Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов. Декабрь 2008


 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry(@)ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


 

Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов.

В этом выпуске:

Продолжение материала Дмитрия Устинова «Сила Концентрации» (часть 2) - о важном качестве личности, от которого зависит успешность любой деятельности, в том числе, влияния на людей, общения, публичного выступления, В чем сила, как тренировать, как владеть этим качеством.

Ближайший тренинг "Креативность и Остроумие в речи" состоится 6-7 декабря в Москве. В следующий раз тренинг состоится не скоро – не откладывайте этот шанс! Тренинг всегда идет с огромным творческим вдохновением и креативным настроем. Тренинг заключает в себе 10-летний авторский опыт по ведению тренингов по ораторскому мастерству и дает возможность познать психомеханику креативности и начать использовать ее в своей речи. Оригинальные упражнения на тренинге направлены на развитие «подвешенности» языка, нестандартность, юморотворчество в речи, на метафоричность, образность, богатство языка, расширение активного словарного запаса и секреты острого ума.

Ближайший открытый тренинг "Искусство речи: риторика и ораторское мастерство" состоится в Москве 20-21 декабря. Последний в уходящем году тренинг будет посвящен, естественно, Новому Году. Серия тренингов по ораторскому мастерству за последние месяцы состоялась в Московской Академии Ораторского Мастерства, в Центре Синтон, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Якутске, Казани, Саратове, Ю.-Сахалинске. Очередной регулярный тренинг проходит с 10 ноября.

После технического перерыва вновь заработал ФОРУМ сайта. Вы можете обсудить, посоветоваться, задать тему, связанную с ораторским мастерством, психологией влияния, лидерством и другим около-психологическим вопросам.

 

Сила концентрации
(часть 2)

Что же такое концентрация внимания?

Разберемся более точно, что такое концентрация внимания? Это умение направить свой фокус или «луч» внимания на любой, даже неинтересный объект и удерживать внимание на этом объекте в течение продолжительного отрезка времени. Одновременно это умение управлять своим вниманием. По-сути, владение концентрацией внимания и волевые качества – это синонимы. Если у вас высокая концентрация, значит, у вас развитая воля. И наоборот. Если у вас развитые волевые качества – значит, у вас высокая концентрация. Можно сказать, что концентрация внимания – это «мышцы» нашей психики!

Интересно, что только наличие произвольной концентрации внимания принципиально отличает нас от животных. У животных есть практически все функции, которыми так гордится человек. Мышление, эмоции, даже речь – в зачаточном состоянии, но все это есть. И только одно отличает нас в выгодную сторону от братьев наших меньших – произвольная, другими словами, подчиненная воле, концентрация внимания. У животных произвольной концентрации нет, как и волевых качеств – у них работает только «непроизвольное» внимание. Для примера, где находится внимание собаки? На интересных сигналах от внешнего мира – на вкусной косточке, на собственном хозяине, на наглой кошке, на вкусном запахе, на движении новых объектов, на угрожающих звуках и так далее. Внимание собаки сосредоточено на сигналах от мира. Что будет происходить с собакой, если таковых сигналов нет? Правильно, она кладет голову на лапы и засыпает. Нет сигналов – нет жизни. У собаки нет произвольной, подчиненной собственной воле, концентрации внимания. Собаку невозможно заставить смотреть на неинтересный объект, например, на какую-нибудь секундную стрелку...

- Что я – дура? - скажет она вам. Вот дайте мне мяса кусочек понаблюдать, это другое дело!

У собаки есть только непроизвольная  концентрация внимания, зависящая только от внешних сигналов окружающего мира. Собака живет в мире рефлексов по типу стимул – реакция, это лучше всех знал наш академик Павлов, замучивший немало ихнего брата.

Мы, люди, тоже немного собаки. Мы тоже зависим от сигналов от внешнего мира, от звуков, движений, запахов, все это тоже дергает наше внимание. Но благодаря наличию волевых качеств, мы принципиально отличаемся от собак. Мы можем, если сами решим, что нам это нужно, направлять внимание на любой, даже неинтересный объект. Это может быть объект, связанный с работой, с учебой, даже просто на спор с самим собой, но мы способны себя заставить делать то, что не захватывает нашего внимания и не несет нам сиюминутной и очевидной выгоды.

Наше сознание может самостоятельно управлять нашим вниманием!

Правда, эта способность у нас все-таки разная, как в разной степени развиты волевые качества. У человека обычного – рассеянное внимание. Ему трудно собраться, сосредоточиться, отстраниться от желания отреагировать на отвлекающие сигналы и соблазны внешнего мира – отдохнуть, развлечься, поиграть в компьютерные игры, получить сиюминутное удовольствие – и результаты его деятельности обычные. Человек же волевой умеет собраться и достичь результата. Концентрация – это результат!

Я, например, всегда завидовал товарищам - студентам, которые могут себе позволить где-то подрабатывать и не ходить на лекции весь семестр, но зато за последние три ночи с помощью высочайшей концентрации и железного зада способные выгрызть гранит учебника и добиться результата на экзамене! Конечно, вопрос к качеству такого обучения, но результата такие студенты все-таки достигают!

