Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Влияние. Тренер Дмитрий Устинов Новости Март 2011


 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry(@)ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


 

Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Влияние. Тренер Дмитрий Устинов.

В этом выпуске:

Тренинг по ораторскому мастерству

Как расширить словарный запас? Дмитрий Устинов отвечает на вопрос читателя рассылки о расширении словарного запаса. Это одна из важных составляющих ораторского мастерства и мастерства общения. Можно быть сколь угодно умным и содержательным человеком, но только через нашу речь люди составляют мнение о нашей личности. Без богатого активного лексикона презентовать себя как интересного человека крайне сложно. В ответе мы разбираем упражнения на развитие этой составляющей речи.

Серия тренингов "Искусство Речи: риторика и ораторское мастерство" за последние месяцы состоялась в Московской Академии Ораторского Мастерства, в Центре Синтон, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Якутске, Саратове, Ю.-Сахалинске. Очередные открытые и корпоративные тренинги с успехом прошли в Казани, в С.-Петербурге (см. отзывы на тренинг в Питере), в Ханты-Мансийске. Также состоялся тренинг в Университете Практической Психологии для будущих профессионалов. Ближайшие открытые тренинги начинаются в Москве с 14 марта, в Казани состоится 9-10 апреля. Тренинг посвящен влиянию на публику, убедительному владению словом, мастерству воздействия на любую аудиторию. А также развитию такого инструмента успеха, как речь, голос, ясному мышлению в ситуации публичного внимания, уверенному поведению, воздействию на людей живым словом. По отзывам участников, для многих тренинг являлся для них одним из главных событий в жизни за последнее время.

Очередной тренинг "Креативность и Остроумие в речи" состоится в Москве 19-20 марта. Этот тренинг всегда идет с огромным творческим вдохновением и креативным настроем. Тренинг заключает в себе многолетний авторский опыт по ведению тренингов по ораторскому мастерству и дает возможность познать психомеханику креативности и начать использовать ее в своей речи. Оригинальные упражнения на тренинге направлены на развитие «подвешенности» языка, нестандартность, юморотворчество в речи, на метафоричность, образность, богатство языка, расширение активного словарного запаса и секреты острого ума. Особенно тренинг рекомендуется прошедшим курс «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство», но будет полезен для любого заинтересованного участника.

Ближайший открытый тренинг "ПОБЕДИТЕЛИ (психология влияния)" состоится в Москве 2-3 апреля. Очередной тренинг прошел в столице 29-30 января, в С.-Петербурге и Казани в сентябре и октябре. Это жесткий курс, посвященный методам психологической защиты и нападения, развитию внутренней силы, мягким и жестким переговорам, психологии влияния на людей. Тренинг состоит из эффективной теории, практических упражнений, психологических поединков, "обратной связи" на участников. Тренинг дает участникам психологическое оружие, концепцию харизматического воздействия, испытание своих силовых, лидерских качеств, уникальный опыт поведения в ситуациях конфронтации и психологического противостояния, систематизирует знания в области психологии влияния. В разделе "Отзывы участников" смотрите "Подвиги Победителей", т.е. отчеты о достижениях и результатах по итогам тренинга.

Очередной тренинг "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЕДИНКИ" состоится 26 апреля. Это одно-вечерний тренинг в стиле курса «ПОБЕДИТЕЛИ (психология влияния)» — на умение выигрывать переговоры и конфликтные ситуации, держать удар, доминировать в общении, выигрывать сложные ситуации. Поединки представляют из себя ролевые игры по заданным правилам в условиях стресса и психологического давления. Объективное судейство и обратная связь позволяют приобрести важный психологический опыт и мастерство. Тренинг необходим для практической отработки лидерских качеств и направлен на развитие личной психологической силы.

Ближайшие тренинги "ХАРИЗМА ЛИДЕРА" состоятся в Екатеринбурге 11-12 марта, в Казани 26-27 февраля, в Питере 26-27 марта. Тренинг полезен для тех, кто стремится познать психологию власти и влияния на людей, узнать, что же такое Харизма, как ее повысить, как с помощью личной Харизмы управлять другими людьми. Это тренинг для тех, кто стремиться изучить инструменты воздействия, усилить свое влияние на окружение, развить лидерские качества личности. Тренинг о закономерностях харизматической власти над людьми и как эти законы заставить работать на себя. Уникальная программа тренинга рассчитана на руководителей, на потенциальных руководителей, на Лидеров по жизни, которые хотят усилить свои харизматические качества и добиться еще большего с помощью познания психотехнологии власти и влияния. Кроме того, в Питере 25 марта Дмитрий Устинов проведет Мастер-класс на тему «Харизма оратора» - подробнее см. по ссылке .

