Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N56

2006-09-09

Тираж: 2201 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:




 

А давай бояться вместе

Младенец появляется на свет и... боится.

У новорожденного несколько врожденных страхов, но больше всего его пугают резкие звуки и внезапная потеря опоры. Эти страхи сродни инстинктам животных, наследие нашего нецивилизованного прошлого. А вот все остальные - приобретены в процессе общения крохи с окружающими. Родные иногда случайно, иногда сознательно "учат" ребенка бояться. Огня, чужих людей, незнакомых мест и ситуаций. Эти ограничения носят защитную функцию. Но есть и другие страхи - отраженные. Ребенок боится того, чего боится мама. К сожалению, взрослые обычно этого не замечают, они не видят в страхах ребенка отражения собственных, а потому не готовы отнестись к ним с должным вниманием и пониманием

О том, что ребенок "заражается" тревогой от своих близких, знают и психологи и педиатры. Известно, что младенцы очень чутко реагируют на изменения в настроении матери. Если мама волнуется, нервничает, чего-то боится - ребенок тоже начинает вести себя беспокойно, плакать. С возрастом отраженные страхи приобретают конкретное направление. Если мама страшится собак или высоты, то и ребенок, скорее всего, будет этого бояться. А слишком тревожные мамы могут своими постоянными опасениями за здоровье малыша спровоцировать у него болезнь или усугубить ее протекание. Постоянные высказывания об опасностях и предостережения способствуют развитию неуверенности и безынициативности ребенка.

Иногда, сами того не замечая, мы даем ребенку понять, чего следует бояться. Он получает информацию о наших страхах с помощью наших слов и поведения. "Какая страшная собака!" - восклицаем мы на прогулке, и кроха замечает, как меняется интонация и тембр голоса взрослого, обращает внимание на мимику. Даже если мы стараемся держать себя в руках, нас выдают внезапная бледность, резкие движения, участившееся дыхание, расширенные зрачки. Присутствующее при этом чадо получает невербальную инструкцию - это страшно.

Помочь ребенку преодолеть "чужой" страх можно, если разобраться в его происхождении. Например, шестилетняя Маша всегда боялась сильно заболеть, потому что ее бабушка страдала различными заболеваниями, и в доме только и говорили о болезнях, лекарствах, симптомах и осложнениях. Тревога девочки усилилась, когда тяжело заболела ее мама. Страх остался и после того, как та выздоровела. Девочка рисовала только больных людей, играла в больницу, рассказывала истории о болезнях и очень пугалась всего, что могло, по ее мнению, привести к заболеванию. Побороть эту мнительность помогло расширение сферы интересов Маши, она стала посещать изостудию и занятия по ритмике. Ее режим дня выстроили так, чтобы она меньше проводила времени с бабушкой. Хотя Маша продолжала интересоваться болезнями и даже читала все возможные книжки на эту тему, но этот интерес приобрел скорее статус хобби.

Но особенно подвержены чужим страхам легко возбудимые и внушаемые дети. При этом родителям не всегда очевидно происхождение страхов.

Пример. Третьеклассник Ваня вдруг наотрез отказался ездить домой самостоятельно, хотя раньше очень к этому стремился и был горд, что чуть ли не единственный из своих одноклассников сам добирается до дома. Оказалось, что предыдущую неделю Вася провел в обществе своей прабабушки, которая, по словам мамы, "всегда всего боится". Она рассказала внуку, что с ним может случиться по дороге, требовала звонить ей перед выходом из школы и сразу после прихода домой, нервничала, если звонок происходил позже, чем она ожидала. Преодолеть эту тревогу помогли беседы с Васей о том, что взрослым естественно переживать за своих детей, бабушка давно не выходила из дома и окружающий мир ее пугает больше, чем тех, кто постоянно ездит в метро. Также с мальчиком обсудили, как он должен себя вести в случае той или иной опасности.

Встречается и отраженный страх школы у первоклассников. Многие мамы боятся школы - этот страх порождают и воспоминания о собственных школьных неудачах и проблемах, и боязнь не справиться с ситуацией, и опасения, что "мой ребенок будет хуже других детей". Все эти страхи сказываются на поведении ребенка и его отношении к школе.

Маленький ученик начинает чувствовать себя неуверенно, остро реагирует на любые неудачи и трудности. Страх ошибиться, сделать что-то не так приводит к тому, что ребенок предпочитает вообще ничего не делать. Он отказывается идти в школу, по утрам у него начинает болеть живот или поднимается температура. Малыш не симулирует - он так боится, что его организм "приходит" ему на помощь. И больше всего он боится не оправдать ожидания родителей. На самом деле он полностью их оправдывает, так как подсознательно мама уверена: "Мой ребенок не в состоянии справиться с этой ситуацией!"

Однако и у родителей есть все основания бояться за такого сына или дочку. Тревожного ребенка с раннего детства отличает обостренная реакция на отношение к нему окружающих, обидчивость, застенчивость, некоммуникабельность, он с трудом налаживает контакт со сверстниками и взрослыми. Они склонны запоминать преимущественно негативные события. Все это ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону замкнутого круга. Постоянные стрессы, испытываемые ребенком, создают благоприятную почву для развития различных неврозов - тиков, энуреза, заикания, навязчивых состояний, ночных кошмаров. Такие дети нуждаются в помощи психолога. Но для начала родителям нужно постараться преодолеть свои страхи перед школой.

Приручение монстров. Наши дети боятся того же, что и мы, взрослые. Кто-то не любит темноту, кто-то неуверенно чувствуют себя среди незнакомых людей и опасается перемен в жизни. Но если мама и папа могут позволить себе не находиться в темноте - они же достают до выключателей - избегать неприятных знакомств и заранее подготовиться к грядущим переменам, то ребенок справляется со своими страхами по-своему.

Так, например, часто родители удивляются и даже негодуют на то, что их ребенок постоянно читает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы. Они считают, что их чадо ничем не интересуется. Но нередко в этой привязанности к уже прочитанным книгам и просмотренным фильмам скрывается потребность ребенка в чем-то постоянном, неизменном. В определенные периоды жизни детям для того, чтобы справиться с тревогой, необходимо знать, что все будет, как они привыкли. Читая уже знакомую, выученную наизусть книгу, они уверены, что никакие неприятности и неожиданности их не подстерегают.

Так ребенок ведет себя, если, допустим, его родители ведут очень активный образ жизни или же в семье случилось что-то травмирующее ребенка: кто-то заболел, уехал в командировку, переехали на новую квартиру. Ребенок переживает эти события, и новая книга ему не нужна. Какая-нибудь неприятность с героем будет воспринята им как новый удар, а сил справиться с этим переживанием у него нет. В знакомом же сюжете все трудности он уже преодолел и пережил. Это как встреча со старыми добрыми друзьями, все понятно и предсказуемо.

Или другой пример. Одних родителей раздражало, что, когда их сын садится за уроки, на столе должен быть порядок. Например, он с маниакальным упорством раскладывал ручки в пенале в определенной последовательности. Не мог продолжать рисовать, пока не закроет колпачком фломастер, хотя через секунду его придется открывать снова, чтобы что-то раскрасить. Кто-то скажет, что об этом можно только мечтать... А родителей ребенка эта педантичность выводит из себя. Но это тоже своеобразный способ успокоиться, попасть в привычную, а значит безопасную обстановку. Маленький ребенок идет к врачу с любимой машинкой - так менее страшно, а засыпать в незнакомом месте спокойнее в обнимку с плюшевым мишкой. Дети постарше любят всякие талисманы - таскают в карманах заветные камушки, монетки, винтики. Эти вещи придают ребенку уверенность в том, что у него все будет хорошо. Одна девочка по пути в школу должна была обязательно обойти дерево во дворе с определенной "счастливой" стороны. Иначе не будет удачи. Потребность в этом ритуале отпала, когда у нее появилось много друзей в классе. Не стоит пугаться подобного поведения и запрещать пользоваться ребенку своими талисманами и приметами. Ведь и у взрослых есть много разных привычек, позволяющих им уменьшить тревогу в определенных ситуациях. Кто-то смотрится в зеркало, если пришлось вернуться, другие подписывают важные документы "счастливой" ручкой и так далее. Но если ритуалов у ребенка появляется очень много, а старые не пропадают, невзирая на изменение ситуации, то лучше проконсультироваться у специалиста - детского психолога.

Как помочь ребенку преодолеть свои страхи? В первую очередь вы должны научиться относиться к ним снисходительно. Необходимо понять и принять тревоги своих детей - они имеют на это полное право. И вот еще несколько советов:

Помочь ребенку в преодолении страха - значит создать условия, в которых он может перестать бояться. Если малышу страшно засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.

Действуйте по принципу: "Предупрежден, значит вооружен". Готовьте ребенка к переменам, рассказывайте ему, что его ждет.

Если не удается разговорить малыша, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, то поиграйте с ним. Например, солдатики или куклы, чего они боятся? А как им помочь преодолеть страх?

Будьте сами более оптимистичны. Следите за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что "все будет хорошо".

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы. Например, ошибки в контрольной - это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.

Если ребенок напряжен, предложите ему упражнения для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. Например, на приеме у зубного можно думать о том, что будет, когда закончится: пойдешь домой, купишь мороженного, все будет позади.

Ни при каких обстоятельствах не пугайте ребенка школой!

Следите за выражением своего лица, когда приходите в школу или говорите о ней с маленьким учеником. Некоторые родители с таким скорбным и напряженным лицом встречают своих детей после уроков или так резко меняются в лице, если их просит вдруг подойти учитель ребенка, что любой задумается! Улыбайтесь - расстроиться вы всегда успеете. Как бы вы ни боялись предстоящих школьных неудач, постарайтесь подать ребенку поступление в школу как важное, радостное событие.

Интересуйтесь жизнью, чувствами, страхами ребенка. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать.

Разбирайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Научите делать полезный для ребенка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев "нет худа без добра" - приобретается опыт, удается избежать еще больших неприятностей.

Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если вам некоторые из них не кажутся серьезными, признайте право маленького ученика сильно переживать по тому или иному поводу: "Да, это действительно неприятно. Это правда очень обидно..." И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, положительные стороны.

Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности, умению оценить ее независимо от педагога. Сравнивайте его достижения только с его же, предыдущими, успехами. Обращайте внимание на то, что теперь он знает, умеет, смог пересилить себя, заслуживает уважения, укрепил волю. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.

Малышу важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.

Преодолеть чувство тревоги помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников. Тревожные дети быстро утомляются, поэтому при выполнении домашнего задания, заметив это, погладьте ребенка по голове и скажите: "Отдохни немного, а потом работай дальше".

Многие первоклассники, проболев неделю-две, не хотят возвращаться в класс. Особенно часто это происходит в первом полугодии. Перед болезнью у них только-только завязались какие-то отношения, они только-только привыкли к школе, а теперь надо начинать все сначала! А вдруг за то время, пока он болел, все так сильно изменилось, что он будет не к месту, сделает все не так, его не узнают, не примут. И вообще, непонятно, как себя вести. Если есть возможность, надо прийти с ребенком на продленку, якобы узнать уроки, устроить так, чтобы пока он болеет, ему звонили одноклассники, и он сам звонил им, заходить в школу и передавать ему от них и учителей приветы, рассказывать о жизни класса.

Наш консультант: Марина КРАВЦОВА,

детский психолог



 

Что ответить ребенку?

Наши дети задают нам вопросы. И каждый детский вопрос очень важен для маленького человечка, ведь каждый наш ответ это новый шаг ребенка в познании мира.

