Не общество для инвалидов, а инвалиды для общества!
Новый порядок разработки ИПРА: что изменилось?
12 августа 2017 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 13.06.2017
No 486н (link is external), утвердивший новый Порядок разработки и
реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида
и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - бюро
МСЭ), и их новые формы.
Существенные нововведения в Порядке и формах ИПРА (заметим, что и
предыдущие Порядок и формы менялись сравнительно недавно и действовали с
1 января 2016 года), а также их последствия подробно комментирует юрист
правовой группы РБОО <<Центр лечебной педагогики>> Елена Заблоцкис.
Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА:
1) определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий
по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с
учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о
результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально
закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете
документов для проведения МСЭ.
Однако предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом
родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и
от того, и от другого. При этом напомним, что для детей с проблемами
поведения, иными трудностями, не видными для медиков, но требующими
серьезных реабилитационных или абилитационных мероприятий, заключение
ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения <<нуждаемости в
инвалидности>>. Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической
реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по
организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только
тем, что выводы ПМПК <<помогают>> специалистам МСЭ исследовать все стороны
жизни ребенка для определения нуждаемости в установлении инвалидности;
2) теперь срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы
инвалидности (категории <<ребенок-инвалид>>), а срок проведения
реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок
ИПРА.
Это - существенное изменение прежних положений. Ранее ИПРА можно было
разрабатывать на 1, 2 года или бессрочно (для детей - до 18 лет), срок
этот мог не совпадать со сроком инвалидности: например, при инвалидности
до 18 лет ИПРА могла быть разработана на 2 года. Это объяснялось
меняющимися реабилитационными потребностями инвалида и необходимостью
составления актуальных рекомендаций о реабилитационных мероприятиях.
Теперь же это невозможно. Учитывая выраженную формальность ИПРА как
документа, ухудшить положение граждан с инвалидностью это нововведение
не может, скорее, можно говорить об улучшении: не надо проходить МСЭ для
оформления новой ИПРА в течение срока инвалидности. Вместе с тем,
необходимо внимательно относиться к возможным изменениям
реабилитационных потребностей инвалида и своевременно обращаться к
специалистам, чтобы при необходимости изменить ИПРА, срок действия
которой не истек. Это важно, если мероприятия или технические средства
реабилитации (ТСР) предоставляются на льготных условиях только при
включении их в ИПРА. Изменения ИПРА, касающиеся антропометрических
данных инвалида, уточнения ранее данных рекомендаций производятся по
заявлению в бюро МСЭ без направления из поликлиники; если же речь идет о
новых реабилитационных мероприятиях или ТСР, то необходимо новое
направление на МСЭ из поликлиники и прохождение медико-социальной
экспертизы;
3) появилась новая норма права, согласно которой инвалид
(ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида
(ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в
бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к
акту медико-социальной экспертизы гражданина.
Юристу сложно понять правовую обоснованность такой нормы. Единственное
последствие такого отказа, указанное в Порядке, - бюро МСЭ не обязано в
этом случае посылать выписки из ИПРА указанным в ИПРА исполнителям для
ее реализации. Другие последствия - под вопросом: остается ли ИПРА
действительной; что делать, если гражданин отказывался под влиянием
эмоций, а потом передумал. Мы бы рекомендовали гражданам получать ИПРА в
любом случае - собираются они ее реализовывать или нет, понравилось ее
содержание или нет. Гражданин может отказаться от реализации полученной
ИПРА в любой момент, даже после начала ее реализации, - поскольку ИПРА
для него по закону имеет рекомендательный характер. Согласно Порядку,
исполнитель приступает к реализации ИПРА только после обращения к нему
гражданина - поэтому последний может не обращаться к указанному в ИПРА
исполнителю (исполнителям), если не желает ее реализовывать. Если
гражданин не согласен с ее содержанием, он вправе его обжаловать. Легко
предположить, что на практике граждане отказываются подписывать ИПРА (по
старому порядку) или получать ее (по новому порядку), потому что она
<<пустая>> - отсутствуют рекомендации по реабилитации. Настоятельно
рекомендуем обжаловать <<пустые>> ИПРА, иначе ситуация с их разработкой не
изменится.
