Сегодня мы поговорим о том, как коучинг может помочь руководителю или акционеру четче взглянуть на свою компанию, в период кризиса.
Коуч знает, что люди по-разному воспринимают время. Принято выделять два вида восприятия времени: ассоциированное и диссоциированное.
При ассоциированном восприятии человек, как бы, находится внутри времени. Люди, предпочитающие данную стратегию, могут забывать обо всем, занимаясь конкретным делом, планирование для них, в первую очередь, – составление подробного списка дел на день. О таких людях говорят: за деревьями не увидел леса.
Те, для кого более характерно диссоциированное восприятие времени, склонны видеть всю картину целиком, планирование для них – составление общего плана проекта. Они очень хорошо понимают, к чему хотят прийти, видят весь путь. Но им очень сложно сосредоточиться на конкретных шагах по воплощению этого глобального плана.
Хочу отметить, что это, как и любое другое деление людей на типы, очень условно. Выше описаны крайности, а на самом деле в каждом из нас сочетаются оба подхода ко времени. Вопрос в том, какой мы используем чаще и насколько осознанно мы способны делать выбор между этими двумя стратегиями.
А при чем здесь кризис?
Дело вот в чем, любой кризис, в том числе, и тот, который мы сейчас наблюдаем/в котором мы сейчас живем (видите разницу между двумя фразами?), по сути, есть состояние одной большой проблемы или – великих возможностей. И это для всех. Но, что именно вы увидите, будет зависеть от того, как вы воспринимаете время.
Если вы ассоциированы с кризисом, для вас он, в первую очередь будет означать то, что происходит сейчас: проблемы, потерю заказов, нехватку денег и т.п. Как следствие, кризис вы будете воспринимать именно, как большую проблему. Если, при этом, вы - руководитель крупной компании, первые ваши распоряжения будут касаться сокращения издержек, с тем, чтобы сэкономленные деньги помогли нивелировать недополученную прибыль.
Если же вы предпочитаете диссоциированное восприятие времени, вы способны увидеть возможности, открывающиеся благодаря кризису. Вы сможете заметить, где ваши конкуренты начинают терять клиентов, и предпринять шаги, позволяющие «подхватить» этих клиентов. Например, если вы видите, что в соседнем магазине перестали выдавать бесплатные пакеты, поступите наоборот. Клиенты это оценят! А экономия конкурента не покроет потерю прибыли от тех денег, которые его клиенты отнесут в ваш магазин.
Вроде, все понятно, однако, проблема тут в следующем: если мы говорим о руководителях компаний, как правило, для них уже характерно диссоциированное восприятие времени. Почему же они, зачастую, не видят открывающихся в период кризиса возможностей?
Как я уже говорил, мы, в большинстве своем, способны как к одному, так и к другому способу восприятия реальности. И оказывается, в момент стресса, может произойти сшибка, переключающая наш «прибор», отвечающий за то, какую картинку мы видим. И если вы никогда не задумывались об этом феномене – восприятии времени, вы и не заметите, что что-то случилось, что-то пошло не так. Вроде, все нормально: все кругом говорят о кризисе, всем плохо, значит и я должен так же воспринимать
происходящее. Если же вы знаете об этих стратегиях, вы можете попробовать осознанно выбрать ту, которая поможет использовать потенциал кризиса.
Означает ли это, что компании, в которых руководство использовало ассоциированную стратегию, не выживут? Нет. Они вполне могут выжить, так как каждый день для них будет – борьба. Они не опустят руки, не сдадутся, не понадеются на волю обстоятельств. И тут как получится: они могут напрячь все свои силы и выплыть или сил не хватит, и они утонут. Но вот, что точно можно сказать, они не смогут вынести из кризиса новые возможности! В лучшем случае, они выживут.
Если вы хотите использовать возможности, открывающиеся на фоне кризиса, вам просто необходимо их увидеть. А они находятся «там», где-то в будущем. Поэтому так важно вспомнить о своей способности диссоциироваться с ситуацией, чтобы охватить как можно более широкое поле открывающихся возможностей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1: Ваше письмо будет опубликовано! Если хотите сохранить анонимность, сделайте соотвествующие пометки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 2: Возможности заочной консультации ограничены! Консультаныты не могут знать ВСЕХ Ваших обстоятельств. Бездумное использование заочных советов врача, психолога, строителя и т.п. может быть опасным!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 3: Мы не можем гарантировать ответов на все вопросы, так же как не можем гарантировать сроков ответа. Если Ваш вопрос действительно важен, подумайте об очной консультации.