Вот только отвечаем на эти вопросы мы по-разному: в зависимости от того, есть ли у нас сейчас время объяснять и что, на наш взгляд, из всего, что мы могли бы рассказать, малыш сможет понять. Поэтому, если нам кажется, что ответ на вопрос чересчур сложен, мы зачастую пытаемся ответить шуткой или коротким примитивным объяснением, а если проблема малыша вызывает у него тревогу старательно отвлекаем, переводя его внимание на что-то другое. Но вопрос-то остается на бессознательном уровне, ответ не получен и проблема не решена!

Все мы пытались рассказать своим детям, откуда берутся горы, почему Земля не падает, почему днем светит солнце и куда под утро девается луна. Почему, почему, почему И на каждый такой Почему? Необходимо выдавать малышу полное и понятное потому что. А если вопрос связан с тревогой малыша, то надо не просто ответить, но и успокоить ответом.

Не так давно у нас был такой случай. Умерла моя собачка. И мой мальчишка никак не мог понять, почему она лежит недвижима и не дышит. Я, как могла на тот момент, объяснила ему, что произошло. Потом мы вместе закопали ее, соорудив что-то вроде холмика, и посадили цветочки. При этом мы разговаривали о том, что наша Ладушка будет жить в наших сердцах и мы всегда будем о ней помнить. Все это отвлекло его от грустных мыслей. Прошло несколько дней, и малыш не вспоминал о происшедшем. Но по прошествии примерно полугода он вдруг начал разговоры о смерти. Он говорил о том, что боится умереть, спрашивал меня, зачем он родился, если все равно умрет. Я старалась не обсуждать с ним этот вопрос, полагая, что это не та тема, на которую стоит разговаривать с маленьким ребенком. Я отвечала ему, не как полноценному Человеку и Личности, коими каждый из нас является буквально с первых секунд своего рождения. Я просто его успокаивала, рассказывая сказки про молодильные яблочки, живую и мертвую воду и потихоньку переводила разговор на другую тему. Увы, это было моей ошибкой! Сказки, подтвержения правдивости которым он ни разу не встречал за все 4 года его жизни, не могли удовлетворить его потребности понять то, что он видел собственными глазами. Проходило немного времени, и он снова возвращался к этой теме. И его тревога возрастала. Он не получал ОТВЕТА!!!

Дорогие мамы и папы! Вспомните свое детство, вспомните свои ощущения приятной внутренней уверенности, когда, будучи маленьким человечком, вы чувствовали себя компетентными в интересующих вас вопросах! И вспомните ощущения неудовлетворенности от полученных от взрослых ответов, когда в душе поселяется растерянность и обида. Я хочу не такой ответ!!! Я уже большой и все понимаю!!! так однажды с горечью в сердцах выкрикнул мне мой 4-х летний сын, когда я не смогла внятно ответить на его вопрос. Он видел мою растерянность и чувствовал: то, что я ему рассказала это далеко не все, что я сама знаю на эту тему. Тогда я стала рассказывать ему более подробно и, видимо, совсем непонятно. И тогда мой маленький мудрый человечек просто подсказал мне, как я должна была ему ответить. Он спросил меня: Мамочка, а на что это похоже?

И тогда у меня родилась эта метафора.

В виде сказки, рассказанной на ночь, содержащая в себе большое количество скрытых команд на спокойствие, уверенность, радость и одновременно дающая полный и доступный ответ на вопросы ребенка, эта метафора дала прекрасный терапевтический эффект. Может быть, она поможет и вам в общении с вашим ребенком на эту сложную для объяснения тему?

Капелька

Сказка для Сашеньки на ночь

Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть - она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки - эти ночные певцы - квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать. Спать. - вдыхала ночь.

Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся - ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.

Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.

Как красиво я сияю в солнечных лучах, - радовалась Капелька. Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, - волновался цветочек - солнышко высушит тебя и ты исчезнешь!

Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла. Моя капелька пропала, она умерла! - расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: Умерла!.. Умерла!..

А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар.

И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.

Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. Что происходит, что с нами будет? - волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей. Мне страшно! Я погибну! - испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. Они умерли, умерли- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. Я умираю, - говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя.

А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. Кап, кап, кап, - говорили капельки - мы дождинки, мы делаем дождик! Это приятно – быть дождинкой, И совсем не страшно! - радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось - она звонко шлепнулась на землю. Ой! - вскрикнула она. Надо говорить кап! - поправила ее другая капля. Кап-кап-кап приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше - и на земле родился ручеек. Мы сделали свой ручеек! - радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками - ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами..



 

Споемте, друзья

Всем известно, что занятие любым видом искусства, и тем более музыкальным, служит развитию и обогащению личности, расширяет кругозор, способствует интеллектуальному росту; формируя творческий потенциал, делает человека более талантливым в любом виде деятельности. Это в полной мере относится и к пению. Возможности певческого искусства, которое воплощает самые высокие порывы человеческой души, удивительно велики!

Пение синтезирует в себе сразу несколько самодостаточных искусств: вокальное, музыкальное, драматическое, и поэтому его воздействие многогранно. В пении задействованы такие сферы, как двигательная, дыхательная, эмоционально-чувственная, интеллектуальная, поэтому оно способствует также общему оздоровлению организма человека, всех его систем, включая ведущие - дыхательную, иммунную и сердечно-сосудистую. Подтверждением прекрасного воздействия вокального искусства на человека может служить жизнь выдающихся певцов, которые отличались открытым добрым характером, многогранными способностями и талантами, крепким здоровьем. Многие из них были долгожителями.

Благотворное влияние пения на человеческий организм подтверждается и наукой.

Современная наука утверждает, что для жизнедеятельности человека и гармонизации его с Вселенной необходимы природные вибрации - тончайшие движения мельчайших частиц, которые умножаются, преображаются и поддерживаются в человеческом организме вследствие внутреннего резонанса. И пение - один из самых мощных инструментов гармонизации резонансно-информационной физиологии человека. Наукой доказано, что в гортани профессиональных певцов формируются вибрации силой до 150 ДБ. Такую же силу имеет рокот мотора взлетающего самолёта!

Давайте более пристально взглянем на пение, этот ведущий вид музыкальной деятельности человека.

Казалось бы, это наиболее доступный вид искусства, так как свой собственный “вокальный инструмент”, которым можно воспользоваться в любой момент для выражения чувств, есть буквально у каждого. Потому представление о пении как о самом простом виде искусства свойственно иногда даже музыкантам. Другое дело - учиться играть на каком-нибудь инструменте: здесь сразу ясно, что нужно знать ноты, клавиатуру, владеть техникой, ведь пальцы и руки не подчиняются одному только желанию. Это трудно и требует занятий, не то, что пение.

Однако оказывается, что далеко не всякое пение целительно для человеческого организма, не всегда оно служит раскрытию наших возможностей.

Попробуем разобраться в причинах этого досадного явления.

На самом деле "живой вокальный инструмент", каким является наш организм, работает гармонично и слаженно лишь при условии, если наше голосообразование правильно, то есть профессионально. Только правильно организованное, профессионально поставленное певческое дыхание позволяет воздушной струе резонировать в многочисленных полостях организма, возбуждая вибрации разных частот и вовлекая в этот процесс все органы.

Непрофессиональное, форсированное пение "на связках" травматично не только для голосового аппарата (узлы на связках, кровоизлияния, атония, разрывы связок и др.), но и разрушительно для общефизического и психического состояний человека в целом.

"Нефизиологично" поют большинство людей, особенно не имеющих вокальной одарённости. То же происходит и с детьми, у которых до окончания мутации еще не сформированы голосовые связки и голосовой аппарат находится в процессе развития. В отсутствие профессиональной постановки голоса при интенсивной хоровой и вокальной работе, при форсированной подготовке к концертам хрупкий голосовой аппарат ребенка травмируется, и многие дети навсегда теряют голоса.

