии учителя школ, в которые интегрируются наши дети? В ряде городов эта проблема успешно решается, например, в столице этим занимается Московский институт открытого образования (ректор А.Л. Семенов), на протяжении нескольких лет через курсовую систему переподготовки (72 часа) проходят учителя начальных классов, учителя-предметники, школьные психологи, педагоги и методисты дошкольных учреждений, школьная администрация, их учат азам дефектологии. Жаль, что подобная переподготовка сотрудников общеобразовательных дошкольных учреждений и школ организован далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Говоря о подготовке и переподготовке кадров нельзя не упомянуть о методической литературе. Прежде мы плакали, что её мало, мешает неоправданная цензура. Сегодня, к сожалению, цензуры нет, а потому две трети методической литературы, попадающей на книжный рынок, можно выбросить безо всякой жалости. Наиболее благополучно дело обстоит со школьными учебниками, за что большое спасибо, прежде всего, издательству "Просвещение". Оно приглашает серьезных авторов, жестко рецензирует рукописи, ярко и красочно издает их, а в последний год активно способствует продвижению достойных учебников в регионы, организуя в разных городах России встречи авторов учебников и педагогов. Плохо обстоит дело с книгами для родителей и вузовскими учебниками, не переиздается классика. Спасибо главе Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеславу Фетисову, благодаря его поддержке издательство "Советский спорт" по нашей просьбе переиздало несколько уникальных работ из золотого фонда отечественной дефектологии. В особой методической литературе нуждаются и родители, сегодня издается немало, хотелось бы, чтобы этот вал популярной продукции проходил экспертизу независимых экспертов. В противном случае, ребенку с особыми образовательными потребностями может быть нанесен вред. Не могу не назвать еще одну проблема, требующую государственного внимания, это система раннего выявления, ранней диагностики, ранней помощи. За последние несколько лет в Российской Федерации в этом направлении сделано немало, но предстоит сделать еще больше. Ранняя помощь - это перенос акцента государственного внимания со школьного возраста на дошкольный, особенно на первые три года жизни. Для справки: - Современная российская сурдопедагогика располагает верифицированными данными о том, что до 25% детей с тяжелыми нарушениями слуха, получающих коррекционную помощь с первого года жизни, достигают к 6-7 годам уровня психо-речевого развития, близкого или равного возрастной норме и оказываются готовыми к социальной и образовательной интеграции. Остальные 75% детей достигают более высокого уровня развития, чем в условиях обучения с 1,5- 2 лет. - У малышей, страдающих детским аутизмом и тяжелыми эмоциональными нарушениями, при условии оказания психолого-педагогической помощи в первые три-четыре года жизни удается существенно сгладить тенденции искажения психического развития и подготовить их к включению в социум сверстников, в то время как большинство тех, кто не получил ранней помощи остаются изолированными в условиях дома или становятся пациентами психиатрических клиник. - Современная олигофренопедагогика свидетельствует: у 25-27% детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, в результате адекватной коррекционной помощи на первом году жизни удается полностью нормализовать темп и ход психического развития, а у оставшихся 75% - предупредить развитие выраженных нарушений. При отсутствии такого рода ранней помощи эти дети, как правило, попадают в категорию дошкольников с задержкой психического развития. При условии оказания медико-психолого-педагогической помощи на первых годах жизни детям с органическим поражением ЦНС удается приблизить их соматическое и психическое развитие к возрастной норме, в то время как малыши с тем же диагнозом, не получившие помощи на ранних этапах онтогенеза, становятся инвалидами детства Прежде, руководствуясь законом о всеобуче, государство вкладывало средства преимущественно в специальное школьное обучения, сегодня понятно, что ребёнку надо помогать с первых дней жизни, а, может быть, даже и во время беременности, если известно, что есть патология беременности. Совместно с Центром ранней диагностики и специальной помощи детям Минобрнауки Российской Федерации (руководитель – к.п.н. Разенкова Ю.А.) Институт разрабатывает и апробирует различные модели организации (региональные, городские, сельские; модели ранней помощи на базе ДОУ, поликлиники, реабилитационного центра и др.), продолжает интенсивные междисциплинарные разработки в области комплексной помощи детям с отклонениями в развитии первых лет жизни и их семьям. Актуальность дальнейшей разработки проблемы ранней помощи детям и их семьям определяется остротой демографической ситуации, падением рождаемости; значительным числом распадающихся семей; уменьшением доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей; повышением показателей осложненных родов и отклонений в развитии; увеличением числа социальных сирот. В заключении упомяну еще об одной болевой и ключевой проблеме, профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья, о начальном и среднем специальном профессиональном образовании. К сожалению, 15 лет назад этот вопрос решался успешнее, нежели сегодня. Получить подсказку из-за рубежа невозможно, там сегодня никто не планирует готовит ребенка-инвалида к выходу инвалид на рынок труда. В странах благоденствия существует эффективная система пенсионного обеспечения, и там инвалид, желающий работать на производстве, должен бороться за то, чтобы получить такое право. У нас дело так не обстоит и поэтому крайне важно дать молодому инвалиду профессиональную подготовку, чтобы у него было рабочее место, чтобы это рабочее место было защищено. Считаю необходимым включить в наш итоговый документ предложение о повышении качества начального и среднего специального профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, о усилении роли государства в создание и защите рабочих мест для молодых инвалидов. В 2008 году наш Институт отметит свое столетие, на протяжении века в нем решаются вопросы обучения, воспитания, социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов. ИКП РАО имеет интересные наработки, если у присутствующих есть конкретные вопросы, готов ответить в индивидуальном порядке, а также приглашаю посетить наш Институт и/или сайт в сети Интернет "ИКП РАО – ресурсный центр страны" - http://ise.iip.net Спасибо. О формировани навыков крупной моторикиу детей с синдромом Дауна (продолжение)Продолжаем Вас знакомить с развивающими упражнениями для самых маленьких и сегодня у нас упражнения в положении лежа на животе Для маленького ребенка положение лежа на животе – физически самое трудное. Ведь для того, чтобы поднять голову и приподняться на руках, ему придется двигаться, преодолевая силу земного тяготения. Это требует одновременного выполнения двух нелегких двигательных задач. Но, несмотря на трудности, использовать это положение важно для развития мышц шеи, плеч и предплечий. Лучше всего не торопиться и подождать, пока ребенок будет готов к этому положению. Вероятно, это произойдет, когда ему будет 2-3 месяца. Существуют некоторые способы подготовки малыша к положению лежа на животе. Он начинает практиковаться в подъеме и контролировании положения головы, когда Вы носите его на плечах или держите на руках, прижимая к груди. Он сможет ненадолго поднимать голову, а затем снова опускать её Вам на плечо. Еще один способ добиться этого – полуоткинуться назад на диване, когда малыш лежит у Вас на груди. Если он поднимет голову, вы окажетесь лицом к лицу. Если он устанет, его голова ляжет Вам на грудь. Когда малыш научится поднимать голову и будет делать это часто, кладите его на животик на твердую поверхность. Для того, чтобы он смог поднять голову, Вам придется поддерживать его за попку и предплечья. Если Вы будете нажимать на его ягодицы и поддерживать его локти, держа свои руки выше его локтей, тело малыша будет поддерживаться таким образом, что он, опираясь на руки, сможет сосредоточиться на поднятии головы и приподнимании верхней части туловища. Если Вы не будете прижимать к полу нижнюю часть его туловища, надавливая на ягодицы, он согнет ноги в тазобедренных суставах и его попка приподнимется над поверхностью. Это движение заставит его голову и верхнюю часть туловища опуститься, и у него не будет возможности поднять голову и опереться на руки, чтобы приподняться. Когда малыш научится поднимать голову и грудь повыше и опираться на локти, ягодицы автоматически будут оставаться на поверхности и поддержка с Вашей стороны больше не понадобиться. Рукам ребенка тоже нужна поддержка – такая, чтобы его локти оставались под плечами. Если его руки примут именно такое положение, то ему будет легче поднимать голову и он освоит наилучшее положение для приподнимания туловища на локтях. Без поддержки рук его локти разъедутся в стороны, и он не сможет отжиматься, чтобы опереться локтями. С плохой опорой ему будет труднее поднимать голову. Поддержка рук потребуется до тех пор, пока он не научится, опираясь, удерживать свои локти под плечами. Совет по организации и проведению занятий. Прибегайте к помощи тех людей, за которыми малышу интересно наблюдать. Используйте интересующие его предметы в качестве стимулов, способных побудить его выполнить предлагаемые упражнения. Ваша задача – побудить его поднять голову, чтобы понаблюдать за Вами и за другими людьми, посмотреть на яркие или заводные игрушки, послушать музыку. Ему может понравиться даже смотреть на пластиковый шар и слушать скрип в тот момент, когда его трогают. По мере необходимости, заменяйте один привлекательный для малыша предмет другим, чтобы он не терял интереса и продолжал удерживать в поднятом состоянии голову столько, сколько сможет. Чтобы голова его была поднята так, как нужно, помещайте игрушки на уровне его глаз. В положении лежа на животе ребенок быстро устает. Оставляйте его в этой позе ненадолго. Практика поможет ему стать сильнее. Он будет поднимать голову выше и дольше оставаться в этом положении. Упражнение 1. Поднимает голову, когда она лежит на Вашем плече.
Упражнение 2. Поднимает голову, когда лежит у Вас на груди.
Упражнение 3. Лежит на животе с полной поддержкой. А. На полу
Б. На поверхности, поднятой над полом.
Упражнение 4. Лежит на животе, опираясь на предплечья.
Контрольный список навыков крупной моторики В положении лежа на боку.
В положении лежа на спине Лежа у Вас на коленях:
Лежа на полу с валиком из одеяла, подложенным под голову и предплечья
Лежа на полу с валиком из одеяла, подложенным под предплечья
Лежа на полу без валика из одеяла.
В положении сидя с поддержкой Сидя у Вас на коленях или на диване при наличии полной поддержки, удерживает голову в поднятом состоянии в течение:
В положении лежа на животе Поддерживаемый за ягодицы, опираясь на локти, удерживает голову в поднятом состоянии в течение:
|
В избранное | ||