Разрешение конфликтов Два отзыва о восстановительном подходе
Принимаю зачет у студентов (будущих юристов-психологов)в Московском государственном психолого-педагогическом университете, где мы с моей коллегой Л.М. Карнозовой вели курс «Введение в восстановительное правосудие».В конце зачета прошустудентов письменно ответить на вопрос «Почему я буду (или не буду) использовать восстановительный подход в своей практике».Я намеренно использовал слово «практика» и «подход», чтобы не ограничивать
студентов только профессиональной сферой.
Хочу привести два достаточно типичных ответа.
«Я не верю в этот подход. Это не панацея. Может в мелких делах ипроисшествиях этот подход подойдет, но всерьезных делах я придерживаюсь мнения, что должно быть наказание. Мало кто верит в восстановительный подход: ну разве будет потерпевший прощать своего обидчика за боль (физическую и душевную), которуюпричинил ему обидчик? Я рассказывала людям об этом подходе, и онине поверили в то, что
это поможет и действительно нужно обществу. Я, скорее всего, не буду использовать в своей практике этот подход хотя бы потому, что у меня не получается не занимать ни одну из сторон, как это нужно в восстановительном подходе. Я буду занимать чью-либо сторону (и, скорее всего, обиженного). Я не отказалась бы попробовать провести примирительную встречу раз-два, но заниматься этим по жизни мне не хочется. Наше общество не готово к восстановительному правосудию, общество привыкло к тому, что должно быть наказание,
привыкла к этому и я.Я не верю в эффективность данного подхода.»
Студентка группы ЮП 3.2
И второе письмо. Примечательно тем, что человек делал некоторые самостоятельные шаги, пытаясь понятьсуть подхода.
«Конечно, в течение курса возникла масса сомнений, но и убедительных сторон для меня оказалось значительно больше. Сам подход: выстраивание контакта, беседа и разъяснение сложных и криминальных ситуаций, отражение чувств и эмоций обеих сторон является нравственным моментом. И мы как цивилизованная страна должны стремиться дипломатично улаживать конфликты. Произойдет некоторое «оздоровление», так как работа над собой затрачивает массу усилий, но, как правило, приводит кположительным результатам. (…). Побывав на практике в средней школе, японяла, что восстановительный подход необходим, так как, если я правильно поняла, то работа медиатора направлена (по трансактному анализу[1]) на поддержаниепозиции сторон и выведение беседыан уровень взрослый-взрослый, но с проговариванием чувств и эмоций.Также в поддержание моей веры в восстановительной
правосудие я на практике у своих одиннадцатиклассников провела анкетирование,в котором ребята достаточно четко сформулировали, для чего нужно восстановительное правосудие, актуальность подхода и многие другие вопросы. И они однозначно приняли ВП.А последние слова -за молодежью, и они приняли этот подход! Значит, я считаю, не стоит останавливаться на достигнутом, а просвещать общество о новом способе решения конфликтов различного рода!»
Шичина Екатерина, группаЮП 3.1
Что скажете? Есть будущее у восстановительного подхода?
Применяете ли вы сами то,что читаете в рассылке? Напишите, что вам удалось, что нет.
Счем вы согласны, что кажется непонятным? Что спорным, с чем согласиться не можете?
Почему-то считается, что медиатор должен быть некоторым супер-психологом. Может оказаться, что некоторые люди не проводят медиацию, поскольку «не имеют психологического образования». Так вот, к нам из Франции приезжал Роб Ван Паже - один из крупнейших специалистовпо семейным конференциям(напомню, это когда медиация проводится в семье подростка-нарушителя, а затем все специалисты уходят, и семья сама принимает решение по выходу из ситуации; я об этом недавно
писал в рассылке). Так вот, РобВан Паже проводит вводный тренинг по медиации, ав конце группе говорит: «Из вас никто не сможет быть медиатором!»
Мы: «Как так, почему??!».
А он отвечает: «Вы все психологи и социальные педагоги (что, в целом, правда), а мне нужны «простые» люди -водители трамваев, булочники и пр.! Подберите таких к следующему разу.»
И мне кажется, я начинаю понимать его мысль (хотя полностью принять не могу).Если медиатор НЕ ПСИХОЛОГ, не специалист, то, во-первых, стороны и не ждут от него решения, а ищут его сами. А во-вторых, у него нет мысли им что-то посоветовать «с точки зрения профессионала». Он не будет напрягаться, если он не знает решения: он всего лишь булочник-медиатор J.А вот эго специалиста смирить
куда труднее.
Все вышесказанное не означает, что мы должны идти этим путем (у России всегда своя дорога J), но означает, что не стоит ждать, пока получишь психологическое образование.
Нужно пробовать!
Жду откликов.
Антон
[1] Видимо имеются в виду идеи Э. Берна, изложенные в книге «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди».