Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Влияние. Тренер Дмитрий Устинов Новости Ноябрь 2011


 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry(@)ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


 

Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Влияние. Тренер Дмитрий Устинов.

В этом выпуске новости:

Тренинг по ораторскому мастерству

«Как измерить эффективность тренинга?». Автору часто приходят вопросы на тему тренингов – как сориентироваться в предложениях, как выбрать, как понять, что тебе подходит. В этом номере публикуется материал Дмитрия Устинова о том, как разобраться в тренингах, как оценить тренинг до и после. Для всех, кто интересуется тренинговой формой обучения. Присылайте свои вопросы, комментарии, наблюдения. Полностью материал смотрите на сайте.

Серия тренингов "Искусство Речи: риторика и ораторское мастерство" за последние месяцы состоялась в Московской Академии Ораторского Мастерства, в Центре Синтон, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Якутске, Саратове, Ю.-Сахалинске. Очередные открытые и корпоративные тренинги с успехом прошли в Москве, Казани, Екатеринбурге, в С.-Петербурге (см. отзывы на тренинг в Питере), в Ханты-Мансийске. Также состоялся тренинг в Университете Практической Психологии для будущих профессионалов. Очередной тренинг начался в столице с 7 ноября. Ближайшие открытые тренинги состоятся в Москве 26-27 ноября, в С.-Петербурге 3-4 декабря. Тренинг посвящен влиянию на публику, убедительному владению словом, мастерству воздействия на любую аудиторию. А также развитию такого инструмента успеха, как речь, голос, ясному мышлению в ситуации публичного внимания, уверенному поведению, воздействию на людей живым словом. По отзывам участников, для многих тренинг являлся для них одним из главных событий в жизни за последнее время.

Тренинг "Риторика и ораторское мастерство-2 (продвинутый тренинг)" состоялся в Москве 12-13 ноября. Следующий состоится 31 марта-1 апреля. Это тренинг для «продвинутых» участников, т.е. для тех, кто уже прошел на 1-й ступени этап борьбы с волнением, кто владеет энергетикой речи, в целом освоил технику речи, умеет мыслить на публике, импровизировать, знает закономерности композиции – и хочет расти дальше. На 2-й ступени участники, опираясь на ранее отработанное мастерство, закрепляют знакомые и осваивают новые важные темы. Основное внимание уделяется содержательной составляющей речи, развитию креативности и остроумия, жанровой речи, убеждению, влиянию, аргументации, работе с аудиторией, с сопротивлением публики, умению держать удар в сложных ситуациях, методам реагирования на каверзные вопросы.

Ближайшие открытые тренинги "ПОБЕДИТЕЛИ (психология влияния)" состоятся в Москве 10-11 декабря, в Волгограде 17-18 декабря. Очередные тренинги прошли в С.-Петербурге в июле и в Москве в сентябре. Это жесткий курс, посвященный методам психологической защиты и нападения, развитию внутренней силы, мягким и жестким переговорам, психологии влияния на людей. Тренинг состоит из уникальной теории, практических упражнений, психологических поединков, "обратной связи" на участников. Тренинг дает участникам психологическое оружие, концепцию харизматического воздействия, испытание своих силовых, лидерских качеств, уникальный опыт поведения в ситуациях конфронтации и психологического противостояния, систематизирует знания в области психологии влияния. В разделе "Отзывы участников" смотрите "Подвиги Победителей", т.е. отчеты о достижениях и результатах по итогам тренинга.

Тренинг "ХАРИЗМА ЛИДЕРА" состоится 22 декабря в Самаре. Тренинг полезен для тех, кто стремится познать психологию власти и влияния на людей, узнать, что же такое Харизма, как ее повысить, как с помощью личной Харизмы управлять другими людьми. Это тренинг для тех, кто стремиться изучить инструменты воздействия, усилить свое влияние на окружение, развить лидерские качества личности. Тренинг о закономерностях харизматической власти над людьми и как эти законы заставить работать на себя. Уникальная программа тренинга рассчитана на руководителей, на потенциальных руководителей, на Лидеров по жизни, которые хотят усилить свои харизматические качества и добиться еще большего с помощью познания психотехнологии власти и влияния.

Очередной тренинг "Черная Риторика" состоится 1 декабря. Предыдущий прошел 13 октября. Участники тренировали свои риторические качества, учились справляться со сложной аудиторией, достойно держать удар оппонентов. Тренинг "Черная риторика" - это одно-вечерний тренинг в формате риторической дуэли ораторов. Это мастер-класс, позволяющий потренировать свои полемические качества. Тренинг посвящен "запрещенным приемам", которые помогают давать психологически грамотный отпор агрессии, достойно отстаивать свои личные позиции в противостоянии и захватывать новые.

