Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru Выпуск 32


Информационный Канал Subscribe.Ru

Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru
  Выпуск 32
         Здравствуйте, любители хорошего кино.

         Сегодняшний выпуск посвятим не просто конкретному фильму, а личности. Потому что выделять из работ этого режиссера лучшие и худшие занятие неблагодарное. Именно поэтому мне сразу понравилось то, как преподнес для вас творчество Киры Муратовой Владимир Юрба.


         Звуковое кино Муратовой


         Просмотр ретроспективы фильмов режиссера позволяет не только яснее увидеть и осознать масштаб творческой личности, но и отчетливей представить особенности авторского стиля, художественный почерк мастера. Так, благодаря приуроченному к юбилею Киры Георгиевны Муратовой показу всех ее фильмов, начинаешь понимать, что Муратова - режиссер в значительной мере аудиальный, именно в этой плоскости, на мой взгляд, находятся ее основные художественные открытия. Этим можно объяснить и ее частое тяготение к черно-белой цветовой гамме: визуальная составляющая ее картин не должна привлекать к себе излишнее внимание зрителя, позволяя в большей степени сосредоточиться на звучании фильма.
         Звуковая палитра муратовских произведений чрезвычайно насыщенна, многообразна и выразительна. Даже грузовики в фильме "Познавая белый свет", по словам кинокритика (Зары Абдуллаевой) "дышат как живые, ревут, как хор плакальщиц". Важной составляющей звукового наполнения фильмов Муратовой является и замечательное музыкальное оформление: в первых двух фильмах ("Короткие встречи", "Долгие проводы") - оригинальная музыка прекрасного композитора Олега Каравайчука, в дальнейшем - музыка из произведений Шуберта, Чайковского, Бетховена и др.
         Но все-таки, в первую очередь, Муратову занимает интонационная и тембровая окрашенность речи персонажей. Каждый герой ее фильмов является носителем уникальной и неповторимой интонации, а зачастую и неподражаемого голоса, тут можно вспомнить и Владимира Высоцкого, и Нину Русланову, и Зинаиду Шарко, и Ренату Литвинову, и Леонида Кушнира. Так, согласно Заре Абдуллаевой, в фильме "Долгие проводы" "Муратова поставила на индивидуальность актрисы с обыденной внешностью, но незаурядным голосом. Этот одинокий голос человека - капризный, набухший скандалом или отчаянием - одной лишь интонационной пластикой создавал образ женщины на грани нервного срыва. В этой роли Шарко можно только слушать". Добавлю, что только слушать можно голосовые партии практически каждого персонажа фильмов Муратовой. И именно в них, в надтреснутых или, напротив, излишне певучих голосах героев, заключено, по мнению Ирины Чичиковой, обаяние муратовских фильмов. Обаяние внимательного, бережного отношения к чужой неповторимой манере общения, к хрупкой материи чужой речи, в которой зачастую в большей мере, чем в содержании произнесенных фраз, выражается сокровенная человеческая сущность.
         На одной из встреч со зрителями Кира Георгиевна сказала, что, подбирая актеров, она ищет, прежде всего, оригинальных, своеобразных и необычных людей. При этом, похоже, что особенности индивидуальной речи, манеры говорить имеют для нее преимущественное значение. Непривычная замедленность речи, странность (порой шокирующая) интонаций, повышенные тона, повторяющиеся рефреном фразы - эти и другие известные стилистические особенности фильмов Муратовой не имеют аналога в мировом кинематографе.
         Если Федор Михайлович Достоевский, с точки зрения М. М. Бахтина, первым обратил внимание на личностно окрашенное слово героев романа, то рискну предположить, что Кира Георгиевна Муратова первая в советском кинематографе занялась разработкой неповторимой интонации героя. Если Луи-Фердинад Селин, согласно общепринятому взгляду, совершил революцию во французском романе, "преодолев литературу" и начав активно использовать арго, то подобный переворот в советском кино совершила Муратова, "преодолев кинематограф" и наполнив свои фильмы звучанием одесской улицы. Наталья Сиривля по поводу "Астенического синдрома" замечает, что Муратова впустила в свой фильм иррациональное начало "вместе с присущими ему эстетическими способами самовыражения, <...> словно давая реальности высказаться на свойственном ей языке и наблюдая со стороны, что из этого получится". Особенно ярким воплощением внеразумной стихии в этом фильме, по мнению критика, является "толстая завучиха в черно-золотом костюме с тонким, верещащим голосом и великолепно-безграмотным говором".
         На мой взгляд, является не случайным, что режиссер с чутким слухом "настройщика", Кира Муратова, живет и работает именно в Одессе с ее сочной и колоритной южной речью и прирожденной музыкальностью.

         Владимир Юрба



         Ну а тех, кто любит красивые фильмы, кто любит ночные городские пейзажи и триллеры, и предпочитает получить рекомендацию на конкретный фильм, я приглашаю на наш сайт, где можно прочитать рецензию Vit'ы на фильм Соучастник (Том Круз, Джейми Фокс, Джада Пинкет-Смит.) и мой комментарий к нему.


         Фильм-бонус: Нокдаун (Cinderella man).

         "Во всей истории бокса, вы не найдете другой такой истории, которая смогла бы сравниться с жизнеописанием Джеймса Джей Бреддока" (Деймон Раньон)
         Не знаю как можно перевести с английского название этого фильма, но оно очень точно. Это история не боксера, живущего ради бокса, а человека, боксирующего чтобы жить. Талант от природы, ему приходилось жить в полной нищете, только потому, что его лишили лицензии из-за сломанной руки.
         Отправленный в нокдаун жизнью, он не позволил ей себя нокаутировать.
         Фильм о мужестве Джеймса Бреддока (Рассел Кроу) сумевшего выжить в годы великой депрессии, перебиваясь крохами получаемыми в доках, да и то если повезет, и все-таки сумевшего вернуться на ринг. Его мотивом было не тщеславие, не слава, не амбиции, а просто желание выжить, желание накормить свою семью, обогреть своих детей.


         До встречи в следующем выпуске.

         Shrek



         Вы можете рекомендовать свой любимый кинофильм или книгу остальным читателям Эквилибриума.

         Прислать рецензию >>> shrek@ekvilibrium.ru

         И помните, все сказаное вами может быть использовано против вас, если в письме не будет указано обратного:-)


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.oliolog.cinema
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное