Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Как вписать службу в школу


В Волгограде 28 февраля будет проходить конференция школьных служб примирения. Будет представлен опыт работы 22 школ города, в которых существуют ШСП. Выступают взрослые и подростки.  В рамках конферецнии будут организованы следующие мастерские:

  • Философия примирения. Ценности восстановительного правосудия и примирения.
  • Психология примирения. Мастерство ведущего программ примирения
  • Технологии примирения. Практикум и ролевые игры.
  • Влияние примирения. Детское журналистское расследование.
  • Вдохновение примирения. Творчество детей по теме проекта.

С вопросами звонить по телефону .8-905-482-7549 Северина Ольга Анатольевна

А мы продолжаем  статью, начатую в прошлых рассылках.


Школьная служба примирения и ее взаимодействие с административным процессом

Каким образом службу примирения вписать в структуру школы?

Организационными задачами являются: разработка способов получения информации и дальнейшее реагирование учреждения на результаты программы.

В нашей практике информация о конфликте поступала из следующих источников:

  • От администратора школы (например, заместителя директора). В этом случае администратор передает часть своей власти и ответственности службе примирения. Поэтому между ними должны быть отношения сотрудничества. Фактически, это происходит в тот момент, когда администратор говорит пришедшим к нему конфликтующим сторонам (или тем, кто их привел): «Вначале обратитесь в службу примирения». При этом у обидчика есть выбор: придти на программу примирения, или же дело пойдет обычным административным путем. И иногда именно угроза вызова на педсовет (в КДН, заведенное уголовное дело) заставляет нарушителя сделать первый шаг в направлении разрешения конфликта[1] , но еще не дает возможности собственно разрешить конфликт и изменить свое поведение[2] .
  • «Почтовый ящик», в который бросают заявки все желающие. Здесь мы столкнулись с тем, что в большинстве заявки были анонимными, и с тем, что от личной встречи участники отказывались, предполагая, что мы разрешим конфликт в их отсутствие. Видимо, необходимо шире информировать коллектив школы о целях службы, использовать специальные бланки для заявок, продумывать место для ящика, где его не могли бы испортить и прочесть информацию, но при этом соблюдалась бы конфиденциальность[3] .
  • Самостоятельные обращения какой-либо из сторон. В этом случае приходится продумывать стратегию приглашения второй стороны (поскольку, как правило, информировать администрацию стóроны не хотят). Кроме того, часто в службу  обращаются родители по поводу ситуаций непонимания с детьми.
  • Последний источник – когда сами участники службы были свидетелями конфликтов. В этом случае они приглашают участников на программу. Но быть ведущим в этом случае рекомендуется кому-то другому, чтобы у ведущего не нарушалась нейтральность по отношению к сторонам конфликта.

Возможны и другие варианты, однако в нашей практике все остальные источники оказались ситуативными, поэтому службы создавались при определенном источнике информации о конфликтах.

На данный момент можно говорить о трех моделях службы:

  1. Служба состоит из взрослых (социальные педагоги, психологи и т. д.)
  2. Служба состоит из подростков, получающих информацию от администрации
  3. Служба состоит из  подростков, получающих информацию от неформальных подростковых лидеров.

 Что касается взаимодействия службы примирения с административными решениями, то возможен выбор моделей между двумя крайними точками: только административным решением и только службой. Чаще информация поступает ко взрослому, который проводит необходимое расследование, предупреждает обидчика  о возможных последствиях и предлагает воспользоваться возможностями программы примирения. По результатам прохождения школьником  программы примирения (или в случае отказа от участия в ней) выносится административное решение (ставить ли на внутришкольный учет, выносить ли на педсовет, передавать ли в КДН и т.д.). Основанием для вынесения решения может служить примирительный договор, подписанный сторонами. Кроме того, в договоре может отражаться реабилитационная программа (программа по изменению причин противоправного действия) составленная вместе с участниками конфликта. Выполнению этой программы способствует социальный работник или психолог. 

Остается пока не изученным вопрос о первичном реагировании: что делать, когда дерущихся подростков разняли и привели к администратору. В этом состоянии нельзя проводить примирение (еще слишком сильны эмоции) и нельзя отправить их обратно в класс (из опасений продолжения конфликта). Желательно развести их  по разным комнатам, но это представляется маловероятным.

Разумеется, для складывания авторитета службы она должна не только эффективно  разрешать конфликтные ситуации, но и  пропагандировать свой подход и свою деятельность.  Можно самим  членам службы предложить  придумать способы рекламы. Это могут быть стенгазеты, выступления перед классами,  футболки  с символикой службы, значки и пр. Причем эта реклама должна быть рассчитана не только на учащихся, но и на учителей школы.

 


[1] Программа примирения может не отменять педсовет или заседание КДН, но в этом случае при вынесении решения результаты программы примирения должны учитываться. Кроме того, представляется, что и само заседание должно строиться иным способом, не ставящим на подростке клеймо хулигана и преступника. Более подробно об этом можно познакомиться в изданиях Центра «СПР».

[2] Надо отметить, что для обидчика участие в программе примирения  не менее сложно, чем присутствие на педсовете или в КДН. Ведь ему приходится реально брать на себя ответственность за причиненное зло, а не просто выслушивать наставления.

[3] В нашей практике ящик стоял возле охранника.


В избранное