Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Папам и мамам об особых детках №18


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
«ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ»

Выпуск №18
От 2005-12-17
Тираж: 819


* * *

«Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО...»


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Архив рассылки:
psychology.pedagogika

Ссылка для подписки


* * *

Дружественные
проекты:


Дружественная рассылка на Subskribe.ru «Детский невропатолог о здоровье и болезнях новорожденных».
Очень рекомендую!




Сайт Комаровского Олега Евгеньевича, детского док-тора.




Сайт для семей с детками СД «Мыс доброй надеж-ды».




Сайт Лены Станив, автора многочисленных рассылок о том, как нам стать счаст-ливее




Форум "В защиту жизни"




Фонд поддержки интегра-тивного образования "Шаг навстречу"




7я.ру:все о детях и семье




Сайт "Приоткройте мне сердце – и я открою вам мир"




Рассылка "Благотвори-тельная помощь детям" или "Спасите жизнь ребенка!"




Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:




 

Она рождена быть счастливой

Маленькой принцессе посвящается. Папа-доченьке

Ее зовут Анна (Аня, Нюша, Нюшка) и ей всего 10 лет, точнее ей уже 10 лет, потому что она взрослая.

Хотя нет, конечно это не так, она ребенок, очень славный, милый, ласковый и умный ребенок.

Она, как и все дети, живет в своем детском мире, мире фантазий и грез, но при этом уже разбирается в сложных, недетских вопросах.

Она любит свежевыжатый грейпрутовый сок, клубнику со сливками, лимон, торт "Сладкая сдоба", блины со сметаной, картошку фри, грибной суп маминого исполнения, молочный шоколад и кока-колу.

Она знает кучу анекдотов и загадок. Когда я вижу ее синие глаза и по-доброму хитроватый раскосый взгляд, я словно возвращаюсь в детство….

Мне приходилось видеть ее грустной и печальной, веселой, озорной и задумчивой. Ее настроение словно погода может меняться сто раз в день, а может быть однообразным целую неделю. Единственное чего мне никогда не приходилось видеть в ее глазах - это злости или равнодушия.

А еще у Ани есть серьезное и взрослое увлечение, которое стало неотъемлемой частью ее жизни. Это художественная гимнастика, которой она занимается с трех лет. Аня не мыслит себя вне мира занятий художественной гимнастики, отдавая себя всю этому прекрасному спорту. При этом в ее школьном дневнике стоят одни пятерки. Глядя на это белокурое, хрупкое очарованье поражаешься силе воли этого ребенка, ее упорству в достижении цели.

Я мог бы писать о ней ещё очень много, но боюсь увлечься и заставить Вас заскучать. Однако, если Вы, уважаемые читатели, напишете мне и зададите вопросы, то этот рассказ станет гораздо длиннее и весьма интереснее.

Часть первая: "Я РОДИЛАСЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ"

30 марта 1995 года громкий возглас маленького человечка возвестил вселенной: "Я родилась, я пришла в этот мир, чтобы быть счастливой и дарить радость близким". Великое чудо свершилось - человек родился. Маленькая Аня еще не знала через какие трудности предстояло ей пройти в первые годы своей жизни. Как часто в нашей жизни радость соседствует с горем и отчаяньем. Светлый луч солнца, озаривший палату родильного дома, в мгновенье ока, скрыла серая туча. В ушах счастливой мамы еще не успел затихнуть крик новорожденной Ани, как зазвучал голос доктора… Он что то говорил про несколько часов, отведенных младенцу на этой земле, про порок сердца, несовместимый с жизнью, про бесперспективность попыток спасти ее… Эти слова смешались в сознании Аниной мамы, ее разум и сердце отказывались принимать страшную правду: ее малышка смертельно больна…

Но Анечка хотела жить и вместе с ней этого очень хотели ее родители. Через несколько часов машина "скорой помощи" доставила девочку в 67-ю московскую больницу. Часы, отпущенные ребенку, несмотря на тяжелый диагноз, складывались в дни и недели. Одно за другим шли обследования в Морозовской больнице, Институте педиатрии, подготовка к операции в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева. Ребенку предстояла череда операций по восстановлению деятельности сердца. И каждый раз, перед очередной операцией, родители Ани отправлялись в "Детский мир" покупать дочке подарки, самим себе пытаясь доказать, что уверены в успешном завершении очередной операции.

