Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП Видео Уроки

  Все выпуски  

Институт НЛП


 

НЛП-Практик и НЛП-Мастер Интенсив
24 июля - 9 августа 2010

 

 

Размышления о Моделировании – Стив Андреас

(Это первый черновик некоторых идей и принципов моделирования, которые потребуют дальнейшего разъяснения, развития и пересмотра.)

Общие Принципы

Модели

Модель — это всего лишь более или менее точная метафора, созданная для лучшего понимания какой-то части мира. Когда физики описывают электрон как “частицу”, такое описание естественным образом приводит к одним представлениям и идеям и исключает другие. Когда же физики описывают электрон как “волну”, они обнаруживают такие идеи и приложения, которые не были им доступны в то время, когда они представляли себе электрон частицей. Так что же в “действительности” представляет собой электрон? Несомненно, ни “волну”, ни “частицу”. Будем надеяться, что однажды кто-нибудь предложит новую метафору, которая окажется ближе к “истинной” природе электрона и приведет к более глубокому и расширенному пониманию. В настоящее время некоторые физики пользуются метафорой “струны”, которая обладает одновременно и качествами частицы, и качествами волны и предоставляет возможность для объединения идей, возникших при исследовании обеих моделей — частицы и волны. Я не так хорошо знаю современную физику, чтобы оценить, сколько пользы  это новое описание принесло на данный момент.

Представления Фрейда о чувствах и эмоциях опирались на гидравлическую или “водопроводную” метафору (следуя теории Декарта о механизме работы мозга). Он представлял себе чувства, как жидкости, которые хранятся в человеке, и если они оказываются под давлением в одних жизненных ситуациях, то обязательно должны прорваться где-то в других. В древней терапии говорили о “изначальном море боли”, которое можно “иссушить” с помощью крика.

В противоположность этому НЛП предложило метафору в виде информационной системы, которая хранит информацию в виде воспоминаний, записанных в одной или нескольких репрезентативных системах, соответствующих пяти органам чувств. И только когда эти записи активируются, возникают связанные с ними ощущения (если они значимы). Если воспоминание не активировать, то и связанные с ним ощущения не возникают. CD проигрыватель может содержать множество музыкальных записей, но музыка возникает лишь тогда, когда они будут прочитаны лазерным лучом. Если бы мы воспользовались метафорой Фрейда для описания этого, то могли бы сказать, что компакт-диск переполнен музыкой, которая стремится к выражению (катарсис).

Представления о человеке как об информационной системе легко объясняют, почему катарсис не только оказывается неэффективным, но может обострить многие проблемы или даже создать новые. Но несмотря на то, что информационная метафора оказывается более продуктивной, чем гидравлическая метафора Фрейда, вполне может обнаружиться другая метафора, которая окажется еще более эффективной.

Описательный и инструктивный язык

Некоторые модели носят чисто описательный характер и не говорят вам, что делать. Транзактный анализ (ТА) был усовершенствованным описанием, которое в основном переводило модель Фрейда об ид, эго и суперэго на современный язык (ребенок, взрослый и родитель),

 

 

но это описание не давало ни методологии, ни технологии для  получения практической пользы от этого описания.

На практике, ТА позаимствовал методы и технологии из других направлений психотерапии и адаптировал их к своему описанию.

 “Диагностический и статистический ежегодник” по психиатрии содержит более 700 страниц с описанием проблем, от которых страдают люди, но в нем ни слова не говорится о том, как эти проблемы разрешать.

В противоположность этому инструктивный язык говорит вам о том, что следует делать, чтобы достичь цели. Поваренная книга написана инструктивным языком, потому что в каждом рецепте дается точная инструкция, что следует сделать, чтобы получить определенный результат. Рецепт определяет:

               1. результат (шоколадное пирожное или жаркое)

               2. список необходимых ингредиентов (мука, сахар, шоколад, т.п. или кусок мяса)

3. последовательный процесс смешивания и обработки этих ингредиентов, позволяющий получить желаемый результат

