Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] материалы по мобильности.

Категорически приветствую, всех!
Наверное эта тема в листе обсуждалась неоднократно. Но, как это часто
бывает, "пока гром не грянет, мужик не перекреститься".

Меня интересуют материалы по мобильности незрячих в любом цифровом,
доступном нашему брату формате.
Прежде всего, интересуют материалы по методике обучения работы с длинной
тростью. Все, что на сегодняшний день есть по этой теме:
способы хвата длинной трости;
методики тренировки с длинной тростью в различных условиях;
порядок и принципы освоения приемов работы с длинной тростью, и т. п.

Моя безграничная благодарность всем откликнувшимся!

Ответить   Sat, 13 Jul 2013 10:29:10 +1100 (#2784819)

 

Ответы:

Доброго времени суток!

Вы писали:
"Меня интересуют материалы по мобильности незрячих в любом цифровом, доступном
нашему брату формате."

Вот небольшой список материалов, который может Вам помочь.
Скажу сразу, описание приёмов использования белой (длинной) трости в полном объёме
не описаны нигде.

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы
III-IV вида
http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/obuchenie-orientirovke-v-prostranstve-uchaschihsja-3728
Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов
по зрению
http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/retrospektivnyj-analiz-soderzhanija-obuchenija-orientirovke
Осваиваем окружающее пространство
http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/osvaivaem-okruzhajuschee-prostranstvo
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для
детей с нарушением зрения)
http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/programmy-specialnyh-korrekcionnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenij

Азарян, А.Р. Применение специальных приспособлений в обучении слепых и слабовидящих
детей в ходьбе в различных условиях
Балашова Я.В. Ориентирование и мобильность: свобода передвижения // Проблемы
социализации детей и молодежи с нарушением зрения
Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся
старших классов школ для слепых и слабовидящих детей
Гудонис, В.П. Как слепые оценивают навыки ориентировки в пространстве
Наумов, М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке
Петров, Ю. И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве
Петров, Ю.И., Садчиков, А.П., Блинникова, И.В. Особенности ориентировки незрячих
в пространстве
Сверлов, В.С. Ощущение препятствий и его роль в ориентировке слепых
Сверлов, В.С. Пространственная ориентация слепых
Сверлов, В.С. Методика обучения слепых ориентировке в большом пространстве
Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей
ориентированию в пространстве и мобильности
Социальная адаптация инвалидов по зрению (Методическое пособие) 3ступень (Пространственная
ориентировка)
Шредер Фред Самостоятельное взросление Использование белой трости слепым ребёнком

А также другие книги и методические пособия, включая программы, изданные в разное
время различными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

Ответить   Алексей Любимов Sat, 13 Jul 2013 05:16:52 +0400 (#2784840)

 

Категорически приветствую, Алексей!

13.07.2013 12:16, Алексей Любимов пишет:

объёме

Ну, уже есть за что зацепиться и от чего отталкиваться.
Благодарю за список.

Ответить   Sat, 13 Jul 2013 20:03:19 +1100 (#2784981)

 

Позволю себе поделиться тем, что помню из обучения в Волоколамске
помноженным на собственный
почти сорокалетний опыт хождения с тростью.

1) Не бойтесь мелких травм,
старайтесь не обращать на них внимания
(ну, потом дома чем-нибудь помажете).

2) Чем длиннее трость - тем безопаснее
(если трость коротка, то заметив яму под ногами,
вы можете просто не успеть остановиться).
Лет десять назад была у меня трость,
купленная в Берлине,
длину которой можно было изменить за секунду;
это очень удобно,
потому что
в толпе длинная трость опасна для окружающих.

3) Желательно уметь держать трость
одинаково хорошо и в правой, и в левой руке.
(Я очень благодарен слепой девушке,
посмеявшейся надо мной, что
я умею управлять тростью только правой рукой;
я стал после этого тренировать и левую руку;
а когда сломал правую руку,
будучи один в горах,
то не знаю, как бы выбрался оттуда,
если бы не эти
хоть и немногочисленные тренировки.)

4) Главное:
как правило нужно пользоваться
маятникообразным методом хождения с тростью:
когда вы делаете шаг правой ногой,
трость ощупывает дорогу впереди-слева,
а когда шагаете левой - впереди-справа.
Трость при этом либо скользит по земле
(это лучше,
но не всегда получается),
либо вы ею машете
только дотрагиваясь до земли в дальних точках -
на каждый шаг (как написано выше).
Когда дорога очень хорошая,
я иногда позволяю себе
махать тростью вдвое медленнее:
под шаг правой ногой машу влево и щупаю там,
а потом щупаю справа
только под следующий шаг правой ногой -
это если трость достаточно длинная.

5) Второй способ:
вы ведете тростью по стене дома,
по бордюру тротуара или по краю тропы.
Этот способ намного хуже,
т.к. идя вдоль стены,
рискуешь удариться головой
о какой-нибудь выступ этой стены,
или (что менее неприятно)
налететь на урну и т.п.,
или свалиться в яму,
в которую выходит окно подвала.
Лучше идти посередине.
Но часто приходится
все-таки прибегать к этому способу.
Тогда должно соблюдаться железное правило:
если стена или бордюр,
по которому вы ведете палкой, слева -
палка должна быть в правой руке,
если справа - то в левой.
Тогда есть шанс,
что вы не налетите на препятствие,
неожиданно оказавшееся перед вами.
Если дорога хорошая
и применять вышеописанный
маятникообразный метод лень,
то можно и идя по середине дороги,
применять диагональный метод:
палка в правой руке,
а конец ее ощупывает дорогу слева,
или палка в левой руке
ощупывает дорогу справа.
По той же причине.

6) Очень опасна следующая ситуация:
вы идете,
замечаете какое-то препятствие
и делаете шаг в сторону,
чтобы его обойти.
Потому что в стороне может оказаться яма
или что-нибудь еще неприятное.
Как бы вы ни торопились,
прежде чем делать шаг в сторону,
быстро ткните туда палкой.
Другая характерная опасность:
вы переходите дорогу,
всё внимание - на несущиеся на вас машины;
благополучно перешли -
и не заметили яму или заборчик,
или дорожный знак на уровне головы,
или что-нибудь еще,
поджидающее вас на краю дороги.
Дойдя до края дороги
нельзя полностью расслабиться
и порадоваться, что на этот раз вас не переехали,
а надо быстро переключить внимание
на возможные неровности.

7) Почему-то считается, что
для слепых представляют трудность ступеньки.
Это вероятно для слепых,
не пользующихся тростью
или пользующихся слишком короткой.
По-моему, было бы замечательно, если бы
вся дорога состояла только из лестниц:
во-первых, по лестницам не ездят машины;
во-вторых, лестница - прекрасный ориентир
(бывало множество раз:
иду по Кисловодску и думаю
"А где я нахожусь?"
(спрашивать прохожих - дело хлопотное,
потому что кисловодчане
как правило не знают названий улиц),
и вдруг - лестница знакомая -
и я сразу точно понимаю, где я и куда иду).
И третье достоинство лестницы:
абсолютно понятно,куда идти:
надо идти перпендикулярно ступенькам;
так что, если эта лестница в надежном месте (скажем, в метро
или вы тут проходили час назад),
и нет опасности, что
некоторые ступеньки разбиты,
то можно расслабиться
и отдохнуть от напряженного ощупывания дороги,
посмотреть на часы, высморкаться и т.п..

8) Трость - прекрасная вещь;
но если дорога по-настоящему плохая,
то не следует переносить тяжесть на ногу,
сделавшую шаг,
пока эта нога
не ощупает место, на которое наступает
(конечно, это ощупывание должно продолжаться
долю секунды,
желательно, очень маленькую долю).

9 Идя, надо стараться
обращать внимание на звуки,
которые смогут послужить ориентирами,
если вы вдруг потеряете направление.

10) Обувь должна быть удобной,
не шлёпанцы, не туфли на высоких каблуках,
лучше всего - кроссовки.