 


КАК ИЗМЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА?
Дмитрий Устинов

Любой тренинг существует для результата, эффекта, пользы для участников. Однако, оценка эффективности - одна из самых сложных задач в этой области. Как, чем и в чем измерить? Что дал участникам данный тренинг? Что он в них изменил? Как он сделал их жизнь лучше? Чему научил? Над задачей оценки результатов многие ведущие тренингов постоянно задумываются,  работают (а иногда сталкиваются!).

К сожалению, нельзя сказать, что у тренеров и заботящихся о результате участников хорошо получается оценить эффективность тренинга. Более того, многие тренеры знают, что оценка результативности тренинга – это самое тонкое место. Легко сказать до тренинга заказчику (или самим участникам), что тренинг повысит личностный уровень участников, мастерство продаж, результативность презентаций, эффективность переговоров, но трудно ответить на законные вопросы:

- А как я это узнаю?
- В чем это измеряется?
- Какой предполагается материальный результат?

И еще труднее предъявить искомый результат этим заинтересованным лицам после тренинга.  Зачастую дело обстоит так, что тренеры даже и не берутся оценивать результаты. И, еще чаще, этими результатами сами неудовлетворенны.  К примеру, одна из лучших тренеров женского пола регулярно рыдает у автора статьи на плече, страдая о малой пользе своих тренингов (очень хороших, кстати). Сказывается женская мнительность.

Надо сказать, что тренинговая психология вплотную занимается этим вопросом и даже написаны десятки диссертаций на тему оценки тренингов, но проблема в том, что теория и практика это «две большие разницы». В психологии не выработано абсолютно четких, простых и применимых на практике критериев оценки. Как и в любой гуманитарной области, измерить результативность весьма сложно, в отличие от точных наук и техники. «Человековедение» – это не физика, где можно измерить массу, давление, разницу в весе, силу удара, прочность материала, силу тока, напряжение, сопротивление. Человека измерить сложно.

Конечно, идеи для этого измерения в психологии есть. К примеру, берется контрольная группа "до", "после" - и проводится сравнение итогов тестирования. Или дается задание-испытание  группе до и после. Но эти методы громоздки и подходят опять-таки для точных дисциплин с четкими физическими величинами и хорошей повторяемостью результатов. А для человека они подходят гораздо меньше, потому что человек существо само по себе малоизмеримое, непостоянное и капризное. И действительно, задумайтесь:

- Как измерить характер?
- Чем оценить счастье?
- В чем измерить личностный уровень?
- Как сравнить, кто лучше?
- В чем сила, брат?
- И, если сила в правде, как эту правду измерить?

Правильно, попытки ответить на эти вопросы есть. Но даже в результате многочасового психологического тестирования вырисовывается очень субъективная истина, которую надо трактовать со специалистом и все вновь сводится к субъективной оценке самого специалиста, а не точной, объективной оценке. И, уверяю вас, сколько специалистов, столько будет и разных трактовок одного и того же результата тестирования.

И хотя точных приборов для измерения эффективности пока не существует, оценивать результаты тренинга необходимо для самих тренеров, для того, чтобы держать уровень тренинга и совершенствовать его. А также и для рефлексирующих участников и заказчиков, которым не все равно, во что они инвестируют время и деньги. На эти категории читателей и рассчитан этот материал, в котором автор дает свои ответы на этот вечный вопрос: "В чем сила тренинга и как измерить его результативность? "

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И МАСТЕРСТВО

Поделюсь личными критериями и выводами на основании своего многолетнего уже опыта ведения тренингов и семинаров. Для тренеров и организаторов будет полезно оценить свои тренинги с помощью этой системы и сделать выводы. Для участника полезно оценить тренинги, которые он прошел, для получения дополнительного посттренингового опыта и для учета этого опыта при выборе следующих тренингов.

Любой тренинг можно оценить по двум "осям" (вспоминаем математику). По оси "У" - эмоциональный результат тренинга, по оси "Х" – мастерство участников по итогам тренинга, содержательный, навыковый результат.

Эмоциональный результат - это душевный след, яркость тренинга, его эмоциональная насыщенность, количество переживаний (позитивных и негативных). Это наполнение энергией жизни, внутренняя сила для свершений, подзарядка личностных батарей. Это может быть, даже эйфория, восторг, переполняющая любовь к миру и людям по окончании тренинга, общий эмоциональный фон, полученный после него. Этот результат дает силы, ресурсы, энергию для жизни. При хорошем эмоциональном результате участники получают запас личной энергетики, внутренний мотор, огонь и желание жить и работать, получают дополнительное стремление  преодолевать свою лень и страхи, реализовываться в жизни, добиваться успеха.

Тренер и сами участники могут оценить этот результат по эмоциональному состоянию участников в конце тренинга. Это можно оценить по огню в глазах, по живости реакций, уровню адреналина в течении тренинга, по тому, что называется атмосферой, преобладающим эмоциональным фоном в группе. Когда-то этим результатом будет являться желание изменить свою жизнь, найти новое дело, решиться на новые отношения, сделать смелый шаг к важному новому.

И, как следствие, результатом тренинга будет являться уже изменение качества жизни после тренинга. Например, я знаю, как после сильных в эмоциональном плане тренингов люди женились, разводились, находили другую работу, уходили со старой, меняли город, переезжали за рубеж… Конечно, трудно сказать, насколько эти изменения во благо. И точно можно сказать, что не все их окружение было довольно такими результатами тренингов, но ответственность за свою жизнь всегда только на самом человеке. И только он может решить, что такое хорошо, что такое плохо, когда дело касается его единственной (по непроверенным сведениям) жизни на этой планете.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ складывается из нескольких факторов:

Личная энергетика тренера. Его умение зарядить группу своей включенностью,  собственной эмоциональной заряженностью и погруженностью в тему и процесс преподавания. Хороший тренер сам увлечен своей темой. Она для него самого интересна, жива, сам тренер к ней неравнодушен, и это аудитория чувствует, и сама заряжается этой темой. Хороший тренер умеет заводить группу даже на скучноватые, сложные, с виду малоинтересные темы и задания. Хороший тренер может удержать внимание в течение всего тренинга. Хороший тренер может  завести даже уставшую в конце тренинга аудиторию. Хороший тренер может заставить участников вкладываться в обучение на все сто.

Энергетику можно сравнить с музыкой. Любимые песни поднимает нам настроение, заряжают мажором, или умиляют до слез лиричностью, музыка дает энергию на великие свершения или заставляет задуматься о вечном. Те, кто начинает утро с зарядки, хорошо знают, что лучший результат от зарядки именно в сочетании с бодрящими хитами и ритмами. А те, кто заменяет зарядку только  мощным музыкальным центром, знают, что это все равно работает на поднятие настроения. В любом случае, хорошая музыка не оставляет равнодушной, как и хороший преподаватель.

И наоборот. Как музыка бывает грамотно сделанной, но бледной и невыразительной, так бывают тренеры умные и глубокие, но не обладающие личной энергетикой. Такой тренер скорее усыпляет аудиторию и хорошо, если это компенсируется чем-то другим. Но именно об эмоциональном результате тут говорить уже не приходиться.

Моя рекомендация практикующим тренерам, а также не только тренерам, но и преподавателям, учителям, лекторам и любым ораторам. Поскольку собственную энергетику изнутри себя оценить очень сложно, запишите фрагмент своего живого тренинга на видео и посмотрите свежим взглядом. Именно свежим взглядом - как на нового, незнакомого человека. И при этом просмотре постоянно задавайтесь по ходу вопросами:

- Заряжает ли меня этот человек?
- Увлекает ли меня его энергетика?
- Интересно ли мне его слушать?
- Держит ли он мое внимание?
- Хочу ли я к нему пойти на тренинг?

А для начинающих преподавателей и тренеров такая репетиция просто необходима – с виртуальной аудиторией перед камерой или с доверенными лицами. Видеокамера дает приближенный к истине взгляд на то, как вы говорите, как держитесь и живете на сцене, насколько от вас можно почувствовать энергетику. Выступите или покажите фрагмент перед опытными товарищами и узнайте их мнение на этот счет, и попросите их сказать только правду и ничего, кроме правды. Найдите возможность получить обратную связь от авторитетного для вас специалиста, тренера, преподавателя. В результате, имея представление о вашей реальности и зная свой стиль подачи материала, вы уже сможете добавить, усилить, выглядеть ярче.

Для участников же, чтобы оценить энергетику тренера, будет полезно познакомиться с фрагментом тренинга на ознакомительной встрече или начале тренинга и ответить себе на эти же вопросы:

- Интересен ли он мне как личность?
- Увлекает ли меня его речь?
- И готов ли я слушать этого человека двадцать часов подряд?

И если «да», то все в порядке, переходите к следующему пункту нашей статьи. Если «нет», переходите тем более.

Актуальность тренинга. Если темы тренинга и его практические задания «цепляют» группу, являются актуальной для нее, задевают за живое, то это еще один вклад в эмоциональный разогрев и атмосферу на тренинге. Если тема интересна и актуальна, то любой участник из скептика превращается в активиста и работает на тренинге как коммунист на субботнике. Актуальность тем тесно связана с социальным состоянием общества, его ценностями. Наиболее актуальные темы в настоящее время для нашего общества, к которым сводятся большинство наиболее востребованных тренингов и семинаров, в порядке актуальности:

  1. Развитие личного мастерства, выживание и успешность в социуме: умение руководить, управлять, влиять, ораторское мастерство, переговоры.
  2. Организация и конкурентоспособность бизнеса, умение делать деньги.
  3. Умение жить счастливо, справляться со стрессами, личностный комфорт.
  4. Умение строить отношения, любовь, сексуальность.

Продолжение читайте на сайте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




В избранное