И великая вера родителей в лучшее, вкупе с профессионализмом врачей сделали свое дело. Теперь вся боль позади. Анино сердечко, две трети которого составляет протез из пластика, способного растягиваться, на протяжении девяти лет продолжает удивлять врачей. И удивляет каждого, кто хотя бы раз общался с Аней, и соприкоснулся ее доброте, свету, постоянному оптимизму и жизненной энергии. И глядя в ее открытые, искрящиеся любовью глаза хочется тихо улыбнуться и сказать: "Ты родилась быть счастливой…"

Часть вторая: "ПОБЕДА"

В 1996 году, когда Анечке исполнилось полтора годика, была совершена последняя, решающая операция, которая длилась 14 часов при полной остановке сердца и искусственном кровообращении. Через четырнадцать часов врачи должны были запустить сердце и понять, включится оно в ритм или нет, будет биться или остановиться навсегда. Четырнадцать часов томительного ожидания, четырнадцать часов между небом и землей, четырнадцать часов напряжения, непонимания, горя и надежды. Четырнадцать часов мысленного общения с любимым человечком. Да, нарушая все литературные каноны, я повторил "четырнадцать часов" шесть раз в одном абзаце. Но я готов повторять эти слова, как гимн жизни. Часы победы, часы триумфа. Всего 14 часов… Как это мало даже для жизни одного человека, не говоря уже о вселенной. И как это много для материнского сердца, ждущего свое дитя за дверьми операционной.

И дверь открылась. На пороге появился хирург, Алексей Иванович Ким. Его усталое лицо озарила улыбка и он сказал: "Она победила". Сердечко Ани забилось, каждым ударом возвещая победу, победу жизни над смертью, победу надежды над отчаяньем, победу света, добра и любви.

Это главная, но не последняя победа Ани Соколовой. В возрасте трех лет Аня пришла в мир художественной гимнастики и осталась в нем навсегда. Друзья семьи не понимали, тренеры боялись, врачи предупреждали: "Профессиональный спорт вреден даже здоровому ребенку, не говоря уже о девочке с пороком сердца". Но Аня побеждала раз за разом. Побеждала стереотипы, побеждала страх, побеждала болезнь. Самое первое призовое место Анечка заняла в 4-летнем возрасте. С тех пор места с 1 по 3 постоянно сопровождали маленькую "художницу". А совсем недавно Аня стала бронзовым призером Москвы, среди гимнасток 1995 года рождения. Чудо - скажете Вы. И я соглашусь с Вами. В семье Соколовых забыли слово болезнь. Аня растет полноценной, радующейся жизни девочкой. Ее комнатка это маленькое царство, побывав в котором понимаешь душу этого ребенка. Даже от стен веет особым теплом. Везде расставлены призы, развешаны медали, плакаты с именитыми гимнастками. Пройдут годы и возможно в комнатке какой нибудь белокурой девчушки будет висеть плакат с портретом гимнастки Анны Соколовой. И конечно же на плакате будет надпись: "Она умела побеждать".

Часть третья: "КНИГА ЖИЗНИ"

Совсем недавно Аня приняла святое крещение. Неслучайно, что это произошло в сознательном возрасте. Аня, шла к этому дню, все эти годы ее сердце готовилось принять в себя Христа. Зачастую взрослые люди не понимают простых истин, которые так близко. А сердце ребенка, открытое для любви и веры вбирает в себя, как губка, Истину Небес. В тот светлый день, когда священник о. Максим Первозванский, совершил таинство крещения, у Ани Соколовой появился свой Ангел Хранитель, Ангел Света и Добра, который будет сопровождать ее всю жизнь. Мне запомнился один эпизод. Когда мы возвращались из церкви, Аня задумчиво смотрела в окно автомобиля. Я, пошутив, сказал: "Видишь, тебе не пришлось делать уроки, потому что из за крестин ты не пошла в школу". Не поворачивая головы, она тихо проговорила: "Я так рада… я очень рада…". Упорно продолжая свою глупую шутку, я сказал: "Ну конечно рада, я бы тоже был рад, если бы в твоем возрасте пропустил один день занятий в школе". В этот момент она посмотрела мне в глаза и с доброй укоризной произнесла: "Я рада не тому, что не пошла в школу… я рада тому, что покрестилась".

Простые истины… Я молюсь каждый день, чтобы ты никогда о них не забывала. Чтобы любовь, доброта, сострадание и душевная теплота сопровождали тебя всю твою жизнь.

Книга твоей жизни только начата. В ней будет много страниц, будет в ней место и радости и скорби, и веселью и печали, будет в ней место и любви, и счастью.… Но пусть в ней никогда не будет места равнодушию.

Ты рождена быть счастливой, побеждать и писать свою книгу… книгу жизни.



 

Еще раз о ДЦП

Прежде, чем предоставить Вашему вниманию статью из журнала "Доктор", ссылку на которую мне любезно предоставил один из авторов, хотелось бы пояснить следующее. О Владимире Ильиче Козявкине и его клинике я узнала еще в Белоруссии. Этот человек произвел на меня, хоть и заочно, очень сильное впечатление. Есть такое понятие: "Сила доброты". Так вот, это - о нем. Серьезный ученый, один из авторитетнейших в Европе специалистов по абилитации деток с ДЦП, достаточно легко "идет на контакт" даже с дилетантами, и старается отвечать на все вопросы, какими бы наивными они не были. Я понимаю, что одна статья не может ответить на все вопросы. Поэтому, отсылаю Вас на сайты Международной клиники реабилитации, помещенные в конце статьи. Итак, читайте:

Владимир КОЗЯВКИН, Олег КАЧМАР, Матильда БАБАДАГЛИ

СИСТЕМА ИНТЕНСИВНОЙ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (по методу КОЗЯВКИНА)

"Мотивация пациента является важнейшей и тяжелейшей частью реабилитационного процесса"

О'Gоrмаn

Вниманию читателей предлагается статья, посвященная методу Козявкина, — высокоэффективной технологии лечения пациентов с детским церебральным параличом, остеохондрозом, последствиями черепно-мозговых травм и органическими поражениями центральной нервной системы. Этот метод был разработан более 15 лет назад и благодаря своей эффективности признан не только в Украине, но и за ее пределами. Свыше 15 тыс. пациентов, включая 7 тыс. больных из Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, США и многих других стран мира, прошли курс реабилитации по этой системе.

Современная демографическая ситуация в Украине характеризуется снижением рождаемости и возрастанием количества детей-инвалидов. В структуре детской инвалидности болезни центральной нервной системы занимают первое место, причем большую часть из них составляют различные формы церебрального паралича.

Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой группу непрогрессирующих заболеваний, которые проявляются нарушением контроля над движениями и положением тела.

Причиной ДЦП является поражение мозга во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Свыше 70% больных ДЦП — тяжелые инвалиды, требующие значительных финансовых затрат на лечение, содержание и социальную помощь.

Дети с ДЦП составляют своеобразную клиническую группу, которая существенно отличается по уровню моторного, психического и социального развития. Это связано с тем, что в основе заболевания могут лежать различные факторы. На сегодня насчитывается свыше 400 разных причин, которые и обусловливают полиморфизм клинических проявлений ДЦП. Поскольку каждый пациент является особенным, универсального метода реабилитации не существует. Необходимо гибко объединять разные формы и методики медицинской реабилитации традиционными и нетрадиционными методами с коррекционной психолого-педагогической работой. При этом терапия не должна быть однонаправленной.

Одним из таких методов реабилитации пациентов с ДЦП является система интенсивной нейрофизиологической реабилитации (СИНР), известная также как метод Козявкина. Путем стимуляции компенсаторных возможностей детского организма и активирования пластичности мозга СИНР создает в организме ребенка новое функциональное состояние, которое открывает возможности для более быстрого моторного и психического развития ребенка. Разносторонние лечебные влияния этого метода, которые дополняют и усиливают друг друга, направлены на достижение основной цели реабилитации — улучшение качества жизни пациентов с ДЦП.

История создания и развития системы нейрофизиологической реабилитации

В процессе своего становления СИНР прошла несколько эволюционных этапов.

Основа СИНР — методика биомеханической коррекции позвоночника — была разработана еще в 80-е гг. прошлого столетия. Автор ее, врач-невролог Владимир Козявкин, работая с пациентами, имеющими поражения центральной нервной системы и патологию позвоночника, применял методы мануальной терапии. Исходя из многолетнего опыта работы, он установил, что проведение определенных приемов мобилизации позвоночника сопровождалось нормализацией мышечного тонуса у пациентов.

