Предложенная мной на днях притча "Благодарить должен дающий" вызвала неожиданно большое количество комментариев. Чеcтно говоря, я был просто поражен тем, как легко большинство читателей нашли свой ответ на этот коан, когда я предложил не "поразмыслить" над ним, а "выключить голову и подумать чувствами". Об этом стоит задуматься ;)
Кто-то в комментариях спросил меня, как
я могу интерпретировать смысл притчи. Сразу скажу, что я согласен со всеми комментариями, которые оставили читатели. Честно. Но некоторые идеи мне сильно ближе.
Дело в том, что я жуткий прагматик. И психолог. И я знаю, что многие из нас могут понимать и видеть проявление божественного. Но в реальной жизни (особенно, когда речь заходит о таких суммах, как в притче), своя рубаха оказывается ближе к телу. И мотивы наших поступков (если бы мы так поступили, как купец Умэдзу) могут быть самые разные. И
вот тут становится интересно - какой реальный мотив двигал бы нами лично, в случае реального такого поступка?
И тут может быть много мотивов (в зависимости от уровня нашего развития и "чем мы дышим"). Нет правильных, есть только личные. Однако, интересно, что может быть высшим мотивом из возможных? ;)
Возможно, многие удивятся, но я бы не стал рассматривать библейский подход как высший. Возможно, кто-то и понимает на уровне поведения прицип бескорыстной причастности
к высшему. Но навряд ли настолько, чтобы сознательно (а не в силу какого-то спонтанного инсайта, который не лег бы в учение дзэн) пожертвовать пару миллионов долларов монастырю (примерно о такого порядка сумме шла речь). И даже если понимает, то навряд ли это тот человек, который способен зарабатывать деньги такого масштаба (купец ведь не отдавал последнее). Да, бедный саньясин отдаст последнюю рубаху нуждающемуся, но это не сравнится с жертвой преуспевающего купца, и вопрос здесь не в сумме. Дело в том,
что для купца эта жертва более значительная (при его отношении к вещам), чем последняя рубаха для саньясина. И если бы на последнем суде давали награды за поступки, то купец получил бы больше чем саньясин. Но это уже другой коан... ;)
Поэтому, я рассматриваю мотивы этого поступка в более земном аспекте, то есть - в психологическом ключе. И здесь, мне видится, самый высший мотив - это самореализация. Как может максимально реализовать себя человек купеческого склада ума, чьим талантом является не творчество,
не наука, не служение воина или врача, а зарабатывание денег? Помощь. И высшей помощью (в том контексте) может быть поддержка монастыря. Она не так материально-заметна, как помощь больницам. Но в глобальном смысле - более полезна всему человечеству. И для купца это лучшая возможность реализовать себя духовно. Высшая возможность, которую он видит.
И тогда для кого эта жертва более важна и нужна? Конечно же, для купца. Настоятелю все равно кто даст деньги на строительство - рано или поздно они у него
будут. А для купца это акт пожертвования придает смысл его жизни. Конечно же, благодарить должен он, что настоятель дал ему такую возможность!
Из эго это сложно понять, правда. А выйти за пределы эго и вовсе невозможно ;) Поэтому приведу Вам метафору, которую оставила в комментариях Natali. Эта метафора показывает тот же механизм в более простом контексте.
Когда приходят гости, а хозяин так рад их видеть, что подчует всеми лучшими яствами и с наслаждением смотрит, как они едят с аппетитом.
Если бы они поблагодарили и ни к чему бы не притронулись, он бы очень растроился. В общем, больше, чем теленок хочет есть, корова хочет дать молока.
На сем завершаю этот выпуск. И до новых встреч!
P.S. Хорошая новость по поводу мастер-группы. Мы успешно прошли все критические точки нагрузки на новом сервере, и теперь технические возможности нас не ограничивают (до следующего предела, разумеется, но он еще не скоро). В связи с
этим, набор в мастер-группу снова открыт и в ближайшее время лимитироваться не будет.