В каждом языке есть слова и выражения, которые определяют время: «он живет прошлым», « у неё нет будущего», «идти в ногу со временем» и т.д. Причем, в разных культурах, время обозначается по разному: у некоторых это замкнутые циклы (рождение-смерть-рождение), у других время изображается в виде линии. Оказывается, люди не одинаково оценивают время, относятся к нему и идентифицируют себя на временной линии.
Кратко ориентацию человека во времени можно разбить на 3 блока:
1. Ориентирован на прошлое, на то, что было раньше. Человек может говорить, в основном в прошедшем времени, но не обязательно.
2. Ориентирован на настоящее, на то, что происходит сейчас.
3. Ориентирован на будущее. Может говорить, в основном в будущем времени, рассказывать о своих планах.
Такая ориентация часто становится основой для особых убеждений, в том числе ограничивающих. Например, если человек «застревает» в прошлом на своих ошибках, не ставит ориентиров на будущее или настолько живет мечтами, что забывает о радостях настоящего момента. Есть люди, которые как бы накапливают впечатления в настоящий момент, чтобы наиболее ярко их переосмыслить в будущем. Таким образом, восприятие «здесь и сейчас» притупляется. Или наоборот: построение планов, мечты о будущем – наиболее
приятные переживания, которые при наступлении долгожданного момента теряют свою актуальность.
С интерпретацией времени можно работать, но для начала полезно определить какой способ кодировки времени является привычным.
Способы кодировки времени
Как можно описать отличие прошлого времени от будущего? Что вы вкладываете в понятия прошлого и настоящего?
Попробуйте прямо сейчас представить себе вчерашний день. Представили? Теперь подумайте том, что будете делать завтра. Как вы для себя определяете, где находиться прошлое, где настоящее и будущее? Как вы узнаете, что какое- то событие уже произошло, а другое только предстоит выполнить? Как вы располагаете события прошлого, настоящего и будущего в пространстве?
Часто люди просто визуализируют события, т.е. представляют их в виде картинок. Если это так, то вы каким-то образом разграничили в пространстве картинки будущего и прошлого. Одну картинку вы поместили либо правее, либо выше другой. Одна может ближе, другая дальше. Ярче или тусклее.
Теперь нам нужно пойти дальше: продолжайте располагать события на линии времени, увеличивая временной промежуток. Такой визуализации можно научиться самому или в паре с другим человеком, который поможет вам осознать ваше расположение картинок будущего и прошлого. После того как вы нарисуете свою временную линию, а это можно сделать и на бумаге, вам будет легче понять о своем отношении к событиям прошлого, настоящего и будущего.
Интересно, что временные линии могут быть разными: у одних слева располагается прошлое, а справа – будущее. У других прошлое сзади, будущее спереди и как бы выше прошлого. У третьих- это 3 дороги: прошлое уходит влево, настоящее прямо, будущее вправо. Встречались линии времени, закрученные в спираль и в виде круга, где время располагается против часовой стрелки: справа прошлое, а слева будущее.
Чтобы понять какие линии могут мешать, еще раз подумайте, чем ваше прошлое отличается от будущего: как они отличаются по размеру, яркости, удаленности от вас. Как они сформированы: в виде слайдов или фильма, в цвете или нет. Вы видите себя в прошлом со стороны или вы видите то, что вы делали тогда и заново переживаете события? А в будущем? Постарайтесь свести все различия к четким определениям. Для чего это нужно? Сейчас, когда вы определились со своим способом кодировки времени, вы можете
протестировать и других. Возможно, вы выясните, что люди видят будущее расплывчатым.
Для них могут быть характерны такие трудности:
- неясные цели
- неуверенность
- трудность в планировании будущего
- отсутствие мотивации в достижении результатов
Помимо этого вы можете узнать, что окружающие жалуются на неорганизованность человека, о том, что он не ценит свое и чужое время, у него нет направления движения и т.д. Некоторые люди не замечают, что незапланированными действиями приносят неудобства. Обычно на это указывают другие.
В таком случае можно попробовать перекодировать временную линию.
Узнайте, как закодировано будущее вашего собеседника на данный момент. Где он его видит? Как? В виде линии или в виде другого образа.
Если будущее маленькое или тусклое, возможны проблемы с достижением целей.
Для ориентации на будущее необходимо:
- Прежде всего, осознать, что это эксперимент. Если не понравится, можно будет вернуться к старой временной линии.
- Начинайте проводить вашего собеседника через изменения: если его будущее находилось сзади, переместите его вперед. Если отрезок линии времени, относящийся к будущему, был коротким, удлините его. Сделайте его ярче, добавьте приятное чувство и звук.
- Пусть человек расположит на линии конкретные события, которые желаемы для него.
- Он так же может заложить в будущее ценности в общем (например, здоровье и благосостояние), без конкретных событий. Визуализируя будущее можно добавить ряд дополнительных линий, идущих недалеко от основной линии и соединяющихся с ней, для альтернативных решений. Можно расширять линию времени или каким либо образом украсить.
- Не забывайте об экологичности перекодировки: человеку нужно сравнить старую и новую линию времени. Новая должна нравиться больше. Если нет, то экспериментируйте дальше.
Тренинг НЛП для успеха предлагает одну из методик по работе с Линией Времени, а так же такие важные техники, как техника Взмаха, Рефрейминг,
Техника Замены сценария, Генератор Нового Поведения и ряд других. В июле скидка и подарок.