Разрешение конфликтов Медиация ровестников в Дании (часть 1)
Чтобы вы не думали, что школьная медиация существует только в России :-) , я предлагаю серию материалов о медиации ровестников в других странах. Начнем с Дании.
Школьная медиация в Дании – краткий обзор с сайта
В Дании сейчас много говорят о конфликтах и необходимости применения различных методов и приемов управления и разрешения как небольших, так и масштабных конфликтов. Применительно к школьной среде дискуссия ведется о социальной сфере и взаимовлиянии благополучной среды и обучения; для того чтобы обеспечить наилучшую образовательную и обучающую среду, необходимо избегать столкновений, буллинга (физический и/или психологический террор в отношении
ребенка со стороны группы одноклассников), нецензурной лексики и постоянного изменения социальных стандартов среди учеников и в классе.
В Дании школьная медиация - это термин, относящийся к школам с хорошо организованным использованием методики разрешения конфликтов как метода улаживания конфликтов между учениками и персоналом. Медиация может проводиться взрослыми и/или учениками в качестве медиаторов.
В основном только начальные школы стараются использовать альтернативные методы разрешения конфликтов, включая медиацию. Она проводится на добровольной основе и может быть организована по-разному. Через управление жизнью школы некоторые муниципалитеты начали требовать использования методик разрешения конфликтов в подведомственных им школах – в том числе и когда речь заходит о медиации ровесников, одном из предлагаемых типов медиации,
когда старшие ученики проводят медиацию с учащимися младших классов в школе.
Не существует никаких директив или приказов Министерства о применении школьной медиации, но школьная медиация, особенно медиация ровесников, может стать методом выполнения других обязательных требований властей к школе. Это относится к требованиям о развитии личности ученика в целом, включая социальные навыки и умение общаться разрешающим конфликт образом, чему ученики должны обучиться в соответствии с требованиями обучения датскому
языку. Школьная медиация и альтернативные методы разрешения конфликтов и участия учеников в этом процессе вносят существенный вклад в улучшенную модель образовательной среды, и таким образом, выполняются некоторые положения закона.
В Дании школьная медиация все еще находится в начальной стадии своего развития, но первые результаты показывают, что она способствует повышению гармонии, чувства счастья и безопасности в школе и развивает определенные способности, как у учеников, так и у персонала школ. Это те результаты, которые могут существенно улучшить взаимодействие между социальной и профессиональной жизнью в школе.
Опыт также показывает, что школьная медиация часто требует культурных изменений путем нового понимания или новых вариантов совершения привычных действий, что также меняет и глубокие внутренние модели ролевого поведения и паттерны как учеников, так и персонала школ. Имеют ли учителя возможность «возвратить» конфликты ученикам, и получают ли ученики необходимые условия для конструктивного управления конфликтами?
Школьное руководство играет значительную роль в превращении школьной медиации в успешную технику. Руководство должно принимать решения, изыскивать ресурсы, вести за собой и гарантировать спокойную организацию и поддержание интереса к проекту. Также обязанностью руководства школы является осуществление взаимодействия школьной медиации с другими видами деятельности, потребностями и дополнительными направлениями работы школы.
Точное число школ Дании, использующих в своей работе школьную медиацию, - неизвестно, но по приблизительным оценкам их от 30 до 50, и это количество в ближайшем будущем будет увеличиваться, так как интерес к медиации растет.