Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Медиация ровестников в Дании (часть 2)


Когда сильные эмоции рождают конфликты,

решением является школьная медиация

 Медиация ровесников – это неизменная составляющая техник разрешения конфликтов в школе Ранум (Ranum Skole). С тех пор, как начала использоваться медиация ровесников, количество продолжительных конфликтов между учениками снизилось, так как многие проблемные ситуации разрешаются с помощью медиации еще до того, как они перерастут в конфликт. На практике это означает большее благополучие в школе и, соответственно, лучшие условия обучения для учеников школы.

 В Ранум Школе работают с медиацией с весны 2004 года. Идея возникла в ученическом совете и была положительно принята школьными учителями и руководством. Ученический совет пригласил в школу Нину Раашу из Муниципалитета Копенгагена, чтобы рассказать школьным учителям и ученическому совету об этой технике: что это такое и как ее можно использовать. Сейчас новые медиаторы-ровесники обучаются каждый год, и школа вошла в национальную сеть школ, работающих по системе разрешения конфликтов.

  Способ разрешения конфликтов

Медиация ровесников – это способ разрешения конфликтов, при котором более старшие ученики проводят медиацию с младшими. На практике это означает, что если возникает конфликт между учениками, сами ученики решают – может быть, вместе с учителем, – возможно ли разрешение данного конфликта с помощью медиации. Если ответ положительный, то обращаются к одному из двух взрослых контактных лиц по вопросам медиации, работающих в школе.

- Как только мы узнаем о конфликте, мы начинаем выбор времени, места и подбор   нескольких квалифицированных медиаторов, - говорит глава отделения Соня Абрахамсен, одна из контактных лиц по вопросам применения медиации в школе.

Опыт школы показывает, что очень правильным является следование определенным рекомендациям при выборе медиаторов для различных типов конфликтов.

- Для начала медиаторы должны быть на класс или два старше, чем конфликтующие стороны, обратившиеся за медиацией. Затем медиатору не следует участвовать в медиации, если конфликт касается одного из его или ее лучших друзей. Организация нами медиаций – достаточно изменчива, и мы определяем конкретные условия ее проведения для определенного конфликта. Например, в основном девочки являются медиаторами в конфликтах, касающихся соперничества девочек, - говорит Соня Абрахамсен.

 С тех пор, как начала использоваться медиация ровесников, количество продолжительных конфликтов между учениками снизилось, так как многие проблемные ситуации разрешаются с помощью медиации еще до того, как они перерастут в конфликт.

Характерные особенности медиации в Ранум Школе:

·         20 медиаторов-ровесников;

·         Команда медиаторов формируется исходя из потребностей конкретной ситуации;

·         Конфликты учеников 7-9-х классов медиируются взрослым;

·         Часто конфликты касаются сильных эмоций, связанных с любовными романами, дружбой, соперничеством или борьбой за определенный статус;

·         Результатом медиации является снижение числа продолжительных конфликтов.

Медиаторы-ровесники с 4-го по 9-й классы

Ученики Ранум Школе могут становиться медиаторами с 4-го класса, и некоторые из них продолжают участвовать в проекте до 9-го класса. Обычно новоиспеченные медиаторы не проводят собственных медиаций в первые пару лет деятельности. Они принимают участие в специальных курсах и таким образом обучаются. Когда они переходят в 5-й или в 6-й класс, большинство из них уже готовы к проведению некоторых простых медиаций с учениками младших классов.

- Преимуществом такого значительного разброса возрастов является то, что у учеников есть возможность приобретения достаточно большого опыта в качестве медиаторов. Это означает, что они становятся все более профессиональными с возрастом, и со временем они могут делиться своими советами и руководствами с новыми медиаторами, - говорит Соня Абрахамсен.

 Обучение медиаторов-ровесников

Медиаторы-ровесники обучаются социальным педагогом Джонни Нильсенем, внештатным сотрудником Муниципалитета Лёгстера. Медиаторы-ровесники обучаются каждый год: частично в течение обучающего дня для медиаторов-новичков, частично – на следующий день для всех медиаторов – и новичков, и уже имеющих опыт проведения медиаций.

- Джонни Нильсен работает инструкторам оба дня. В первый день он освещает теоретические вопросы о том, что такое медиация, какова ее цель, какую роль выполняет медиатор и т.д. Кроме того, в первый день происходит работа с различными конкретными примерами применения медиации. На следующий день проводится только разбор конкретных примеров, - рассказывает Соня Абрахамсен.

Если медиация необходима ученикам 7-го-9-го классов, то ее проводит контактное лицо для ученического совета учитель Йенс Кристиан Уллвейт-Моэ, а если необходима внешняя помощь, то провести медиацию приглашают Джонни Нильсена.

Муниципалитет Лёгстера участвует в проекте по медиации конфликтов 12-ти-15-тилетних, координируемом Датским Советом по предотвращению преступлений.

Как участник проекта медиатор конфликтов Джонни Нильсен работает в среде молодых людей в качестве медиатора в школах, клубах и в свободное время.

Медиация конфликтов 12-ти-15-тилетних особым образом ориентирована на детей и молодых людей, которые могут совершить преступление, но также ее целью является и оказание поддержки молодым людям при обычных конфликтах, когда они не могут контролировать ситуацию.

 Конфликты и сильные эмоции

Часто конфликты учеников Ранум Школе возникают, когда ситуация касается сильных эмоций. Это может быть соперничество девочек, проблемы, связанные с любовными романами, буллинг, жестокость, провокационное поведение или борьба за определенный статус в классе. В школе замечена четкая взаимосвязь применения техники разрешения конфликтов и борьбой с буллингом, не имеет значения, называется ли требующая вмешательства ситуация конфликтом или буллингом, необходимо принимать меры, если ученикам некомфортно в школе. С помощью медиации делаются попытки пробудить взаимную симпатию и создать понимание между двумя сторонами. Если двое детей понимают друг друга, происходят гораздо большие изменения в их поведении, они перестают раздражать, дразнить друг друга.

- Медиация стала частью культуры в Ранум Школе. Все учителя и ученики знают о медиации как о возможном способе разрешения конфликтов, и многие пользуются преимуществами этого метода. В течение школьного года у нас происходит множество мелких и несколько серьезных конфликтов. Наше объединение медиаторов всегда готово участвовать в разрешении конфликтов и помогать с проблемами и разногласиями, которые возникают, - говорит Соня Абрахамсен.


В избранное