Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Передача конфликта из школы в семью


В выходе рассылки возникают перерывы, связанные с рождением у меня второго сына. Но постепенно все наладится J

 Сегодняшняя тема:

Как школьные конфликты влияют на семью?

Раньше я  сам об этом не задумывался, пока эта тема не нашла отражение на семинаре, который мы проводили в Новосибирске. Мы попросили участников семинара показать в сценках типичные способы реагирования школы на конфликты. И вот ситуация по мотивам реальных событий, рассказанных педагогами школ и психологами социального центра.

 Ситуация первая:  проступок подростка  --  драка на уроке перед контрольной. Учитель «не имеет времени» на решение ситуации, ругается и просит разобраться их классного руководителя. Тот ругается и отправляет ребят к директору. Директор ругается, угрожает (выгоном из школы, передачей дела в милицию и пр.) и  отправляет провинившихся  ребят к социальному педагогу. Тот ругается, угрожает и вызывает в школу родителей. Родители извиняются, обещают разобраться и все уладить. Назавтра в школу приходят  тихие ребята. Иногда с  синяками от воспитания родителей.

Обратите внимание, как не решая ситуацию (произошедшую в школе), школа выдавливает  конфликт в семью, где он:

  • или развивается между родителями (о методах воспитания и т.п.), поскольку все после работы и посещения школы  эмоционально «заведены».
  •   или родителя наказывают подростка (или школа наказывает подростка руками родителей).

Бывает и по-другому. В школу приходит обаятельная мама, такая большая умница. Педагоги радуются и жалеют ее: «Такая хорошая мама, а сын такой хулиган!». В результате родители объединяются со школой против ребенка (который это чувствует), и ребенок, теряя опору в семье, идет  за утешением  к друзьям.

Если же родители занимают сторону ребенка, то ситуация не становится проще: получается, они должны   согласиться с тем, что педагоги не правы, но тогда логичный вопрос, на который ответа у родителей обычно нет:  «Зачем назавтра идти в школу к этим педагогам?». И ребенок в такой «мутной» ситуации приспосабливается и учится манипулировать взрослыми. Что наверняка отражается на его характере.

 

Резюме. Я хотел еще раз подчеркнуть важность решения в школе конфликтов  (а не вытеснением их за пределы школы в подростковые разборки на задворках или перекладывание на семью). И основным методом я вижу медиацию (проведение примирительных встреч) в школьной службе примирения, когда обе стороны в ходе переговоров находят выход из конфликтной ситуации.

P.S. У меня есть описание создания городской системы школьных служб примирения на основе опыта города Волгограда, где службы примирения существуют в 22 школах. Мне кажется, что это  важный материал для тех, кто захочет управлять  проектом на городском уровне.  К сожалению, размер текста значительный, поэтому в рассылку его не поместишь. Да, это наверно и не нужно.  Но я могу выслать желающим. Напишите мне на адрес Konovalov_Anton@mail.ru и я пришлю текст.

Антон


В избранное