Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП для применения в жизни

  Все выпуски  

НЛП для применения в жизни. Изучаем НЛП.


НЛП - для применения в жизни. Изучаем НЛП.
Выпуск 44 Делайте то, что вам нравится. 22 марта 2006 года

Здравствуйте Уважаемые подписчики!

Внимание!

Третью частьТренинга Тренеров
"ДИЗАЙН ТРЕНИНГА. СУПЕРВИЗИЯ"
Михаил Пелехатый
проводит совместно с Мэрилин Аткинсон
18-25 июня 2006 года.

Прохождение 1 и 2 части
не является
обязательным условием

Мэрилин Аткинсон
ТРЕНЕРСКИЙ КУРС НЛП
Раздаточный материал к тренингу "НЛП-тренер"
Москва, 9-20декабря 1995 года

ЭРИКСОНОВСКИЕ ТЕХНИКИ УТИЛИЗАЦИИ


Общие принципы:
Милтон Эриксон обучал и демонстрировал Утилизацию Реакций. Он показывал, как все что угодно может быть утилизовано для чего-то, и что некоторые вещи можно утилизировать многими путями.
I. Якорение утилизации реакций.
1. Как я могу использовать эту реакцию для продолжения приближения к моей цели?
2. Если вы обнаружили себя на поле битвы, где вылибо забыли свою цель, либо думаете, что есть только один способ достичь ее, настало время сделать что-то другое!
Необходимое разнообразие: если вы будете продолжать делать то же самое, что и раньше, то же самое будет делать ваш партнер.
3. Вы всегда можете изменить свою цель, чтобы использховать реакцию по-другому.
II. Развитие гибкости
1. Войдите и подстройте к будущему фантастическое ресурсное состояние.
2. Поведенческий рефрейминг: люди могут реагировать только на ваше поведение, поэтому все, что вам надо, чтобы получить другую реакцию, - это изменить свое поведение (не себя).
3. Диссоциируйтесь: оставайтесь вовне системы, чтобы вы могли влиять на нее.
4. Отвечайте внешним поведением, а не внутренним состоянием (Нью-Орлеанское упражнение на гибкость).
5. Внедрите и попрактикуйте стратегию "Реагирования на критику".
III. Процесс утилизации
1. Хорошая групповая интеграция достигается утилизацией общего опыта (в обстановке тренинга), которым делятся все участники, обсуждая изучаемую тему.
2. Всегда, когда член группы открывает рот, чтобы что-нибудь сказать, или делает что-то, проявляется нечто - ключи доступа, пресуппозиции и т.д. - на что можно указать (уважительно и/или шутливо) как на информацию, значимую для группового обучения текущей темы.
3. Если кто-нибудь говорит: "Я не могу этого сделать" или "Я этого не делал", и вы можете показать, что человек уже делал или делает это бессознательно (например, постановка и использование якорей, установка раппорта и т.д.), вы порождаете мощное убеждение.

ПОЛУЧЕНИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
Это - большой вопрос!
Обсудите в группе важность того, чтобы научиться получать от аудитории замечательные вопросы.
1. Вызывая вопросы, говорящие об областях интереса или озабоченности людей из аудитории, вы можете построить свою презентацию так, чтобы она удовлетворяла их нуждам: Это помогает вам варьировать содержание и предохраняет вас от того, чтобы умереть от скуки, обучаю тому же самому точно так же раз за разом.
2. Если фуппа стесняется задавать вопросы, вы можете облегчить ей работу, указывая на конкретные вопросы: "А есть ли какие-нибудь вопросы в отношении первого шага, где мы..."
3. Другая техника для получения вопросов - делать обзор пройденного материала и затем спрашивать: "Есть ли вопросы в отношении того, что мы прошли за сегодняшнее утро? Имеет ли это для вас смысл? Есть ли что-нибудь, что помешает вам использовать это в работе?"
4. Время от времени полезно делать паузу и спрашивать о комментариях, вопросах. Давайте достаточно времени на ответ.
5. Вы всегда можете задать вопрос за группу, и затем ответить на него. "В этом месте многие задаются вопросом о возможном злоупотреблении якорями для манипуляции другими. Вот что я отвечаю в таких случаях..."

УПРАЖНЕНИЕ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ - ЧАСТЬ 1
1) Формируется группа из 3 человек.
2) Участник А будет Оратором, участники В, С, D составляют аудиторию, и участник ? - Мета-наблюдатель.
3) Участник А должен выделить 3-4 состояния, которые он хотел бы потренироваться вызывать в группе. Это может быть юмор, любопытство, инсайт, направленное внимание, желание, восторг, удовольствие, замешательство и т.д. Запишите их названия на карточках для Мета-наблюдателя, чтобы он мог показывать их аудитории как бы из-за спины.
4) Участник А придумывает для аудитории вопрос или тип вопросов, которые могут быть заданы ему.
5) Участник А начинает говорить.
6) Аудитория прерывает его вопросами.
7) Мета-наблюдатель показывает одну из карточек. Оратор должен подстроиться под тон спрашивающих и затем повести аудиторию к состоянию, обозначенному на карточке, адаптируя свои интонации к данному состоянию. Вы имеете полное право преувеличивать и использовать некоторый ажиотаж.

УПРАЖНЕНИЕ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ - ЧАСТЬ 2
1) Сформируйте группу на этот раз из 5 человек и проделайте часть 1. В упражнении участвуют Презентатор, Мета-наблюдатель и аудитория из 3-х человек.
2) Начните презентацию для аудитории с некоторой части информации, которой вы хотите ее обучить.
3) Каждый участник из аудитории должен выдвинуть вопрос или утверждение, которые могли бы поставить вас в тупик или представляли бы для вас трудность. Говорите с каждым около 5 минут.
4) Подстраивайтесь под интонационные паттерны спрашивающих.
5) Мета-наблюдатель выставляет карточки тех состояний, в которые нужно войти.
6) Презентатор должен затем вызвать эти состояния у спрашивающих. Начните с замешательства, перейдите ц юмору, любопытству и затем к инсайту.

УПРАЖНЕНИЕ НА СОЗДАНИЕ СОСТОЯНИЙ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННУЮ РЕАКЦИЮ
Группа состоит из четырех человек.
Общий фрейм: Вы не сообщаете сразу содержание, вы провоцируете некоторые реакции. Какие реакции вы вызовете, будет свидетельствовать о вашей эффективности.
Возможные состояния: любопытство, великодушие, юмор, упорство, энтузиазм, мотивация к обучению.
1) Способность создавать определенное настроение аудитории.
В выбирает какое-нибудь состояние и сообщает его на ухо А (тренеру). Задача тренера - вызвать это состояние в группе любым возможным способом (5 минут максимум). Тренер останавливается, когда он думает, что получил нужную реакцию. Участники замечают свои реакции и проверяют, та ли это реакция, которую хотел вызвать тренер, или нет. Если тренер вызвал какой-нибудь другой ответ, участник из аудитории демонстрирует, как он вел бы себя, если бы ответ был таким, как хотел тренер.

2) Альтернативное построение (Джон Гриндер)
а. Каждый участник тренировочной группы записывает (на отдельных листах бумаги) 3 или 4 реакции, которые он хотел бы научиться вызывать в аудитории.
б. Зти листы складываются, помещаются в ящик, перемешиваются, и каждый участник наугад вытаскивает столько записок, сколько он внес.
в. В группе из 3 или 4 человек тренер - единственный из всех, кто читает вытянутый жребий - кратко представляет аудитории некоторую тему по НЛП. Цель тренера - вызвать определенное состояние в аудитории в ходе представления темы.
г. Тренер останавливается, когда считает, что получил нужную реакцию. Если он действительно ее вызвал, прекрасно. В противном случае участники демонстрируют, как бы выглядела желаемая реакция, и дают обратную связь тренеру, поведенчески демонстрирующую, какое поведение могло бы вызвать нужное состояние.
д. Участники меняются ролями и снова делают все, как описано выше.
Возможные стратегии
1. Ходите первым - демонстрируйте состояния, которые вы хотите вызвать, своим невербальным поведением.
2. Используйте метафору, результат которой - желаемое состояние протагониста (или наблюдателя).
3. Займите аудиторию решением некоторой задачи или другой деятельностью, которая вызывает желаемое состояние как побочный продукт. ("Повернитесь к вашему соседу и расскажите ему о каком-нибудь дорогом для вас моменте вашей жизни")
4. Предложите это сделать прямо. ("Подумайте о времени, когда...")
5. Ведите себя таким образом, чтобы ваше состояние вызывало желаемое состояние аудитории (ваше поведение должно быть комплементарно к желаемому состоянию, например, вы периодически смотрите на лист бумаги, никак не комментируя это, чтобы возбудить любопытство).

ПАРАДОКСЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Давать обратную связь - значит принимать на себя ответственность за участие в "реальности", так как обратная связь - это не только информация^ об окружающих, но и одновременно информация для окружающих о вас. Замечайте, что вы создаёте.
- Мы можем легко убедиться, что поведение других вызвано нашим.
- Мы предполагаем, что мы даем обратную связь только в интересах получающего ее.
- Мы верим, что люди могут изменить поведение только благодаря новой информации.
- Мы пугаем людей негативными чувствами или возможностью потери любви.
- Мы не можем представить себе, что отрицательная обратная связь может играть большую роль в продолжительных человеческих отношениях, чем положительная.
- Мы не осознаем проекции и переноса
- Мы верим в обучение с одного раза.
- Мы забываем, что поведение включено в контекст и относительно.
- Мы не принимаем в расчет бессознательные причины поведения.
- Мы ожидаем, что другие люди изменятся.
- Мы делаем свой вклад в изменения других.
- Мы не распознаем, когда негативная обратная связь касается чего-то такого, что получающий ее не хочет менять.
- Мы не можем вообразить, что поведение взаимосвязано и что поверхностные изменения могут требовать гораздо более глубоких изменений, к которым человек не расположен.
- Мы не можем себе представить, что самым важным лицом, слушающим нашу обратную связь, можем быть мы сами.
- Мы считаем людей умными, когда их обратная связь соответствует нашему собственному восприятию.
- Мы не осведомлены о наших собственных "слепых пятнах" или понимаем их наивно.
- Обратная связь чаще отвечает нуждам дающего ее, чем принимающего.
- Обратная связь вообще лучше описывает дающего ее, чем принимающего.
- Обратную связь чаще всего склонно обеспечивать наименее значимое лицо (даже ваши лучшие друзья не скажут вам об этом).
- Отрицательная обратная связь влечет ответственность того, кто ее дает, сильнее, чем положительная.

- Часто обратная связь скорее ограничивает рост, чем способствует ему.
- Обратная связь осуществляется чаще непроизвольно (и нередко невербально), чем произвольно.
- Получающий обратную связь влияет на ее содержание больше, чем дающий ее.
- Развивающий в себе новые умения получает в их отношении много отрицательной обратной связи.
- Обратная связь вообще не вызывает никаких изменений.
- Чем важнее содержание и чем важнее дающий обратную связь, тем сильнее мы ее избегаем.
- Чем больше у человека требования к восприимчивости, тем с большей вероятностью он будет обижен, унижен или зависим.
- Обратная связь часто появляется в самый неожиданный момент и при самых неблагоприятных обстоятельствах.
- При использовании обратной связи важнее ухватить и рассортировать, чем заниматься принятием и интеграцией.
- Обратная связь часто усиливает конформизм и уменьшает творческие возможности.
- Любая обратная связь из тех, что мы когда-либо хотели установить или находили полезными, всегда доступна, если только мы обладаем навыками восприятия, позволяющими нам "поймать" ее.
- Социализация и зрелость уменьшают как количество, так и качество обратных связей.
- Обратная связь позволяет дающему ее изолироваться от самосознания.

