Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Доброго времени суток!

Сегодня я предлагаю вашему вниманию материал из пятого номера журнала для
людей с нарушениями зрения "Чистый голос" за 2005 год.

Статья сделана по материалам нашего дискуссионного листа и любезно
предаставлена нам Альбиной Саматовой.

Начало статьи:

Поговорим

Дорогие друзья! Сегодня мы публикуем в этой рубрике несколько писем из
интернет-рассылки <вопросы ориентировки в пространстве слепых и
слабовидящих>. В рамках данного дискуссионного листа поднимается много
интересных и важных проблем, которые касаются непосредственно незрячих и
слабовидящих. Надеемся, что эта публикация вызовет заслуженный отклик среди
наших читателей и дальнейший интерес к подобным материалам.

Здравствуйте уважаемые участники рассылки!

Хотелось бы поднять очень важную, на мой взгляд тему.

Когда пришлось активно самостоятельно передвигаться по городу

я заметила, что после каждой вылазки эмоционально очень устаю

В некоторых ситуациях передвижения по городу приходилось прибегать к помощи
окружающих.

Или окружающие сами проявляли инициативу в предложении помощи. Люди
встречались разные, одни начинали активно жалеть и я испытывала очень
тягостные чувства, другим обязательно надо было знать что со мной случилось,

третьи очень мило общались, но считали, что лучше меня знают в чём я
нуждаюсь и

куда я хочу попасть. Вобщем-то это чаще всего сопровождалось неприятными
эмоциями.

В какой-то момент, когда я поняла, что больше так не может продолжаться, я
решила

для себя, что буду сама решать как повернуть разговор в подобных случаях.
Получилась

следующая схема:

1. Если начинали активно жалеть по типу "Ах бедненькая" или "Какое же это
несчастье!"

то это значило одно, человек сам очень нуждается в жалости или просто только

так и привык общаться. В первом случае нужно было повернуть разговор так,
чтобы

человек сам начал жаловаться. Фразы типа "А Вы счастливы?" или "Да, а
посмотрите

что с ценами делается!" прекрасно выполняли эту задачу.

2. Если люди начинали спрашивать "А что же с Вами случилось? А как же Вы
живёте?"

это означало жуткую потребность во впечатлениях. Здесь можно уже отличить
тех

кто просто хочет удивляться и начать им рассказывать нечто занятное из своей

жизни (где учусь, где работаю, как готовлю и т.д.) Однако здесь ни в коем
случае

не нужно воспринимать свой рассказ как доказательство своей полноценности,
это

всего лишь интересное времяпрепровождение при оказании Вам помощи и плата за

помощь. Удивление это очень сильная и прогрессивная эмоция идля хорошего
человека

можно его устроить.

Другой тип людей, которые не могут прожить без страшных историй, обычно
более

настойчивы в вопросах. Здесь можно сделать загадочный вид и сказать что это
очень

долгая и грустная история и позволить человеку самому фантазировать. Или же
если

есть настроение то можно сочинить на ходу какой-нибудь душещипательный
рассказ.

И Ваши творческие способности потренируются и человеку приятно будет.

Скажите, может кто-нибудь встречал на своих путях ещё какой-нибудь тип
помощников?

Или Вы можете дать свой вариант поведения с выше описанными типами
добровольцев?

Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями и найденным способом обращения с

такими людьми.

Думаю, Это будет для всех очень интересно и полезно.

--

С уважением,

Natalia mailto:orientati***@i*****.ru

Здравствуйте!

Интересная градация, мне как-то не приходило вголову делить людей таким
образом.

Я всегда работаю на импровизации. Это лучший для

меня вариант, т.к. прежде чем начать "платить", надо во-первых, выяснить
настроение

помогающего, а на это уходит достаточно много

времени; во-вторых, у меня не всегда "говорливое настроение"!..

цитата: Скажите, может кто-нибудь встречал на своих путях ещё какой-нибудь
тип помощников?

Встречал!.. Почему-то сразу определились такие: "молчащие"! Хватают за руку
(чаще

вообще за что ни попадя) и "ташат" (как говорила

щука из "понедельник начинается в субботу", через дорогу или ещё куда. Мне
не

раз приходилось чуть ли не силой вырываться. Однажды

даже пришлось подчиниться и пойти туда, куда вели (на мнимую остановку, т.к.

