Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология детей для родителей


Здравствуйте, уважаемые подписчики рассылки "Психологрия детей для родителей"!

Сегодня мы с вами обсудим еще одно письмо нашей читательницы с вопросом на всегда актуальную тему - детские "истерики".

Мое глубокое убеждение, подтверждаемое практикой консультирования детей самого разного возраста, состоит в том, что у детей НЕ БЫВАЕТ истерик "вообще", на пустом месте, от избалованности или желания досадить родителям.

"Истерика" - всегда в той или иной мере крик о помощи, сигнал о неблагополучии ребенка. Это может быть усталость или голод, начинающаяся болезнь, но еще чаще - это свидетельство нарушений внутри семейной системы.

Обратимся к сегодняшнему письму.

"Здравствуйте. Моей старшей дочке 2 года и 4 месяца (младшей 1 год). Она общительная, говорливая девочка, любит смотреться в зеркало, говорит про себя, что она красивая, хорошая. Мы с мужем тоже часто это ей говорим. Проблема в том, что она как-то странно воспринимает любую критику в свой адрес. Стоит чуть ругнуть ее, и она впадает в истерику: рыдает, всхлипывает, очень долго не успокаивается, как-будто сама себя накручивает, а может пол часа сидеть и тихо скулить, при попытке успокоить, погладить, поцеловать, равно как и при оставлении ее в одиночестве - расходится пуще прежнего. Часто такие истерики могут начинаться и с простого предложения что-нибудь одеть или сделать. Особенно, если предложить сделать это самостоятельно. Истерика гарантирована, если у нее что-то не получается (например, перевернулась колготка). При этом она даже не пытается продолжить, исправить, а сразу переходит на вой. При попытке заставить - опусает руки и говорит "не могу"."

Для ребенка, которому не исполнилось и полутора лет, появление в семье младшей сестрички или братика – непростое испытание. Потребность в тотальном внимании со стороны родителей не исчезает, желание заботиться о малышах, хотя бы и в игровой форме, еще не появилась. В так ой ситуации ревность – почти непременный атрибут, но вдобавок к ней появляется ощущение своей заброшенности, одиночества, недостатка внимания и тепла. Несмотря на то, что большинство детей хорошо справляются с травмой появления второго ребенка, это нередко меняет (или «заостряет») определенные характеристики личности (а в этом возрасте ребенок уже вполне личность).

Повышенное внимание к самому себе, попытки подчеркнуть свои положительные стороны, обратить на них внимание близких лишний раз, гиперчувствительность к замечаниям, скорее всего, являются проявлениями этих переживаний. Девочка на своем символическом языке обращается к маме и папе, пытаясь сказать – посмотрите, я тоже хорошая, ничуть не хуже малышки!

Второй фактор, который родителям ни в коем случае не стоит упускать из виду – кризис трех лет, связанный с появлением большей автономии и самостоятельности ребенка. Кризис трех лет практически всегда сопровождается негативизмом, капризность. Протестами – это связано с тем, что реьбенок ощущает свою возрастающую самостоятепльность и хочет ее реализовывать, однако средств для этого пока мало, в реальности малыш пока еще многого не может сам...

«Не могу» - типичное проявление этого кризиса, своеобразный запрос на помощь.

Вне всяких сомнений, не самый простой период в жизни ребенка и семьи в целом. Как же с ним справиться?

Многие тонкие приемы, позволяющие лучше понять душу ребенка, его переживания, может показать на консультации детский психолог-психотеорапевт. С помощью рисунка, разыгрывания сценок с игрушками можно довольно точно определить, что беспокоит ребенка, и понять, как ему можно помочь.

В целом приемы поведения родителей могут быть следующие.

Наложить запрет на любую критику в адрес ребенка по крайней мере на месяц-полтора. У нас есть иллюзия, что критика воспитывает, заставляет пересматривать свои поступки, чтобы в следующий раз так не поступать. Однако это заблуждение. Критика снижает мотивацию вообще что-либо делать и уж тем более делать это хорошо. Не стоит и перехваливать – по-любому поводу сообщать ребенку, что он гений. Нужен баланс между этими двумя стратегиями, а именно – поддержка и готовность  помочь, сотрудничество. Вместо того, чтобы ругать дочь за разбитую чашку, пролитое молоко или испачканное плаьтице, предложите поддержку и помощь. Если вы очень сердитесь, сначала выразите свои чувства – скрывать их не имеет смысла, они прорвутся в резком тоне или обидных словах. Начните так: «Я очень расстроена из-за этой разбитой чашки, я так ее любила… Давай вместе уберем осколки. Ты неси веник, а я поищу совок».

Чего мы таким образом достигаем? Во-первых, ребенок не узнает от нас, что он плохой и нелюбимый в том случае, если он сделал что-то не так. Во-вторых, его самооцуенка не страдает от резких и обидных слов в свой адрес (в вашем случае дочь особенно сильно страдает от критики, потому что и без того переживает непростой период, когда она ощущает себя несколько «отрезанной», оторванной от материнской заботы и внимания). В-третьих, он учится у вас справляться с возникшими проблемамит и неудачами. Не злится или плакать, а предпринимать практически шаги по их устранению.


В избранное