Как это ни грустно, жизненная практика многих из нас подтверждает: если нет природного дара, то простого желания петь недостаточно, чтобы в полной мере выразить свои чувства, а тем более испытать при пении состояние физиологического удовольствия. По мнению специалистов профессионального вокала, с теми, кто не одарен от природы (т. е. с большинством из нас), заниматься совершенно бессмыссленно, просто "нерентабельно".

Но, к сожалению, и богато одаренные люди, которые с детства мечтают о профессиональной сцене и неустанно занимаются вокалом, далеко не всегда становятся выдающимися певцами, хотя постановкой профессионального певческого голоса, пользуясь созданной более столетия назад классической эмпирической методикой, традиционно занимаются все преподаватели вокала – начиная от великих мастеров и кончая скромными учителями пения. Однако до наших дней ни одна школа, работающая по эмпирической методике, не гарантировала мастерства даже самому одаренному ученику. Это происходит потому, что даже великий педагог может предложить подопечному только тот путь, который знаком ему самому. Парадокс заключается в том, что многие высокоодаренные певцы сами не знают, как они поют (так, сам великий Карузо, пытаясь поставить голос одному из учеников, испортил его и понял, что совершенно не владеет искусством преподавания; в дальнейшем он всегда отвечал желающим у него учиться, что не знает, как это у него получается). И если строение голосового аппарата педагога и ученика различны, если не идентичны их ощущения и психология мышления, то копирование ощущений педагога может нанести только вред, в лучшем случае лишая ученика индивидуальности тембра, снижая уровень его вокальной техники, а в худшем – ведя к потере профессионализма и вынужденному отказу от любимого дела.

Выходит, что на протяжении всей творческой жизни певец остается вечным учеником, не умеющим самостоятельно работать над техникой своего голоса. И если впоследствии ему приходится преподавать вокал, он может передать ученику исключительно тот опыт, который получен им самим.

Мы видим, что овладеть искусством пения совсем не просто.

Как же добиться того, чтобы путь к профессиональному пению был конкретным, точным, гарантированным для одаренных людей и открылся для тех, чей талант пока лежит под спудом?

Есть хорошая новость для тех, кто любит и хочет научиться правильно петь!

Создан новый метод, открывающий научно обоснованный, совершенно конкретный и осознанный способ овладения навыками профессионального пения, доступный для изучения и самостоятельной работы каждому человеку независимо от его возраста, вокальных и музыкальных данных.

На поиск законов формирования вокальной техники, разработку и апробацию нового метода потрачена вся моя профессиональная жизнь, более 40 лет. И вот уже более 10 лет мои ученики, музыканты-вокалисты, восстанавливают свою вокальную одаренность, заложенную в каждом человеке, с помощью новой ТЕХНОЛОГИИ РЕЗОНАНСНОГО ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ МЕТОДОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ (ТРГММ).

В основе метода лежит научно доказанное открытие профессора медицины М. Кольцовой о двух равноценных артикуляционных аппаратах – голосовом аппарате и руках. М. Кольцова подтверждает, что "нейроны, ведающие функциями рук и голосового аппарата, занимают в коре головного мозга 1/3 общей площади коры, ведающей общими движениями всего тела человека". При сочетании работы двух артикуляционных аппаратов и движений тела, которые наиболее точно повторяют друг друга при моделировании, в коре головного мозга формируется зона обширного возбуждения, интенсивно способствующая скачкообразному формированию необходимых навыков.

Метод основан на восстановлении и развитии всей двигательной природы человека в соединении с развитием эмоционально-творческой сферы. Из вокальной работы выделен главный её стержень - двигательная основа, которая формируется в человеке согласно природосообразной последовательности. Метод учитывает индивидуальную вокальную природу каждого ученика, возможности формирования и развития его голосового, дыхательного аппаратов и базируется на естественной речи, естественных вокальных ощущениях человека.