я знал, что там её нет, а человек был уверен, что есть

и меня, разумеется, слышать не хотел), после чего я откровенно сбежал к
подъезжающему

автобусу, благо водители меня хорошо знают,

подобрали на ходу. Было и так, что приходилось садиться на совершенно
ненужный

мне маршрут и, проехав пару остановок, выйти и

пересесть в правильном направлении. Я достаточно хорошо знаю город, а потому

могу себе позволить подобные штучки.

Цитата: Или Вы можете дать свой вариант поведения с выше описанными типами
добровольцев?

Признаюсь, один раз даже дал, извините, по физиономии, иначе отцепиться
просто

было невозможно. Помогло! А вообще всё же прежде чем

соглашаться на помощь, постарайтесь определить хотя бы в черновом варианте с

тем, кто собирается вам помочь. Это видно буквально с

первых слов - как к вам обратились. Если звучит фраза: "Разрешите вам
помочь"

или в этом роде, данный человек гарантированно вас не

подведёт. Если учуяли запах алкоголя - лучше постарайтесь отвязаться, и чем
скорее,

тем лучше. Вариантов так же много. Вы же знаете

на пути все свои магазины, ларьки и т.п. Загляните туда под любым предлогом.

Пьяные обычно дальше двери не ведут. Это очень редкий

случай. А ждать вас сто процентов не станет, он тут же всё забудет, если
вообще

не двинется дальше. А в магазине всегда есть чего

спросить, причём так, что сразу станет ясно "вы забыли деньги дома" или у
вас

их просто не хватает. И вы, расстроившись, покидаете

магазин до лучших времён.

Есть ещё и тип людей, желающих просто выговориться. им до лампочки о чём
говорить,

лишь бы их слушали. С такими проще всего. Иди,

поддакивай время от времени и всё будет путём. Только за дорогой следить
надо,

иначе есть большой шанс, что вы попадёте не совсем

туда, куда шли.

Лично я чаще всего прибегаю к самой простой хитрости: люди любят, просто
обожают

рассказывать о себе, какие они хорошие и добрые.

Как у них или у свата с братом были проблемы со зрением, и что им помог
тот-то

и тот-то. Я просто перевожу разговор на "страждущего"

и в достаточном комфорте провожу данный отрезок пути. Помогающий в этом
случае

удваивает своё внимание на то, как вас провести,

чтобы в лужу не попасть, чтоб не споткнуться и т.д. Попробуйте сделать вид,
что

вы подвернули ногу, так он согласен будет нести вас

на руках чуть ли не до самого дома, лишь бы вы слушали его.

Я не психолог, не спец по ориентированию, давать советов не могу и не
собираюсь

этого делать. К тому же хочу заметить, что вмоём

городе у людей врождённое желание помочь. Я никого не хочу обидить, но тот,

кто хоть раз бывал в Одессе знает, что я ничуть не

преувеличиваю. Поэтому мои рассуждения на данную тему скорее всего выпадают
из

общего контекста.

С уважением,

Александр! г. Одесса!

mailto:virtus***@m*****.ru

Доброго времени суток!

Вот тут народ затронул тему коммуникабельности и общения на улице.
Интересный

разговор. Мне кажется, что однозначного решения данного вопроса нет, т.к.

каждый по своему коммуникабелен или некоммуникабелен и выходит из положения

тем или иным образом в сложившейся ситуации.

Я имею некоторый опыт в данной области, поскольку неоднократно бывал в

незнакомых месностях имея при себе только восовский билет, сигареты,

зажигалку и приблизительное название того пункта к которому был

прикомандирован. Невсегда при мне была даже трость, что есть грубейшее

нарушение методики и элементарной техники безопастности.

На мой взгляд главное перестать бояться контактировать с местным

народонаселением, а далее по пунктам:

1 - холодная голова. отсутствие внутренней паники. вы живы, здоровы, руки и

ноги целы, а остальное ерунда - вопрос времени;

2 - надо вспомнить весь свой маршрут от пункта "А" до места, где вы

осознали, что заблудились или потерялись. если нельзя вернуться обратно, то

надо начать действовать. Бездействие приводит лишь к потере времени,

накручиванию себя и тех, кто вас ждёт или потерял и т.п.

