Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология в Новокузнецке

  Все выпуски  

Психология в Новокузнецке


Здравствуйте, друзья!

Сегодня поговорим о наших возможностях в плане профессионального взаимодействия и о такой процедуре, как терапевтический контракт.

 Месяц назад, на собрании Федерации психологов образования педагог-психолог центра "ДАР" Аглиуллина Наталья Геннадьевна подняла вопрос о практической стороне работы психолога в новой системе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Мы договорились, что Наталья, как инициатор, соберёт заинтересованных в обсуждении поднятого вопроса психологов для совместной проработки. А пару недель назад я попросил её написать несколько слов о том, насколько полезной была такая встреча. Вот что написала Наталья:

«Коллеги! Хочу поделиться с вами размышлениями о наших неиспользуемых возможностях.

Как психолог, которому необходимо работать по сопровождению ФГОС, я прошла соответствующий курс Щеголенковой Е.С. в Институте повышения квалификации. Но вот начался учебный год, и возникли дополнительные вопросы. Например, если мы теперь должны работать в сотрудничестве с педагогом (вместо прежнего – каждый сам по себе), то какую документацию будем вести? Где ее хранить? А вопрос конфиденциальности? и другие.

Я подняла эту тему на встрече регионального отделения Федерации психологов образования, и получила поддержку коллег. Было предложено встретиться и обсудить рабочие вопросы, связанные с ФГОС. Я разослала информационные письма в районные центры с предложением о встрече. И вот, мы в составе 7 человек, сидим за круглым столом...

Каждому было что сказать, ведь не смотря на общие требования к ведению документации, у нас есть находки, которыми мы поделились друг с другом. У меня теперь есть некоторые ответы. Я взяла на вооружение идею о заполнении сводной таблицы по  классу совместно с педагогом (и педагогическая диагностика и психологическая), собирать рабочие материалы, диагностику, анкеты родителей отдельно по каждому ребенку в виде своеобразной карты, которую можно показывать и родителям и педагогу. Спасибо откликнувшимся!

Есть разные способы переживать реформы - можно ворчать (долгий путь). Можно принять неизбежность и найти положительное (короче, но труднее). Можно ждать, что "рассосется" и не понимать, что происходит (вообще не путь для профессионала)...  Давайте найдем единомышленников в своем способе переживать реформы!

А почему – размышления о неиспользуемых возможностях? Представляете, если бы нас собралось не 7 человек, а больше? Насколько богаче мог стать наш опыт?»

Я вижу здесь всё-таки пример использованных возможностей, однако очень благодарен Наталье именно за такую формулировку. Потому что мне кажется, что мы, действительно, слабо используем возможности взаимного обогащения имеющимся опытом. И не могу не напомнить, что данная рассылка – одна из таких возможностей. Думаю, у каждого из нас периодически возникают вопросы или идеи, которые хотелось бы обсудить не только с ближайшими коллегами, но на более широкой аудитории.

Вот сейчас нас (подписчиков рассылки) уже более 80 человек, и, надеюсь, это не предел : ) Согласитесь, хорошая возможность быть услышанным? Можно использовать эту рассылку для того, чтобы собраться за круглым столом, а можно поговорить на какие-то темы, не отходя от компьютера. Для этого предусмотрена такая функция как комментирование рассылки (ссылка на неё внизу письма).

Мне лично в данный момент хотелось бы попросить вас поделиться опытом использования терапевтического контракта. Я до сих пор всегда ограничивался устной договорённостью, но сейчас хочу попробовать заключать с клиентами письменный контракт. В связи с чем у меня к вам такие вопросы: пользуетесь ли вы письменной формой? Если да, то как, по вашим наблюдениям, это влияет на клиентов (в частности, заметно ли более ответственное отношение клиентов к терапии?) Если нет, то какие видите минусы в использовании письменного соглашения?

Ниже контракт, который я составил, можете что-то предложить (добавить, убрать, переформулировать)?

 Терапевтический контракт

1.    Психотерапия – это совместная работа терапевта и клиента, а значит, каждый из них несёт свою долю ответственности за процесс и результат терапии. Ответственность терапевта заключается в том, что он:

-        Обязуется в полной мере использовать весь свой потенциал знаний, навыков и способностей, чтобы квалифицированно помочь клиенту в решении его проблемы.