Лейсинг (шнуровка)
Лейсинг означает быстрое переключение с вербальной на невербальную информацию, пока вы слушаете другого человека. Есть много подтерждений тому, что развитие навыков такой шнуровки может успешно применяться во многих контестах, принося данные высокого качества при сборе информации.
Вербальная информация. Слушание или чтение специфического содержания речи. Дедуктивный процесс, включающий организацию, сравнение и сортировку информации, которую несут слова.
Невербальная информация. Сбор информации путем наблюдения за физиологией говорящего, улавливание изменений тона и темпа речи, которые сопровождают смысловые нюансы.

Упражнение на лейсинг: как обращать внимание и на вербальную, и на невербальную информацию
1. Пока один человек разговаривает, сфокусируйтесь только на его невербальном поведении. Полностью игнорируйте содержание речи. Наблюдайте за позой, слушайте тон, темп, громкость и высоту речи. Дышите в унисон.
2. В следующий раз попросите повторить, стараясь смягчить просьбу, вроде: "Спасибо вам за то, что вы сказали. Сказанное вами несет много смысла. Я был бы очень благодарен вам, если бы вы повторили это еще раз, как будто я не слышал ни слова, и выделили бы то, что вы считаете самым важным".
Упражнение на укрупнение/разукрупнение и аналоговое маркирование
Одновременно, внутренне:
1. Выберите определенную тему и заметьте, как вы бы рассказывали о ней естественно. Какие три или четыре основных элемента вы бы в ней выделили? Либо выберите маленький кусочек содержания, и дальше разукрупните его, либо возьмите большой кусок и увеличьте еще.
2. Заметьте, как вы уже естественно невербально маркируете эти компоненты (тоном голоса, положением в пространстве и т.д.) и усильте это, как если бы выступали с этим перед большой группой людей. По очереди сделайте следующие шаги:
-Зрительная сортировка: расскажите об этом молча, используя жесты, пространственные якоря и т.д., маркируя определенные моменты. Вы можете проговаривать что-нибудь внутри, конгруэнтно со своим внешним поведением.
-Получите обратную связь по визуальным якорям и компонентам от аудитории.
-Зрительная и слуховая сортировка: расскажите о том же невнятным бормотанием, интегрируя все полезные комментарии, которые вы получили, используя и визуальный, и тональные якоря.
6. Опять получите обратную связь от аудитории, теперь и в отношении визуальных якорей и содержании, и о тональных вариациях.
7. Содержание и сортировка: теперь добавьте содержание (слова), используя полученную обратную связь. Наблюдатели следят за тем, чтобы четкое невербальное маркирование осталось прежним, и опять предлагают свою обратную связь.
8. Поменяйтесь местами - десять минут на каждого.

Растяжки:
1. Ограничьте себя в визуальном маркировании только головой, и больше никакой другой частью тела.
2. Ограничьте себя в визуальном маркировании, используя что угодно, кроме лица (то есть как бы надев маску).
3. Ограничьте себя только аудиальным маркированием (держа тело неподвижным).

Инструктирование
o представьте задание, дав его теоретическую подоплеку
o объясните задание
o определите констекст
o поясните, как должен быть дан отчет
Шаг 1. Отдача инструкций / объяснение смысла
Шаг 2. Объяснение задания
Шаг 3. Определение контеста
o размер рабочей единицы
o состав подгрупп
o время
Шаг 4. Пояснение, как нужно отчитаться; четыре способа дать инструкции для задания
(1) основной паттерн
(2) краткая форма
(3) инструкции плюс пример
(4) инструкции плюс раздаточные материалы

6 уровней обучения и знания
1. Знание
2. Понимание
3. Применение
4. Анализ (применение, расширение)
5. Синтез
6. Оценка
Конкретные факты
Окружающая среда: когда и где?

Простая интерпретация и применение
Что я могу с этим сделать?
Использует 1, 2, 3 для анализа подобной ситуации
Что я могу? Способности?
Использует 1, 2, 3, 4, чтобы построить что-то
Почему это важно?
Использует 1, 2, 3, 4, 5 для того, чтобы сделать веские суждения о похожих Проблемах

Мэрилин Аткинсон

 

Легкий в использовании конструктор сайтов. Создайте свой сайт или интернет-магазин за 1 час.

 

На сегодня все. Пишите. Обратная связь Михаил


В избранное