Технология

Поваренная книга по существу представляет собой список технологий, и любой человек может выполнить описанную в ней инструкцию и получить результат, даже не понимая процессов, которые лежат в основе. Несколько лет назад я слушал аудиозапись, на которой некто проводил тренинг и демонстрацию метода достижения прощения, разработанного Коннирой, мной и участниками нашего семинара по моделированию в 1990 году. (Статью об этом методе вы можете найти на Интернет-страничке центра NLP Comprehensive.) Его теория о том, как это работает, была очень сложна, но не имела ничего общего с нашими представлениями о методе. Тем не менее, он успешно провел своего пациента через все шаги метода и довел до состояния прощения. В некотором смысле то, что он сделал, может служить высшим комплиментом в адрес нашего метода, потому что инструкции оказались настолько точными и подробными, что любой человек сможет ими воспользоваться, не имея никакого понимания (или имея неправильные понимание), и все равно он будет работать.

“Словом “наука” можно назвать только то, что представляет собой сборник рецептов, которые всегда приводят к успеху”.

     — Поль Валери

Каждого из нас окружают технологии, которыми мы пользуемся, но едва ли понимаем,  и человеческой жизни не хватит, чтобы постичь малую долю современных технологий, даже если всю жизнь потратить на изучение их.  Когда мы пользуемся сотовым телефоном, автоматической коробкой передач или антибиотиками, у большинства из нас не возникает ни малейшего представления о физических и химических процессах, которые лежат в основе их действия.

 

 

Методология

Технология является конкретным приложением методологии (при этом неважно, известна эта методология или нет). В бронзовый век люди заметили, что медь, в которую был добавлен мышьяк или олово, становится гораздо тверже, но они не имели понятия, почему это происходит, а методология была разработана пять тысячелетий спустя после того, как люди поняли, каким образом небольшое количество инородных включений может блокировать проскальзывание слоев атомов друг относительно друга и тем самым сдерживать деформацию сплава под воздействием напряжения сдвига.

Методология представляет собой более общее понимание того, как работают вещи, в отличие от конкретного рецепта или продукта. Ричард Бендлер часто говорил, что “НЛП является методологией, которая оставляет за собой вереницу методик”. Большая часть тренингов по НЛП — это смесь методологии и технологии. Конкретные техники (например, излечение фобии или изменение личностной истории) изучаются вместе с элементами методологии (например, репрезентативными системами, субмодальностями, якорями), которые лежат в основе конкретных методик.

Знание методологии позволяет пользователю технологии применить ее в уникальной ситуации, в которой одного только знания технологии оказывается недостаточным. Методология также позволяет обнаруживать новые приложения, делать открытия и находить новые пути достижения таких результатов, для которых у нас уже есть техники.

Например, инженер, знающий технологию материалов и конструкций, может построить конкретное здание из самых разных материалов с применением большого разнообразия материалов и структурных элементов и, пользуясь математической моделью, строго рассчитать размеры, которые обеспечат прочность конструкции под воздействием внешних воздействий,таких как давление снега на крышу, наводнение, землетрясение и т.п. В противоположность этому, если тот же самый инженер будет знать только технологию кладки кирпичных стен, он сможет строить только узкий спектр типов зданий для нескольких видов окружающей среды.

 

***

6 сегмент 19 июня 2010. Продолжение тренинга с условным названием Практик Будущего (Практик Манипулирования). Основная направленность тренинга - обучение манипуляции и защите от нее. Ранее такого не преподавали. Рекомендуется также всем тем, кто уже проходил курсы в Институте НЛП. Для Вас особые условия. Позвоните в Институт НЛП. Новый взгляд и новая программа авторского курса Практик НЛП. Ведущий: М.Пелехатый. http://www.institutnlp.ru

 

***

Социальная сеть НЛП. Некоторые обсуждаемые темы в блогах на прошлой неделе http://nlpnet.ru/

 

 

    • Предсмертное письмо Габриэля Гарсии Маркеса
    • Что происходит?
    • Openmeta
    • "Рвет на части"
    • Lie2Me и измены
    • Мастерский клуб

 

***

Видеотренинги Института НЛП

Новый сегмент Практика НЛП. Здоровье и НЛП.

Ведущий – В.Янчиков. Работа с аллергиями. http://video-trainings.ru/

 


В избранное