Это стало толчком к применению биомеханической коррекции позвоночника (мануальной терапии) для нормализации мышечного тонуса у детей с разными формами церебрального паралича. Тем не менее, анатомо-физиологические особенности детского позвоночника не разрешали механистически перенести методики классической мануальной терапии в педиатрическую практику. Поэтому была создана оригинальная техника полисегментарной биомеханической коррекции позвоночника, адаптированная к детскому организму.

Впервые о новом методе реабилитации было сообщено на Всесоюзной научно-практической конференции по детской неврологии и психиатрии в Вильнюсе в 1989 г. Новая методика вызвала повышенный интерес медиков и научных работников бывшего Советского Союза. В этом же году комиссия 18-й клинической больницы г. Москва, ведущего медицинского учреждения страны, которое возглавляла профессор Ксения Семенова, обследовав группу пациентов, подтвердила создание принципиально нового направления реабилитации больных ДЦП.

В 1990 г. для более широкого применения СИНР во Львове создается современный лечебно-реабилитационный центр "Элита". Весть о новом методе разлетелась очень быстро, и уже в 1991 г. в центре принимали первую группу пациентов из Германии.

Положительные стабильные результаты лечения способствовали наплыву больных. Начиная с 1993 г., регулярно, дважды в месяц, специальным чартерным авиарейсом из Германии доставляли во Львов детей для прохождения реабилитации по СИНР.

В этом же году постановлением Кабинета Министров Украины СИНР (или метод Козявкина) была официально признана в Украине и рекомендована для внедрения в практику лечебно-реабилитационных учреждений.

В 1996 г. для расширения спектра научных исследований и усовершенствования данного метода был создан Институт проблем медицинской реабилитации, в котором открылся филиал кафедры медицинской реабилитации Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика. На базе института в 1999 г. организован курс тематического усовершенствования врачей "Новые технологии в медицинской реабилитации".

Эффективность новой технологии реабилитации способствовала признанию этого метода далеко за пределами Украины. Известный немецкий ортопед, профессор Фриц Нитард в энциклопедическом издании по детской ортопедии (1997), описывая консервативные методики лечения больных ДЦП, относит метод Козявкина к четырем наиболее эффективным методам лечения этой сложной патологии.

За выдающиеся достижения в проведении научных исследований группе научных работников и врачей, которую возглавлял профессор В.И. Козявкин, в 1999 г. была присвоена Государственная премия Украины в области науки и техники.

Для распространения передового опыта на базе Института проблем медицинской реабилитации совместно с Киевской медицинской академией последипломного образования имени П.Л. Шупика была создана кафедра физиотерапии, реабилитации и курортологии.

Возрастающий поток больных, постоянное развитие и усовершенствование СИНР, а также высокие требования иностранных пациентов к условиям пребывания на лечении подтолкнули к созданию нового лечебно-реабилитационного учреждения. Летом 2003 г. в экологически чистой зоне Прикарпатья, на курорте Трускавец введена в действие Международная клиника восстановительного лечения, открывающая новые возможности дальнейшего усовершенствования и развития СИНР.

Патофизиология лечебного влияния метода Козявкина

Повреждение центральной нервной системы при ДЦП сопровождается вторичными изменениями со стороны опорно-двигательного аппарата и других систем организма. Повышенный мышечный тонус, нередуцированные позотонические рефлексы, неправильное положение тела и патологические двигательные модели постепенно вызывают трофические изменения суставов, нарушения циркуляции крови, обмена веществ, а также приводят к укорочению спастических мышц, связок и сухожилий. Все это обусловливает ограничение подвижности суставов, формирование в них функциональных блокад (ФБ).

ФБ, в свою очередь, усиливают трофические нарушения, гемоциркуляторные, вегетативные, нейрогенные и прочие патологические изменения. Это еще больше замедляет и искажает моторное развитие ребенка с ДЦП. Таким образом формируется своеобразный порочный круг.

При ДЦП ФБ образуются в большинстве суставов детского организма. Многие ученые, изучая этот феномен, основное внимание уделяли суставам конечностей, незаслуженно забыв при этом позвоночник. А ведь в человеческом позвоночнике насчитывается свыше 100 суставов, для которых также характерно формирование ФБ.