-        Обеспечивает конфиденциальность всей информации, касающейся клиента. В случае аудиозаписи терапевтических сессий, обязуется предупреждать об этом клиента и обеспечить недоступность всех записей для третьих лиц.

Ответственность клиента заключается в том, что он:

-        Посещает все намеченные сессии и использует весь свой психический и интеллектуальный потенциал для решения заявленной проблемы.

-        Сообщает всю необходимую информацию, относящуюся к заявленной проблеме.

-        Работает над решением проблемы не только во время терапевтической сессии, но и в повседневной жизни.

-        Самостоятельно принимает решения, касающиеся своей жизни.

-        Самостоятельно воплощает принятые решения в жизнь.

2.    Клиент имеет право:

-        получать необходимую ему информацию о методах работы;

-        отказаться от любого предложения терапевта;

-        прекратить терапию в любой момент времени, но обязуется сообщить об этом терапевту.

3.    Для того чтобы получить от каждой встречи максимальную пользу, клиенту следует:

-        Активно участвовать в терапевтической сессии: определять цели и задачи каждой отдельной сессии и психотерапевтической работы в целом; сообщать о том, что имеет отношение к проблемам, с которыми он обратился на терапию; задавать вопросы, если что-то непонятно.

-        Говорить по большей части о себе (а не о третьих лицах), и настолько честно и открыто, насколько может в данный момент.

-        Быть внимательным к своим чувствам и говорить о них. Если во время сессии возникло раздражение, скука, обида и другие неприятные чувства, лучше всего прямо сказать об этом терапевту. Если вы не знаете, что сказать или не хотите говорить, просто скажите об этом. 

4.    Во время психотерапевтической работы недопустимо:

-        Посещение сессии в алкогольном опьянении или под влиянием веществ, изменяющих сознание.

-        Использование любого рода насилия (экономического, физического, сексуального, психического), оскорбительных действий.

-        Использование конфиденциальной информации без согласия обоих сторон. При этом любая информация, сообщённая клиентом терапевту, считается конфиденциальной и не выносится за пределы общения между клиентом и терапевтом.

-        Изменение социальных ролей между клиентом и терапевтом, выходящих за рамки терапии на период действия контракта.

5.    На время сессии обе стороны обязуются обеспечить условия для работы (не отвлекаться на другие дела, телефон).

6.    Стоимость одного часа консультации – ________ рублей. Размер оплаты может меняться ежегодно, и терапевт обязуется сообщать об этих изменениях не менее чем за два месяца.

7.    Продолжительность сессии – 1 час. В случае опоздания клиента, сессия не удлиняется, а заканчивается вовремя. В случае опоздания терапевта, время опоздания может быть дополнено к текущей, либо любой последующей сессии по согласованию сторон.

8.    Если клиент по каким-либо причинам не может явиться на сессию, то он оплачивает: 50% стоимости сессии – если предупредил позднее 21:00 часа накануне намеченной сессии, 100% стоимости – если не сообщил о пропуске.

9.    Если терапевт по каким-либо причинам не может явиться на сессию, он обязан предупредить об этом не позднее 21:00 часа накануне намеченной сессии. Если это обязательство не соблюдено, терапевт обязуется предоставить клиенту 1/2 сессии (30 минут) за свой счёт.

10.  Если клиент хочет закончить терапевтические отношения, он должен сообщить об этом терапевту и провести заключительную терапевтическую встречу, посвященную обсуждению проделанной работы и подведению итогов терапии.

11.  Терапевт имеет право остановить клиента или прекратить действие договора при несоблюдении правил.

12.  Любые изменения обговариваются между клиентом и терапевтом, в том числе оплата, время, способ контакта, форма терапии.

 

Для добавления комментария нажмите на ссылку внизу страницы.

 

С наилучшими пожеланиями,

Председатель Кузбасского отделения Федерации психологов образования,

Сергей Лысенко.

serlyss@yandex.ru

8-923-473-87-76


В избранное