3 - выясняете своё местоположение сперва по местным ориентирам: дорога,

перекрёстки, скопление людей, лесополоса, поле и прочие. дальше выбираете

субъекта, к которому вы хотите обратиться за помощью. По своему опыту скажу,

что "субъект помощи" в городе, в сельской местности, за границей родного

государства, в транспорте и других местах вашего возможного прибывания

неодинаков. Мне приходилось бывать и в городах и в деревнях, где народа

почти нет, а соседние деревеньки или райцентры находятся на расстоянии до

нескольких километров и невсегда была возможность сразу же на месте

кого-либо отловить, чтобы задать все свои вопросы. Если вы заблудились в

городе, то, на мой взгляд, самое неблагодарное дело гоняться за гражданами,

которые находятся в движении, т.к. до них, как правило, очень тяжело

достучаться - они тебя просто не слышат, полностью поглащённые своим

маршрутом. Прямо как по методике: "на маршруте ни о чём не думать, кроме как

о маршруте". :)) В такой ситуации лучше всего, если по близости есть

торговые точки, подойти к ним и начать выяснять своё местоприбывание у

продовцов или их покупателей. Если же торговых точек нет и вы вынуждены

тормозить идущих, то не стоит их пугать всевозможными фразами, типа: "вы

немогли бы уделить мне несколько минут..." или "пожалуйста, помогите

мне...". Как подсказывает мне мой субъективный опыт, прохожие шарахаются от

таких фраз ожидая, что им сейчас начнут впаривать какую-либо дребедень или

будут активно агетировать за ту или иную религиозную организацию. Я

выработал себе стандартную и короткую фразу: "Извините пожалуйста, мне

нужна помощь...". Дальше, как правило, народ тормозит своё движение и тем

или иным образом помогает либо извиняется и идёт дальше. Если вы находитесь

в не очень населённом месте, то вполне нормально подойти к сидящим бабушкам,

стоящим машинам, если в них угадывается какая-либо жизнь или просто зайти на

частную территорию (чей-либо участок) и просто, по-человечески, объяснив

ситуацию, попросить помощи или совета. Как правило, в 99 процентах, это всё

у меня срабатывало.

4 - если же ваше положение безнадёжно и вы явно не сможете выбраться без

посторонней помощи, то смело можете интересоваться ближайшим отделением

милиции и уже добравшись до туда просить там помощи или связи с теми, кто бы

за вами приехал. По мнению многих московская метрополитеновская милиция не

обладает качествами позволяющими им видеть что-либо не сулящие заработка или

галочки в отчёте, но мне, видимо, повезло. Когда я не встретился с нужными

мне людьми на Киевском вокзале, а позвонить я не мог по причине отсутствия

мобильника и не знания где находятся таксофоны, я направился в ментовку,

объяснил ситуацию и местные менты мне всё сделали по высшему разряду:

посадили меня за стол, дозванивались по указанному мной телефону и не

позволили себе ничего такого, за что бы я их мог укорить.

Вот, в крадце, и всё. Единственное, что хочется ещё сказать, так это то, что

надо постараться всегда удерживать в голове картинку маршрута и получить

зарание максимум информации о районе, куда вы собираетесь направиться. В

неприятностях лучший выход из положения - это движение вперёд. Нельзя

останавливаться и ждать. Ожидание только навредит вам.

С уважением,

Алексей Любимов.

Здравствуйте, Михаил И все остальные, кто интересуется вопросами ориентации.

Действительно, ориентационное общение - это очень важная составляющая
свободного

перемещения в городе. Умение общаться с прохожими составляет 50 если не
больше

процентов успеха в этом деле.