На основании собственных исследований, мы установили большое значение вертеброгенного компонента в патогенезе ДЦП. При ДЦП ФБ не ограничиваются одним суставом, а объединяются в блокады суставов нескольких сопредельных позвонков — формируются полисегментарные блокады позвоночнодвигательных сегментов. Эти функциональные блокады нарушают не только подвижность определенного отдела позвоночника, но и влияют на все органы, которые иннервируются соответствующим сегментом спинного мозга.

При этом нарушаются как сегментарные взаимодействия, так и вертикальные связи данного сегмента с иерархически высшими уровнями центральной нервной системы (ствол мозга, подкорка, мозжечок, кора).

Другим важным звеном в патогенезе ДЦП является патология проприорецептивных систем, которые обеспечивают внутреннюю чувствительность организма человека. В мышцах, суставах, связках имеются чувствительные рецепторы, которые передают к центральной нервной системе информацию о положении и движении отдельных частей тела. В мышцах — это мышечные веретена, в сухожильях — сухожильные рецепторы Гольджи. Информация от этих рецепторов очень важна для процесса организации движений, их выполнения и удержания осанки.

При ФБ суставов позвоночнодвигательных сегментов нарушается и искажается поток проприоцептивной информации от опорно-двигательного аппарата к центральным структурам нервной системы, что еще больше затрудняет моторное развитие пациента с ДЦП или задерживает его на определенной стадии.

С целью коррекции вышеуказанных патологических проявлений и была разработана методика биомеханической коррекции суставов позвоночника и конечностей как один из основных компонентов СИНР. Эта методика устраняет ФБ позвоночнодвигательных сегментов, восстанавливает подвижность суставов и открывает "ворота" для потока проприоцептивной информации к центральной нервной системе.

Действие этой методики не ограничивается изменениями биомеханики движений сустава, а сопровождается комплексом изменений в работе почти всех систем организма. Клинически это проявляется в формировании под влиянием лечения так называемого нового функционального состояния организма, благодаря чему не только нормализуется мышечный тонус, улучшаются трофика тканей, кровоснабжение, обмен веществ, но и существенно расширяются возможности дальнейшего моторного и психического развития ребенка.

Описанные патофизиологические механизмы являются лишь одной из гипотез лечебного влияния нашего метода реабилитации, который, несомненно, требует более глубокого изучения и дальнейшего развития.

Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации

СИНР состоит из двух подсистем:

  1. интенсивной коррекции;
  2. стабилизации и потенцирования эффекта.

Интенсивная коррекция проводится в условиях реабилитационного центра и длится на протяжении 2 недель. В период стабилизации и потенцирования эффекта лечение продолжается, согласно рекомендациям, в домашних условиях. Этот период длится 6–12 месяцев, после чего больному проводят повторный курс интенсивной коррекции.

В основе системы реабилитации лежит полимодальный подход с применением разносторонних методов влияния на пациента. Действие одних методик дополняет и потенцирует другие.

Основной комплекс лечебных мероприятий включает:

  1. биомеханическую коррекцию позвоночника;
  2. мобилизацию суставов конечностей;
  3. рефлексотерапию;
  4. мобилизирующую гимнастику;
  5. специальную систему массажа;
  6. ритмическую гимнастику;
  7. апитерапию и механотерапию.

Биомеханическая коррекция позвоночника

СИНР опирается на оригинальную методику полисегментарной биомеханической коррекции позвоночника, также разработанную профессором В.И. Козявкиным. Она направлена на устранение ФБ позвоночнодвигательных сегментов и восстановление нормальной подвижности суставов позвоночника, что позволяет уменьшить проявления дизрегуляции центральной нервной системы на разных уровнях.

Коррекцию позвоночника назначают после мануальной диагностики и соответствующей подготовки последовательно во всех отделах позвоночника — поясничном, грудном и шейном.

В поясничном отделе манипуляции проводятся одновременно на всех заблокированных сегментах, при этом применяется разработанная нами методика "ротации назад". Коррекция блокированных сегментов грудного отдела осуществляется при помощи специальных импульсных методик последовательно сверху вниз на фазе выдоха. Коррекция шейного отдела осуществляется с применением движения по сложной траектории, что обеспечивает одновременное влияние на заблокированные сегменты. При наличии блокад илеосакрального сочленения применяются импульсные методики мобилизации. Параллельно используются специальные приемы релаксации мышц.

