Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов. Декабрь 2007


 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry(@)ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов.

В этом выпуске:

ПОСТАНОВКА НА ПУБЛИКЕ (часть 2). Продолжение статьи Дмитрия Устинова об успешном начале выступления. Что и как делать во время начала речи, чтобы не было мучительно больно за провальное выступление...? Что нельзя делать в начале выступления? Как сразу добиться уважения и расположения публики? Часть первую смотрите в одном из предыдущих выпусков.

Серия тренингов "Искусство Речи: риторика и ораторское мастерство" за последние месяцы состоялась в Московской Академии Ораторского Мастерства, в Центре Синтон, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Якутске, Казани, Саратове, Ю.-Сахалинске. Очередной тренинг в столице состоялся 13-14 октября, и начался с 19 ноября. Ближайший открытый тренинг в Москве состоится 15-16 ДЕКАБРЯ. Координаты представительств в регионах смотрите на странице тренинга. Тренинг посвящен влиянию на публику, убедительному владению словом, мастерству воздействия на любую аудиторию. А также развитию такого инструмента успеха, как речь, голос, ясному мышлению в ситуации публичного внимания, уверенному поведению, воздействию на людей живым словом. По отзывам участников, для многих тренинг являлся для них одним из главных событий в жизни за последнее время.

Ближайший Мастер-класс "Оратор" планируется 20 декабря. Мастер-Класс «ОРАТОР» - это новое название для разовых тренингов поддержки - только для участников, прошедших тренинг по ораторскому мастерству. На Мастер-Классе будут как новые упражнения и риторические игры для продвинутой подготовленной аудитории, так и повтор уже пройденных тем на более глубоком уровне. Новых же участников мы ждем на основном авторском тренинге по ораторскому искусству - "Искусство Речи: риторика и ораторское мастерство".
Ближайшее занятие Мастер-Класса будет посвящено грядущему Новому Году и теме "Праздничная и торжественная речь". Не секрет, что для многих людей сказать речь на торжестве, дне рождения, банкете, юбилее начальника, столетии фирмы - это проблема. И многие в тайне завидуют на свадьбе тамаде с хорошо подвешенным языком. А ведь праздник - это повод не только произвести впечатление, запомниться (в хорошем смысле слова) всем присутствующим, но и повод потренироваться и получить удовольствие. Как это делать по законам ораторского мастерства мы освоим в течение ближайшего занятия.

Зимний Синтоновский Фестиваль "РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА", на котором Дмитрий Устинов проведет тренинг "ПОБЕДИТЕЛИ (психология влияния)" и ряд дополнительных авторских программ, пройдет с 3 по 9 января. Фестиваль пройдет в одном из самых живописнейших мест Подмосковья, в пансионате в окрестностях г. Звенигорода, часто называемых «Русской Швейцарией». В Фестивале примут участие все основные ведущие Синтона со своими лучшими тренинговыми программами. Приглашаются желающие использовать уникальную возможность совместить обучение с активным отдыхом, интересным неформальным общением, и приключениями на свежем воздухе. Подробности смотрите на сайте Центра Практической Психологии Синтон.


ПОСТАНОВКА НА ПУБЛИКЕ (ЧАСТЬ 2)
Дмитрий Устинов

Как встать в первый момент появления на публике? Встать сейчас в прямом смысле слова - какую позу принять, каково положение тела, рук, ног должно быть для наилучшего восприятия оратора?

Типичные ошибки неопытных ораторов:

Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть впечатление, что человек что-то там прячет. Камень, например, за пазухой не поместился, но зато сейчас как достанет... Если зритель не видит руки, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью. Знаете, как родился жест рукопожатия? В средневековье этого жеста еще не существовало, и когда воины встречались на одной тропе, они издалека показывали друг другу правую руку. Это означало – у меня нет в руке оружия, и я иду с добрыми намерениями. Постепенно этот жест трансформировался в рукопожатие при сближении. Поэтому руки оратора люди должны видеть для того, чтобы от него не исходило ощущение угрозы.

  • А знаете, как родился жест объятия с дружеским похлопыванием по спине? Здравствуй, дорогой, сколько лет, сколько зим…!!! Воины сходились и во взаимном объятии прохлопывали друг друга на предмет незадекларированного оружия за спиной. Смысл уже забылся, а традиция осталась. 

Другая ошибка. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства. Это еще и поза вредного преподавателя:

- Ну-ну, молодой человек, давайте свою зачетку, все равно не сдадите…

Понятно, что это тоже не оптимально для восприятия публикой.

Еще распространенная ошибка. Руки оратора скрещены не сзади, а спереди – «поза футболиста». Тоже читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит себя, что же он там защищает. Это не те ассоциации, которые надо сразу рождать у аудитории.

И еще одна ошибка. Руки в карманах. Это выглядит абсолютно вульгарно, а для бизнес-аудитории является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто упадет в глазах публики. А если вы так будете выступать на приеме у президента, вас больше никогда к нему уже не пригласят. Еще хуже, если руки в карманах брюк, а не пиджака. Иногда оратор, не зная, куда девать руки от волнения, прячет их в карманы, думая, что хотя бы эту проблему он решил, и никто теперь его суетящихся рук не заметит. Как бы не так! В карманах-то суетливые руки заметны еще больше. Особенно, если они там продолжают играть с ключами, брелками, и другими предметами. Любой движущийся предмет привлекает внимание гораздо сильнее - и вся публика будет завороженно смотреть только на низ туловища оратора, потеряв интерес ко всему остальному. И это, разумеется, тоже не то впечатление, в котором оратор должен быть заинтересован.

По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для самоуспокоения – тетрадки, шпаргалки, записи на листах, а также на всякий случай – ручки, фломастеры, маркеры. Все предметы в руках визуально усиливают дрожащие и играющие руки. Исключение – если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.

Так в какой же позе оптимально начинать и вести речь, где должны быть руки и что делать на сцене? 

Основная стойка оратора. Это стойка оратора, с которой надо начинать речь и проводить большую часть времени на сцене. Разберем ее. Правила следующие, для тренировки лучше выполнять последовательно, а потом уже автоматически и сразу.

Ноги на ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее ширины плеч («ножки вместе») это со стороны смотрится довольно изящно, но когда вы начнете говорить, неизбежно почувствуете некоторую неустойчивость – площадь опоры слишком мала. Если ноги шире плеч, это, конечно, устойчиво и удобно, но выглядит со стороны угрожающе и даже агрессивно – человек занимает больше пространства, чем ему необходимо. Еще засучить рукава – и будет полная картина «эсесовец на посту». Иногда на тренингах девушки говорят – а как же, мол, вот учат же профессиональных моделей и манекенщиц стоять в «третьей позиции», как раз ножки вместе, спинка прогнута…? Да, эта стойка красиво смотрится, но учтите, если фотомодель начнет говорить, люди в зале разбегутся… Задача моделей - украшать пространство своим присутствием, но никак не покорять публику своей речью и интеллектом. Поэтому оптимально в стойке ноги именно на ширине плеч, даже для женщин.

Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Сутулость – проблема современного человека, большинство людей ходит согнувшись – годы, заботы, тревоги, усталость, тяжелая жизнь… И если мы на сцене увидим сутулого человека – будет именно такое и впечатление, плюс от него будет исходить ощущение неуверенности и скованности. Действительно, когда мы тревожимся или волнуемся, интуитивно тело человека сжимается и съеживается, чтобы стать незаметным в минуту опасности. И как раз так на сцене и воспринимаемся. В результате первое впечатление будет неизбежно смазано. Очень важно продемонстрировать на публике прямую противоположность сказанному – уверенность, силу, энергию, свободу, лидерские качества, в том числе за счет хорошей осанки.

