Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП Видео Уроки

  Все выпуски  

Институт НЛП


Продолжение фрагментов к готовящейся к выходу в свет книги  C.Андреаса "Шесть слепых слонов".

(Начало главы в предыдущих рассылках).

Дискретные сигналы. В человеческом общении некоторые невербальные сообщения могут быть описаны как дискретные «мета»-сообщения, которые категоризируют вербальное сообщение на другом логическом уровне, в отличие от «пара»-сообщений, которые определяют диапазон. Есть одна история о лингвисте, который читал лекции об отрицании, и сказал: «Хотя и некоторые языки используют двойное отрицание, чтобы выразить утверждение, ни один язык не использует утверждение, чтобы выразить отрицание». Какой-то студент, сидевший в конце аудитории, выкрикнул саркастическим тоном: «Ну да, конечно!» Сарказм – это только один из многих невербальных сигналов, который обозначает отрицание. Качание головой, насмешка, поднятые брови, косой взгляд, могут отрицать то, что было сообщено; кивок, улыбка, или нисходящая интонация в конце предложения могут подтвердить его.

Это невербальное дискретное отрицание или подтверждение того, что было сказано, находятся на высших логических уровнях, поскольку относят то, что было сказано, в одну из двух очень общих категорий – правдивые вещи и неправдивые вещи, игра или драка, дела или развлечения, и т.д.

«Пара»-сообщения являются аналоговыми, а «мета»-сообщения – дискретными, благодаря чему их легко различать. Однако, любая вербальная коммуникация в основе своей аналоговая, данный диапазон опыта.  Она может восприниматься или как аналоговая, или как дискретная – в зависимости как от намерения коммуникатора, так и интерпретации получателя сообщения, и иногда сложно решить, что же из этого верно. Например, если человек говорит с вами на языке, который вы не понимаете, его намеренные дискретные сообщения будут получены как аналоговая тарабарщина, поскольку дискретные сообщения невозможно понять.

В каждодневном общении говорящий может сказать: «всегда» (дискретное), но слушатель может услышать: «большую часть времени» (аналоговое), и наоборот. Поэтому, на самом деле многое зависит от того, кто категоризирует, и это может быть или посылающий сообщение, или получающий его. Когда мы общаемся эффективно, мы соглашаемся, какие части коммуникации аналоговые, а какие дискретные.

В личном общении люди всегда обращают внимание на многие невербальные сообщения, или сознательно, или бессознательно, поскольку они являются очень важными индикаторами того, в какое взаимодействие мы вовлечены. Даже когда мы читаем письменное напечатанное сообщение, в котором невербальное общение почти полностью отсутствует, мы сделаем все возможное, чтобы категоризировать, какое это сообщение. Что, именно имела в виду Тетя Марта, когда писала, что кресло в гостиной «интересного стиля»? Была ли это критика, комплимент, простое описание, или она писала о том, насколько она наблюдательна?

Когда дискретное «мета»-сообщение неконгруэнтно вербальному сообщению, коммуникация двусмысленна, и слушатель может реагировать на одно сообщение, или другое, или на них оба. Поскольку у людей меньше сознательного контроля над своим невербальным поведением, часто невербалика считается более реальной или настоящей, поэтому люди часто доверяют и реагируют больше всего на это сообщение. Самой лучшей реакцией является осознавать и реагировать на оба сообщения.

Это именно то, что делают люди, когда флиртуют, шутят и бывают в других приятных и непринужденных ситуациях. Если человек говорит: «Что ты хочешь делать сегодня вечером?», при этом понимает брови, что означает сексуальный намек, другой человек может ответить: «Я не знаю, а что ты хочешь делать?», - с точно также поднятыми бровями – своеобразный способ сказать: «Я хочу, чтобы ты послал первое недвусмысленное сообщение». Говорят ли они о сексе, или о чем-то другом? Говорят ли они действительно о сексе, или только играют?

Двусмысленное общение может продолжаться какое-то время, пока они оба не договорятся, за каким значением они следуют. По существу, они выражают ту же неконгруэнтность, что и собаки, которых я описал выше, когда они еще не пришли к согласию по поводу того, будут ли драться или играть. Двусмысленность неконгруэнтной коммуникации защищает обоих участников от критики или отвергания того, что они сообщают, поскольку любой из них может сказать: «Я просто шутил», «Я не имел в виду это», или даже: «Как ты мог такое подумать!»

В других ситуациях слушателю может быть трудно реагировать на неконгруэнтное сообщение, особенно в контексте принуждения или власти, в котором существует «верный» способ ответить, а слушатель будет наказан, если ответит несоответственно. Часто слушатель будет наказан в независимости на какое сообщение он/она отреагировал/а и такие, и другие, «дабл-байнды» будут рассмотрены детально в главе 9.

Любопытно, что неконгруэнтное сообщение может также привести в ловушку того, кто посылает сообщение. Например, я вырос в семье, где общение по большей части было прямым, и где не знали сарказма. Однажды мы ужинали с другой семьей, и я попросил добавки картофельного пюре. Отец другой семьи сказал в шутку: «Конечно нет!», и я ответил: «О, ладно», принимая его отказ как конгруэнтный. Это заставило его почувствовать себя некомфортно, поскольку из-за этого он выглядел негостеприимным хозяином, а не шутником, и он должен был объясниться. Даже когда неконгруэнтное общение игривое и приятное, неуверенность двусмысленности всегда является потенциальным источником для недопониманий. Когда общение не игривое, это часто приводит к неприятным недоразумениям.

Видео Курсы от Института НЛП и совместные тренинги

Коллекция Видеотренингов


В избранное