Мобилизация суставов конечностей применяется для:

  1. восстановления подвижности суставов;
  2. коррекции мышечно-суставного дисбаланса;
  3. улучшения трофики и создания предпосылок формирования новых движений.

Мобилизация начинается с влияния на большие суставы (тазобедренные, коленные, плечевые), с последующим воздействием на мелкие суставы кистей рук и стоп.

Используются общепринятые и предложенные нами приемы мобилизации, направленные на плавный вывод сустава за границы физиологического объема пассивного движения с дозированной нагрузкой на связочный аппарат. Широко используются методика тракции в сочетании с вибрационными движениями, а также импульсная техника "простукивания" по ходу суставной щели, направленная на пассивное "расклинивание" заблокированных суставов и достижение "центрации" суставных поверхностей.

На протяжении курса лечения интенсивность проведения мобилизации постепенно увеличивается.

Отдельным направлением нашего лечения является проведение мобилизации височно-нижнечелюстных суставов, которая в сочетании со специальным логопедическим массажем и гимнастикой способствуют коррекции двигательных речевых нарушений и улучшению артикуляции у больных с разными формами ДЦП.

Рефлексотерапия

С целью потенцирования достигнутого эффекта расслабления мышц у детей со склонностью к спастическим симптомам для дезактуализации миофасциальных триггерных точек и коррекции соматовегетативних нарушений применяется собственная методика рефлексотерапии, основанная на сочетании классических методов с разработанным нами алгоритмом влияния.

Влияние на биологически активные точки оказывают путем применения портативного электростимулятора пачками импульсов низкого напряжения сложной конфигурации. Используются точки классических меридианов и специфические точки. Влияние на триггерные зоны мышечно-суставного аппарата осуществляется одновременно с изотоничным или постизометричным напряжением мышц. Применяются также расслабляющие позы. Терапия проводится без повреждения целостности кожи и не вызывает болевых реакций.

Мобилизующая гимнастика направлена на усовершенствование существующих и формирование новых моторных функций, достижение более совершенных форм передвижения и освоение важных для повседневной жизни навыков.

Она базируется на основных классических методиках кинезотерапии с учетом индивидуальных особенностей пациента. Основой такой гимнастики является принцип "от центра к периферии", предусматривающий преобладающее влияние сначала на формирование движений туловища и проксимальных суставов с постепенным привлечением дистальных. Освоение новых моторных актов проводится по принципам "от пассивных движений через пассивно-активные — к активным" и "от простых движений — к сложным".

Каждое занятие включает:

  1. дыхательную гимнастику;
  2. упражнения для «разработки суставов», направленные на повышение мобильности суставов;
  3. позвоночника и конечностей;
  4. упражнения для укрепления мышечно-суставного аппарата.

Важное условие эффективности реабилитации — соблюдение необходимого двигательного режима и выполнение в домашних условиях комплекса рекомендованных упражнений. С этой целью родители осваивают необходимый комплекс упражнений в нашей "школе родителей".

Специальная система массажа

В рамках реабилитационной программы для подготовки к проведению биомеханической коррекции позвоночника, расслабления спазмированных мышц и влияния на миофасциальные триггерные точки мышц применяется специальная система массажа, включающая приемы классического, сегментарного и периостального массажа в сочетании с элементами постизометричной и антигравитационной релаксации. Для эффективного проведения биомеханической коррекции необходима соответствующая подготовка мышечно-суставного аппарата, которая осуществляется путем применения релаксационных методик массажа. Используются элементы мобилизации суставов конечностей для увеличения их подвижности и приемы точечного массажа для влияния на триггерные точки. Для активизации гипотонических, бездействующих мышц проводят тонизирующий массаж.

Ритмическая гимнастика

С целью развития двигательных возможностей, улучшения эмоциональной сферы, интеллектуальных и коммуникативных функций в реабилитационном центре проводятся групповые занятия ритмической гимнастикой. Занятия базируются на игровых методах с использованием музыки и танцев. Положительный эмоциональный фон оказывает содействие освоению пациентами новых, как моторных, так и коммуникативных, навыков. К участию в групповых занятиях активно привлекаются родители. Эти занятия направлены не столько на развитие и усовершенствование моторной сферы пациента, сколько на формирование социального поведения ребенка, мотивацию личности к выздоровлению и укреплению веры в собственные силы.