Я часто бываю в других городах или в незнакомых районах своего города, но
редко

попадаю в затруднительные положения из-за полной дизориентации. Собственно,
такое

случалось либо поздним вечером/ночью, либо на окраинах. Хотя и это довольно
условные

сложности, ведь все равно вокруг не джунгли и людей довольно много. В
крайнем

случае, можно и на дороге проголосовать машину чтобы разобраться в
обстановке

хотябы. и в окна близлежащих домов постучаться. Ну да хоть бы и витрину
магазина

разбить, если вы уже замерзаете на лютом морозе. По сигнализации через
несколько

минут у вас уже будут надёжные провожатые. :-)

Конечно, это не есть руководство к действию. просто всегда необходимо в
первую

очередь продумать, что именно Вам угрожает и как этого можно избежать.
Осознание

такой возможности придаёт Вам уверенности. Просто нужно продумать и принять
к

сведению все доступные способы сохранить свою жизнь и здоровье от
необратимых

изменений к худшему, а потом уж становится легче искать более щадящие меры
выхода

из нежелательной ситуации.

Конечно, я не говорю здесь о криминогенном окружении. Но тут уж извините, по

статистике зрячие чаще на такое попадают. Ну и, конечно, есть такая наука -
Виктимология, которая изучает поведение жертвы. Доказано, что человек часто
сам навлекает на себя противоправные действия провоцируя их либо своей
чрезмерной самоувереностью, либо же напротив, своим страхом. Первое служит
как вызов и вызывает именно агрессию, второе же порождает жестокость
сильного по отношению к слабому. Конечно, эту грань очень сложно бывает
ощутить, особенно, если вы склонны к какой-либо из этих крайностей.

Меня не раз и даже не два выручали в сложных ситуациях дизориентации шайки
уличных

сявок и откровенных хулиганов. В то же время одного моего хорошего
знакомого,

творческого человека, склонного к излишней демонстрации своего независимого
нрава

в том же районе били почти каждую неделю на тех же улицах, и подозреваю, те
же

сявки, которые пару дней до этого так помогали мне. ...

У этих людей очень нестабильная психика, и они часто весьма склонны
бросаться

в крайности. В конце концов, это личный выбор моего товарища...

Ну, и конечно, в любом случае, лучшее лечение - это профилактика. Не
ленитесь

продумать, как избежать нежелательной ситуации и старайтесь придерживаться
выбранной тактики, не смотря на внешние возмущения.

Если Вас приглашают в гости, договоритесь, чтобы Вас встретили на остановке.

Нет в этом ничего зазорного. Не фигурируйте мобильником на видном месте, Тем

более, если оно Вам кажется совершенно безлюдным Ну и так далее.

Но это всё экстремальные ситуации. О них нужно знать, и стараться в них не
попадать

по своей воле.

Чаще же всего мы попадаем в обычные повседневные ситуации на многолюдных
улицах

города. Здесь я для себя твёрдо усвоил, что по настоящему плохих людей так
же

мало, как и по настоящему хороших... В этом должно быть равновесие. А больше

всего людей просто равнодушных. И пробегает он мимо вас скорее всего, не
потому

что питает к Вам глубокую неприязнь (Такие уж пусть и проходят мимо!), а
потому,

что даже не догадывается, что Вам нужна помощь. А может и догадывается, но
не

знает как он Вам может помоч, а спросить стесняется. Да, именно стесняется.
Я

наблюдаю это очень часто. Человеку нужно сделать над собой некоторое усилие,

чтобы предложить Вам свою помощь. Вот часто и не спрашивают, а просто берут
подмышки и вталкивают на эскалатор, а потом опасаясь за тебя же, ещё и
забывают отпустить, когда ты уже поехал, а ему-то ехать не нужно!

И это не злой умысел. Это элементарное невежество. Причём невежество с обоих

сторон, с нашей стороны оно не менее дремучее. Кто вам доктор, если Вы не
можете

всем своим видом показать, что нуждаетесь в помощи. Попросите вашего друга
или

родителя отрепетироать с вами то, как нужно "растеряно" озираться, как
сложить

озадаченное выражение лица, чтобы это было понятно издали любому
неподготовленному прохожему.

общаясь со случайным прохожим не следует забывать, что он лично ничем Вам не

обязан. Недопустимо распускать эмоции, раздражаться или сердится на него,
если

он не хочет или не умеет Вам помоч. А вот улыбка должна присутствовать
обязательно.