Дети – еще больше собаки, чем взрослые. Почему очень многие дети слабо учатся и вызывают недовольство учителей и родителей? Не потому, что они глупые. Нет. Дети – умные и способные существа. Проблема таких детей только в одном – во временной неразвитости произвольной концентрации внимания. У них нет еще волевых качеств в нужной степени. Им очень трудно себя заставить делать что-то малоинтересное, не цепляющее их внимание. Вспомните третий класс. Где на уроке находится внимание детей? Верно, на сигналах от мира – разговор с соседом, рисунок на парте, бантик  соседки впереди, новая авторучка, птичка за окном, шум за дверью, муха зажужжала… В ряду этих интереснейших событий учитель со своей доской – событие не слишком любопытное.

На что уходит на уроке львиная доля усилий учителей? Вспомнили? На то, чтобы хоть как-то захватить внимание! На то, чтобы хоть как-то быть интересными для детей, хоть как-то стать более важным объектом, чем муха! Каждый педагог пытается это сделать по-своему. Кто-то из учителей находит новые подходы, интересные факты, кто-то устраивает соревнования, кто-то постоянно меняет род заданий, кто-то держит класс на страхе, но если не удается героическими усилиями захватить внимание, урок полностью разваливается… И причина этого слабого внимания, раздражающего родителей и учителей - одна. Из физиологии человека известно, что мозг ребенка формируется в полной мере только к 12 годам. Только к этому времени все отделы мозга уже физиологически не отличаются от мозга взрослого человека. Также как и отделы мозга, отвечающие за волевые качества. Полностью можно спрашивать с ребенка только с 12 лет – к этому времени его личность физиологически уже готова отвечать за свое внимание, поведение, учебу. Спрашивать же с него раньше – это все равно, что спрашивать с собаки, почему она не освоила таблицу логарифмов.

И только в старших классах подростки уже способны задуматься о перспективах и сосредоточить свое внимание на долгосрочной выгоде – профессии, институте, будущем деле. Только тогда они осознают необходимость работы уже сейчас на свое будущее и хоть как-то «берутся за ум» - и все-таки направляют уже сформировавшиеся волевые качества на обучение и сдачу экзаменов. Однако приходиться признать, что далеко не все.

Детям – это еще простительно, но когда мы видим взрослого с концентрацией внимания ребенка, чтобы не сказать, собаки, это разочаровывает. Это говорит только о том, что человек остановился в развитии на ранней стадии, не случилось ему повзрослеть… Это обидно и является признаком того, что потенциал человека остался нереализованным и даже погубленным неумением им воспользоваться. К сожалению, личная эффективность невозможна без развитой концентрации внимания!

Можно ли развить концентрацию внимания?

Практически любое личностное качество подвержено не только деградации, но и развитию. Во-первых, за счет самого факта осознания этого качества, осознания того, что оно подчиняется моей личности. Во-вторых, за счет тренировки. Тренировка развивает не только мышцы физические, но и психические. Предложим несколько упражнений, кроме описанных в тексте. Это упражнения на развитие, а также на проверку уровня произвольной концентрации внимания.

Упражнение «Линия». Задача – на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении – делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.

Упражнение «Муха». Представьте поле для игры в крестики-нолики. Три на три. В центральном поле сидит муха. Задача – двигать муху так, чтобы она не выходила за края поля, и не теряя ее своим фокусом внимания. Есть только четыре хода – «вверх», «вниз», «вправо», «влево». По диагонали муха не ходит, задний ход муха не дает – это считается ошибкой. Разумеется, двигать муху исключительно мысленно, рисовать поле на бумаге нельзя – игра теряет смысл. Интереснее играть вдвоем-втроем и более, труднее одному. Если вы без ошибок продержались пять минут – это хороший уровень концентрации.

Упражнение «Две мухи». Более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи – муха один и муха два. Ходят мухи по очереди, например: «Муха один – вверх», «Муха два – вправо». Правила и задача – такие же: не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок – хороший результат.

Упражнение «Объемная муха». Самый сложный вариант. Представьте поле для игры в крестики-нолики уже не плоское, а объемное, как кубик Рубика. В самом центре этого объемного поля, внутри, сидит муха. Задача та же – двигать без ошибок и не терять муху. К предыдущим ходам «вверх», «вниз», «вправо», «влево» добавляется еще два хода – «к себе» и «от себя». В компании на всех «мухах» интересно проверить сравнительный уровень концентрации внимания мужчин и женщин. Обычно женщины играют хуже и чаще ошибаются, чем повышают самооценку мужчин – «мы все-таки умнее…!»

Упражнение Клинсмана. Знаменитый немецкий футболист, ныне тренер Юрген Клинсман придумал для себя следующий способ тренировать концентрацию внимания. Для этого он, как и космонавты, тоже использовал часы, только в более жестокой форме. Клинсман с помощью пинцета он полностью разбирал и опять тщательно собирал весь часовой механизм. Более того, в сборной Германии под своим началом он ввел это упражнение в практику тренировок, добиваясь от всех игроков полного восстановления хода. Если у вас не останется лишних деталей – это уже хороший уровень.

Упражнение Левитана. Наш легендарный диктор Юрий Левитан, чтобы исключить нередкие даже у хороших дикторов ошибки (а чем грозила ошибка в сталинское время, объяснять не надо), тренировал профессиональную концентрацию внимания, читая перевернутый вверх ногами текст. Читал вслух, обычным темпом, добиваясь обычного качественного звучания достаточно долгое время. Проверьте себя. Для непрофессионала одна страница печатного текста – хороший результат.

 

Продолжение следует…

 

 

 

 

 

 

 

 

 




В избранное