Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry@ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов.

НОВОСТИ

Манипулятивное Влияние и Защита (часть 2). Продолжение новой публикации Дмитрия Устинова о скрытом влиянии. Для тех, кто не читал первую часть рекомендуем читать на сайте сначала .

Мастер-класс Дмитрия Устинова состоялся 19 февраля на Фестивале профессиональных сообществ бизнес-тренеров в подмосковном пансионате «Голубая речка». Тема: «Психология влияния. Инструменты психологического воздействия».

Ближайший тренинг "Искусство Речи: риторика и ораторское мастерство" в Москве  состоится 6 и 7 марта в двухдневном режиме выходных дней. Первая часть тренинга – демонстрационная. Это эффективный голосо-речевой тренинг для заинтересованных научиться красиво говорить, влиять на людей, повысить выразительность речи и мастерство воздействия на аудиторию.

Праздничная встреча тренинг-клуба "ДЕБАТЫ" состоится 8 марта с 18.00! Приглашаем азартных и интересующихся темой риторики и публичных выступлений.

Тренинг "ПОБЕДИТЕЛИ" состоится во Владивостоке 12-13 марта (координаты организаторов смотрите на сайте), и в конце марта вновь в Москве. Это жесткий тренинг, посвященный управляемому конфликту, методам психологической защиты и нападения, развитию внутренней силы.

МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ И ЗАЩИТА (ЧАСТЬ 2)

Дмитрий Устинов
www.ustinow.ru

Продолжение материала начнем с психологического практикума. Определите – это манипуляция? Если да, то почему это является манипуляцией (подходит ли под определение манипуляции)? Если «да» и поняли, почему это является манипуляцией, то какой вид манипуляции здесь используется, на каком чувстве пытается сыграть главный персонаж Г. Остера? Читаем стих:

Если вы, не спросив разрешенья войти
В середине урока вбегаете в класс,
Не забудьте учителю строго сказать
Что сегодня опять недовольны вы им,
Пусть родителям он престарелым своим,
Передаст, чтобы завтра же в школу пришли
Будет с ними серьезный у вас разговор,
Потому что уже невозможно прощать
Безобразные выходки эти его.
Почему он без вас начинает урок?
Неужели не может хоть раз подождать?

Конечно, Вы можете и сразу заглянуть в правильный ответ, но лучше, если сначала родите свой собственный. Помнится, в детских и недетских журналах ответы на загадки и кроссворды печатались вверх ногами – вы подсматривали или думали сами? Автор не столь жесток к читателям и поэтому правильный ответ приводится вниз ногами. Главный персонаж, он же нерадивый ученик пытается сыграть на чувстве вины учителя по принципу «лучшая защита – это нападение».

Манипуляция на чувстве вины

Но поначалу на чувстве вины играют взрослые:

-                  Ты почему маму не слушаешься?
-                  Почему ты кашу не ешь?
-                  Ты знаешь, что так поступают только плохие дети?
-                  Когда ты, наконец, будешь слушаться маму?
-                  Ты почему уроки не хочешь учить?
-                  Опять двойку принес, бестолочь?
-                  Говорила, не связывайся с этим Сережкой!

Когда детеныш только что родился, у него в психике заложены только базовые чувства и ощущения, непосредственно связанные с выживанием: комфорт, дискомфорт, приятно, неприятно, радостно, грустно. Но далее взрослые успешно прививают своим чадам уже более сложные переживания, в частности, комплексы вины, поскольку с его помощью легко управлять маленьким человечком. Понятно, что и сам ребенок, когда повзрослеет,  интуитивно начинает пользоваться теми же способами, что и родители.

Чувство вины психологически очень некомфортно, поскольку оно подразумевает не только снижение самооценки («ты плохой»), но и наказание за какой-либо проступок. Поэтому, чувство вины - это смешанное чувство собственной неполноценности и страха за возможное наказание.