Апитерапия

Для стимуляции защитных сил организма, локального улучшения кровообращения, трофики и метаболических процессов применяются воскопарафиновые аппликации и методика пчеложаления. Перед началом апитерапии проводится аллергологический тест на продукты пчеловодства. Воскопарафиновые аппликации — это тепловые обертывания разных групп мышц и суставов по определенной схеме. Кроме теплового воздействия осуществляется влияние на мышечно-суставный аппарат путем диффузии биологически активных веществ через кожу. Пчеложаление проводят по ходу суставной щели с контрактурами, в зоне миофасциальных триггерных точек и болевых периостальных зон.

Механотерапия

Средства механотерапии используются для развития силы мышц, улучшения координации движений и формирования правильного двигательного стереотипа. Тренировка мышц нижних конечностей проводится с помощью аппаратов блочного типа. Путем подбора длины рычагов, массы отягощения и количества повторов обеспечивается оптимальный тренировочный режим. Для развития силы и выносливости мышц верхних конечностей преимущественно применяются аппараты блочного типа. Для формирования правильного стереотипа движений и улучшения координации проводятся занятия на беговой дорожке и велотренажере.

Новые технологии в системе лечения по методу Козявкина

Лечение по СИНР, как указывалось выше, создает новое функциональное состояние в организме ребенка путем активации внутренних компенсаторных возможностей и пластичности центральной нервной системы. В процессе реабилитации после нормализации мышечного тонуса, увеличения объема активных и пассивных движений важно использовать это состояние для моторного обучения, формирования новых правильных и более совершенных движений. Именно для этого нами была разработана программа биодинамической коррекции движений — новая составная СИНР, в основу которой положен принцип динамической проприоцептивной коррекции.

Все занятия проводятся с применением специально разработанного костюма коррекции движений — биодинамического корректора "Спираль". Он обеспечивает приложение дополнительных внешних усилий, которые корригируют движения конечностей и положения тела и активизируют поток "правильной" проприоцептивной информации. Путем усиления слабых мышечных групп, особенно мышц — разгибателей конечностей, достигается поддержание правильной осанки туловища и расширение возможностей передвижения.

Костюм представляет собой систему эластичных тяг, которые спиралеподобно накладываются на туловище и конечности, имитируя ход основных мышечных групп. При этом создаются усилия, необходимые для динамической коррекции движений и осанки тела.

Биодинамический корректор применяется при проведении занятий мобилизующей гимнастикой, механотерапии, занятиях на беговой дорожке, разных игровых устройствах и при обычной двигательной активности ребенка. Систематическое повторение правильного движения способствует его запоминанию центральной нервной системой и в дальнейшем автоматическому воспроизведению.

Одним из актуальных направлений нашей научной работы является поиск путей повышения мотивации пациента, более полного эмоционального вовлечения его в реабилитационный процесс.

Ведь специалисты-реабилитологи давно заметили, что мотивация пациента играет основную роль в достижении положительных результатов лечения. По словам американского психолога О'Gоrмаn: "Мотивация пациента является важнейшей и тяжелейшей частью реабилитационного процесса".

Для повышения мотивации больных ДЦП нами разработан и внедрен ряд новых информационных технологий влияния на пациента:

  1. специализированные игровые тренажеры;
  2. реабилитационные компьютерные игры;
  3. элементы виртуальной реальности.

Одним из таких тренажеров является кистевой манипулятор. Играя в компьютерную игру, пациент выполняет упражнения, разрабатывая движения в определенном суставе. При этом программа позволяет учесть индивидуальные двигательные возможности ребенка, определить объем движений в тренированном суставе, установить усилие сопротивления, которое нужно будет одолевать пациенту во время игры. Сюжет и интересная анимация разработанных нами компьютерных игр способствуют повышению заинтересованности пациента в правильном выполнении упражнения, стимулируют увеличение скорости, частоты и амплитуды движений, тренируют скорость реакции, совершенствуют координацию и обеспечивают эффективное проведение тренировочной сессии.