4) Минтруд России попытался восполнить пробел, который имелся в старом
порядке реализации ИПРА в части взаимодействия между инвалидом и
исполнителем отдельных разделов ИПРА, указанным в ней. В соответствии с
новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы
ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или
абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю,
указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась - и было
непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА. В
трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель
ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями,
осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют
работу по реализации мероприятий ИПРА. Однако на этом регулирование
взаимодействия инвалида и исполнителя, к сожалению, закончилось.
По-прежнему остается открытым вопрос о целесообразности обращения
инвалида ко всем исполнителям ИПРА по-отдельности; вызывает недоумение
отсутствие норм об органе, который должен координировать деятельность
исполнителей по реализации ИПРА, содействовать инвалиду в ее реализации.
Принимая во внимание высокую степень формальности ИПРА (в основном в ней
указывается нуждаемость или ее отсутствие в отдельных видах мероприятий
- без указания конкретных мероприятий и их особенностей), по-прежнему
непонятно, как должны рассматриваться спорные вопросы о перечне
конкретных реабилитационных мероприятий, их объеме, особенностях,
исполнителях - реабилитационных организациях.
К сожалению, пока о единообразии порядка реализации ИПРА на территории
России говорить не приходится - каждый регион разрабатывает свои
механизмы реализации ИПРА. При этом новый Порядок предлагает новшество -
заключение соглашения между бюро МСЭ и исполнителями ИПРА (это
уполномоченные органы власти и организации) об особенностях
межведомственного взаимодействия при направлении бюро МСЭ выписки из
ИПРА инвалида. Странно, что об организационных проблемах бюро МСЭ
подумали, а о про такие же проблемы инвалида при реализации ИПРА - нет...
5) в новом Порядке установлено право инвалида пригласить к участию в
формировании ИПРА специалистов медицинских организаций, государственных
внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения,
работодателей, педагогов и других специалистов - с правом совещательного
голоса. Напомним, что такое же право пригласить любого специалиста для
проведения МСЭ уже определено в Правилах признания лица инвалидом. В
отличие от нормы Правил в Порядке имеется уточнение, что может быть
приглашен и работодатель. Это важное уточнение, т.к. для определения
<<показаний>> к трудовой и профессиональной деятельности важно знать
мнение лиц, непосредственно заинтересованных в работниках и занимающихся
созданием специальных рабочих мест. Призываем пользоваться
предоставленным правом и делиться опытом его использования.
Отметим также нововведения в формах ИПРА.
1. Разделы ИПРА, посвященные профессиональной и трудовой деятельности
гражданина с инвалидностью, стали более подробными. Теперь в ИПРА
включаются сведения об ограничениях инвалида, влияющих на осуществление
профессиональной и трудовой деятельности, рекомендации по оснащению
специального рабочего места, по производственной адаптации. Эти сведения
направляются в органы службы занятости - для подбора для гражданина
работы с учетом особенностей, отмеченных в его ИПРА.
2. Появился новый раздел ИПРА, в котором для граждан, проживающих в
стационарных организациях социального обслуживания, дается заключение о
возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести
самостоятельный образ жизни. Нововведение призвано восполнить пробел,
который имелся в законодательстве: согласно Федеральному закону <<О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации>> дети-инвалиды,
проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих
социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или
оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат
обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если их ИПРА предусматривает
возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ
жизни. До принятия рассматриваемого Порядка в нормативных правовых актах
не было положений, которые бы регулировали обязанность бюро МСЭ давать
соответствующее заключение в ИПРА, и тем самым такие заключения не
давались, что затрудняло реализацию прав граждан.
Вместе с тем хотелось бы указать на ряд возникающих вопросов:
1) к сожалению, традиционный для россий=8
*
Поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Это сообщение доставлено 295 подписчикам.
Наши интернет-ресурсы:
https://groups.google.com/forum/#!forum/mkvrvos
*
www.vosoborec.livejournal.com/
*
www.invvos.blogspot.com/
*
http://sinoptik50.livejournal.com/1015.html
*
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos
*
http://agentkomar007.blogspot.ru/
*
http://vk.com/sozfront