Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] Анкета для изучения проблем социализации поздно ослепших

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
Прошу откликнуться тех, кто потерял зрение в возрасте от 7 лет и старше.
Дело в том, что я занимаюсь изучением состояния психолого-педагогической помощи
поздно ослепшим и разрабатываю научно-обоснованную модель первичной психологической
поддержки. Для этого необходимо изучить существующие проблемы и трудности социальной
адаптации и реабилитации поздно ослепших. прошу оказать мне помощь и выделить
несколько минут для заполнения анкеты.

Данные анкет будут использованы как конфиденциальные, без указания фамилий и
имен.

Заполненные анкеты прошу выслать по адресу: chajka***@l*****.ru

Заранее благодарю Вас за участие.

1) Место проживания (регион, город): 2) Пол:

a. мужской

b. женский

3) Возраст: 4) Укажите причину потери зрения:

a. Травма;

b. Сахарный диабет;

c. Наследственное заболевание;

d. Другое (укажите): 5) Возраст, в котором произошла потеря зрения: 6) В течение какого времени вы теряли зрения:

a. мгновенно;

b. месяца;

c. полугода;

d. года;

e. нескольких лет.

7) Острота зрения до его потери:

a. Норма;

b. Слабовидение (0,05-0,4);

8) Острота зрения после его ухудшения:

a. Слабовидение (0,05-0,4);

b. Остаточное (до 0,04);

c. тотальная слепота.

9) Ваше состояние и преобладающие чувства после того, как вы поняли, что зрение
больше не вернуть:

a. Одиночество и безысходность;

b. нежелание быть обузой для близких;

c. ощущение тупикового состояния;

d. Надежда на восстановление зрения;

e. Отсутствие надежды на возвращение зрения;

f. другое (укажите):

10) Как вам представлялось ваше будущее после потери зрения?

a. Жизнь для меня кончилась;

b. Надо что-то делать, но не знаю как и что;

c. Слышал (а), что слепые успешно живут, но подробной информации не имею
и не знаю где взять;

d. Пытался(ась) сам(а) ориентироваться в окружающей жизни, но плохо получалось,
тогда наступало разочарование;

e. любые попытки сделать что-то самостоятельно оканчивались неудачей и появлялось
чувство досады, а иногда ожесточение и вопрос: <за что мне такое?>;

f. Была надежда на лучшее (найти работу, приспособиться к жизни);

g. Другое: 11) Какие фобии (страхи) особенно преследовали после потери зрения?

a. Страх одиночества;

b. Досада от зависимости, опеки от окружающих;

c. Отсутствие желания общаться с окружающими людьми (уход в свои переживания);

d. Другое: 12) Вспомните, какие критические моменты были в вашей жизни после потери
зрения:

a. Кризис профессионального самоопределения;

b. Признание себя не таким, как все и снижение самооценки;

c. отсутствие желания предпринимать что-то в жизни в связи с мыслью что окружающие
не понимают ваших проблем и трудностей;

d. неверие в возможность быть независимым, социально успешным;

e. другое:

13) В какой помощи вы больше всего нуждались сразу после потери зрения?

a. В психологической поддержке, помощи при поиске ответа на вопрос: <Как
жить дальше>;

b. Понять, каково теперь мое положение в семье и как строить отношения с
близкими, в связи с боязнью быть им обузой;

c. Обучении ведения домашнего хозяйства, ориентировки в пространстве, преодоление
убеждения в том, что жизнь замкнулась в четырех стенах;

d. обучение навыкам общения;

e. Помощь в профориентации и профессиональном самоопределении;

f. Другое 14) Кто вам помог приспособиться к новым условиям жизни?

a. родители;

b. друзья;

c. специалисты (перечислите какие именно: психолог, реабилитолог, врач):
d. пример других незрячих;

e. собственное осознание проблемы;

f. другое: 15) Что вам помогло пережить кризис потери зрения:

a. освоение новой профессии и самореализация в ней;

b. включение в активную досуговую деятельность в ВОС;

c. забота о других и помощь другим;

d. другое: 16) До потери зрения вы что-нибудь слышали о жизни слепых, обществе
слепых?

a. Да;

b. Нет.

17) Как вы относились к людям с нарушением зрения до потери зрения?

a. Негативно;

b. Нейтрально;

c. С состраданием;

d. С уважением;

e. С интересом и восхищением их успехами.

f. Как к равным

18) От кого вы узнали об обществе слепых?

a. От знакомых

b. родственников;

c. От сотрудников медучреждения

d. Из СМИ;

e. Другое (укажите).

19) Сколько времени прошло с момента потери зрения до вашего вступления
в члены ВОС? 20) Кто из специалистов, исключая специалистов ВОС, помог преодолеть
кризис потери зрения?

a. Учителя школы;

b. Психолог;

c. Реабилитолог;

d. Врач-офтальмолог;

e. Другое (укажите).

21) Пример каких выдающихся незрячих людей помог Вам обрести уверенность
в себе? 22) Вы сумели восстановить прежние отношения с окружающими, опишите
как именно23) Как вы считаете, вы живете полноценной жизнью?

a. Да. Почему?

b. Нет почему?

24) В каких социальных сферах вы были задействованы до потери зрения:

a. Образование: b. Работа: c. Спорт: d. Художественная самодеятельность: e. Другое: 25) В каких социальных сферах вы задействованы на сегодняшний день:

a. Образование: b. Работа: c. Спорт: d. Художественная самодеятельность: e. Другое: 26) Каковы ваши цели на сегодняшний день? 27) Что бы вы могли предложить для усовершенствования реабилитации
и помощи для людей, оказавшихся в подобной ситуации?

Спасибо за Ваше участие в анализе трудностей и проблем социальной адаптации
и интеграции!

Ответить   Wed, 27 Feb 2013 12:44:19 +0400 (#2689985)

 

Ответы:

Доброго времени суток!

Original Message From: "Малышкина Лариса" <chajka***@l*****.ru>
"Дело в том, что я занимаюсь изучением состояния психолого-педагогической помощи
поздно ослепшим и разрабатываю научно-обоснованную модель первичной психологической
поддержки. Для этого необходимо изучить существующие проблемы и трудности социальной
адаптации и реабилитации поздно ослепших."

Лариса, Вы пишите диссертацию или это исследование в рамках НИР ВУЗа или Института?
Можно ознакомиться с Вашими публикациями по данной теме?

p.s.
Если "поздно ослепшие" это люди в возрасте от 7 лет, то от 0 до 6 это "вовремя
ослепшие"?

--
С уважением, Алексей Любимов
тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва
mailto:alex***@l*****.su

Ответить   Алексей Любимов Wed, 27 Feb 2013 16:37:23 +0400 (#2690259)

 

Здравствуйте Алексей. Я пишу диссертацию. Поздно ослепшие это не от 7 лет,
но проблемы для самого ослепшего особенно остро встают примерно с этого
возраста. Или как это часто бывает, когда опрашиваешь человека взрослого
уже, который потерял зрение в 5 лет, то он чаще всего отвечает, что никаких
проблем не было или за него все проблемы решали родители.

Ответить   Wed, 27 Feb 2013 21:29:07 +0400 (#2690480)

 

А если есть и те кто потерял зрение до 7 лет и заполнит эту анкету я буду
очень благодарна.

Ответить   Wed, 27 Feb 2013 21:34:39 +0400 (#2690487)

 

Доброго здравия всем, а так же Ларисе и Алексею.
Алексей пишет:
Цит:

<Хорошая шутка, респект ,но все же наверное в тифло психологии "поздно
ослепшими" считаются те люди, в памяти которых остались зрительные образы,
Т.е зрительное представление о цвете, свете как таковом и
пространственно-перспективные явления и Т.П.
А до семи лет наверняка можно обрести не малый зрительный жизненный опыт,
чтобы привыкнуть к восприятию мира через зрителную сенсорную систему, в
которой учавствуют не только глаза но и зрителные центры коры головного
мозга а также зрительная память, визуальное воображение и Т.Д. Да что я тут
лекцию затеял, вы и сами прекрасно все знаете.>
С уважением.
sergeymegel***@m*****.ru

Ответить   Wed, 27 Feb 2013 23:43:55 +0200 (#2690758)

 

Доброго времени суток!

Original Message From: ""sergeymegelik"" <sergeymegel***@m*****.ru>
"Хорошая шутка, респект..."

Своим вопросом я не хотел шутить или обижать автора исследования, а также других
подписчиков.

"...но все же наверное в тифло психологии "поздно ослепшими" считаются те люди,
в памяти которых остались зрительные образы, Т.е зрительное представление о цвете,
свете как таковом и пространственно-перспективные явления и Т.П."

В тифлопсихологии и тифлопедагогике уже не используется термин "поздно ослепшие".
К сожалению, в нормативно-правовых документах ещё встречается термин "поздно
ослепшие", но в этой области очень сложно внести изменение и здравый смысл.
С 2000-х годов в различных источниках не раз публиковались статьи, описывающие
классификацию людей с нарушением зрения и обоснованный отказ от терминов и понятий,
вводящих в заблуждение тифлопедагогов, тифлопсихологов и других специалистов.

Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением
Денискина, В.З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением
[Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. - 2011. - No 6. - С. 61-71.
http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/zritelnye-vozmozhnosti-slepyh-s-ostatochnym

ЗРЕНИЕ (часть статьи)
http://childrens-needs.com/stati/zrenie-chast-stati

ОСТАТОЧНОЕ ЗРЕНИЕ
http://childrens-needs.com/stati/ostatochnoe-zrenie

Тифлопедагогика
http://childrens-needs.com/stati/tiflopedagogika

"А до семи лет наверняка можно обрести не малый зрительный жизненный опыт, чтобы
привыкнуть к восприятию мира через зрителную сенсорную систему..."

Вот это вопрос дискуссионный. Обретение зрительного опыта во многом зависит от
родителей. Кто-то, скажем, до 15-и лет обретёт зрительный опыт, который иной
и до 60-и лет не обретёт.

--
С уважением, Алексей Любимов
тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва
mailto:alex***@l*****.su

Ответить   Алексей Любимов Thu, 28 Feb 2013 08:26:45 +0400 (#2690850)

 

Алексей, спасибо за замечание. А у меня возникает вопрос в таком случае
поздно ослепший каким термином заменен? Поделитесь, пожалуйста, теми
статьями или хотябы ссылками на них, в которых обосновали, почему необходимо
отказаться от этого термина.

Ответить   Thu, 28 Feb 2013 21:37:10 +0400 (#2691572)