Извините за слишком длинное письмо

Илья Миклашевский
i.miklaszews***@y*****.ru

Ответить   Sat, 13 Jul 2013 14:00:51 +0400 (#2785154)

 

Категорически приветствую, Илья!
Большое спасибо за столь развернутый ответ!

13.07.2013 21:00, Илья Миклашевский пишет:

Совсем даже наоборот. Для меня показалось это чрезвычайно короткой, хотя
и весьма дельной и полезной инструкцией.
Теперь, используя ваше письмо, знаю от чего оттолкнуться и на что
ориентироваться, осваивая трость...
Опытный ходок может подсказать то, чего в книжках никогда не найдешь.

Ответить   Sun, 14 Jul 2013 12:13:43 +1100 (#2785222)

 

Всем привет!ием, Сергей Индерейкин

Извините за слишком длинное письмо

Илья, не стоит извиняться. Наоборот, большое вам спасибо за ваши замечания
по этому вопросу, думаю это многим полезно было прочитать.

С уважен

Ответить   Sun, 14 Jul 2013 12:37:59 +0400 (#2785290)

 

Здравствуйте, Илья.

Вы писали 13 июля 2013 г., 14:00:51:

Большое спасибо, только вот лестницы по-моему бывают теперь
полукруглые, как сами здания, такая мода пошла.
И еще- незнаю у кого как, но когда я хожу маятниковым способом и
быстро- я делаю как бы 2 удара тростью, как бы скользящих, может быть
это привычка такая дурацкая, но мне кажется что лучше помогает.
Короче говоря на каждый шаг- 2 ощупывающих движения,
такое у меня выработалось наверное в связи с неровными дорогами, поскольку
просто щупать ведя трость не всегда бывает возможно.

Ответить   Mon, 15 Jul 2013 00:50:33 +0400 (#2785487)

 

привет всем участникам рассылки!вступая в дискуссию,хочется
сказать,что,имея такие ресурсы в организации,инвалиды могли бы быть более
реабилитированными.я помню пору расцвета вос,когда чуть ли силком отправляли
в швтс .а как проходили конкурсы по реабилитации!и всё это требовали свыше,а
потом на полном серьёзе тровали отчёт о прделанной работе.в ту пору,несмотря
на то ,что занимались распределеним квартир и т.п.,сумели бы большее
количество инвалидов обучить компъютерным и другим технологиям.а
сейчас,похоже,ни кто ни с кого не спрашивает,а если спросят,видимо,есть
возможность гладко отчитаться.инвалиды варятся в собственном соку,а штаты
заняты тем,чтобы их меньше беспокоили.я думаю- нам надо подняться всем
обществом,как-то сконсилидироваться и поднять свой уровень
реабилитации,иначе говорить об интеграции по крайней мере смешно.спасение
утопающих дело самих утопающих.

Ответить   Tue, 16 Jul 2013 02:53:50 +0400 (#2786050)

 

Всем привет! Я на своём опыте убедился, что ждать от кого-то чего-то бесполезно.
Имея огромный опыт преподавания и ученую степен, после того, как стал инвалидом,
получил в службе занятости только несколько идиотских предложений, например,
работать в отделе кадров, или архивариусом Это - при мох 5% га единственный видящий
глаз. Поэтому - работаю сам на себя. С другом, тоже инвалидом, у него в деревне
организовали небольшую турбазу, потихоньку трудимся, развиваемся. Сам сделал
сайт. Заходите смотите, приезжайте в гости, отдохнуть, искупаться в целебных
озёрах покататься на лошадях. Адрес сайта www.linevo-ozero.ru Всем удачи и
здоровья.
Борис Мельников, Омск. Тел. 8-923-697-10-23

Ответить   Tue, 16 Jul 2013 09:45:11 +0400 (#2786078)

 

Всем привет!