Ближайший тренинг "Черная Риторика" состоится 29 марта. А предыдущий прошел 8 февраля. Участники тренировали свои риторические качества, учились справляться со сложной аудиторией, достойно держать удар оппонентов. Тренинг "Черная риторика" - это одно-вечерний тренинг в формате риторической дуэли ораторов. Это мастер-класс, позволяющий потренировать свои полемические качества. Тренинг посвящен "запрещенным приемам", которые помогают давать психологически грамотный отпор агрессии, достойно отстаивать свои личные позиции в противостоянии и захватывать новые.

 

Как расширить словарный запас?

Вопрос:
Я не могу сказать, что я человек необразованный - я много читаю книг, и часто читаю книги с богатой лексикой. Но при этом в жизни, в своей речи я почти всегда использую довольно узкий спектр слов. Я очень восхищаюсь людьми, которые в обычной речи используют самые разные понятия, слова, могут  красиво говорить. Очень хотелось бы тоже так научиться.  Как-то можно развить это?
Сергей

Ответ Дмитрия Устинова:

Ваше желание понятно, нет ни одного человека, который бы не задумывался – как говорить, говорить красиво, увлекательно, как покорить своей речью любого слушателя и нравится людям. И если бы это искусство было бы очень просто и доступно, то каждый житель планеты был бы уже Цицероном, каждый бы стал блестящим оратором, люди бы, как один, стали бы обаятельны, и наш мир наполнился бы потоком благозвучной и прекрасной речи, которую хотелось бы слушать бесконечно. Однако наш мир наполнен тем, что можно услышать из уст обычного россиянина у ларька, в булочной или на заводе. Почему? Потому что искусство покорять сердца речью и жечь глаголом доступно далеко не всем, а лишь избранным. Все умеют говорить – но умеют говорить как все. Все знают слова – но использовать их силу могут не все. Все хотели бы влиять на других, но чаще другие влияют на них. Владение словом это и наука и искусство одновременно, которое требует временных и волевых инвестиций. Это похоже на английский язык. Мало захотеть его изучить, надо еще и приложить некие значимые усилия, иначе так и останешься на уровне «Лондон из зе кэпитал оф грейт бритэйн…».

Поэтому, только первый этап в своем росте – это восхищение людьми, которые владеют словом на высоком уровне, а второй – это умение подтянуть свою речь на их уровень. В жизнь всегда встречаются люди, у которых можно учиться и умный человек всегда так и делает. И это не зазорно. Знаете, есть такая поговорка – каждый человек учитель для каждого. А уж люди, добившиеся успеха, тем более достойны того, чтобы у них учиться.

Если вы внимательны, вы всегда заметите, чем отличаются и что используют успешные люди, в данном случае, в ораторском мастерстве, что позволяет им смотреться на голову выше других? И в заданном изначально вопросе уже заключен и один из ответов. Ответ не единственный, но являющийся базой, основой для оратора хорошего уровня. Это обладание широким словарным запасом. Это владение обширным словарным кругозором и богатым лексиконом. Словарный запас любого человека можно разделить на активный и пассивный. Активный словарный запас – это тот лексикон, которым человек пользуется, те слова, которые у него на языке. Пассивный словарный запас – это слова, которые он понимает, как собака, но в жизни не использует. Здесь тоже годиться аналогия с английским языком. Есть понятие – «синдром английской немоты», когда человек речь иностранца понимает, но вступить в разговор не в состоянии, мешает слабый активный словарный запас, собственному языку иностранные слова еще слишком непривычны.

Также и в родной речи, активный словарный запас намного меньше пассивного! Подсчитано, что активный словарный запас меньше пассивного на порядок! Пассивный словарный запас человека с нормальным средним образованием составляет около 40000 слов и это цифра неплохая – книги он читать может, информацию воспринимает. Но активный словарный запас человека обычного («гомо советикус») составляет всего лишь около 2000 слов! То есть в его лексиконе звучат гораздо меньше слов, которые он в реальности знает. В результате даже у совсем неглупых людей речь скучна, бедна на метафоры, образы, краски и оттенки. Слушать их неинтересно, долго просто невозможно, глубокое впечатление им произвести трудно. Даже многое понимая и чувствуя, человек с богатой душой, но бедным лексиконом не в состоянии все это богатство выразить так, как оно достойно, во всей палитре и многообразии. А если выражает, то это похоже на речь Эллочки Людоедочки, у которой, как известно, в активе было только 30 слов. Для сравнения, у знаменитого драматурга Вильяма Шекспира в арсенале было 12000 слов, у нашего великого поэта А.С. Пушкина была 21000 слов! 

У человека с высшим образованием и хорошей эрудицией дела обстоят получше, у него в активе уже не 2000, а около 8000 слов. Это, конечно, радует, но все равно нам с вами еще учиться и учиться у классиков! Не зря существует поговорка – «мысль изреченная есть ложь»! О чем она? Именно о том, что выразить словами то, что мы думаем, чувствуем, знаем невероятно сложно. Я всегда на тренингах напоминаю участникам – одно дело, понимать мысль и иметь, что сказать, а другое уметь ее выразить! И это возможно только для человека с богатым активным запасом.

Если вы себя ловите на скудном для вашей бессмертной души лексиконе, то приложите усилия к его развитию с помощью предлагаемых упражнений.

Упражнение 1. Читать. Не буду оригинален, но надо читать, и через чтение расширять свой пассивный, для начала, а далее и активный словарный запас. Скажите твердое «нет» телевизору, хотя бы раз в неделю, и посвящайте время великому и могучему. Читать желательно не бульварные романы и быстрорастворимые детективы, а наших литературных монстров прошлого – Толстого, Достоевского, Чехова… Ну, или хотя бы из современных великих помельче – Пелевина, Веллера…

Упражнение 2. Чтение книг вслух. Смысл в том, что при чтении вслух речевой аппарат «присваивает» ранее непроизносимые слова, делает их своими и включает в актив. Они уже с большей вероятностью будут и далее использованы вами в жизни. Что используется – то активизируется.

Упражнение 3. Изложение вслух. Что у вас в школе было на литературе за жанр «изложение»? Надеюсь, что больше 2-х. Но там мы работали письменно. А теперь расскажите устно главу только что прочитанного текста из книги воображаемой публике. Делайте это живым, разговорным языком, но максимально близко к лексикону автора. Так вы заставите свой речевой аппарат использовать больше слов, чем обычно.

Упражнение 4. Найдите любую картину и изложите ее виртуальному (а лучше, реальному) собеседнику, который ее не видит. Изложите максимально красочно, подробно, детально, описывая и то, что вы видите, и чувства, которые она рождает, и мысли, на которые она наводит. Если вы продержитесь на «Боярыне Морозовой» 15 минут, не повторяясь по мыслям и по лексикону, это будет неплохим результатом.

Упражнение 5. Возьмите какие-либо понятия, например – «мужчина», «женщина», «автомобиль», «дом», а потом скреативьте и запишите к каждому слову синонимы, примерные аналоги, которыми можно это слово заменять. Синонимы приблизительные, допустимые в каком-то новом контексте. Например, «мужчина» - это парень, мальчик, муж, чувак, приятель, пацан, герой, любовник - и так далее. Поставьте задачу – найти не менее 20 заменителей на каждое из заданных слов.

Упражнение 6. Вновь возьмите любые понятия, можно те же – и к каждому озвучивайте  прилагательные, которые к этому понятию могут подойти. Например, к понятию мужчина подойдут следующие эпитеты – интересный, умный, высокий, широкоплечий, волосатый, губастый, тупой, веселый и т.д. Хороший результат, если за минуту вы скреативите 20 прилагательных.

Упражнение 7. Возьмите любой известный стих или песню, например, «В лесу родилась елочка» или «Однажды в студеную зимнюю пору» и сделайте перевод. Точнее, сделайте новую редакцию стиха, меняя каждое слово текста на примерный синоним (по принципу из «Упражнения 5»). Если хватает креативности и есть выбор, то постарайтесь сохранить не только смысл, но и его ритмический рисунок. Должно получиться доселе неизвестное, но тоже красивое стихотворение с сохранением авторского замысла.

Разумеется, активный и пассивный словарный запас это только одна из составляющих ораторского мастерства. Если вы этой темой интересуетесь всерьез, то рекомендуем повысить свой ораторский уровень на тренинге «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство», который уже прошли тысячи людей, использующих свое мастерство для жизни и успеха.

Желаем вам покорять любых слушателей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




В избранное