Какова технология манипуляции на чувстве вины? Сначала оно создается фразами, подобным вышесказанным и с помощью особо жестких интонаций. Далее необходимо дать его прочувствовать объекту, дать «насладиться» этим чувством. И когда объект созрел, дать понять, что надо сделать, чтобы от него избавиться. Подвести или дать самому догадаться, что надо сделать, чтобы облегчить это переживание собственной вины. И виновный бросается эту вину заглаживать, делает то, что выгодно манипулятору. Тот же принцип, уже упомянутый нами: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше…»

Обида - это типичный и самый распространенный пример попытки привить близкому человеку чувство вины. Признайтесь, поигрываете в эту игру? Ну, понятно, из благих побуждений. Или не в силах сдержать праведное негодование. Да и вообще, как с таким негодяем поступать? Лучше всего замолчать, отдалиться, всем своим видом показать, как вам плохо он сделал, и каков он, если стал причиной такого вашего состояния! И негодяй, конечно, вида не показывает, но все равно испытывает глубокие нравственные страдания и воспитательный процесс идет по плану - все в порядке. И чем дальше, тем больше растет чувство вины у этого негодяйского существа. Ведь он же, понимает, что «это же я, сволочь», причина этого охлаждения между нами и того, как плохо другому человеку. И когда чаша этого переживания переполняется, он падает в ноги и умоляет его простить. Ну, или не умоляет, а просто намекает, что готов повиниться, раскаяться, просить амнистии,  признать свою ошибку, лежачего не бьют… Что, собственно и надо автору манипуляции, а именно восстановления чувства собственного превосходства, психологического удовлетворения и чтобы впредь знал, как себя вести, а как не надо себя вести…

Выразительный пример из замечательного советского трехсерийного фильма про свежевыструганного итальянского мальчика. Алиса и Кот Базилио после того, как незаконнорожденный сын Папы Карло перестал поддаваться на уговоры правильно распорядиться пятью золотыми:

-                  Пойдем отсюда, Базилио!
-                  Пойдем отсюда, Алиса!
-                  Нас здесь не поняли, Базилио!
-                  Нас здесь не поняли, Алиса!
-                  Что мы здесь делаем с этим невоспитанным мальчишкой!
-                  Да, Алиса! Что мы здесь вообще делаем!

Ясно, что у Буратино нервы не стальные, а деревянные:
-                  Ну, ладно, ладно, подождите…! Где там ваше поле дураков?

Еще красивая иллюстрация попытки манипуляции из киножурнала «Ералаш». В школьном коридоре на перемене стоят у окна два пацана. Толстый здоровяк смачно жует огромный сочный апельсин, не спеша отправляя в рот спелые дольки. Худенький одноклассник с нескрываемой завистью смотрит на него и наконец, решается обратиться к нему:
-                  Вот если бы у меня был апельсин, я бы обязательно с тобой поделился…

На каком чувстве эта манипуляция? На попытке создать у толстого чувство вины, что ест один, что ведет себя не по-товарищески и что захочет эту вину загладить. Однако, как вы помните, манипуляция не прошла:
-                  Да, жаль, что у тебя нет апельсина! – дожевывая очередную дольку, соглашается толстый.

Ситуация из школьной жизни. Класс. Входит учительница:
-                  Мне стало известно, что кто-то из вас вчера тайком от учителя брал классный журнал! Кто это был!?
Пауза. В воздухе повисло тягостное молчание.
-                  Повторяю! Кто брал журнал!?
Молчание становится еще более тягостным.
-                  Еще раз повторяю!! Кто из вас вчера в учительской брал классный журнал!!?
Еще пауза на несколько томительных секунд. И вдруг виноватый голос девочки со второй парты:
-                  Это я…!
Девочку потащили к директору школы. И только потом выяснилось, что это вовсе не она залезла в классный журнал! На чем сработала манипуляция? На чувстве вины. Причем чувство вины за всех других одноклассников сразу – такая чувствительная натура…

Зарисовки из семейной жизни.

Мама – своей взрослой дочери:
- Если ты не позвонишь мне, то 3 года жизни у меня заберешь. А если позвонишь – 5 лет жизни подаришь!
И как, спрашивается, дочери поступать после этого? Особенно если мама в возрасте и время от времени заболевает? Звонит, когда может и не может.