Борис, я всегда радуюсь слыша подобные истории. У меня тоже есть масса
примеров, когда инвалиды начинали свое дело. Сразу приходит на ум 2
примера - один с помощью государства, другой - абсолютно без.
Один работал директором в музыкальной школе, был совершенно зрячим. Когда
потерял зрение его выжили из школы и он взяв субсидии (одну 3 года назад -
300 тыср руб., другую в прошлом году - 600 тыс. руб.) и создал очень
интересный крепкий проект по дошкольному образованию детей. На протяжении
трех лет его студия является ведущей в городе. Он постоянно развивает свое
дело, например на Всероссийской выставке на ВВЦ его центр завоевал золотую
медаль. Он там был один незрячий. Смотря на его результаты город активно ему
помогает, ну может не прямыми деньгами, но мы же знаем, что есть вещи,
которые иногда важнее денег.
А парень, который создал свое дело без помощи государства имеет проблемы со
зрением с рождения и учился в спец. школе. У Сейчас он генеральный директор
и главный редактор одной из ведущих газет Тольятти и Самары и дает работу
нескольким десяткам человек. Вот он о помощи государтсва и слышать ничего не
хочет.
Вот такие разные подходы и одинаково положительный результат.

С уважением, Сергей Индерейкин

Ответить   Tue, 16 Jul 2013 14:51:59 +0400 (#2786283)

 

Всем привет! Сергей, никакой помощи от государства мы не получали, кроме пенсии,
кредитов не брали, иногда деньги занимаем у друзей. Практически всю прибыль вкладываем
в развитие базы. Главное - понимать, чего ты хочешь добиться, а это не обязательно
деньги верить в себя и не бояться. Инвалида в нашей стране вообще уже трудно
напугать. Борис Мельников, Омск. Телефон и почта - на сайте www.linevo-ozero.ru

Вторник, 16 июля 2013, 14:51 +04:00 от Сергей Индерейкин <indi***@l*****.ru>:

Ответить   Wed, 17 Jul 2013 06:31:52 +0400 (#2786590)

 

Всем привет!

Подскажите, кто в курсе: что интересного для незрячего можно посетить в
Праге и вообще в Чехии?
Заранее, спасибо, Сергей

Ответить   Wed, 17 Jul 2013 22:59:29 +0400 (#2787150)

 

Всем привет!

я думаю- нам надо подняться всем
обществом,как-то сконсилидироваться и поднять свой уровень
реабилитации,иначе говорить об интеграции по крайней мере смешно.спасение
утопающих дело самих утопающих.

В целом согласен, но надо не говорить, а делать. Например многие из нас
создали организации и в свою силу и по своим умениям решают, или по крайней
мере, прикладывают усилия для решения проблем незрячих, в т. ч. и в сфере
реабилитации и интеграции. Но можно и не создавать организации, а идти в
существующие, в ту же ВОС и предложить свои возможности там. Друзья, все в
наших руках, только надо по меньше рассуждать, по больше делать. Хотя
рассуждать тоже надо.
У нас недавно на конференции инновационных городов было ток-шоу, где с
"отцами городов" решали вопрос: кто важнее - думатели или деятели? К единому
мнению не пришли. Та и в этой ситуации, надо находить баланс между
рассуждениями и критикой и реальной работой, пусть иногда не слишком
эффективной. Но на своем опыте и опыте моих друзей и партнеров я однозначно
усвоил: что бы ты не делал и как бы не старался, всегда найдутся активные
критики.
Извините за пространные рассуждения, но не могу удержаться от цитаты,
которую недавно увидел в Facebook, не помню кому она принадлежит, звучит она
так:
"Если вас любят - вы хороший, если ругают - вы лучший".

С уважением, Сергей Индерейкин

Ответить   Tue, 16 Jul 2013 14:34:55 +0400 (#2786272)

 

Я хочу выложить свое письмо о мобильности
(немного расширив его)
на
http://typhlo.narod.ru
вместе с комментариями, присланными Андреем -
надеюсь, не возражаете?
А если кто-то еще что-нибудь добавит -
было бы очень хорошо, я полагаю.

Ответить   Wed, 17 Jul 2013 22:21:57 +0400 (#2787123)