К сожалению, у большинства людей сутулость уже вошла в привычку, поэтому прямая осанка для многих является некомфортной и долго ее держать непросто. Это так. Но любую дурную привычку можно вытеснить новой более конструктивной привычкой, как вместо сигареты в момент волнения можно себя приучить к леденцам. Поэтому важно сформировать себе привычку именно к прямой, королевской, если хотите, осанке. Знаете, как в старые времена гусар приучали держать аристократическую стать? Он должен был вдохнуть на полную грудь – и так дальше и стоять, жить, говорить, дышать. А как будущих светских дам приучали к благородной осанке? Был еще более жестокий способ – корсет. Когда женщину затягивали в корсет на сорок шнурков, осанку волей-неволей она держала (скорее, конечно, неволей). Для женщин, кстати, возможно использование не мысленной ниточки в космос, а представление, что вы подпираете головой небесный свод – готовитесь в кариатиды. Еще вариант - несете на голове легкий, но хрупкий предмет – нельзя уронить. Тренироваться можно с книгой на макушке, и тогда дадите фору  восточным женщинам, известным своим изяществом и особой статью – натренированной кувшинами с водой на голове.

Иногда человеку у меня на тренинговых упражнениях некомфортно держать осанку не потому, что он патологически сутулится, а только потому, что слишком старается и напрягается. Сделаем вместе такой эксперимент. Сильно напрягите правую руку в кулак. Сильно-сильно. Еще сильнее! Еще сильнее!!! А теперь пальцы руки расслабьте, а форму кулака оставьте. Чтобы держать форму кулака – усилий, оказывается, почти не требуется. Так и наши мышцы спины, ответственные за осанку, настолько сильны, что для того, чтобы держать тушку в прямостоящем положении им не требуется даже сильно напрягаться – пять процентов их возможностей вполне достаточно. Некоторые даже умеют спать стоя – солдаты на посту, лошади в поле… Поэтому форму тела оставляем – а лишнее напряжение мысленно сбрасываем, и в целом тело расслабленно.

Плечи на «вешалку», грудь расправляем колесом. Эти правила дополняют хорошую осанку. Плечи на мысленную вешалку, как будто вы пиджак. Для того, чтобы повесить «пиджак», делаем круговое движение плечами назад и фиксируем плечи чуть сзади. Так, чтобы вы почувствовали, как «целуются» ваши лопатки. Грудь расправляем на вдохе (вспомним гусар) и дальше дышим свободно, набирая перед речью воздуха на 80-90 % возможностей легких для использования возможностей наших грудных резонаторов и сильного грудного голоса.

  • Когда женщина выпрямляет спину и расправляет плечи - у неё появляется грудь.

Этот афоризм правдиво иллюстрирует особенности женского строения организма. Иногда женщины стесняются расправлять грудь, справедливо полагая, что от этого она визуально увеличивается. Но, думается, что это даже хорошо. Грудь – символ жизненной силы и красоты как для женщин, так и для мужчин. Хороший оратор должен стремиться производить сильное, яркое впечатление, даже обликом привлекать внимание. А сцена, расстояние между выступающим человеком и публикой скрадывают габариты оратора, делают его маленьким и невыразительным – особенно в большом зале. Поэтому чем больше хорошего человека, тем лучше. На сцене желательно визуально казаться крупнее, больше, занимать собой все доступное пространство, чтобы компенсировать этот негативный фактор. Тогда визуально габариты вашей личности будут больше, вы будете ассоциироваться с большей силой, мощью, внесете в свой облик элемент лидера, вожака и даже вождя. 

Интересно, что прямой позвоночник тесно связан с состоянием здоровья человека. Любой медик вам скажет, что через позвоночник, посредством спинного мозга, совершается иннервация (управление и стимуляция нервными сигналами) внутренних органов. Позвоночник и его спинной мозг являются неким проводником  этих сигналов от нервных центров головного мозга. Если у человека существует хроническая сутулость, и как следствие, сколиоз (искривление позвоночника) это постепенно приводит к нарушениям иннервации и хроническим заболеваниям внутренних органов. Правда, человек этого часто не замечает, поскольку в молодом возрасте эта сутулость компенсируется резервами организма. Но молодость вещь не вечная, и когда резервы организма истощаются, болезни начинают подкатывать равномерной чередой.

Поэтому важно формировать осанку не только для восприятия публикой, но и для здоровья. Что означает формировать осанку? Это означает тренировать ее в жизни. В жизни, как известно, всегда есть место подвигу. И для формирования новой привычки необходимо завязать узелок на память и вспоминать об осанке по нескольку раз в день. Придумайте себе «якоря», «зацепки». Например, вижу людей – и я с прямым позвоночником, делаю стойку.

Чтобы время от времени проверять осанку, можно использовать такой метод. Спиной прислониться к стене. Должно быть четыре точки соприкосновения: затылок, лопатки, попа, пятки. Вы будете удивлены, но это настоящая прямая осанка. Многие на этой проверке ее чувствуют впервые.

Если ваш случай запущен и сутулость явно заметна и плохо исправляется, то есть еще один радикальный метод. В аптеках продается исправитель осанки – упругая конструкция, которая закрепляется на плечах и спине и держит осанку не хуже корсета.

Передняя нога на полступни вперед. Вес тела переносим на 60 процентов на переднюю ногу. Появляется легкий наклон вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед, но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам удобнее переносить вес тела. Это надо подобрать по ощущениям. Обычно, для большинства людей, передней ногой является толчковая, самая сильная, та, которой вы отталкивались при прыжках в длину, на уроках физкультуры в 8 классе. Зачем нужен этот вектор вперед? Такое положение тела считывается публикой как готовность на диалог, готовность идти навстречу людям, отсутствие страха и волнения. Сравните. Если наклон будет назад, то ощущение будет, как будто бы публика отталкивает оратора и он делает шаг назад. А потом еще назад. А потом еще назад. И скрывается в тумане за кулисами. Наклон назад – публика как будто отталкивает выступающего. Вектор вперед – оратор идет навстречу людям со своим знанием и готов к диалогу!

Руки брошены вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику. Никакой суеты в руках, руки брошены и расслаблены, только чуть прижаты локти. Зрители воспринимают это положение рук как отсутствие угрозы, как уверенность в себе и в своей правоте. И это хорошие ассоциации! Бывает, что руки у выступающего плохо управляемы, живут своей жизнью и бросить их вниз в начале речи не получается. Это называется «руки мешают». И действительно, в таких случаях оратор своим суетливым рукам не находит места и они реально начинают ему мешать.

Помните, такой эпизод есть в фильме «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли. Она играет актрису, которая играет Жанну д Арк. Жанна на коленях перед иконой молится своей святой. Но вдруг Чурикова выходит из образа вскакивает и начинает истерично кричать и бить себя по рукам:

- Не могу, не могу! Мне руки мешают, я не могу, не могу, не могу! Мешают они мне, мешают, ничего не могу с ними сделать!!!

Режиссер не растерялся:

- Пилу мне!!! Какая больше мешает – правая или левая!
- Так, все… Уже не мешают. Все нормально. Давайте работать! Камера, включаем, камера, давайте работать!!!

Так и мы на тренингах, на всякий случай держим пилу. А если серьезно, то избавиться от суеты в руках помогает нагружение их тяжестями во время речи. Например, солидными книгами, гирями другими тяжелыми предметами. Учтите, что руки брошены вдоль корпуса только в начале, пока вы еще не начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.

Голова в положение допустимой надменности. То есть подбородок чуть выше линии горизонта. Если подбородок будет слишком задран, от выступающего появится ощущение презрительности. Если подбородок ниже линии горизонта, будет ощущение угрожающего взгляда «исподлобья». Глаза устремлены на публику. На лице «улыбка Джоконды» - готовность к улыбке, полуулыбка. Если выражение лица расслабленное и нейтральное, оно будет восприниматься как угрюмое. Поэтому лучше добавлять полуулыбку, то есть уголки губ чуть приподняты. Если будет выступать в США, то надо улыбаться изо всех сил во все 33 зуба, во всю свою голливудскую улыбку, иначе никто не поверит и не будет связываться - он что, неудачник? Но в нашей культуре это будет раздражать народ (чо щериться?). Еще, мол, ничего смешного не сказал, а уже скалится. Поэтому оптимально – уголки губ приподняты, улыбка Джоконды.

Это главные правила, касающиеся основной стойки оратора. Это базовая, основная, доминирующая стойка. Не значит, что от нее нельзя время от времени отходить. Это значит, что в нее надо время от времени возвращаться.

Продолжение следует…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




В избранное