Формирование тончайших, не управляемых сознанием движений вокальной техники - вершина "двигательной пирамиды", в основании которой лежит общая пластика – совокупность общих движений тела. С нее начинается подготовка организма к способности реагировать на звукоформирование. Координация общей пластики напоминает начальный этап творческой работы скульптора, который сообщает бесформенной глыбе мрамора форму заготовки своей будущей скульптуры. Затем скульптор стесывает лишние куски, придавая пока еще грубые очертания будущему шедевру. Этот этап работы ваятеля можно сравнить с периодом формирования звукопластики – соединения движений общей пластики с ощущениями звукоформирования. В результате появления звукопластики, "двигательного фундамента" вокальной техники, возникают более тонкие ощущения резонансного голосообразования. Появление таких ощущений дает возможность приступить к точной отработке индивидуально удобных вокальных ощущений, составляющих вокальные механизмы. Так скульптор филигранно обрабатывает детали, сообщая скульптуре неповторимость и совершенство формы. Используемые приемы работы дают возможность физически управлять голосообразованием, специальными движениями артикуляционных мышц настраивать резонансную акустику голосового аппарата, отталкиваясь от наиболее удобных индивидуальных ощущений ученика.

Работа начального этапа, когда ученик входит в технологию, в её пошаговую программу, может успешно проходить в группах. Самое главное условие работы – систематические самостоятельные занятия, которые формируют навыки владения профессиональными вокальными механизмами.

Каждый человек может петь профессионально! Полученный навык раскрывает творческие возможности любого человека, дарит ему радость общения, импровизации, ощущение полноты бытия.

В заключение хотелось бы привести выдержки из рецензии на методику к. м. н., врача высшей категории Н. И. Барановской.

"Уникальная методика комплексного развития речевой, певческой, исполнительской, импровизаторской деятельности человека опирается на задуманную Мудростью Творца полисенсорную двигательную природу организма и древнейший канал восприятия человека — невербальную коммуникацию.

Известно, что голос может быть использован в качестве дополнительного диагностического показателя симптомов заболеваний, связанных не только с нарушением работы голосового аппарата, органов артикуляции, но и с внутренней патологией. В работе с голосом автором использована огромная физиологическая роль кистей рук, как второго артикуляционного аппарата, способного к тончайшим сенсорным, кинестетическим, моторным движениям, прекрасно управляемым сознанием человека, в отличие от мышц голосового аппарата. Кисти рук на начальном этапе вокальной работы моделируют неуправляемые резонансные движения мышц голосового аппарата, вынося их во внешний, зрительно доступный план, чем помогают целенаправленно и рефлекторно управлять ими и гарантированно восстанавливать резонансное голосообразование.

Доказано, что мышечные волокна в процессе движений сокращаются с определенной частотой, которая способствует тренировке мышечной ткани, независимо от возраста. При резонансном голосообразовании возникают вибрации высокой частоты. Они естественно укрепляют мышечные волокна и воздействуют на родственные вибрации гломусов кровеносных сосудов, которые представляют собой "насосы", перекачивающие кровь в 2–3 раза сильнее, чем сердце. Активизация кровообращения и микроциркуляции вызывают более интенсивную работу мозга. Восстановление резонансного голосообразования приводит к развитию и оздоровлению голосового аппарата, сердечно-сосудистой и других систем (нервной, дыхательной, иммунной), и включая пространственное и внутреннее ощущения резонансного ориентирования человека, (что подтверждает взаимосвязь и взаимозависимость всех его органов и систем как между собой, так и с внешней средой), надежно служит выживанию человека в среде обитания".

Споёмте, друзья!

А.Д. Демченко,

педагог-вокалист,

чл.-корр. Академии Теоретических Проблем РАН

академик Православной Русской Академии



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2006 гг.

В избранное