Для развития координации движений туловища и улучшения постурального контроля специалистами нашей клиники разработано тренажерное кресло. Оно имеет систему датчиков, которые определяют положение и движение туловища в трех плоскостях — наклоны вперед-назад, вправо-влево и повороты. Эта информация передается в компьютер и используется для управления движениями туловища. Применения тренажерного кресла способствует совершенствованию волевого контроля над движениями туловища, развитию координации движений и тренировке силы мышц.

Таким образом, СИНР, объединяя разносторонние лечебные влияния, которые взаимно дополняют и потенцируют друг друга, и активируя процессы пластичности мозга и компенсаторные возможности организма, создает новое функциональное состояние и ускоряет дальнейшее моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП.

Дополнительную информацию о системе лечения и наших реабилитационных учреждениях можно получить на веб-страницах:

http://www.reha.lviv.ua и http://www.cerebralpalsyukraine.com

Об авторах:

В.И. Козявкин, д-р мед. наук, проф., директор Международной клиники восстановительного лечения, Герой Украины.

О.О. Качмар, канд. мед. наук, зав. отделением нейрофизиологических исследований Международной клиники восстановительного лечения.

М.О. Бабадагли, канд. мед. наук, доцент, научный консультант, Международная клиника восстановительного лечения.



 

"Единственное, что надежнее, чем магия - это твои друзья".

Макбет

Я понимаю, что Леди Макбет нам не указ, но иногда понимаешь, что где-то и в её словах - истина :)

Видит Бог, я не умею писать. Каждое слово дается мне с великим трудом. Но об этом человеке не написать я не могла. Потому что "мы с ним одной крови", как говаривал незабвенный Киплинг. Знакомьтесь, Владимир Заричный http://zarichnyj.narod.ru/ 

С каждым днем, с каждым часом быстротекущей жизни убеждаюсь в том, что нет ничего случайного в этом мире. Бог играет нашими судьбами и подбрасывает варианты, испытывая: как ты выпутаешься из той или этой ситуации, достоин ли ты быть здесь? Встреча с Владимиром – из этой серии. Случайно в мой ящик попала его рассылка "Будь здоров и не кашляй". Попыталась отмахнуться, как от назойливой мухи: ну сколько можно об одном и том же, мне уже и Фалеев надоел со своими курсами и философскими рассуждениями … Однако, любопытство родилось задолго до меня. Прочитала. А потом стала искать, что еще пишет этот человек, благо это было не сложно – все ссылки ведут на сайт. А оттуда до рассылок – "рукой подать".

Не мне Вам говорить, что добрых и интеллигентных (в настоящем понимании этого слова) рассылок в инете не так уж и много. Иногда начинаешь читать, кажется: вот оно, наконец–то нашел. Ан нет. Пообщаешься немного через e-mail, и удивляешься: и что ты мог в нем увидеть? С Владимиром этого не произошло, и я рада, что не ошиблась. Поэтому, приглашаю Вас всех к знакомству. И да станет наш мир светлее…

Рассылка "Единство в многообразии"

Все ли религии приводят к одному и тому же Богу? Что общего у различных религий? Что отличает их друг от друга? Данная рассылка поможет вам разобраться в этом. Религиозные общины, секты, пути поиска Бога. Если вам это интересно, если вам есть что сказать по данному поводу - присоединяйтесь к нам. http://subscribe.ru/catalog/religion.edinstvo

Не удержалась и предлагаю Вам небольшой отрывок из первого выпуска этой рассылки. Насладитесь:

" Мне очень нравится сравнение, которое я когда-то услышал от проповедника по имени Вишну-дас.

Большинство людей живут возле горы, где-то на вершине которой находится Бог.

У подножия горы есть тропинки, но конца их не видно. Некоторые тропинки действительно приводят к вершине, некоторые заводят в тупик, некоторые постепенно приводят назад к подножию горы.

Итак, вместе с вами я хочу походить по этим тропинкам, рассмотреть их повнимательнее, вычеркнуть тупиковые, выделить хорошие..."

Рассылка "Будь здоров и не кашляй"

Чтобы быть счастливым, нужно быть здоровым. Здоровье физическое и психическое. Авторские размышления, статьи других авторов и ответы на письма читателей

http://subscribe.ru/catalog/science.health.tobehealthy

Этот человек добр, честен и порядочен, а, значит, нам всем не повредит встреча с ним. Желаю Вам сделать правильный выбор…



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!


© Наталья Гузик. «ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ» 2005 г.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.pedagogika
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное