[Гласность] решение суда. ФСС
Не общество для инвалидов, а инвалиды для общества!
Здравствуйте.
base.consultant.ru/cons/cgi/...
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. по делу N 33-7298/2015
Судья Тарасов А.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в
составе:
председательствующего Паршиной Т.В.
судей Карпова Д.В., Васильевых И.Д.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Т.
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 5 мая 2015
года
по иску Т. к государственному учреждению "Нижегородское отделение Фонда
социального страхования РФ" об обеспечении техническим средством
реабилитации,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Карпова Д.В.,
объяснения представителя истца Р., представителя ответчика П., судебная
коллегия по
гражданским делам Нижегородского областного суда
установила:
Т. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным решение
ответчика от 13 марта 2015 года, выразившееся в отказе в постановке на учет
по
обеспечению техническими средствами реабилитации, обязать поставить его на
указанный учет и обеспечить в месячный срок ортопедическим аппаратом для
опоры
нижних конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения
- динамическим параподиумом.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что является инвалидом
<...>группы. Инвалидность установлена пожизненно, может передвигаться только
в инвалидном
кресле-коляске. Федеральным государственным учреждением медико-социальной
экспертизы "Филиал-бюро N 50" ФМБА России ГБ медико-социальной экспертизы 14
декабря 2010 года истцу оформлена индивидуальная программа реабилитации
инвалида, в которой зафиксировано, что истец должен быть обеспечен таким
техническим
средством реабилитации, как ортопедический аппарат для опоры нижних
конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения -
динамический
параподиум, исполнитель- ФСС России. 28 января 2015 года истец обратился в
территориальный орган ФСС с заявлением об обеспечении указанным техническим
средством реабилитации, однако, получил отказ.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 5 мая 2015 года
в иске отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой
инстанции как незаконного и необоснованного и полном удовлетворении иска.
Истец указывает,
что на него не возложена законом обязанность по приобретению спорного
технического средства реабилитации и материальной возможности это сделать
он, будучи
инвалидом, не имеет. Обязанность по обеспечению динамическим параподиумом
возложена в соответствии с законодательством и индивидуальной программой
реабилитации
истца на орган социального страхования.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной
коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке,
установленном
главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой
повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает
проверку и
оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в
пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех
требований,
которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав
явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, истец <...>года рождения, является инвалидом
<...>группы бессрочно по общему заболеванию, нуждается в постоянном
постороннем
уходе (л.д. 13).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной ФГУ
медико-социальной экспертизы 14 декабря 2010 года Т. должен быть обеспечен
техническим
средством реабилитации- ортопедическим аппаратом для опоры нижних
конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения-
динамическим параподиумом,
исполнителем является ФСС России (л.д. 16).
28.01.2015 истец обратился в филиал N <...> ГУ НРО ФСС РФ с заявлением об
обеспечении указанным техническим средством реабилитации (л.д. 11).
Письмом директора филиала N <..> ГУ НРО ФСС РФ истцу было отказано в
постановке на учет по обеспечению техническим средствами реабилитации в
связи с тем,
что динамический параподиум относится к техническим средствам реабилитации,
приобретаемым инвалидом за счет собственных средств. Обеспечение инвалида
вышеуказанным
средством реабилитации за счет средств федерального бюджета возможно в виде
выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное изделие, при
предоставлении
инвалидом соответствующих документов (л.д. 17).
Суд первой инстанции, признавая данный отказ законным, исходил из того, что
динамический параподиум относится к той категории технических средств
реабилитации,
которые не могут быть предоставлены фондом социального страхования, но могут
быть приобретены гражданином самостоятельно, с последующей компенсацией.
Делая такой вывод, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года, N 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует
инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических
средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий,
технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет
средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством
Российской
Федерации.
Согласно положениям статьи 11 названного Федерального закона, индивидуальная
программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения
соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные
мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в
соответствии
с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные
мероприятия,
в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или
организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной
программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного
федеральным
перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду.
Конкретный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден
Распоряжением
Правительства РФ от 30 декабря 2005 года, N 2347-р.
Согласно разъяснению, изложенному в письме Росздравнадзора от 30.06.2009 N
01-12783/09 изделие медицинского назначения: "Опоры нижних конечностей и
туловища,
для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарат
ортопедический "Динамический параподиум" может быть использовано в
лечебно-профилактических
учреждениях для активной реабилитации и передвижения (самостоятельного
хождения) без дополнительной помощи других вспомогательных средств, больных
с травмами
спинного мозга (в том числе шейного отдела), ДЦП и с различными
неврологическими нарушениями, вызывающими полный или частичный паралич
верхних и нижних
конечностей. На указанное изделие распространяется действие приказа
Минздравсоцразвития России от 07.05.2007 N 321 "Об утверждении сроков
пользования техническими
средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до
их замены" и действие Распоряжения Правительства Российской Федерации от
30.12.2005
N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
Как указано в отзыве на апелляционную жалобу ФКУ "Главное бюро
медико-социальной экспертизы ФМБА России", согласно разъяснениям
Минздравсоцразвития от
23.09.2009 N 18-4/31271 динамический параподиум является ортопедическим
аппаратом (ортезом).
Таким образом, динамический параподиум включен в Федеральный перечень
технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду (утв. расп.
Правительства
РФ от 30.12.2005 N 2347-р) под пунктом 8 "протезы и ортезы".
Ни данное распоряжение, ни иные нормативные акты, в том числе более высокой
юридической силы, не возлагают на инвалида обязанности по приобретению
названных
в Перечне технических средств реабилитации и не обуславливают предоставление
данной меры социальной поддержки предварительным приобретением его за счет
инвалида.
Позиция суда первой инстанции о том, что Фонд социального страхования обязан
лишь компенсировать стоимость самостоятельно приобретенного инвалидом
динамического
параподиума, а не предоставлять его в натуре, основана на неверном
толковании указанных норм материального права.
Индивидуальная программа реабилитации истца не возлагает на него обязанность
по приобретению динамического параподиума, что соответствует
гарантированному
государством Федеральному перечню технических средств реабилитации, которые
подлежат предоставлению за счет средств органа социального страхования.
Помимо этого, постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года, N 240
утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации
и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных
протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с пунктом 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами,
протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240, в случае если предусмотренное
программой
реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по
его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если
инвалид
(ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или
оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану)
выплачивается
компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства
(изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего
технического
средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в
соответствии с настоящими Правилами.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 года, N
214н утверждена Классификация технических средств реабилитации (изделий) в
рамках
федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Данная классификация содержит, в том числе, наименование изделий, стоимость
которых может быть компенсирована инвалиду, однако, указанное применимо лишь
к случаям, если техническое средство (изделие) не может быть предоставлено
инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство
(изделие)
за собственный счет (п. 15 (1) Правил).
Такие обстоятельства, по настоящему делу не установлены, ввиду чего
обязанность по обеспечению спорным техническим средством возникает у
государства в
натуральном выражении.
В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07
апреля
2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами
осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными
программами реабилитации
путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право
на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи инвалидом
соответствующего
заявления и не обусловлено приобретением средства реабилитации за свой счет.
Суждение суда первой инстанции о том, что перечень технических средств
реабилитации, которыми бесплатно обеспечиваются инвалиды, определен приказом
Министерства
труда и социальной защиты РФ "Об утверждении Сроков пользования техническими
средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до
их замены" от 24.05.2013 года N 215н, не основателен, поскольку сроки
использования дифференцированы по видам технических средств, а не по их
наименованиям.
Данный приказ включает в себя такой вид технического средства как аппарат на
нижние конечности и туловище (N <...>), к которым, как указано выше, и
относится
спорное изделие.
В свою очередь, Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в
рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических
средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 года, N 214н), предусмотрены и
виды,
и конкретные наименования технических средств реабилитации. При этом, как
следует из первоначальной редакции вышеуказанной классификации, динамический
параподиум также имел номер 8-101, что соответствует нумерации,
использованной в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от
24.05.2013 года N
215н
С учетом изложенного, ссылки суда в решении на данные приказы как правовое
основание для возложение на инвалида обязанности по приобретению средства
реабилитации
с последующей компенсацией фондом ошибочны. Более того, право инвалидов на
обеспечение техническими средствами реабилитации урегулировано иными
нормативными
актами, имеющими более высокую юридическую силу, из совокупности которых
усматривается, что, независимо от вида и стоимости конкретного технического
средства
реабилитации, включенного в федеральный перечень, обеспечить им инвалида
обязан тот орган, на который эту обязанность возлагает индивидуальная
программа
реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации Т. не оспорена,
не отменена и не изменена, ввиду чего подлежит исполнению компетентным
органом
- ответчиком по делу.
По указанным причинам решение суда первой инстанции надлежит отменить как
принятое с нарушением норм материального права (ст. 330 ГПК РФ), а исковые
требования
об оспаривании отказа в постановке на учет по обеспечению техническим
средством реабилитации и понуждении к его предоставлению подлежит
удовлетворению
в полном объеме.
Судебная коллегия с учетом требований ч. 2 ст. 206 Гражданского
процессуального кодекса РФ, устанавливает срок для совершения действий по
исполнению решения
суда - один месяц в части принятия на учет по обеспечению техническим
средством реабилитации, три месяца - в части обеспечения таким средством
истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по
гражданским
делам Нижегородского областного суда
определила:
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 5 мая 2015 года
отменить.
Признать неправомерным отказ Государственного учреждения-"Нижегородское
отделение Фонда социального страхования РФ" в принятии Т. на учет по
обеспечению
техническим средством реабилитации ортопедическим аппаратом для опоры нижних
конечностей и туловища - динамическим параподиумом.
Обязать Государственное учреждение - "Нижегородское отделение Фонда
социального страхования РФ" в течение месяца принять Т. на учет по
обеспечению указанным
техническим средством реабилитации, в течение трех месяцев - обеспечить его
ортопедическим аппаратом для опоры нижних конечностей и туловища -
динамическим
параподиумом.
Председательствующий
Т.В.ПАРШИНА
Судьи
Д.В.КАРПОВ
И.Д.ВАСИЛЬЕВЫХ