Если вы недавно подписались на рассылку, то прочитайте этот текст, а также этот.
Правильная духовная практика
Много разных разговоров ходит в курилках, секциях йоги и единоборств и даже церквях и ашрамах о духовности и, как следствие, духовной практике. Причем каждый вкладывает в это словосочетание свой, зачастую одному ему известный смысл. Цель это статьи - определить какая практика духовная и что такое духовность.
Очень часто к духовным практикам относят очень замысловатые вещи, ведущие к временному успокоению ума, как например, медитации или распевание мантр. Говорят, что это ведет к просветлению. И действительно, когда ум смолкает и очищается, появляется возможность увидеть Истину - истинную природу всего. Длится это, правда, лишь до тех пор, пока вы в уединении выполняете эту практику. Также сюда можно отнести некоторые боевые искусства в исполнении великих мастеров. То, что они дают и то, как
они дают, вынуждает учеников отказаться от всего того набора ментальных конструкций, с которым они пришли и опустошить ум, иначе просто не выжить. Это и приводит к просветлению.
Самое смешное, что даже отжимание от пола приводит к очищению ума. Стойка в "столбе" тоже очищает ум, особенно после часа стояния. Получается, что отжимание - духовная практика?
Очевидно, что духовная практика должна приводить к просветлению, но этим не ограничиваться. Также, очевидно, что она должна иметь долговременный эффект, который не зависит от времени и места, т.е. если вы просветлели в монастыре, а потом вышли и Игра-в-Жизнь снова вас увлекла, а ваш ум начал делить всех на хороших и плохих, добрых и злых, черное и белое, то такая практика мало полезна. Особенно, если такое "просветление" считается концом практики. Если же Просветление — это только
начало, то дело другое, вопрос, где же тогда конец? Что будет являться завершением?
Александр Зиновьев писал: «Духовность не измеряется уровнем образованности, бытовыми привычками и общей культурой, «правильными» — с точки зрения господствующей моды — убеждениями, даже личной душевностью и добросердечием. Всё это значимо, но всё это лишь сопутствующие признаки, следствия и эпифеномены. Духовный человек может быть необразован, иметь дурные манеры, очень странные убеждения и скверный характер. Потому что духовность определяется не этим. А только одним:добровольным
и осознанным отказом от главного социального наслаждения — участия в вечном и повсеместном унижении человека человеком. Тем самым он идёт против собственной человеческой природы — и в той мере, в какой ему это удаётся, перестаёт быть человеком и становится чем-то другим. Но не надо заблуждаться: такое перерождение, если даже оно возможно — привилегия немногих сильных духом людей».
Слова "добровольным и осознанным" выделены не зря. Очень часто мы видим, что люди буквально заставляют себя не унизить ближнего лишь потому, что за этим могут последовать серьезные проблемы. Достаточно открыть прессу или включить телевизор, чтобы увидеть то, как устраивают травлю коллег в коллективе, одноклассников в школе и т.д. И, как говорят представители МВД, лишь страх наказания может заставить потенциального преступника не стать реальным. И не смотря на это, все равно становятся!
Глядя на это невольно приходит осознание, что суть человеческой природы — злонамерение. Соотнося это с Зиновьевским определением духовности, получается, что суть духовной практики — работа по осознанию и разбору злонамерения.
Но, казалось бы, раз уж по всем священным книгам, человек создан по образу и подобию Бога, то о каком злонамерении может идти речь? Первый серьезный шаг в обозримом прошлом в исследование злонамерения сделал Р. Хаббард в Дианетике в 1950 году, исследовав работу человеческого разума. Он открыл, что у человека есть как бы два ума: аналитический, как совершенный компьютер и реактивный, действующий по принципу стимул-реакция. Реактивный ум совершенно нелогично оперирует данными и может подсовывать
аналитическому неверную информацию. Тот, в свою очередь, опираясь на ложные данные, приходит к ложным выводам. Например, люди, которые держат вилку в левой руке, должны быть уничтожены. Скажите чушь, так думают только психи? А чем отличается эта идея от той, что говорит, что все неистинные арийцы должны быть уничтожены? Ничем, но за ней последовали миллионы, а последствия данной идеи мы расхлебываем по сей день.
Проблема заключается вот в чем. Человек верит выводам аналитического ума, а данные в аналитический ум может подсовывать реактивный, который собирает их от "рождения" в разных травматических и опасных ситуациях. В итоге человек "засыпает", видя сны из каши информации реактивного ума, обработанной аналитическим. Подробно про сны и как они рождаются уже написано в статье «Спланированное
пробуждение». Ставя задачу пробудиться, начитавшись околодуховной литературы, мало кто понимает, что за этим стоит на самом деле.
Итак, промежуточной, но все же важной задачей духовной практики будет, во-первых, осознание, что ваши мысли — не есть истина, это позволит избежать многих проблем. Во-вторых, дальше нужно расчистить ложные данные реактивного ума, чем сильно озаботился Р.Хаббард в Дианетике. Практикуя это через регрессивное вспоминание моментов, когда данные попадали в реактивный ум, он быстро добрался до прошлых жизней и ему пришлось многое пересмотреть. С тех пор много воды утекло и много технологий было
разработано; чтобы хотя бы частично описать это пришлось бы написать очень толстую книгу.
Осознавая духовную, божественную, в прямом смысле слова, природу жизни, мы задаемся вопросом, а кто же тогда создал ум???!!! После многолетнего поиска исследователи пришли к выводу, что каждый сам себе ум и создал. Естественно, не для того, чтобы ум искажал ему реальную "картину мира", наоборот, ум был создан как совершенная вычислительная машина, которая должна была помогать духовному существу эффективнее творить, играть и побеждать.
А теперь отвлекитесь на минутку и представьте себе, что вы играете со своим ребенком в шахматы. Будете ли вы любыми способами пытаться выиграть, жульничая, пряча его фигуры, когда он отвернулся??? Очевидно, нет! Это есть состояния добровольной и осознанной игры, творчества. Что происходит, когда хочется выиграть любой ценой и игра становится навязчивой? Мы это видим вокруг: бизнесмены нанимают киллеров, чтобы убрать конкурентов, идут войны, половина населения Земли голодают. Девиз "победа
любой ценой" ведет к тому, что мы начинаем вводить в ум ложные данные, принимая слухи и домыслы за истину. А навязчивые игры, как написал Д. Стивенс в своем бессмертном труде «Анализ ума», рано или поздно становятся навязанными, а затем подавленными. И уже не мы играем в игры, а навязчивые игры управляют нами. Так и возник реактивный ум, ситуация с которым
продолжает лишь ухудшаться.
Теперь ясно, что финальным аккордом духовной практики должен стать этап полного разбора всех ложных данных, ложных целей, ложных противников, которые бережно охраняются умом, который мы же и создали. Человек, в ходе практики, должен восстановить обладание над умом, сделать так, что он управлял умом, а не ум человеком.
Наверное, вам уже интересно, какие же практики удовлетворяют этим критериям и могут называться духовными. Не претендуя на полноту и всестороннее знание вопроса, назову две, которые обещают (и, похоже, это правда) довести до конца всех, у кого хватит сил и решимости практиковать их всерьез. Это, во-первых, «Анализ ума» Д.Стивенса , во-вторых
совокупность процессингов Усачева ("Процессинг игр", "Процессинг ресурсов"). На мой субъективный взгляд система Стивенса выстроена точнее, хотя для новичка может быть трудна в понимании на начальном этапе. Я, например, будучи уже не новичком, 10 раз перечитывал книгу, прежде чем приступил к практике, поэтому рекомендую не заморачиваться на понимании теории, оно приходит по ходу практики, действительно приходит!
Есть еще много хороших духовных технологий, например, от Живорада Славинского, которые хорошо помогают разрешить серьезные проблемы на духовном уровне. Я тоже внес свою лепту, создав курс «Познание Смысла Всего Сущего». Но все же, чтобы отличить технологию от полноценной практики, нужно принять еще один критерий - ускорение. По разным оценкам, только в этом вселенной
мы находимся от 70 триллионов лет или больше и сколько было вселенных до этой, никто не знает. Разобрать все данные, которые накопились в уме за это время, при линейной скорости займет еще триллионы лет, тогда как хочется покончить с этим за одну жизнь. Нужно ускоряться и практика, в отличие от технологии, должна это ускорение обеспечивать.
Вместе с тем, у духовной практики есть и свои минусы. Вскрывая пласты ума, практикующий может наткнуться на вещи, которые он не в состоянии быстро обработать. Это может привести к временному дискомфорту, начиная от болезни, заканчивая странным поведением. Если не пугаться и продолжать, то все быстро восстанавливается, но иногда бывает действительно страшно. Но тот, у кого хватит решимости идти, не останавливаясь, дойдет до сияющих вершин!!!