[LVR] Re[2]: материалы по мобильности.
Позволю себе поделиться тем, что помню из обучения в Волоколамске
помноженным на собственный
почти сорокалетний опыт хождения с тростью.
1) Не бойтесь мелких травм,
старайтесь не обращать на них внимания
(ну, потом дома чем-нибудь помажете).
2) Чем длиннее трость - тем безопаснее
(если трость коротка, то заметив яму под ногами,
вы можете просто не успеть остановиться).
Лет десять назад была у меня трость,
купленная в Берлине,
длину которой можно было изменить за секунду;
это очень удобно,
потому что
в толпе длинная трость опасна для окружающих.
3) Желательно уметь держать трость
одинаково хорошо и в правой, и в левой руке.
(Я очень благодарен слепой девушке,
посмеявшейся надо мной, что
я умею управлять тростью только правой рукой;
я стал после этого тренировать и левую руку;
а когда сломал правую руку,
будучи один в горах,
то не знаю, как бы выбрался оттуда,
если бы не эти
хоть и немногочисленные тренировки.)
4) Главное:
как правило нужно пользоваться
маятникообразным методом хождения с тростью:
когда вы делаете шаг правой ногой,
трость ощупывает дорогу впереди-слева,
а когда шагаете левой - впереди-справа.
Трость при этом либо скользит по земле
(это лучше,
но не всегда получается),
либо вы ею машете
только дотрагиваясь до земли в дальних точках -
на каждый шаг (как написано выше).
Когда дорога очень хорошая,
я иногда позволяю себе
махать тростью вдвое медленнее:
под шаг правой ногой машу влево и щупаю там,
а потом щупаю справа
только под следующий шаг правой ногой -
это если трость достаточно длинная.
5) Второй способ:
вы ведете тростью по стене дома,
по бордюру тротуара или по краю тропы.
Этот способ намного хуже,
т.к. идя вдоль стены,
рискуешь удариться головой
о какой-нибудь выступ этой стены,
или (что менее неприятно)
налететь на урну и т.п.,
или свалиться в яму,
в которую выходит окно подвала.
Лучше идти посередине.
Но часто приходится
все-таки прибегать к этому способу.
Тогда должно соблюдаться железное правило:
если стена или бордюр,
по которому вы ведете палкой, слева -
палка должна быть в правой руке,
если справа - то в левой.
Тогда есть шанс,
что вы не налетите на препятствие,
неожиданно оказавшееся перед вами.
Если дорога хорошая
и применять вышеописанный
маятникообразный метод лень,
то можно и идя по середине дороги,
применять диагональный метод:
палка в правой руке,
а конец ее ощупывает дорогу слева,
или палка в левой руке
ощупывает дорогу справа.
По той же причине.
6) Очень опасна следующая ситуация:
вы идете,
замечаете какое-то препятствие
и делаете шаг в сторону,
чтобы его обойти.
Потому что в стороне может оказаться яма
или что-нибудь еще неприятное.
Как бы вы ни торопились,
прежде чем делать шаг в сторону,
быстро ткните туда палкой.
Другая характерная опасность:
вы переходите дорогу,
всё внимание - на несущиеся на вас машины;
благополучно перешли -
и не заметили яму или заборчик,
или дорожный знак на уровне головы,
или что-нибудь еще,
поджидающее вас на краю дороги.
Дойдя до края дороги
нельзя полностью расслабиться
и порадоваться, что на этот раз вас не переехали,
а надо быстро переключить внимание
на возможные неровности.
7) Почему-то считается, что
для слепых представляют трудность ступеньки.
Это вероятно для слепых,
не пользующихся тростью
или пользующихся слишком короткой.
По-моему, было бы замечательно, если бы
вся дорога состояла только из лестниц:
во-первых, по лестницам не ездят машины;
во-вторых, лестница - прекрасный ориентир
(бывало множество раз:
иду по Кисловодску и думаю
"А где я нахожусь?"
(спрашивать прохожих - дело хлопотное,
потому что кисловодчане
как правило не знают названий улиц),
и вдруг - лестница знакомая -
и я сразу точно понимаю, где я и куда иду).
И третье достоинство лестницы:
абсолютно понятно,куда идти:
надо идти перпендикулярно ступенькам;
так что, если эта лестница в надежном месте (скажем, в метро
или вы тут проходили час назад),
и нет опасности, что
некоторые ступеньки разбиты,
то можно расслабиться
и отдохнуть от напряженного ощупывания дороги,
посмотреть на часы, высморкаться и т.п..
8) Трость - прекрасная вещь;
но если дорога по-настоящему плохая,
то не следует переносить тяжесть на ногу,
сделавшую шаг,
пока эта нога
не ощупает место, на которое наступает
(конечно, это ощупывание должно продолжаться
долю секунды,
желательно, очень маленькую долю).
9 Идя, надо стараться
обращать внимание на звуки,
которые смогут послужить ориентирами,
если вы вдруг потеряете направление.
10) Обувь должна быть удобной,
не шлёпанцы, не туфли на высоких каблуках,
лучше всего - кроссовки.
Извините за слишком длинное письмо
Илья Миклашевский
i.miklaszews***@y*****.ru