Если не хочет, Бог с ним, вокруг есть другие люди, если же хочет, но
неумеет,

то нужно подсказать человеку, как правильно держаться за руку, как указать
направление

и т.п. Кому как не Вам это знать. Относитесь к окружающим несколько
отстранённо,

снисходительно и, в тоже время, дружелюбно, ничто не должно Вас трогать до

глубины души, кроме прямой угрозы. Представьте, что Вы агент иностранной
разведки,

и Вам нужно выполнить свою задачу несмотря ни на какие личные переживания. Я

это называю позицией профессионала. Поверьте, очень помогает, ведь мы с Вами

и так должны являться профессионалами в деле пространственной ориентации и
здесь

не до эмоций.

Старайтесь расположить человека к себе. Поговорите с человеком, который
взялся

проводить Вас до следующего квартала. Распросите, что здесь находится, мимо
чего

вы проходите. Я так часто узнаю очень интересные факты о появлении новых
магазинов

на улице по которой хожу каждый день почти или забредаю раз в месяц.
Ответьте

на его вопрос о причине потери зрения Вами. Удовлетворение его любопытства -

это своего рода ваша плата за помощь. Если Вам неприятно говорить об истиных

причинах и ворошить прошлое, ну выдумайте красивую легенду. Это ещё лучше
подействует на впечатлительную натуру, глядишь и он ещё квартальчик с вами
пройдётся.

Если Вы даже не нуждаетесь в помощи в данный момент, а Вам её предлагают,
откажитесь так, чтобы у человека не пропало желание предлагать свои
услуги в другой раз.

Я, например, вообще редко в таких случаях отказываюсь. И самому легче, можно

немного ослабить неизбежное напряжение самостоятельной хотьбы, И узнать
что-нибудь

новое об окружающем мире.

Но, в то же время, не позволяйте себе потерять контроль над ситуацией, даже
если

вас провожает вполне дружелюбно настроенный человек.

Почти всегда меня при этом просят убрать трость и не волноваться. Я никогда
трость

не убираю, а прошу не обращать внимания на её присутствие. Просто, конечно,
уже

не нужно ею далеко раззмахивать, и постукивать перед собой только в редких
случаях,

Но нельзя забывать, что человек не имеет ещё навыка сопровождения незрячего,

и в пяти случаях из десяти не предупредит о ступеньках, а если и
предупредит,

так из этого предупреждения совершенно непонятным останется для Вас вверх
или

вниз эта ступенька, одна она или их сразу несколько. Ну и, конечно,
контролируйте

по мере сил и возможностей, в каком направлении вы движетесь. Даже из самых
добрых

побуждений, человек может завести Вас совсем не туда, куда бы Вам хотелось и

посадить совсем не в тот троллейбус, который Вам нужен. Опять-таки побольше
спрашивайте.

Если чувствуете, что человек колеблеться в выборе нужного Вам поворота или
транспорта, начинайте и сами активно интересоваться этим у окружающих.

Правда, и дружелюбный тон не всегда уместен. Бывают ситуации, когда
пытаясь

помочь, человек делает это неправильно, чем подвергает Вас опасности. Мне не

так уж редко, приходится повышать голос на таких помощников, которые
пытаются

вывернуть мне руки при выходе с эскалатора, удержать за шиворот при входе на

него же, или придержать сверху при выходе из троллейбуса или вагона поезда,
что

является грубейшим нарушением техники безопасности. Тогда бывает некогда
объяснять

человеку, что он не прав, и резкий окрик оказывается единственным средством
уберечь

его от ошибки. После этого, разумеется, немедленно нужно извиниться и
объяснить

своё поведение, но уже в безопасной обстановке.

Опять таки, в гор. транспорте не следует вести себя пассивно. Если
остановки

не объявляются, то ваша задача состоит в том, чтобы как можно большее
количество

людей были в курсе того, на какую остановку вам нужно выйти. Один человек
скорее

забудет о вашей просьбе уже через 3 минуты, тем более, если это водитель
маршрутки.

Если кого-то одного просите подсказать остановку, то делайте это погромче,
чтобы

как минимум полсалона была в курсе.Ну и помните, что лучше недоехать, чем
переехать...

Я прошу прощения за менторский поучающий тон изложения своего личного и
глубоко

субъективного опыта. Сказывается, преподавательская закалка.

