Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП для женщин от Анвара Бакирова


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте! Вас приветствует Анвар Бакиров. Предлагаю Вам очередной кусочек своего творчества:

Наш форум - РАБОТАЕТ!!!

Наш форум

Читайте, консультируйтесь, отвечайте!

Анвар Бакиров

Типичные ошибки Избавителя

(Отрывок из книги Люди, которые играют роли)

Как превратиться в Жертву?

Почему Избавитель становится Жертвой?

О пользе помощи

Об эмоциях, фактах и ожиданиях

О пользе помощи

Еще одна из причин, по которой Избавитель рискует оказаться в роли Жертвы, в том, что нередко, заботясь о другом, они делают для него то, что ему совсем не нужно. Зачастую - просто вредно:

Ученый - уборщице:

- Где пыль на столе!!? У меня там были записаны новые формулы!!!

Ну чем не повод превратиться в Преследователя!?

Такая "помощь" действительно редко бывает в радость. Ибо кто лучше меня знает мои потребности? Кто сможет учесть все тонкости и все последствия от вмешательства в мои дела? Только я сам. Забота о других - это вообще "отдельная песня". Временами мне кажется, что о ней и только о ней говорят как о благих намерениях, ведущих в ад.

Оставьте человеку возможность заботиться о себе самостоятельно! Хотя бы - достаточно взрослому. Каждый обладает всеми необходимыми ему ресурсами - одна из пресуппозиций НЛП. Я не призываю совсем никому не помогать, но дождитесь хотя бы, пока другой сам попросит Вас о помощи. Тогда вы будете точно знать: что, как и зачем нужно сделать, чтобы действительно помочь. Кстати, эта рекомендация также принадлежат Михаилу Литваку - большому специалисту в этом вопросе.

Один из примеров пусть и нужной (иногда), но несвоевременной помощи - говорение "под руку". Все эти "не поскользнись", "не надорвись"... В более мягком варианте часто приходилось сталкиваться с ситуациями, когда требуется сделать (отделаться) побыстрее, а советчик уже тут как тут - с рекомендациями, как сделать лучше (пусть и подольше). С девизом из одном очаровательного мультфильма: "Лучше целый день попотеть, зато потом - за час долететь". Естественная, хоть и обидная для советчика, реакция: "Не мешай!"

Задав себе вопрос о своевременности и уместности своей помощи, мы экономим множество времени и сил. Как своих, так и чужих. О нервах и прочем душевном здоровье я уже и не упоминаю: об этом вся глава. Я Вас уверяю: если наши действия совпадают с потребностями того, ради кого мы все это делаем, то благодарности мы получим существенно больше! А если не совпадают - как говорит одна моя знакомая: "Я его об этом не просила!"

Кстати, получив пару-тройку таких реакций на свои попытки помочь (в особенности, если при этом пришлось "переворачивать горы"), Избавитель сам превращается в Преследователя: "Я для него!.. А он!.. Неблагодарный! Ну он у меня получит!" Знакомо? Надеюсь, что - нет. Впрочем, зря надеюсь: слишком велика вероятность положительного ответа.

Думаю, путаница с разделением своих и чужих потребностей уходит своими корнями в глубокую древность - к "золотому" правилу: "Делай для других то, что тебе хотелось бы, чтобы они сделали для тебя". Разве это так? Очень хочется ответить не менее древним: "По себе людей не судят!" В смысле, судят, конечно, но это "не есть хорошо". Мини-правило: учись отличать свои желания от чужих потребностей. И помощь станет эффективней! Одной опасностью меньше.

Но есть одно "но". Даже если Ваша помощь действительно высокоэффективна, это все равно не убережет Вас от роли Жертвы. По крайней мере - без каких-либо гарантий. Ведь тем самым Вы отучаете человека решать собственные проблемы самостоятельно:

Молодожены у сексопатолога. Муж:

- Доктор, я до сих пор не знаю, что нужно делать с женой в постели.

Врач, взглянув на красавицу-жену:

- Сейчас покажу.

Уложил ее на кушетку и исполнил обязанности мужа.

- Ну, теперь ясно?

- Спасибо, доктор! Только я не знаю...

- Что еще?

- Если вы будете заняты, то куда нам обращаться?

Человек попадает в зависимость от Вас. Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся в настоящий момент. Теперь лучшим вариантом поведения для Жертвы в аналогичной ситуации становится повторное обращение к Избавителю - человеку, который однажды уже справился с его проблемой. Он будет просто вынужден это сделать.

Самое интересное, что в полном соответствии с механизмом обобщения (еще помните такой?), после неоднократного обращения к одному и тому же Избавителю у Жертвы может появиться убеждение, что этот человек способен решить практически любую его проблему. Здорово, правда?

"Ты всегда в ответе за всех, кого приручил", - Антуан де Сент-Экзюпери в книге "Маленький принц".

Полагаю, что через некоторое время Избавитель будет решать исключительно проблемы Жертвы. А та еще будет оценивать его действия и, в случае чего, выдвигать ему претензии по поводу качества найденных решений. Вам не кажется, что роли уже поменялись? Жертва (теперь уже Преследователь) нахально уселась на шее Избавителя (своей Жертвы) и совершенно не собирается с нее слезать.

Об эмоциях, фактах и ожиданиях

Самое интересное - впереди. Запросы "халявщика" будут неуклонно расти! И это тоже - не новость. По крайней мере, наш мудрый народ давно подметил, что "аппетит приходит во время еды".

То же самое можно объяснить и более наукообразно. Чуть сложнее и намного интереснее. Зададимся вопросом: "Что определяет реакцию человека на наши действия (в нашем случае - на нашу помощь)?" Ответ: его эмоциональная реакция. Здесь мы подходим к замечательному вопросу: "Что делает эмоцию положительной или отрицательной?" Один из многих возможных ответов - такая формула:

Эмоция = Факты - Ожидания

То есть, если мы ждали больше, чем получили, то в соответствии с этой формулой эмоция получается отрицательной. Например, разочарование. Если мы получили больше, чем ожидали, то - положительная. Скажем, радость. Или так: ожидали очень плохого, а получили просто плохое: облегчение. Степень совпадения - степень нейтральности эмоции.

Хорошая формула? Лично мне она нравится своей простотой и элегантностью. Ее можно использовать весьма разнообразно. В частности - для создания эмоции желаемого заряда. Как у другого, так и у себя. Но здесь нам важен другой ее аспект.

Не секрет, что наши представления о будущем формируются фактами из прошлого и настоящего. (Есть и многие другие факторы, но с известной долей упрощения можно сказать, что это так). Чем больше мы сделаем для другого сейчас, тем больше он будет ждать от нас в будущем. И то, что было величайшим одолжением сегодня, завтра будет ожидаться "по умолчанию". Цениться это уже не будет, но вот претензий можно получить множество. Так появляются новые обязанности.

Хорошо помню, что лично для себя я сделал это открытие в возрасте восьми лет, когда мне гениальнейшим образом привили домашнюю обязанность: выносить по утрам мусор. Сначала была одна просьба - с удовольствием выполнил. Еще одна - удовольствия поменьше: уже привычно. Еще, еще, еще... А потом: "Ты почему не вынес мусор?!" - вот тогда-то я и прозрел. Но обязанность есть обязанность - пошел выносить. Очень эффективно! Рекомендую.

 

НЛП-консультации и Персональные тренинги

 

Материалы сайта ДУАЛЫ

На сегодня - все. Подробности - на сайте Дуалы - заходите, гостем будете...


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.nlpwomen
Отписаться

В избранное