Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Школьная служба примирения.


Участие подростков в службе примирения (продолжение статьи)

Известный факт, что подростки практически не допускают взрослых в свой мир и крайне негативно относятся к ябедам и «доносчикам». А если взрослому нет входа в подростковый мир, то, может быть, решением конфликтов и криминальных ситуаций должны заниматься сами подростки? Наш опыт[1] показывает, что это возможно, если ребят специально для этого подготовить, то есть обучить проведению программы примирения и создать детскую группу, наделенную определенным авторитетом, встроенную в систему школы – школьную службу примирения.

 

Педагогами и администрацией  высказывались следующие опасения:

Дети не могут разрешать конфликты.

Действительно, без подготовки не могут. Но, как показала наша практика, обученные подростки гораздо лучше понимают своих сверстников и справляются со многими сложными ситуациями (многомесячные прогулы, конфликты учитель – ученик, подростковые «стрелки», конфликты между детьми разных национальностей и пр.).

Программа примирения помогает избежать наказания и этим приучает нарушителей к безответственности.

Но, главный вопрос программы – личная ответственность нарушителя перед жертвой. И, если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят. В случае отказа нарушителя или неудовлетворения жертвы дело передается в традиционные структуры (педсовет, совет по профилактике правонарушений и пр.). То есть, программа примирения является альтернативой существующим способам реагирования.

Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях.

Каждый подросток стремится к самоутверждению, и это естественное желание. Но, чтобы это стремление не вышло за этические границы, службу курирует взрослый (например, заместитель директора по УВР или социальный педагог), который помогает в сложных случаях, а также обсуждает результаты проведенных программ. Кроме того, на этические моменты (которые могут быть прописаны в кодексе ведущего) нужно обратить внимание в процессе подготовки подростков – ведущих примирительных встреч.

Участники встречи могут отомстить ведущему встречи.

Если ведущий не будет сохранять нейтральность и учитывать интересы сторон, то такая опасность существует. Поэтому ведущие работают только при добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В сложных случаях предполагается участие взрослого. Стоит упомянуть, что за все время работы служб примирения не было случаев агрессии в отношении ведущего со стороны участников.

 В школьной службе примирения должен быть взрослый, который курирует работу, помогает решать организационные вопросы, разрешает проблемы, возникшие при проведении программ и т.д. Взрослый, курирующий детскую службу, должен поддерживать принципы программ примирения и уметь организовать неформальную подростковую группу.

Кроме создания собственно службы примирения, можно работать над созданием поддерживающего окружения службы, в том числе:

  • Группы поддержки. Это ребята, которые сами не проводят программы примирения, но при этом поддерживают их идеи. Поэтому, когда они узнают о конфликте, то могут квалифицированно сориентироваться в происходящем и направить участников конфликта в службу примирения. В результате служба будет постоянно в курсе происходящего в школе.
  • Клуба ведущих, в котором ребята учатся работать качестве ведущих программ примирения, анализировать свою деятельность, и куда могут придти желающие обучаться бесконфликтному поведению[2].
  • Клубов, ориентированных на организацию программ реабилитации и обучения просоциальным навыкам: взаимодействию с людьми, организованности, неагрессивному поведению и пр.
  • Социальной службы, в которой старшие подростки курируют младших из «группы риска». Для этого старшие ребята получают навыки установления контакта, диагностики ситуации, составления реабилитационной программы и курирования ребенка в ходе выполнения этой программы. Для социальной службы важна координация действий с психологом[3].

Набор в группу ведущих можно осуществлять разными способами.

Сложность состоит в том. что если же попросить учителей осуществить набор, то есть большая вероятность что в группу пригласят пай-мальчиков и отличниц, не пользующихся авторитетом у большинства школьников,  или отправят хулиганов на перевоспитание. А нам важно мнение всего школьного коллектива (учеников, педагогов, администрации).

Первый способ:  путем анонимного опроса учащихся на тему «кому в школе вы доверяете, если поругались?». Если человека  выделили три и больше ученика (чтобы отсечь «подружек», то мы его включаем в список. Параллельно рассказать о создающейся службе и  спросить, кто хочет этим заниматься –  получаем второй список. На пересечении двух списков составляем третий и показываем его куратору (он тоже член школьного коллектива и его мнение нам важно равно как и мнение школьников) или администратору, который отвечает за создание службы. После внесения изменений куратором (если такие есть) мы получаем группу на вводный тренинг -  около 30 человек плюс несколько педагогов. Со временем 2/3 отсеются и мы получим необходимые 10-12 человек 

Вторым способом может быть проведение тренинга по конфликтологии для большинства учеников (например, для всей параллели классов или для всей школы) и приглашение в группу наиболее активных участников.

Можно также пригласить всех желающих, учитывая, что некоторые потом отсеются в процессе собеседования или учебы, но тогда надо решать вопрос с постоянным обучением.

В дальнейшем хорошо приглашать ребят, прошедших программы в качестве участников:   попробовав программу  на собственном опыте, они знают ее результативность. А поскольку это обычно конфликтные ребята, то для них участие в программе становится очень актуальным, помогает самореализации.  Не говоря уже о том, что они лучше «пай-девочек» знают подростковые отношения в школе.

 

Продолжение следует…

  E-mail:  Konovalov-A@yandex.ru


[1] Во многих городах России. Подробнее см. сайт www.sprc.ru . ("направление деятельности" – "Школьные службы примирения").

[2] В клубе с подростками -  ведущими встреч проводят супервизию опытные ведущее (то есть подростки рассказывают, что было удачно, что нет, какие сложности возникли, как их можно решить; обсуждается,  вопрос о соблюдении подростком принципов ведущего программ примирения и т.п.)

[3] Возможно также создание службы занятости, в которой ребята за выполнение необходимых школе работ смогут зарабатывать деньги (что важно и для возможного возмещения ущерба, которое часто необходимо при разрешении конфликта); пресс-центра, освещающего работу службы примирения и т. д.


В избранное