Но я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Во
многом

я могу быть не прав и даже уверен, что ошибаюсь в большой части своих
суждений.

Но это именно, то, что я избрал в качестве своего стиля ориентационного
поведения,

и что в моём случае довольно успешно работае.

Что касается научных методик ориентации, то они очень
много

дали мне в плане повышения безопасности. Ознакомившись сними, я свёл к
минимуму

травмы и опасные ситуации. Часто методика на первый взгляд является
неоправданно

загруженой чрезмерными предписаниями и осторожностями. Но я убедился, что
большинство из этих предписаний действительно уменьшают вероятность
негативных ситуаций, в чём, собственно, и состоит их задача..

Но это ещё не значит, что методика содержит абсолютную
истину.

К ней тоже нужно подходить критически и искать новые решения старых проблем.

Вспомним хотябы методики тридцати- сорока- летней давности, которые учили
подсчитывать и запоминать количество шагов на каждом отрезке пути между
поворотами. Существование внешних ориентиров в этих методиках практически не

учитывалось. И эти методики работали, но сами понимаете, не для всех и не
всегда...

Современные методики тоже не для всех, и не всегда,

Но в них уже очень хорошо подобран и систематизирован опыт тысяч людей.
И

начинать всё же надо с изучения такой методики, а поправки вносить в неё уже

на основании многолетнего стажа и проверенного опыта многих людей.

Удачных дорог!

С уважением Сергей Картавцев.

Доброго времени суток!

Александр писал:

"Мои многолетние наблюдения говорят, что в 90 случаев из ста вам помогут

люди: пожилые, слегка на веселе, пережившие какую-то жизненную трагедию.

БомЖи - это самые потенциальные помощники. И можете мне что угодно

доказывать, но они лучше всех окружающих понимают инвалида. Их жизнь

заставляет это понять. Ведь не все они алкаши - это тоже надо учитывать."

Раз уж зашла речь об наблюдениях и о категориях добровольных помошников, то,

позвольте, и мне рассказать немного о своей классификации.

Город у нас очень большой и народу здесь всякого ходит великое множество.

Чаще всего люди просто не видят, поглощённые своим маршрутом, темпом и

собственными проблемами. Доходило даже до курьёзов, когда ужасно спешивший

молодой человек, споткнувшись о трость и упав на четвереньки, т.е. перейдя

на полный привод (4 на 4), обсалютно не замедлев своего движения, доскакал

до ступенек в таком виде, и перейдя вновь на задние конечности, побежал

дальше.

Да, это всё грусно и смешно, но это есть и с этим стоит смириться.

А теперь о классификации.

1 - люди глубако или искренне верующие.

2 - люди которые сами были у "черты"

3 - люди, у которых в их ближайшем окружении есть инвалид той или иной

категории

4 - кавказцы

Тут важен не возраст и положение, а внутренняя сущность человека. Бывает к

тебе подойдёт парнишка лет двадцати и поможет так, как тебе не помогал

инструктор, если такой находился, или друг, который, казалось бы, знает всё

и вся. Разговоришься с ним и окажется, что парнишка-то ветеран очередной

горячей точки и друзья у мего инвалиды, да и сам он цел и здоров только на

первый взгляд... А какая-нибудь пожилая женщина, которая, по идее, подходит

по всем параметрам под категорию "добровольно-принудительный помошник"

кидает в лицо фразу, что, дескать, инвалидов развелось... самим есть нечего,

а тут ещё...

По поводу кавказцев не удивляйтесь. Я специально выделил эту категорию, т.к.

сам долго ломал голову почему они! У нас в городе их чмырят и пинают на

каждом углу, а они, не говорю что все, но многие, всё равно подойдут и

помогут. хотя, как мне кажется, должны были давно вознинавидить русских. Всё

оказалось проще простого - воспитание. Они воспитаны на принципе: уважай и

почитай старшего, не обижай младшего, помоги слабому. Может не совсем верно,

но, думаю, суть ясна.

С уважением,

Алексей Любимов

mailto:orientati***@m*****.ru

Конец статьи.

С уважением,
Алексей Любимов
mailto:orientati***@m*****.ru
icq:250909688

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 78 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Mon, 21 Nov 2005 23:41:26 +0300 (#478583)