Тринадцатилетняя дочь своим родителям:
- Вы любите его (сына) больше меня…!
И после этого родители пытаются загладить вину вниманием и подарками.

Еще одна семейная драма. Девушка Лида находится несколько месяцев в угнетенном и даже депрессивном состоянии. Причина следующая. Она живет четыре года со своим мужчиной в одной квартире. И постепенно поняла, что хочет с ним расстаться, поскольку отношения с ним ее не устраивают. Но когда он это понял, стал угрожать убить себя, начал принимать наркотики. И твердо обещает убить себя, если у нее кто-то появится или если она его бросит окончательно. Постоянно твердит, что он без нее не сможет жить. Она делала пару попыток уйти от него и переселиться в другую квартиру, но каждый раз возвращалась, поддаваясь на его уговоры. Причина в создании и культивировании у нее жесточайшего чувства вины, ведь если с ним что-то случиться, это чувство вины сгложет ее заживо.

Беременность. Дело святое. Но и беременность может стать способом манипуляции со стороны женщины, если она больше заинтересована в мужчине, чем он в ней. Это хороший способ привязать к себе мужчину за счет чувства вины, ведь бросить ребенка он теперь не посмеет, иначе в сознании у него будут сидеть фразы:
-                  Как!!! Он бросил своего ребенка??? Не может быть!!! Каков негодяй!? Как он только посмел??? Вот он какой, оказывается???

На этом месте автор заявляет, что он вовсе не призывает бросать детей. А призывает лишь трезво рассмотреть механизм манипуляции, который здесь может работать, и которым действительно пользуются (иногда) женщины, даже если они в этом никому не признаются.

Любимый прием некоторых мужчин. Когда есть желание прервать отношения с женщиной (любовь прошла, устал, надоело, появилась другая) - но сделать это трудно. Почему трудно? Потому что возникнет то же чувство вины, что она будет переживать и ей, покинутой, будет плохо, а он будет виноватым. Тогда срабатывает следующая тактика. Стать «плохим», сделать что-то, что ей не понравится – и спровоцировать ее раздражение, гнев, повышение голоса, а потом обидеться на нее за это. И под этим предлогом прекратить отношения. И виноват в этом разладе уже кто? Не он, конечно. Ведь это она на него так наорала. И пусть ей будет так же плохо, но с ответственность уже не на нем, а на ней - а с него и взятки гладки. Главное, потом уже не провоцироваться на встречные шаги и делать вид, что у тебя в сердце смертельная рана, нанесенная жестокой обидчицей…

Могу подарить читателям мою маленькую и невинную любимую манипуляцию, когда со мною не хотят чем-то делиться и что-то рассказать сокровенное. Особенно хорошо это может работать с близкими людьми. Надо с растерянностью и даже легкой обреченностью в голосе сказать:
-                  Ты что, мне не доверяешь…?
И удивленным взором посмотреть прямо в глаза этому человеку. И только самое каменное сердце не дрогнет и не выдаст эту свою тайну.

Домашнее задание:
1. Быть внимательным к попыткам манипуляций на чувстве вины в ваш адрес и отслеживать их.
2. Провести несколько осознанных и заранее задуманных (пусть небольших) манипуляций на чувстве вины, тренируясь на близких и далеких, при этом все-таки охраняя их психологическую безопасность и свои отношения.

Продолжение следует…

 

 

Рекомендуемые ресурсы:

1. Сайт и рассылка популярного писателя и психолога Александра Свияша "Ваши возможности безграничны! Будьте смелее!" В еженедельной рассылке А.Свияш дает ответы на вопросы читателей и публикует свои новые материалы. Подписка на сайте www.sviyash.ru

2. Библиотека диссертаций - незаменимо для соискателей и остепененных. Для новостей можно подписаться на рассылку ресурса.

3. Сайт и рассылка Школы Харизматических Лидеров (Антон Калабин). Харизма личности, управление в бизнесе, тренинги по развитию голоса. 

4. Проекты и рассылка Геннадия Павленко , психолога, режиссера, драматурга. 

 

 

 

 




http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.oratormanipul
Отписаться

В избранное