Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП Видео Уроки

  Все выпуски  

Институт НЛП


НЛП-DHE ПРАКТИК ИНТЕНСИВ 2009

Наш седьмой летний НЛП-DHE Практик Интенсив. C 25 июля по 9 августа в Подмосковье. Регистрация открыта (985) 210-30-03

НЛП-DHE МАСТЕР ИНТЕНСИВ 2009

C 25 июля по 9 августа. В Подмосковье. Ведущие М. Пелехатый и Ю. Чекчурин (985) 210-30-03

 

Продолжение рассылки фрагмента из готовящегося к выходу двутомника С.Андреаса "Шесть слепых слонов".

Начало в предыдущих рассылках http://subscribe.ru/archive/psychology.nlpdhe/ начиная с 21 мая.

 

Часто родители передают ребенку множество сообщений «не», которые отрицают я-концепцию ребенка, например «Ты не умный», «Ты не красивый», и т.д. В ответ часто ребенок идентифицирует себя с чем угодно, поскольку любое ощущение себя лучше, чем ужасная пустота отрицания. Я писал более подробно о проблемных последствиях отрицательно-сформулированной я-концепции в других источниках. (6, гл. 11)

«Но». Один из мощных аспектов НЛП – обнаруживать внутренний опыт, который вызывается использованием определенного языка. Это позволяет нам использовать язык весьма определенным образом напрямую, чтобы получить тот результат, который мы хотим. Часто внимательное исследование одного единственного слова приносит большую пользу, и «но» - определенно одно из таких слов. Заметьте, что происходит в вашем внутреннем опыте, когда вы берете два любых предложения, связываете их словом «но», а затем повторяете те же два предложения в обратном порядке, и снова с «но между ними». Например, сравните:

«Ты мне нравишься, но есть кое-что, что меня раздражает».

«Есть кое-что, что меня раздражает, но ты мне нравишься».

В обоих случаях первый диапазон сокращается каким-то образом, в то время как второй становится основным фокусом внимания. Как именно это происходит зависит от конкретного человека. Когда я слышу слово «но», образ значения предыдущего слова быстро скользит влево, исчезая из поля моего внутреннего внимания, и все, что остается, это образ значения слов, которые следуют за ними. Другие могут видеть менее выделенную часть смазаннее, дальше или тусклее, а выделенную часть четче, ближе или ярче, и т.д. Мой старый преподаватель, Фритц Перлз, основатель гештальт-терапии, часто использовал «но» как убийцу, поскольку оно отрицает предыдущий диапазон.

Вы можете использовать такое переворачивание, когда другой человек использует «но» так, что это уменьшает то, что важно вам, и вы хотите это выделить. Старая бородатая шутка прекрасно это иллюстрирует. Мать говорит дочери: «Я знаю, он уродлив, но он богат». Дочь отвечает: «Мама, ты права. Я знаю, что он богат, но он уродлив».

Роберт Дилтс обратил внимание, что «хотя и» имеет очень схожий эффект, хотя и часто появляется в начале предложения, а не в середине. (27, стр. 18-20) Отметьте свой внутренний опыт, когда читаете два следующих предложения:

«Хотя и ты мне нравишься, есть кое-что, что меня раздражает».

«Хотя и есть кое-что, что меня раздражает, ты мне нравишься».

Зная то, как «но» или «хотя и» сокращает часть предложения, вы можете использовать их когда хотите (или должны) обратить чье-то внимание на что-то, но вы хотите чтобы оно стало менее важным или даже вообще исчезло из внимания слушателя. «Я знаю, что в этом предложении включены значительные затраты, но оно сократит накладные расходы и может удвоить объем ваших продаж». «Хотя и в этом предложении включены значительные затраты, оно сократит накладные расходы и может удвоить объем ваших продаж».

«Да, но... ». Когда люди говорят: «Да, но... », - они коротко признают, то, что сказал другой человек, и затем говорят то, что это отрицает. Когда люди осторожны или подозрительны, они часто отвечают, защищаясь, и могут отвергать все, что вы скажете и находить в этом проблемы, и неважно насколько разумным будет ваше предложение. «Да, я понимаю это, но в этом есть проблема».

Когда человек сосредоточен на проблеме, легко застрять в «туннельном видении» и забыть что причина обращения внимания на проблемы и мыслей о них в том, что вы можете найти способ разрешить их и сделать так, чтобы предложение работало. Переворачивание диапазона может снова вернуть то же обсуждение. «Да, я понимаю, что есть проблема, но в предложении все же очень много возможностей», - направляет внимание слушателя с проблемы и возвращает к большему диапазону потенциала предложения как целого.

Если вы ожидаете, что ваше предложение, скорее всего, будет встречено ответом «да, но... », вы можете опередить это и сказать противоположное того, что вы хотите, чтобы тот человек принял во внимание. Человек, который «да, но-кает» последовательно, будет, скорее всего, вынужден перевернуть его.

В примере, приведенном выше, если дочь (зная, что ее мать часто отвечает, используя «да, но... ») говорит: «Я не знаю, (пауза) он уродлив, (пауза), но он богат», мать, скорее всего, ответит: «Да, он богат, но он уродлив». Если мать не перевернет фразу, дочь всегда сможет продолжить, сказав противоположное – и теперь ее позиция – рассмотреть обе стороны вопроса, так что ее невозможно будет обвинить в том, то она застряла в узкой точке зрения!

Если вы хотите сделать предложение начальнику, который, как вы знаете из долгого опыта, часто находит какие-то возражения, или отвечает отрицательно и отвергает все предложение, вы можете сказать: «Вы, наверное, подумаете, что я сошел с ума, раз говорю такое, ... но я бы хотел предложить вам кое-что и узнать, что вы думаете». Если начальник склонен отвечать отказом, он должен будет сначала не согласиться с первой частью фразы, «Вы, наверное, подумаете, что я сошел с ума, раз говорю такое» (особенно если вы  остановитесь на секунду перед «но»). Это поместит его в позицию согласия с тем, что вы скажете после этого. В этот момент начальник уже имел возможность ответить отрицательно, и затем «но» отложит это в сторону, так что он, более вероятно, просто рассмотрит ваше предложение и оценит его настоящие достоинства и недостатки. Если вы достаточно уверены в том, что кто-то не согласится с тем, что вы скажете, дайте ему что-то еще для отрицания, что позволит ему рассмотреть предложение с более нейтральной точки зрения, или даже с позитивной.

Вы также можете явно дать возможность человеку обнаружить недостатки в вашем предложении, что, как вы знаете, он сделает в любом случае. «Вы, возможно, обнаружите множество недостатков в моем предложении, ... но я бы хотел предложить его вам, и узнать ваше мнение о возможных проблемах, которые в нем содержатся». Если человек, скорее всего, ответит отказом всему, что бы вы ни сказали, он, скорее всего, откажет и вашему предложению найти недостатки в вашем предложении, и будет, по крайней мере, менее жестким, делая это. Предлагая ему находить недостатки, вы присоединяетесь к тому, что он уже готов делать, так что противостояния тут нет. У него все еще могут быть какие-то возражения, но, скорее всего, без защитного и критического отношения, которое было бы в другом случае. Вы также выигрываете от этого, поскольку вам действительно необходимо знать о любых проблемах в предложении как можно скорее, так что вы сможете переделать его, чтобы разрешить их или минимизировать.

Затем, когда он находит что-то, чему возразить в предложении, и говорит: «Да, но X – это проблема», вы сможете перевернуть фразу, говоря: «Да, я понимаю, что X может вызвать проблему, но если мы сможем найти способ разрешить ее, я думаю, что предложение в целом может все еще стоить того, чтобы рассмотреть его более детально». Снова вы присоединяетесь к начальнику и сможете работать вместе по направлению к решению, вместо того, чтобы противостоять друг другу.

Когда человек говорит: «Да, X, но Y», вы можете также включить весь его ответ «Да, X, но Y» в часть «Да» вашего ответа «Да, но». «Да, то, что вы только что сказали, очень важно рассмотреть, но я думаю, что Z (то что вы хотите, чтобы он рассмотрел затем) тоже стоит того, чтобы о нем подумать». Вы сможете продолжать отвечать подобным образом столько раз, сколько захотите, чтобы удержать фокус дискуссии на вашем предложении. Поскольку большинству людей сложно отследить даже одно такое сообщение, это может быть особенно эффективным для того, чтобы люди продолжили уделять внимание тому, что, как вы считаете, важно и будут хотеть продолжать его рассмотрение и обсуждение.

Это очень полезные способы удерживать дискуссию в нужном русле и не застревать в борьбе с обыкновенными защитными ответами людей. Конечно, все эти ответы, и неважно, насколько искусно они сделаны, не спасут плохое предложение.

Использование «и» вместо «но». «Но» раскалывает наш опыт на два диапазона, разделяя наше внимание. В предложении: «Ты мне нравишься, но есть кое-что, что меня раздражает, слово «но» разделяет и отделяет то, что идет до него и после него. Теперь попробуйте сказать то же предложение, заменив «но» на «и». «Ты мне нравишься, и есть кое-что, что меня раздражает». …

Теперь я бы хотел, чтобы вы остановились ненадолго, чтобы больше осознать свой личный опыт. Подумайте о любом внутреннем конфликте или неконгруэнтности, которые у вас могут быть, и опишите это одним простым предложением. …

Скорее всего, вы обнаружите, что разделили две части конфликта использованием слова «но». «Я бы хотел, чтобы эта работа была сделана, но, кажется, я никогда не могу найти на нее время». «Я часто реагирую на чувства других людей, но редко говорю им об этом». «Я думаю о том, что бы я хотел сделать, но затем думаю обо всех трудностях, которые могут возникнуть». Теперь скажите себе свою фразу, заменив «но» на «и», и отметьте, насколько по-другому вы чувствуете себя при этом. …

«И» соединяет опыт вместе, что позволяет нам думать об обеих частях предложения одновременно. «Хорошо, вам нравится предложение, и в нем есть какая-то проблема». Это удерживает оба диапазона (предложение и проблему) вместе в сознании человека, и проблема может быть рассмотрена вместе с возможной полезностью предложения.

Однажды я работал с женщиной, которая сказала: «Я добрая, но иногда жестокая». Когда я попросил ее сказать это предложение с использованием «и» вместо «но», у нее выступили слезы на глаза, ей сдавило горло, поскольку эти два аспекта соединились снова, разделение исчезло, такая реакция на «и», которую я видел много раз.

Замещение «но» на «и» может казаться совершенно тривиальным изменением, но его очень просто сделать, как для себя, так и для других людей, и оно может иметь очень сильный эффект. (Отметьте обдуманное использование «но» и «и» в предыдущем предложении).

Продолжение в слудующей  рассылке

Некоторые ролики Института НЛП. Что внушают детям

http://rutube.ru/tracks/1159987.html?v=6e85def758506730fecc21c4553f89e9

Видеотренинги Института НЛП

http://www.video-trainings.ru/

Институт НЛП

http://institutnlp.ru/


В избранное