Разрешение конфликтов Передача конфликта из школы в семью
В выходе рассылки возникают перерывы, связанные с рождением у меня второго сына. Но постепенно все наладится J
Сегодняшняя тема:
Как школьные конфликты влияют на семью?
Раньше ясам об этом не задумывался, пока эта тема не нашла отражение на семинаре, который мы проводили в Новосибирске. Мы попросили участников семинара показать в сценках типичные способы реагирования школы на конфликты. И вот ситуация по мотивам реальных событий, рассказанных педагогами школ и психологами социального центра.
Ситуация первая:проступок подростка--драка на уроке перед контрольной. Учитель «не имеет времени» на решение ситуации, ругается и просит разобраться их классного руководителя. Тот ругается и отправляет ребят к директору. Директор ругается, угрожает (выгоном из школы, передачей дела в милицию и пр.) иотправляет провинившихсяребят к социальному педагогу. Тот
ругается, угрожает и вызывает в школу родителей. Родители извиняются, обещают разобраться и все уладить. Назавтра в школу приходяттихие ребята. Иногда ссиняками от воспитания родителей.
Обратите внимание, как не решая ситуацию (произошедшую в школе), школа выдавливаетконфликт в семью, где он:
или развивается между родителями (о методах воспитания и т.п.), поскольку все после работы и посещения школыэмоционально «заведены».
или родителя наказывают подростка (или школа наказывает подростка руками родителей).
Бывает и по-другому. В школу приходит обаятельная мама, такая большая умница. Педагоги радуются и жалеют ее: «Такая хорошая мама, а сын такой хулиган!». В результате родители объединяются со школой против ребенка (который это чувствует), и ребенок, теряя опору в семье, идетза утешениемк друзьям.
Если же родители занимают сторону ребенка, то ситуация не становится проще: получается, они должнысогласиться с тем, что педагоги не правы, но тогда логичный вопрос, на который ответа у родителей обычно нет:«Зачем назавтра идти в школу к этим педагогам?». И ребенок в такой «мутной» ситуации приспосабливается и учится манипулировать взрослыми. Что наверняка отражается на его характере.
Резюме. Я хотел еще раз подчеркнуть важность решения в школе конфликтов(а не вытеснением их за пределы школы в подростковые разборки на задворках или перекладывание на семью). И основным методом я вижу медиацию (проведение примирительных встреч) в школьной службе примирения, когда обе стороны в ходе переговоров находят выход из конфликтной ситуации.
P.S.У меня есть описание создания городской системы школьных служб примирения на основе опыта города Волгограда, где службы примирения существуют в 22 школах. Мне кажется, что это важный материал для тех, кто захочет управлять проектом на городском уровне. К сожалению, размер текста значительный, поэтому в рассылку его не поместишь. Да,
это наверно и не нужно. Но я могу выслать желающим. Напишите мне на адрес Konovalov_Anton@mail.ru и я пришлю текст.