Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП Видео Уроки

  Все выпуски  

Институт НЛП


На этой неделе тренинг Lie 2 Me (Психология лжи и Неизвестные Психотехнологии).

Подробнее на сайте Института НЛП http://institutnlp.ru/news/view?id=92.

 

Продолжение рассылки фрагмента из готовящегося к выходу двутомника С.Андреаса "Шесть слепых слонов".

Начало в предыдущих рассылках http://subscribe.ru/archive/psychology.nlpdhe/ начиная с 21 мая.

 

Отрицательно сформулированные команды. Приходилось ли вам когда-либо говорить ребенку: «Не улыбайся!» Поскольку дети не слишком хорошо умеют обрабатывать отрицание, они вынуждены улыбаться, как потому что они получили отрицательно сформулированную команду, так и потому что они каким-то образом могут распознавать неконгруэнтные сообщения, и находят эту ситуацию забавной. Взрослые обрабатывают отрицание во многом похоже на то, как это делают дети, кроме того, что мы можем легче пойти дальше, чтобы получить опыт от чего-то другого. Отметьте свой внутренний опыт в своей голове, когда вы читаете следующее предложение:

«Я не хочу, чтобы ты думал ни о шустрых зубкотрубах, ни о милых коалах».

Отрицательно сформулированная команда – это любое предложение, которое отрицается. Когда мы общаемся с использованием негативно сформулированных команд, слушатель должен представить себе то, что отрицается, чтобы понять предложение. Затем он должен отделить его от этого представления каким-то образом, или закрыть его, или заставить исчезнуть, и т.д. Противостояние между отрицанием и отрицаемым опытом создает неотъемлемый конфликт или неконгруэнтность между ними. Поскольку внимание человека будет притянуто к отрицаемому диапазону, он будет склонен думать обо всем, что ему сказано не делать. Поскольку наше поведение следует из того, на что мы обращаем внимание, у человека будет позыв сделать то, что отрицалось, и он даже может это сделать. Часто это называют «сопротивлением» или «упрямством», но это может быть всего лишь следствием отрицаемого общения.

Когда один из родителей говорит маленькому ребенку: «Не сейчас», или «Это нехорошо», или «Не ной», отрицание применяется к диапазону опыта, который родитель не хочет, и хочет прервать его. Но если родитель не продолжит и не предложит ребенку позитивной альтернативы, ребенок застрянет с образом того, что отрицается и с неконгруэтностью, созданной отрицанием. Когда родитель тут же продолжает отрицание позитивным диапазоном, например «Позже», «Пожалуйста, попроси» или «Говори нормальным тоном», это перенаправляет внимание ребенка от неконгруэнтности отрицания на позитивное и конгруэнтное утверждение того, что хочет родитель в действительности.

Если родитель говорит подростку: «Не нервничай на экзамене сегодня», или «Не лихачь», и даже если подросток хочет сделать то, что говорят родители, он будет склонен делать противоположное тому, что хочет, поскольку его образы будут диапазонами того, что родитель не хочет, а не того, что он хочет, и эти образы направляют внимание и задействуют соответствующее поведение.

Конечно, отрицательные команды можно использовать позитивным образом, меняя содержание того, что отрицается. Например, «Я не хочу, чтобы ты был внимательным и чтобы чувствовал себя комфортно на экзамене сегодня». «Не веди машину внимательно и осторожно по дороге в школу». Эти предложения звучат немного странно, поскольку большинство людей даже не знают многое о коммуникации, чтобы понимать, насколько они могут быть полезными, так что особенно часто вы о них не услышите.

Они также звучат странно, поскольку критерии слов «внимательный» и «комфортно» и «внимательно» и «осторожно» звучат дискретно – все или ничего. Те же самые предложения будут звучать более естественно, если вы добавите определитель «слишком». «Я не хочу, чтобы ты был слишком внимательным и чтобы чувствовал себя слишком комфортно на экзамене сегодня». «Не веди машину слишком внимательно и осторожно по дороге в школу». Слово «слишком» создает континуум опыта, который пресуппозирует критерии континуума – в данном случае, «внимательно и комфортно» и «внимательно и осторожно».

Эти «позитивные» негативные команды работают, и действуют особенно хорошо с подростками и другими людьми, о которых говорят «упрямые», и которые обычно делают противоположное тому, что кто-то просит их сделать, поскольку считают это частью своей независимости. Поскольку вы говорите не вести машину осторожно, то если человек упрямый, он, скорее всего, будет еще больше стараться делать противоположное тому, что вы его просите, и будет вести осторожно.

Если бы вы предпочли не использовать отрицание совсем (и человек, с которым вы разговариваете, не упрям) используйте позитивно сформулированные команды. «Чувствуй себя уверенно и спокойно, когда будешь получать удовольствие от того, что справишься с экзаменом сегодня». «Веди машину осторожно, просто будь бдительным по отношению к другим машинам по пути в школу». Если бы у меня было достаточно возможностей для того, чтобы научить всех людей на свете одной вещи, я бы, скорее всего, научил бы их тому, как работают отрицательные команды, поскольку они настолько всеобъемлющи и вызывают у людей столько проблем. «Разве вы не видите, насколько важно понимание отрицания для вашей работы, и как много полезных применений имеет отрицание ?»

Продолжение следует...

 

Видеотренинги от института НЛП.

http://www.video-trainings.ru/

 


В избранное